Тема 2. Психическое развитие человека в трудах зарубежных и отечественных психологов

Цель занятия: закрепить и расширить полученные знания о психическом развитии человека в трудах зарубежных и отечественных психологов.

Семинарское занятие – 4 часа

План

1. Характеристика зарубежных теорий психического развития человека.

2. Источники девиантного поведения с точки зрения зарубежных теорий психического развития личности.

3. Характеристика отечественных теорий психического развития личности.

4. Источники девиантного поведения с точки зрения отечественных теорий психического развития личности.

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса изучаются: психоаналитическая теория развития ребенка З. Фрейда (понимание источника психического развития ребенка З. Фрейдом). Социогенетическая теория развития Э. Эриксона (понятие стадий и кризисных ситуаций в теории Э. Эриксона, нормальная и аномальная линии развития). Когнитивная теория развития Ж. Пиаже (взаимодействие между организмом и средой как основное положение когнитивной теории Ж. Пиаже, соотношение биологического созревания и обучения), экологическая модель психического развития У. Бронфенбреннера.

При подготовке второго вопроса анализируются источники девиантного поведения среди сотрудников и спецконтигента уголовно-исполнительной системы, с точки зрения основных зарубежных теорий развития (психоаналитической – З. Фрейда, социогенетической – Э. Эриксона, когнитивной – Ж. Пиаже, экологической модели развития человека У. Бронфенбреннера).

При подготовке третьего вопроса рассматривается культурно-историческая теория развития Л.С. Выготского (роль и место культуры в процессе психического развития человека, роль языка в процессе психического развития речи, понятие о зонах развития, понятие кризиса развития, основные характеристики возрастных кризисов). Концепция психического развития ребенка А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина (понятие ведущего вида деятельности, характеристика видов ведущей деятельности, этапы психического развития ребенка по Д.Б. Эльконину). Развитие личности по А.В. Петровскому (характеристика трех фаз социализации: адаптация, индивидуализация, интеграция). Развитие ребенка как процесс последовательного формирования личностных новообразований в работах Л.И. Божович. Развитие личности как уровневое, последовательное формирование структуры самосознания в работах В.С. Мухиной.

При подготовке четвертого вопроса анализируются источники девиантного поведения среди сотрудников и спецконтигента уголовно-исполнительной системы, с точки зрения основных отечественных теорий развития (культурно-историческая теория развития Л.С. Выготского; концепция психического развития ребенка А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина; развитие личности по А.В. Петровскому, Л.И. Божович, В.С. Мухиной).

Темы рефератов

1. Сравнительные исследования нормы и патологии как методы изучения психического развития в концепции А. Валлона.

2. Проблема связи исторического и индивидуального в теории рекапитуляции Ст. Холла.

3. Учение о действии в работах А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина.

4. Роль общения в психическом развитии ребенка.

5. Проблема обучения и развития в современной отечественной психологии.

6. Характеристика детских возрастных кризисов в работе Л.И. Божович.

7. Характеристика уровней развития личности в онтогенезе в работах Д.И. Фельдштейна.

Используемая литература: [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 17, 22, 26, 31, 39, 48, 49, 50].

Тема 3. Проблема периодизации психического развития

Цель занятия: закрепить и расширить полученные в ходе лекционного занятия знания по проблеме периодизации психического развития человека в зарубежной и отечественной психологии.

Семинарское занятие – 4 часа

План

1. Общая характеристика и анализ подходов к проблеме периодизации. Понятие возраста, кризиса возрастного развития.

2. Возрастная периодизация в зарубежной психологии. Теория психического развития Э. Эриксона.

3. Возрастная периодизация в отечественной психологии.

4. Особенности прохождения возрастных кризисов осужденных, подозреваемых, обвиняемых в условиях уголовно-исполнительной системы.

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса необходимо рассмотреть сущностное содержание проблемы периодизации (понятие возраста, границы возраста, кризиса возрастного развития, источники возрастных кризисов, специфика их протекания). Рекомендации к организации психологического сопровождения человека в период прохождения возрастных кризисов.

При подготовке второго вопроса изучается возрастная периодизация в зарубежной психологии. Необходимо охарактеризовать восемь фаз жизненного развития по Э. Эриксону.

При подготовке третьего вопроса необходимо проанализировать возрастную периодизацию в отечественной психологии (возрастную периодизацию психического развития по Д.Б. Эльконину, возрастные периоды развития по Л.И. Божович, кризисы возрастного развития по Л.С. Выготскому). Периодизация психического развития как совокупность этапов социального развития индивида по Д.И. Фельдштейну.

При подготовке четвертого вопроса исследуется специфика прохождения возрастных кризисов осужденных, подозреваемых, обвиняемых в условиях уголовно-исполнительной системы.

Темы рефератов

1. Проблема периодизации в работах Л.С. Выготского: понятие возраста, значение кризисов в психическом развитии.

2. Проблема периодизации психического развития в работах Д.Б. Эльконина.

3. Структура и динамика возраста в работах Д.Б. Эльконина.

4. Уровни развития личности в онтогенезе в работах Д.И. Фельдштейна.

5. Этапы формирования личности в онтогенезе в работах Л.И. Божович.

6. Подход к возрастной периодизации в работах В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева.

7. Характеристика этапов развития личности в работах А.В. Петровского.

Используемая литература: [1, 2, 3, 4, 5, 6, 17, 21, 22, 31, 40, 48, 49, 50].

Наши рекомендации