Утраты трудоспособности. Бюро медико-социальной экспертизы, типы, функции; группы инвалидности.
Временная нетрудоспособность.
Трудоспособность – это такое состояние организма, при котором совокупность физич. и духов.возможностей позволяет выполнить работу определённого объёма и качества, т.е. заниматься профессиональным трудом. Определяется состоянием физических возможностей индивида, знанием и опытом, трудовыми навыками, моральным настроем, механизацией и автоматизацией производства, организации труда и т.д. При наличии повреждающих моментов складывается нетрудоспособность - это невозможность продолжать привычную профес.деятельность вследствие медицин.или соц.противопоказаний. (нарушение функции организма, обусловленное заболеванием или травмой и препятствующее полностью или частично в течение ограниченного времени или постоянно выполнению профессионального труда без ущерба для здоровья индивида)
Виды нетрудоспособности: временная (частичная и полная), стойкая (длительная)-инвалидность.
Временная утрата трудоспособности – невозможность по состоянию здоровья выполнять работу в течение относительно небольшого промежутка времени, т.е. носит временный или обратимый характер. Полная временная – человек не может выполнять любой труд в течение определен.периода времени. Частичная – не может выполнять свою обычную професс.работу, но может выполнять др.работу с облегчен.режимом или меньшего объема.
При стойкой утрате трудоспособности нарушения имеют стойкий, необратимый характер.
ВрТрЭксп- вид врачеб.освидетельствования, заключающийся в определении состояния трудоспособности человека, степени, сроков и причин ее утраты. Основная задача – определение возможности дан.человека выполнить свои професс.обязанности в зависимости от мед.и соц.критериев. Медицинский критерий – наличие заболевания, его осложнений, клин.прогноз (ведущ.фактор). Социальный критерий – определяют при наличии заболевания труд.прогноз при конкретных должности и условиях труда.
Причины нетрудоспособности: 1. Медицинские причины а) обусловленная заболеванием, б) несчастный случай, травма. 2. Социальные причины а) беременность и роды, б) уход за больным членом семьи, в) саноторно – курортное лечение, г) протезирование 3. Профилактические причины: карантин.
Задачи ВТЭ:
-определение лечения и режима, необ.для восстановления и улучшения здоровья человека
-определение степени и длительности нетрудоспособности
- рекомендации рац.и полн.использования труда лиц с огранич.трудоспособностью без ущерба их здоровью
- выявление длител.или постоянной утраты трудоспособности
Соц-эконом значение- освобождение от работы, выплата средств. В отношении трудоспособности врач д\установить причины, степень и характер возникшей нетрудоспособности, а также срок, с которого началась и ее продолжительность.
5 уровней ВТЭ:
1- лечащий врач ЛПУ, где проходил лечение пациент
2- ВК ЛПУ
3- ВК органа управления зд\охранением муниципал.района
4- ВК органа управления зд\охранением субъекта РФ
5- глав.специалист ВТЭ минздравсоцразвития
Организация врачебно-трудовой экспертизы в нашей стране основана на трех принципах:
- Первый принцип - государственный характер. Этот принцип заключается в том, что существуют государственные органы, которым дано право решения всех вопросов, связанных с нетрудоспособностью. Право решения вопросов о временной нетрудоспособности дано лечебно-профилактическим учреждениям МЗ РФ и некоторых других министерств и ведомств. Вопросы стойкой нетрудоспособности решают МСЭК, находящиеся все без исключения в ведении Министерств труда и социальной защиты.
-Второй принцип - профилактическое направление. Главной задачей ВТЭ является максимально быстрое восстановление трудоспособности, профилактика снижения трудоспособности и предотвращение инвалидности.
-Третий принцип - коллегиальность в решении всех вопросов экспертизы трудоспособности.
Группы инвалидности:
1-полностью нетрудоспособны, не могут сами себя обслуживать (уход, надзор)
2-выраженные нарушения функций организма, пост\длит.полн.нетрудоспособность. Есть подгруппа- могут трудиться в определенных условиях. В надзоре и уходе не нуждаются
3-знач.снижение трудоспособности, т.е. частичная стойкая нетрудоспособность, необходим перевод на другую работу (переквалификация), могут работать, но в условиях ограничения.
Медико-социальная экспертная комиссия - орган, осуществляюuций экспертизу длительной и постоянной (стойкой) утраты трудоспособности. Стойкая утрата трудоспособности – длит\постоян.потеря трудоспособности или знач.ограничение трудоспособности, вызванное хр.заболеванием\травмой, приведшей к выраженным нарушениям функций организма. МСЭ определяет факт стойкой утраты трудоспособности, ее степень (гр.инвалидности), потребность в мерах соц.защиты.
Система МСЭ в РФ:
- федеральное бюро МСЭ (критерии, правила оформления, законодательные документы, спорные случаи)
- главные бюро МСЭ (88) в каждой области
- бюро МСЭ в муниципальных образованиях (около 1700)
Основными функциями МСЭК являются:
1) определение состояния трудоспособности, постоянной (стойкой) или длительной ее утраты;
2) установление группы инвалидности впервые или при переосвидетельствовании;
3) определение причины стойкой нетрудоспособности;
4) определение времени фактического наступления инвалидности;
5) установление степени утраты трудоспособности вследствие несчастного случая на производстве (в %);
6) определение для инвалидов условий и видов труда, работ и профессий, доступных им по состоянию здоровья, а также условий и методов, с помощью которых нарушенная трудоспособность может быть восстановлена или повышена;
7) направление на переобучение (переквалификацию);
8) проверка правильности использования инвалидов на работе в соответствии с заключениями комиссией;
9) содействие укреплению здоровья населения, предупреждение инвалидности (санкционирование долечивания при временной нетрудоспособности 10 (12) месяцев в году, участие в профилактических программах;
10) изучение совместно с органами здравоохранения, администрацией предприятий, учреждений, организаций и профсоюзными органами причин утраты трудоспособности в случае инвалидности и участие в разработке мероприятий по профилактике инвалидности и восстановление трудоспособности.
На МСЭ направляются граждане, имеющие стойкие ограничения жизнедеятельности и трудоспособности и нуждающиеся в социальной защите, по заключению врачебной комиссии при:
-очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе вне зависимости от сроков временной нетрудоспособности, но не позднее 4 месяцев от даты ее начала;
-благоприятном клиническом и трудовом прогнозе при временной нетрудоспособности, продолжающейся свыше 10 месяцев (в отдельных случаях: состояния после травм и реконструктивных операций, при лечении туберкулеза - свыше 12 месяцев);
-необходимости изменения программы профессиональной реабилитации работающим инвалидам в случае ухудшения клинического и трудового прогноза независимо от группы инвалидности и сроков временной нетрудоспособности.
Значительное место в деятельности МСЭК занимают мероприятия по восстановлению трудоспособности, профилактике инвалидности и использованию остаточной трудоспособности инвалидов. МСЭК дает трудовые рекомендации, разрабатывает мероприятия по восстановлению трудоспособности инвалидов. Существенную роль в профилактике инвалидности играет право МСЭК на санкционирование долечивания и продления временной нетрудоспособности, что часто позволяет совместными усилиями лечащих врачей и экспертов МСЭК добиться полного восстановления трудоспособности.
Медико-социальная экспертиза гражданина производится в бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ) по месту его жительства либо по месту прикрепления к государственному или муниципальному лечебно-профилактическому учреждению здравоохранения. В случае если, в соответствии с заключением ЛПУ, лицо не может явиться в БМСЭ по состоянию здоровья, медико-социальная экспертиза может производиться на дому, в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно, на основании представленных документов, с его согласия либо с согласия его законного представителя.
МСЭК подразделяют на комиссии общего профиля и специализированные.
В состав МСЭК общего профиля входят три врача (терапевт, хирург, невропатолог), представители управления (отдела) социальной защиты населения, представитель профсоюзной организации и медицинский регистратор. Один из врачей экспертов, чаще всего терапевт назначается председателем. Для проведения медико-социальной экспертизы больных, страдающих туберкулезом, психическими, онкологическими, сердечно-сосудистыми, глазными, профессиональными заболеваниями, с последствиями травм функционируют специализированные МСЭК. Специализированные МСЭК состоят из двух врачей соответствующей специальности (один из них председатель) и врача смежной профессии.
59. Планирование здравоохранения. Текущие и перспективные планы. Методы и исходные данные для планирования здравоохранения. Планирование поликлинической и стационарной помощи.
Планирование – составная часть управления экономики, принимающаяся на федеральном уровне, отраслевом, региональном уровне и уровне отдельного ЛПУ. Можно считать одним из принципов организации медицинской помощи. Оно является важнейшей функцией управления здравоохранением. В условиях перехода на новые экономические принципы хозяйствования планирование теряет свои обязательные централизованные функции, приобретает рекомендательный характер, сводится к прогнозированию, составлению различного рода программ по охране здоровья населения и окружающей среды.
В широком понимании планирование есть предопределение будущего, построение модели намечаемого, достижение конечных рубежей планируемых действий.
Планы всегда ориентированы на достижение конкретных целей.
Плановые показатели отражают также направленностьорганизационных и экономических действий, промежуточные результаты, виды и объемы затрачиваемых ресурсов для достижения плановых целей.
Период, на который рассчитан план, называется плановым периодом. 2 метода формирования плана:
1. При директивном методе планирования формируются планы, которые являются перечнем заданий от вышестоящего уровня управления к нижестоящему или объекту для выполнения и включают в себя три группы директивных показателей:
- показатели объемов и качества работы;
- показатели размеров ресурсного обеспечения для выполнения задания;
- сроки исполнения.
2.Программный
Программы являются инструментом решения наиболее острых, безотлагательных проблем, сосредоточения ресурсов в этом направлении. Программные мероприятия дают ответы на вопросы: что, когда, как и кто должен сделать, чтобы программные цели были достигнуты.
Обычно программа содержит:
1. Анализ программной проблемы и обоснование необходимости ее решения программным образом.
2. Цели и задачи программы с выделением генеральной цели, ее разделение на подцели, выделение подпрограмм.
3. Мероприятия программы с указанием их содержания, сроков исполнения, намечаемых исполнителей.
4. Потребности программы в разных видах ресурсов, источники и способы получения необходимых ресурсов. Финансирование программы.
5. Организационные формы управления ходом реализации программы. План-график (сетевой график) выполнения программы.
6. Оценка эффективности программы в целом, отдельных подпрограмм и крупнейших мероприятий.
7. Сводные показатели программы.
Программы: простые (для реализации субъектами к-либо отрасли) и комплексные (привлечение субъектов разных областей).
По времени исполнения программы подразделяются на стратегические (сроком, как правило, на пять и более лет), среднесрочные (от года до пяти лет) и текущие (на один год).
Основные отличия между стратегическими и текущими программами:
1) С – разрабатываются на высшем уровне управления (МЗ); Т - сред.уровень (город, область, отрасль)
2) С – менее конкретны, определяют направление; Т – в развитие стратегии
3) результаты Т м\проанализировать относительно быстро, м\своевременно внести коррективы; С – результаты проявляются через десятки лет, исправить практически невозможно.
Прогноз — это научная гипотеза, обоснованное предположение о состоянии явления.
Прогнозирование отличается от планирования многовариантным и предположительным характером.
Планировать можно только те процессы, которые подвластны людям, которыми человек и общество способны управлять.
Прогнозировать же удается малоуправляемые и неуправляемые явления (процессы).
Основным принципом планирования в здравоохранении является обеспечение соответствия между объемами предоставляемой населению медицинской помощи и размерами ресурсов, необходимых для выполнения этих объемов.
Основные показатели планирования здравоохранения устанавливаются на федеральном уровне:
1. Стратегические цели, задачи и приоритеты развития здравоохранения.
2. Социальные стандарты, нормы и нормативы, адаптированные к условиям субъектов Федерации, муниципальных образований и медицинских учреждений.
3. Подушевые нормативы финансирования здравоохранения в субъектах Федерации и муниципальных образованиях.
4. Эффективность инвестиций и параметры инвестиционных проектов здравоохранения.
В процессе планирования на отдел.территориях должны быть решены следующие задачи:
1) произведена оценка состояния здоровья населения территории, дан прогноз его развития на плановый период;
2) произведен анализ состояния здравоохранения территории, степени его соответствия требованиям федерального уровня и планируемым потребностям населения, выявлены резервы повышения его эффективности;
Анализ состояния зд\охранения территории
1.степень доступности МП (денеж., очередность, транспорт.) по всем видам помощи, по отдельным муниипальным образованиям, по отдельным группам населения
2.качество МП по всем видам и уровням
3.загруженность анализир.мощностей(коек)
3) установлены цели, задачи и приоритеты развития здравоохранения на плановый период;
4) определены финансовые ресурсы, выделяемые на реализацию государственных гарантий и объем дополнительно привлекаемых финансовых средств;
5) утверждены территориальные нормы и нормативы, применяемые при планировании здравоохранения территории;
6) определены стратегические показатели состояния здоровья населения и деятельности здравоохранения;
7) принята перспективная Программа государственных гарантий предоставления населению медицинской помощи;
8) принята программа реформирования сети медицинских учреждений территории в условиях рационального использования ресурсов;
Методы планирования:
1.нормативный
Предусматривает использование готовые нормативы, утвержденные приказами МЗ, процесс планироания несложный
+простота
-недостаточная точность, ориентировочная оценка
Норма - количественный показатель, определяющий потребность населения в ЛПП (число посещений на 1 жителя вв 1 год, норма медикаментов и перевязочных средств на 1койку)
Норматив – расчетный показатель, отражающий совокупность средств зд\охранения, необходимую для удовлетворения норм потребности в МП (норматив нагрузки на 1 врача территор.участка, норматив среднегодовой занятности койки)
2. аналитический
Предусматривает использование предварительного анализа для обоснования плановых показателей. Наиболее точный и обоснованный.
3.балансовый
Равновесие между развитием зд\охранения и др.отраслей (соответствие планов)
4.метод соотношений и пропорций
Внутри отрасли (разные специальности: терапевт/узк.специалист, врач/сред.персонал)
5. экспериментальный
Эксперимент нововведений на базе отдел.территорий, отдел.ЛПУ,
6.мат.моделирование
Отдел.технологии отрабатываются на компьютерной модели отдельного ЛПУ или территории
Планирование поликлиники
Основн.показатель – количество врач.должностей
1)определение потребности населения в амбул-поликл.помощи (количество посещений в год всех жителей)
За основу берется посещения за базовый период (мин.3 года) и поправка на население
П=Ч*С
Ч – численность населения планируемой территории
С – норматив числа посещений на одного жителя в год
2)функция врачеб.должностей
Ф = Б * В * Д, где
Ф – функция одной врачебной должности данной специальности
Б – нагрузка врача данной специальности за 1 час работы в поликлинике и на дому
В – число часов работы раздельно в поликлинике и на дому
Д – число рабочих дней в году (в среднем 283)
3)расчет необходимого количества врач.должностей =1/2
План работы поликлиники должен содержать следующие данные: мощность поликлиники; объем деятельности поликлиники; кадровый состав и показатели деятельности врачебной должности; объем необходимых для содержания поликлиники финансовых средств.
Планирование стационара
Основной показатель – количество коек, необходимое количество врачей
1)расчет потребности в госпитализации
-анализ предыдущих годов
-направление поликлиник + отказы от госпитализаций
- нормативный метод (40-45 человек на 1000)
П=Н*Ч
Н – норматив нуждаемости в госпитализации в % или на 1000 населения
Ч – численность обслуживаемого населения
2)расчет оборота койки
О=З/Б З=Д/С Б=Д\Г
З – среднегодовая занятость койки
Б- среднее число дней пребывания на койке
Д – число койко-дней
С – среднегодовое количество коек
Г – число госпитализированных больных
3)необ.количество коек = ½
Норма нагрузки количества коек, закрепленных за 1 врачом.
Планирование деятельности специалистов медицинских учреждений предусматривает определение функции врачебной должности (в соответствии с конкретными показателями и измерителями). При планировании амбулаторной помощи сначала формируют кадры врачей, а затем — сеть амбулаторных учреждений. Нормативом при определении потребности населения в амбулаторной помощи является число посещений поликлиники на одного жителя в год (в городе — 12—14 посещений). Зная число жителей, можно определить общее число предстоящих посещений пациентами терапевта. Для определения функции врачебной должности (нагрузка на врача в течение года) учитывают нагрузку на терапевта за час приема (в поликлинике — 5, на дому — 2), число часов приема в день, число рабочих дней в году.
При планировании стационарной помощи сначала формируется сеть больничных учреждений, а затем определяется потребность в кадрах. При определении потребности населения в койках принято считать число коек, необходимое на 10000 жителей. Обеспеченность населения больничными койками составляет примерно 100—120 на 10000 человек. Исходя из нормативных показателей, можно рассчитать потребность в специализированных койках (терапевтических — 28, неврологических — 5, инфекционных — 10, хирургических — 16, акушерских — 9 на 10000 человек).
Планирование должно быть сосредоточено на рациональном и эффективном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Это означает, что следует учитывать объем, характер и потребности населения в медицинской помощи, возможности их удовлетворения, использовать рациональные экономические формы медицинской помощи. Планирование включает: составление плана, организацию его исполнения и контроль, проверку исполнения. Любой план должен показывать не только то, что должно быть достигнуто, но и способы достижения. План — это документ, определяющий сущность, последовательность, направленность и тактику деятельности конкретных исполнителей, в конкретные сроки и на конкретных участках деятельности. В здравоохранении планируются: потребность в кадрах, развитие материально-технической деятельности, перспективы финансирования. Планы бывают перспективные (на длительный период) и текущие (оперативные, месячные и годовые). Кроме того, составляются планы деятельности учреждений и планы развития (строительство, ремонт, реконструкция). Наиболее действенными являются комплексные планы, планы-задания на объект и др. Рациональное планирование отвечает таким требованиям, как четкое определение целей и задач, реальность и конкретность планируемых мероприятий, выделение ведущих задач, сравнимость и сопоставимость показателей, конкретизация сроков исполнения и исполнителей.
При планировании необходимо руководствоваться программно-целевым методом, который обеспечивает системный подход к составлению плана, позволяет выделить цели и задачи и направить каждое планируемое мероприятие на выполнение определенной цели. Это требует изменения технологии планирования (определение целей и задач, поэтапное выполнение мероприятий, согласование с исполнителями, комплексирование, расчет ожидаемой эффективности и др.).
Категория центров ГСЭН и потребность в специалистах определяется числом обслуживаемого населения. Потребность в лаборантах зависит от числа лабораторных анализов.
Перспективную потребность в койках можно рассчитать по специальным формулам с учетом уровня обращаемости (заболеваемости), процента госпитализации, средней продолжительности пребывания больного в стационаре, среднегодовой занятости койки. Перспективные направления развития здравоохранения, оздоровления окружающей среды, производственных условий, оптимизации образа жизни и укрепления здоровья населения предусматриваются в целевых региональных и местных программах “Здоровье”, в планах экономического и социального развития административных территорий. При их составлении используются методы программно-целевого планирования, моделирования и прогнозирования.
Планируют сейчас: 1. министерство экономики России, 2. планово – экономическое управление МЗ РФ. На местах – 3 – экономический комитет областной администрации и 4 –планово – экономический комитет МЗ области. Министерство экономики даёт прогноз, т.к. медицина и здравоохранение тесно связаны с экономикой страны в целом. Медицина и здравоохранение не приносит дохода, а потребляет. Чем больше богатства государства, тем богаче здравоохранение. Министерство экономики даёт прогноз. МЗ прислушивается к этому.
Требования к плану учреждения:
1) Чётко определены задачи и направления деятельности на планируемый период.
2) Реальность планируемых мероприятий.
3) Консервативность планируемых вопросов.
4) Чёткое определение сроков исполнения и ответственности лиц.
Методы разработки плана:
1) Функционально – отраслевой
2) Проблемно – тематический
3) Программно – целевое планирование
1. Главный врач собирает планы всех отделений. Положительная сторона – легко составляется, отрицательная сторона – нет основной, единой идеи, цели, задачи всего ЛПУ стёрты. Такой план хорош на месяц, на квартал, как годовой план – не годится.
2. Используются для годового плана: он позволяет выделить общие мероприятие независимо от конкретного исполнителя (например: все педиатры направляют свои усилия на снижение детской смертности).
3. Многие области и районы в последние время занялись разработкой программы «Здоровье».
Прога гос.гарантий:
Целями разработки Программы являются:
- создание единого механизма реализации конституционных прав граждан по получению бесплатной медицинской помощи гарантированного объема и качества на территории всей страны;
- создание единой системы планирования и финансирования медицинской помощи;
- обеспечение соответствия обязательств государства по предоставлению населению бесплатной медицинской помощи и выделяемых для этого финансовых средств;
- повышение эффективности использования ресурсов здравоохранения.
Условия оказания медицинской помощив амбулаторно-поликлинических учреждениях:
- возможность выбора пациентом врача и медицинского учреждения в рамках договоров в системе обязательного медицинского страхования;
- объем диагностических и лечебных мероприятий для конкретного пациента определяется лечащим врачом;
- возможность наличия очередности пациентов на прием к врачу и проведение диагностических исследований, лечебных процедур;
- по экстренным показаниям медицинская помощь в поликлинике оказывается с момента обращения пациента;
- направление пациента на госпитализацию в плановом порядке осуществляется медицинским учреждением или органом управления здравоохранения в соответствии с клиническими показаниями.
Условия оказания медицинской помощи в стационарных учреждениях:
- госпитализация пациентов осуществляется по клиническим показаниям;
-при неотложных состояниях пациент госпитализируется вне очереди;
- возможность наличия очередности на плановую госпитализацию;
- больные размещаются в палаты на 4 и более мест;
- обследование и лечение пациенту предоставляется согласно назначению врача;
- во время нахождения в стационаре пациент получает бесплатно обследование, лечение, лечебное питание в соответствии со стандартами медицинской помощи;
- предоставление возможности одному из родителей или иному члену семьи по усмотрению родителей находиться вместе с больным ребенком до 1 года.
1.Общие положения
2.Виды мед.помощи
3.Источники финанс.обеспечения МП
4.Нормативы объема МП на 1 ч в год
5.нормативы финанс.затрат на единицу объема МП, подушевые нормативы винанс.обеспечения, порядок и структура формирования тарифов на МП
6. Критерии доступности и качества МП