Временная остановка развития
Случай Т. U. оказался настолько интересным, что на протяжении трех лет было произведено десять исследований (диаграмма 11). Впервые этот мальчик прошел через эксперимент в трехмесячном возрасте. Он был направлен к нам в связи с резким нистагмом, малой величиной родничков и преждевременным (хотя и не полным) закрытием швов на черепе. Несмотря на эти патологические особенности, он дал по шкале развития недурные результаты, приблизительно соответствующие ступени 3 месяцев. Из субнормальных признаков бросалось в глаза плохое держание головки.
В возрасте пяти месяцев он был повторно исследован; он дал при этом те же результаты, что и два месяца назад . За этот промежуток времени не произошло, следовательно, никакого продвижения, если не считать некоторого повышения активности и улучшения зрительных восприятий. Очевидное за-
торможение было настолько велико, что в индивидуальный дневник ребенка было записано: «Начинает развертываться определенная картина умственной отсталости». Уровень его развития по-прежнему был определен в 3 месяца, что давало коэффициент развития, равный 60.
При достижении им шестимесячного возраста в записях находим следующее: «Отмечается известное ускорение темпа, так как ребенок стоит сейчас на уровне 4 месяцев. Начал реагировать на социальные стимулы — черта, отсутствовавшая раньше. При таком темпе не поднимется ли ребенок к 8 месяцам до уровня шестимесячной ступени?»
Это предположение подтвердилось. Эксперимент, произведенный в 8 месяцев, показал шестимесячное развитие. В 93Л месяца он достиг уровня 7 месяцев, в 15 месяцев — ступени 1 года. Было произведено еще четыре исследования, самое последнее в трехлетнем возрасте; и каждый раз обнаруживалась картина низкой нормы, граничащей с умственной недостаточностью. Было бы затруднительно провести в данном случае дифференциальный диагноз между низкой нормой и легкой дебильностью.
Случай этот надо считать атипическим в связи с имевшей место приостановкой развития от 3 до 5 месяцев. 8 последовавших далее экспериментов дали картину равномерного, хотя и замедленного, продвижения вперед. Возможно, что приостановка развития перед 5 месяцами находится в какой-то связи с теми неизвестными факторами, которые обусловили собой нистагм и преждевременное зарастание родничков.
Нам приходилось наблюдать аналогичные симптомы задержки развития в таком раннем возрасте, но они всегда были связаны с подлинной умственной недостаточностью.
Неправильный ход развития
Данный случай представляет собою образец совершенно неправильного хода развития на фоне неблагоприятной домашней среды и врожденного сифилиса. Эта девочка U. V., исследованная впервые в возрасте 4 месяцев, по уровню развитая почти соответствовала своему возрасту (диаграмма 12). При втором исследовании, в возрасте 12 месяцев, она по шкале развития дала (и то с натяжкой) девятимесячный уровень. В возрасте 18 месяцев ей с трудом могла быть приписана ступень 12 месяцев. Из 28 тестов Для 12 месяцев девять не могли быть выполнены. Как в этом, так и в предыдущем исследовании для картины поведения были характерны крайняя стеснительность и робость. Девочка несколько раз
Диаграмма f2
принималась плакать; ее прикасания к предметам были осторожными и боязливыми. Первоначальная реакция на подносимый предмет выражалась в отдергивании руки. Так, она отдергивала руку от бумаги, от чашки, от кубика; в течение 40 минут нельзя было побудить ее взять колокольчик, наконец после периода колебаний она подняла его и сейчас же разразилась испуганным плачем.
Иногда она энергично отталкивала от себя подносимые предметы. Реакция этого типа наблюдается в таком раннем возрасте исключительно редко; это заставляет предполагать наличие в данном случае каких-то мощных эндогенных факторов. В возрасте 30 месяцев и чрезмерная боязливость, и негативизм почти исчезли, реакции приобрели более естественный характер. В промежутке между исследованиями она была отдана на воспитание в семью, где ей был обеспечен прекрасный уход. Во время последнего исследования {37 месяцев) это был ласковый и доступный ребенок, снова приблизившийся в смысле поведения
Диаграмма 13
к своему возрастному уровню. По клиническому впечатлению интеллект ее отвечал низкой норме.
Этот неправильный ход развития трудно поддается объяснению. Хотя она с момента рождения подвергалась лечению от сифилиса, все же возможно, что болезнь оказала известное влияние на характер ее развития. Лечебные процедуры были очень болезненны для ребенка, и полученная травма могла подавить на время ее естественные способности. Независимо от того, обусловлены ли черты темперамента в данном случае экзогенными моментами, или они коренятся в физическом состоянии ребенка, — все равно с ними нельзя не считаться при построении этой необычной истории развития.