Эмпирические исследования интуиции
Большинство эмпирических работ, в к-рых используется понятие И., были нацелены скорее на изучение результатов принятия решений или оценок, нежели на исслед. самого интуитивного процесса. Тем не менее, существуют работы, в к-рых этот процесс либо его стороны или корреляты выбираются в качестве осн. предмета исслед.
Одно из направлений исслед., возникшее более 50 лет назад, занимается изучением «хороших знатоков людей» («good judge of personality»)и сосредоточено на выявлении характеристик людей, проявлявших особую точность в оценке других. Эти исслед. соц. оценки достигли высшей точки в работе Нисбетта и Росса, посвященной успехам и неудачам интуитивной соц. оценки в широком спектре ситуаций. Нисбетт и Росс доказывают, что большинство людей обычно действует в качестве интуитивных ученых, используя структуры знания и оценочные эвристики, к-рые им приносят прошлый опыт, ожидания, неформальные теории и представления, чтобы применить их к конкретной ситуации и свести сложные логические задачи к неск. оценочным операциям. Оценки параметров ситуации, вероятностей, причинной силы (causal efficacy), релевантности и т. д. могут быть точными или же неточными. Нисбетт и Росс сопоставляют оценки, данные испытуемыми, к-рые действуют как интуитивные ученые, с оценками, произведенными учеными, использующими эксплицитные методы. В общем, оценки интуитивных ученых менее точны, чем суждения профессиональных ученых.
Как правило, этот недостаток точности не имеет большого значения, хотя временами может быть гибельным. Кроме того, сделав предсказания в соц. ситуациях, люди склонны действовать таким способом, чтобы заставить их сбываться, подтверждая т. о. свои оценки.
Нисбетт и Росс подробно проанализировали основания интуитивных оценочных суждений, к-рые высказываются каждым человеком на протяжении всей жизни, и предложили методы, позволяющие людям стать квалифицированнее и точнее в своем инференциальном поведении. Тогда, согласно этим авторам, очевидно, что И. или интуитивное поведение — это естественная челов. склонность делать выводы на основе неполной информ. и неполных операций. К сожалению, нет данных относительно индивидуальных различий, т. е. не ясно, являются ли нек-рые люди постоянно успешнее других, или даже успешнее, чем профессиональный ученый.
В отличие от работ Нисбетта и Росса, исслед. Малькольма Весткотта сосредоточено на индивидуальных различиях, исходя при этом из определения интуитивного мышления как «получения на основе недостающих данных выводов, для к-рых обычно требуется знач. большее количество информ». Это определение проясняет минимальную базу эксплицитных данных так же, как и точность выводов, подтверждаемую достижением консенсуса.
На большом количестве выборок испытуемых с высшим образованием были получены убедительные доказательства того, что разным людям требовались различные объемы информ. прежде, чем они были готовы предложить решения, и что люди устойчиво различались по доле успеха в решении задач. Наиболее важно то, что эти две особенности поведения не коррелировали между собой. Т. о. люди, к-рые соответствовали определению «интуитивные», с большим постоянством решали задачи точно и требовали знач. меньше информ. для этого, чем другие. Кроме того, оказалось возможным идентифицировать три др. группы испытуемых: тех, кто использовал небольшой объем информ. и постоянно ошибался в своих решениях; тех, кто требовал значительно больше информ., чем другие и был постоянно успешен в своих решениях; и тех, кто требовал чрезмерной информ, но, тем не менее, часто ошибался.
Наконец, эмпирическое феноменологическое описание И. в качестве опыта было предпринято Маргарет Денис. Она использовала понятие И. как «интегративного и холистического познания за пределами рассудка» («ап integrative and holistic cognition beyond reason»).
Проводя интервью с взрослыми учащимися, Денис выделила неполный набор, состоящий из 18 характеристик интуитивного научения, к-рые могут взаимодействовать друг с другом в процессе научения и создавать опыт, выходящий за пределы более традиционных представлений о научении. Опыт И., достигающей этого холистического познания, описывался различными интервьюируемыми в когнитивных терминах, в физиолог. терминах, как сфокусированный на сознавании себя, как включающий выражение бессознательного, и т. д.
Резюме
Термин И. имеет множество значений и весьма долгую историю исслед., как в философии, так и в психологии. Приведенные ниже параметры очерчивают то пространство, в пределах к-рого лежат концепции И.
1. И. как несенсорный процесс познания неэмпирической истины, как в интуитивном познании Бога (Спиноза).
2. И. как несенсорный процесс познания эмпирической истины, как в восприятии возможностей (Юнг).
3. И. как вывод или оценка, осн. на частичной или неясной информ. или процессах (Нисбетт и Росс, Весткотт).
4. И. как шаг за пределы рассудка и логического вывода к полному пониманию или постижению (Олпорт, Бастик, Денис).
5. И. как раскрытие истины, по определению (Спиноза).
6. И как процесс, подверженный ошибкам (Нисбетт и Росс).
Следует отметить, что объединение всех выше приведенных концепций И. — это задача др. масштаба. Есть концепции И., к-рые видят разрыв между И. и рассудком и располагают их по отношению друг к другу как дополняющие, антагонистические, или же чуждые. Др. концепции И. видят непрерывность перехода от рассудка к И., основанную на измерении «имплицитность—эксплицитность признаков (подсказок) и данных», или на измерении «неформальное—формальное использование стратегий вывода».
См. также Абстрактный интеллект, Контекстуальная ассоциация
М. Р. Весткотт
Инфантилизм (infantilism)
Введенный Ласекю в 1864 г. для обозначения поведения взрослых людей, имитирующих детскость, термин «И.» претерпел нек-рые содержательные изменения. Сейчас это понятие означает виды поведения, физ. статус или эмоциональные состояния, обнаруживающие поведенческие характеристики детского возраста.
Вильгельм Штекель называл И. «состояния психич. генеза, относящиеся гл. обр. к сфере сексуальности и представляющие собой результат фиксации на инфантильных уровнях эмоционального развития или регрессии к ним». Такое поведение представляет собой проявление бессознательного возвращения (или желания вернуться) на более ранние уровни функционирования с целью снижения тревожности и неуверенности в себе. Это поведение обычно эмоционально окрашено, поскольку человек испытывает удовлетворение от устранения неприятностей, схожее с удовлетворением, получаемым в детстве. Согласно теории психоан., оно сопровождается эгоцентричными ассоциациями с состоянием «быть в центре внимания и наслаждаться этим».
На этой концепции И. строится интерпретация, согласно к-рой частичный И. ответствен за возникновение энуреза и энкопреза, к-рыми иногда страдают люди с эмоциональными нарушениями.
См. также Тревога, Незрелая личность
Р. Лёрк
Инференциальное смещение в памяти (inferential bias in memory)
Умозаключение
Чтобы появилась возможность сделать хотя бы предварительный вывод, умозаключение (inference)должно опираться на принятие предпосылок, содержащихся в предоставляемой информ. и в разнообразных контекстных условиях, напр. тоне голоса говорящего и выражении его лица.
Независимо от характера своего определения, умозаключение представляет собой неявное понятие, играющее роль в широком спектре когнитивных феноменов. Можно выделить 4 важных области: а) логические процессы, индуктивные и дедуктивные; б) когн. психол., осн. акцент в к-рой обычно делается на способах формирования категорий на основе умозаключений; в) соц. познание, осн. акцент в к-ром делается на способах извлечения заключений из уже сложившихся систем категорий, и г) понимание дискурса, к-рое будет предметом рассмотрения в этой статье.
Умозаключения в дискурсе
Важная роль умозаключений в облегчении понимания дискурса уже давно признана в лингвистике. Наличие пробелов в получаемой нами информ. является настолько обычным и распространенным явлением, что наше понимание оказалось бы неполным без умозаключений. Различные типы умозаключений, используемых с этой целью, были описаны Сингером и Торндайком.
Инференциальное смещение
Ранние психол. исслед. умозаключений как факторов в дискурсе, начавшиеся в 1970-х, проводились вне рамок лингвистической традиции. В основном в таких исслед. испытуемыми были дети, к-рые должны были распознавать предложения, предъявлявшиеся либо не предъявлявшиеся на предварительной стадии заучивания. Одной из наиболее распространенных независимых переменных в этих исслед. было эксплицитное или имплицитное употребление нек-рого инструмента. Например, сравните такие предложения: «Водитель грузовика помешивал кофе в своей чашке ложечкой» и «Водитель грузовика помешивал кофе в своей чашке». В последнем предложении явно подразумевается, что при этом использовалась ложечка (хотя такое умозаключение не является логически неизбежным — с той же целью мог использоваться и к.-н. др. инструмент, напр. деревянная палочка или палец).
В одном из ранних возрастных исслед. старшие дети воспроизводили на стадии тестирования примерно столько же ранее заученных предложений, в к-рых подразумевалось присутствие инструмента (напр. ложечка), сколько и предложений с его явным присутствием; младшие дети, напротив, вспоминали больше предложений с явным присутствием инструмента, демонстрируя тем самым меньшую склонность делать выводы.
Использовались тж более традиционные типы тестов памяти. Было обнаружено, в частности, что ученики от младших к старшим классам начальной школы демонстрировали растущую тенденцию не только к воспроизведению подразумеваемых слов (напр. птица из такого заучиваемого предложения: «В кормушке были съедены все зерна»), но и к употреблению подразумеваемых слов-ассоциаций в тесте парных ассоциаций.
Подверженность И. с. в п. продемонстрировали как обычные, так и одаренные учащиеся начальной школы. В одном из исслед. использовались т. н. «предвосхищающие» (forward-consequence)умозаключения. Нек-рое действие или событие подразумевалось, но не являлось логически неизбежным, напр. как в следующей истории: «После долгого сна львица почувствовала себя голодной. Она отправилась на охоту и нашла небольшое стадо антилоп. Они паслись в очень высокой траве». Обычные учащиеся обнаружили сильную тенденцию (от 50% и более ошибок) отвечать верно на вводящие в заблуждение пункты теста, предназначавшегося для измерения И. с. в п. (напр. «Львица убила и съела антилопу»). Не было обнаружено к.-л. улучшений результатов в диапазоне от второго до шестого класса. Одаренные учащиеся продемонстрировали нек-рое улучшение (снижалось число ошибок), но только на уровне шестого класса.
Эти результаты резко не соответствуют предсказуемому неуклонному снижению процента ошибок при выполнении теста на фактуальные знания (factual test),обнаруживаемому с переходом детей в более старшие классы. Примерами последнего типа являются «Львица проснулась голодной и отправилась на охоту», к-рый был, разумеется, верным, и «Львица разбудила льва, чтобы пойти на охоту», к-рый был неверным. Этот вид улучшений с возрастом продемонстрировали обе категории учащихся, и столь же отчетливо в отношении этих пунктов демонстрировалось ожидаемое превосходство одаренных детей.
В только что описанном эксперименте все утверждения из теста на инференциальное смещение должны были оцениваться как неверные, поскольку испытуемых специально инструктировали отвечать в полном соответствии с рассказанным. Степень, в к-рой все же проявилась подверженность И. с. в п. (лишь одаренные шестиклассники оказывали ему сколько-нибудь заметное сопротивление, в основном правильно реагируя на пункты этого теста как на неверные), говорит о действительно широкой распространенности такого рода фактора, оказывающего влияние на память. Эти результаты тж свидетельствуют о необходимости разработки новых методов обучения для ограничения его влияния или, в более широком смысле, стимулирования школьников к распознанию этого и др. типов умозаключения при помощи соотв. описаний, объяснений и упражнений.
См. также Забывание, Память, Каноны Милля, Избирательное внимание
М. Маркс
Инцест (incest)
И. — широко истолковываемый термин для обозначения сексуального поведения людей, состоящих между собой в любой степени родства, за исключением супружества. Вне этого общего консенсуса, определения И., содержащиеся в законах различных штатов и приводимые экспертами, различаются между собой по двум аспектам: характеру поведения индивидуумов и степени их родства.
Согласно нек-рым определениям, к И. следует относить лишь вагинальные и анальные половые акты; др. определения включают в понятие И. тж орально-генитальные контакты и даже стимуляцию и обоюдное обнажение гениталий. Вследствие таких расхождений, в особенности по данным обзоров исследовательских работ, трудно оценить распространенность различных типов И. вне зависимости от их определения. Далее, любое сравнение данных ослабляется выраженной тенденцией со стороны жертв скрывать факт И. — тенденция, наблюдаемая тж при изнасиловании. Сравнение последних обзоров показывает, что наиболее распространенным является И. между сиблингами — он составляет 10—15% от общего количества сообщаемых случаев И., когда его определяют широко, включ. и несистематические сексуальные контакты, и когда опрашиваются большие случайные (unselected)выборки населения.
Если же исследовать историю только тех лиц, к-рые уже сообщили о факте И., то наиболее распространенным становится И. между отцом и дочерью. Половой акт чаще встречается в диаде отец—дочь, чем между сиблингами. Издавна распространенное представление о том, что И. встречается гл. обр. в малообеспеченных слоях об-ва и в сельской местности, не подтверждается последними данными. Истинная картина искажается тем обстоятельством, что преступник из низших слоев об-ва имеет больше шансов попасть в поле зрения правоохранительных органов.
Последствия И., в особенности долговременные, обычно принято считать злокачественными, хотя, судя по нек-рым данным, эффект этот является не таким простым. Напр., Джоан Нельсон обнаружила, что долговременные последствия будут более неблагоприятными при совершении И. в возрасте до 10 лет. Нельсон сообщает тж, что шанс негативных последствий повышается при совершении полового сношения, в отличие от случаев, когда имеют место др., более поверхностные формы сексуального контакта. Мэвис Цай и соавторы установили, что злокачественные последствия более вероятны в случаях, когда инцестуальные отношения длились в течение неск. лет, в отличие от менее продолжительного срока отношений.
Почти каждое об-во табуирует И., определяемый как сексуальные отношения между членами нуклеарной семьи. Каждый штат США имеет закон, предусматривающий уголовное наказание за И. Согласно новой редакции законов о сексуальном поведении, принятых недавно в нек-рых штатах, жертвой И. считаются только несовершеннолетние. Однако И., при к-ром жертва является взрослым человеком, встречается крайне редко.
См. также Жестокое обращение с ребенком, Половые девиации
Ю. Левитт
Ипсативное шкалирование (ipsative scaling)
Слово ipse, означающее «сам (лично)», пришло к нам из латыни. Термин «ипсативный» означает, что конкретный человек служит мерилом или эталоном для самого себя. Рэймонд Б. Кэттелл внес идею И. ш. в психологию для разграничения субъективных и объективных эталонов (стандартов), относительно к-рых могут калиброваться психометрические инструменты.
Измерять — значит регистрировать различия и выражать их в виде чисел в единицах величины отклонения от начала отсчета («нулевой точки»). И эти величины, и это начало отсчета должны определяться относительно некоего эталона. Вопрос, к-рым Кэттелл задавался при определении отличий И. ш. от др. видов шкалирования, а именно, нормативного и интерактивного, — звучит следующим образом: «Какие эталоны можно использовать при выполнении психол. измерения?»
Нормативные и интерактивные шкалы являются объективными, или безразличными к внутренним эталонам (стандартам) каждого человека, тогда как ипсативные шкалы являются субъективными, или выражаемыми в единицах внутренних эталонов (стандартов) индивидуумов. При И. ш. единицы вознаграждения, единицы выполнения или единицы норм определяются относительно личных ценностей, уровней выполнения и выборочных образцов поведения конкретного человека.
Безусловно, трудно определить собственные стандарты конкретного человека. Для решения этой задачи в целях ипсативного измерения психологи пытаются точно определить область реакций — ценностей, уровней выполнения и т. п., — в к-рой респонденты способны осмысленно выбирать между ее участками или ранжировать их в порядке предпочтения. Конечно, при этом мы должны задать еще один вопрос «Мотивация к чему — к пониманию музыки, к получению признания, к встречам с противоположным полом?» Психолог справляется с этим вопросом, получая неск. различных ипсативных показателей того, что измеряется. Если бы цель заключалась в измерении мотивации к пониманию музыки, респондента можно было бы попросить указать ту сумму (деньги — ограниченный ресурс для большинства людей), к-рую он тратит на диски, концерты, музыкальную литературу и т. п.
Эти примеры иллюстрируют то, что называется само-ипсативным шкалированием (self-ipsative scaling), при к-ром формат ответов так или иначе требует от респондента распределить ресурсы, представленные определенным набором пунктов. В Шкале ценностей Олпорта — Вернона каждый пункт требует от респондента указать, какое из неск. занятий — интеллектуальное, эстетическое, религиозное, коммерческое и др., — он ценит больше всего. Мерой конкретной ценности (напр. эстетической ориентации) является сумма ответов, указывающих на то, что респондент предпочитает занятия, связанные с этой ценностью, всем остальным.
Такого рода подсчет показателей означает, что если некто получает высокий показатель по какой-то одной ипсативной неременной, он должен получить пропорционально низкие показатели по др. ипсативным переменным. Это создает тенденцию тяготения интеркорреляций между ипсативными переменными к отрицательным значениям.
Само-ипсативные показатели являются т. о. операционально (т. е., экспериментально) зависимыми. Это важно осознавать при планировании статистического анализа данных по ипсативным переменным. Матрица интеркорреляций ипсативных переменных является вырожденной, а это, в частности, означает, что не следует пытаться обращать эту матрицу с целью вычисления коэффициентов множественной регрессии. Факторы, извлекаемые из такой матрицы, имеют аномальные свойства, затрудняющие их непротиворечивую (имеющую физ. смысл) интерпретацию.
Ипсатизация иногда вводится на уровне обработки результатов тестирования тем, кто производит расчет показателей. В этом случае И. ш. реализуется за счет применения определенной схемы подсчета показателей к оценкам, к-рые во всех др. отношениях являются нормативными или интерактивными. Напр. знания респондента о графике могут рассматриваться как показатель того, насколько он ценит эстетические занятия.
См. также Измерение, Оценка личности, Шкалирование
Дж. Л. Хорн
Искусственный интеллект (artificial intelligence)
В самом широком смысле И. и. — это абстрактная теория челов., животного и машинного познания. Конечная цель ее развития — создание единой теория познания.
Как теорет. психология. И. и. представляет собой продолжение исследовательской программы, начатой еще Джорджем Булем: «Математика, к-рую мы должны создать, — это математика челов. интеллекта». Упомянутая математика известна под названием булевой алгебры и является системой, позволяющей представлять пропозиции (высказывания) в двоичной записи. Булева символическая логика наряду с разраб. языков программирования сделала возможной создание такой вычислительной науки, как И. и.
Э. Л. Пост заложил мат. основы продукционных систем, к-рые впоследствии были использованы в информ. психологии А. Ньюэлла и Г. А. Саймона.
«Продукционная система — одно из тех счастливых, но окрашенных в минорные тона событий, о к-рых историки науки часто говорят: практически готовый к использованию формализм, залежавшийся в ожидании научного применения. У продукционных систем долгая и неоднозначная история. Их использование в символической логике начинается с Поста, от к-рого они получили свое название. Они тж появляются под видом алгоритмов Маркова. Их использование в лингвистике, где они наз. тж правилами вывода, возводят к Хомскому. Наряду со мн. др. понятиями теории вычислительных систем, они приобрели по-настоящему широкое распространение, когда достигли своей операционализации в языках программирования.»
Сильные стороны и ограничения И. и. нагляднее всего проявляются при сравнении его с познавательной способностью человека в различных интеллектуальных областях. В качестве таких областей будут выбраны доказательство мат. теорем, правовое обоснование, решение задач в физ. науках и процессы научного открытия.