Вопрос 2. Специфика анкетирования как опросного метода. Принципы построения анкеты.
Анкетирование — вопросно-ответная форма организации текста. вопрос анкеты должен быть одинаково понятен различным социально-демографическим группам респондентов: молодым и пожилым, людям с высшим и средним образованием, горожанам и селянам.
Обычно все вопросы в анкете подразделяют по: 1) содержанию (вопросы о фактах сознания, поведения и личности респондента); 2) форме (открытые и закрытые, прямые и косвенные); 3) методической функции (основные и неосновные, вопросы-фильтры, вопросы-ловушки и др.); 4) отношению к личности респондента (наводящие, провокационные, деликатные); 5) технике заполнения (трудные, сложные). 6)вопросы о личности респондента, которые входят во все социологические анкеты и называются паспортичкой. Они выявляют пол, возраст, национальность, образование, профессию, семейное положение, доход, место жительства или работы и т.п. Различают следующие виды анкетирования:По числу респондентов Индивидуальное анкетирование (один респондент) Групповое анкетирование (несколько респондентов) Массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов) По полноте охвата Сплошное (опрос всех представителей выборки) Выборочное (опрос части выборки) По типу контактов с респондентом Очное (в присутствии исследователя-анкетёра) Заочное (анкетёр отсутствует)Рассылка анкет по почте Публикация анкет в прессе Публикация анкет в интернете Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д. Анкетирование предполагает самостоятельное заполнение анкеты респондентами. Возможно индивидуальное и групповое анкетирование, очное и заочное. Примером заочного анкетирования является почтовый опрос или опрос через газету.
а) по способу общения между исследователем и опрашиваемым --- прессовый ( вопросник печатают в газете, журнале ) ; почтовый ( рассылают анкеты по почте ) и раздаточный ( анкетер раздает их группе респондентов ). В первых двух случаях (заочное анкетирование) нет непосредственного контакта с респондентом. В третьем случае ( очное анкетирование) анкетер выступает в качестве инструктора по заполнению анкет, раздатчика анкет, однако анкета заполняется респондентом самостоятельно; б) по месту проведения --- анкетирование по месту жительства и по месту работы или учебы. В последнем случае он может быть групповым ( или аудиторным ); в) по уровню стандартизации --- полностью или частично стандартизированным. Этот вид анкетирования определяется характером вопросов ( закрытыми или полузакрытыми).
Анкетирование имеет как достоинства ( оперативность, экономия средств и времени и др. ), так и недостатки, связанные с субъективностью получаемой информации, ее достоверностью и т. д. В этой связи западногерманская исследовательница Н. Ноэль говорит о раскрытие возможностей социолога произвести на
респондентов хорошее впечатление, пробудить их интерес, завоевать доверие, подтвердить уверенность в собственных силах, не дать им заскучать и тем самым заставить отвечать искренне и с удовольствием. Проблема эта не только чисто методическая, но и этическая. Социологу приходится думать как о собственной исследовательской программе, так и о том, какие темы респонденты будут обсуждать более охотно, что может их больше заинтересовать. анкета должна осуществлять не только научно-познавательные, но и коммуникативные функции.
В отечественной социологии самым популярным является индивидуальный анкетный опрос. При использовании индивидуального анкетирования, с помощью раздаточной (курьерской) анкеты, анкетер либо вручает анкету респонденту, договариваясь о сроке возврата при повторной встрече, либо, объяснив правила заполнения и цели опроса, ожидает заполнения анкеты. Раздаточное индивидуальное анкетирование применяется как по месту жительства, так и по месту работы.
Основные принципы построения анкеты состоят в следующем:
Первый принцип: Учет особенностей восприятия респондентом текста анкеты - ведущий принцип, из которого следуют и все другие требования к ее построению.
^ Второй принцип: непременный учет специфики культуры и практического опыта опрашиваемой аудитории. Это требования, касающиеся общей структуры опросного листа. Например, при опросах рабочих вряд ли разумно пространно объяснять научные цели проводимой работы. Лучше подчеркнуть ее практическую значимость. Опрашивая же экспертов, следует указать и практические, и научные цели исследования.
^ Третий принцип: вытекает из того, что одни и те же вопросы, расположенные в разной последовательности, дадут разную информацию. Например, если сначала поставить вопрос об уровне удовлетворенности какой-то деятельностью и ее условиями (труда, быта и т.п), а затем - вопросы на оценку частных особенностей деятельности (удовлетворенность содержанием работы, заработком, бытовым обслуживанием и прочее), то общие оценки будут влиять на частные, снижая (или, напротив, повышая) их независимо от специфики того или иного аспекта общей ситуации.
В таком случае следует частные вопросы ставить первыми, обобщающий -- в конце соответствующего "блока", предваряя фразой: "А теперь просим Вас оценить в целом, в какой мере вы удовлетворены ...чем-либо" и т. д. Оценка частных условий труда, быта и прочее предваряет общую, заставляет респондента более ответственно подойти к итоговой оценке, помогает разобраться в собственных настроениях.
^ Четвертый принцип:- смысловые "блоки" опросного листа должны быть примерно одного объема. Доминирование какого-то "блока" неизбежно сказывается на качестве ответов по другим смысловым "блокам". Например, в анкете об образе жизни, детально расспрашивая об условиях труда, а затем, уделяя 2 – 3 вопроса условиям быта, мы заведомо даем понять респонденту, что первое важнее, и тем самым оказываем на него давление. Несогласные с такой позицией исследователей, возможно, неумышленно будут снижать оценки по блоку "работа", а заодно – и по другим аспектам тематики опроса.
^ Пятый принцип: касается распределения вопросов по степени их трудности. Первые вопросы должны быть более простыми, далее следуют более сложные (желательно событийные, не оценочные), затем - еще сложнее (мотивационные), потом - спад (снова событийные, фактологические) и в конце - наиболее сложные вопросы (один-два), после чего завершающая "паспортичка".
^ Обычная последовательность смысловых разделов анкеты такова.
Введение, в котором указано: кто (организация или научное учреждение, но ни в коем случае не авторы анкеты, ибо это может быть неверно воспринято респондентом) и для чего проводит опрос, как будут использованы данные; если требуется по содержанию вопросов, -- гарантия анонимности информации, инструкция по заполнению анкеты и прочие «организационные» моменты.
^ Вступительные вопросы. Первый вопрос оказывается контактным, т. е. цель его - установление контакта с респондентами. контактный вопрос должен быть очень простым. Здесь часто используются вопросы, касающиеся сведений чисто событийного характера – например: стажа работы, района местожительства. контактный вопрос должен быть очень общим, т. е. касаться всех респондентов. Контактный вопрос рекомендуется делать настолько широким, чтобы на него мог ответить любой респондент. Отвечая, человек начинает верить в свою компетентность, чувствовать себя уверенно.
^ Основные вопросы.
Заключительные вопросы
«Паспортичка». (Сведения о демографических данных опрашиваемого). Её можно назвать, конечно, не столько чисто коммуникативным, сколько содержательным блоком вопросов о социально-демографических характеристиках респондентов. В то же время это как бы визитная карточка респондента, его схематичный автопортрет, и полное её отсутствие нередко воспринимается участниками опроса как существенный недочет в организации общения с ними.
^ Благодарность за сотрудничество в проведении опроса. Часто это повторная благодарность, так как во введении пишут: «Заранее благодарим Вас за сотрудничество».
Билет 11
Вопрос 1. Основные направления арт-терапии и конкретные примеры ее применения в клинической практике
Арттерапия:
Термин ввел в употребление Адриан Хилл (1938)
Специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности. Помогает опосредованно говорить о своих проблемах.
Важно: молчаливое соприсутствие терапевта.
Задача терапевта – максимально ослабить контроль клиента в процессе художественной деятельности.
Основа - обращение к эмоциональному фону
Структура сессий
1. этап настроя или разогрева
2. этап индивидуальной разработки темы
3. этап рефлексивного анализа и обратной связи
Важен процесс ментализации (я знаю, что я чувствую).
Арттерапия может использоваться как основной метод, так и в качестве одного из вспомогательных методов.
Ключевые моменты арттерапии
· возможность выражения агрессивных чувств в социально приемлемой манере.
· ускоряет прогресс в терапии - подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов.
· дает основания для интерпретаций и диагностической работы в процессе терапии, содержание и стиль художественной работы предоставляют терапевту огромную информацию.
· сам автор может внести вклад в интерпретацию своих собственных творений.
· помогает укрепить терапевтическое взаимоотношение. В групповой терапии элементы совпадения в художественном творчестве членов группы могут ускорить развитие эмпатии и положительных чувств.
· развивает и усиливает внимание к чувствам.
· усиливает ощущение собственной личностной ценности
Виды терапии искусством
· собственно арттерапия (визуальные виды искусства)
· Музыкотерапия
· Драматерапия
· Сказкотерапия
· Библиотерапия
· Маскотерапия
· Фототерапия
· Куклотерапия
· Оригами
· Песочная терапия
· Киндер-сюрприз-терапия
Вопрос 2. Особенности психологической беседы как научного метода в клинической психологии. Основные способы ведения и виды психологической беседы.
Метод беседы — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего.
Общие сведения
В психологической беседе происходит прямое взаимодействие психолога и респондента в форме устного обмена информацией. Метод беседы широко применяется в психотерапии. Его также используют в качестве самостоятельного метода в консультативной, политической, юридической психологии.
В процессе беседы психолог, будучи исследователем, направляет скрытно или явно разговор, в ходе которого задаёт опрашиваемому человеку вопросы.
Существует два вида беседы:
-Управляемая
-Неуправляемая
В ходе управляемой беседы психолог активно контролирует течение разговора, поддерживает ход беседы, устанавливает эмоциональный контакт. Неуправляемая беседа происходит при большей в сравнении с управляемой отдаче инициативы от психолога респонденту. В неуправляемой беседе основное внимание уделяется предоставлению респонденту возможности выговориться, при этом психолог не вмешивается или почти не вмешивается в ход самовыражения респондента.
В случае и управляемой, и неуправляемой беседы от психолога требуется наличие навыка вербальной и невербальной коммуникации. Любая беседа начинается с установления контакта между исследователем и респондентом, при этом исследователь выступает как наблюдатель, анализирующий внешние проявления психической деятельности респондента. Основываясь на наблюдении, психолог осуществляет экспресс-диагностику и корректирует выбранную стратегию проведения беседы. На начальных этапах беседы основной задачей рассматривается побуждение исследуемого субъекта к активному участию в диалоге.
Важнейшим навыком психолога в ситуации беседы является умение устанавливать и поддерживать раппорт, соблюдая при этом чистоту исследования, избегая нерелевантных (мешающих получению достоверного результата) вербальных и невербальных влияний на субъект, которые могут способствовать активному изменению его реакций. К разрушению раппорта с респондентом или же к оказанию побочных внушений на респондента могут привести неосторожные высказывания со стороны психолога, выполненные, например, в форме приказов, угроз, нравоучений, советов, обвинений, оценочных суждений касательно сказанного респондентом, успокоений и неуместных шуток.
Виды беседы
Беседы различаются в зависимости от преследуемой психологической задачи. Выделяют следующие виды:
· Терапевтическая беседа
· Экспериментальная беседа (с целью проверки экспериментальных гипотез)
· Автобиографическая беседа
· Сбор субъективного анамнеза (сбор информации о личности субъекта)
· Сбор объективного анамнеза (сбор информации о знакомых субъекта)
· Телефонная беседа
Интервью относят как и к методу беседы, так и к методу опроса.