Вопрос 1. Проективные методы в клинической психодиагностике.

Проективные методики представляют собой специальную технику клинико-экспериментального исследования тех особенностей личности, которые наименее доступны непосредственному наблюдению или опросу.
Проективные методики создавались для клининческих целей и в своих классич-х вар-т использутся главным образом в клинике неврозов.
Проект-е мет-ки – это спец-но подобранная батарея мет-к, способная ответить на такие вопросы, как стиль взаимоотн-я испытуемого с другими людьми (конформность, лидерство, авторитарность, демократизм); ее ведущим мотивы и пути их реализации, степень гармоничности или конфликтности аффективной сферы, ср-ва разрешения внутренних и внешних конфликтов; самооценка, мера ее осознанности, адекватности, гибкости и.т.д.
Предназначены для изучения глубинных особенностей личности. Основным отличием от других методов является неопределенность стимулов, ситуаций, предлагаемых испытуемому. Предлагаются неопределенные задания как повод для проявления неосознанных особенностей личности. В этом тесте не возникает ошибочного решения, исследователь обращает внимание не на ошибки и на правильное решение, а на личностные реакции испытуемого, на характер возникающих при этом ассоциаций. Т.е. исследование проходит в доброжелательной безоценочной обстанове. Пример: самая популярная – Пятна Роршаха.
Типы проективных методик:

1. Структурированные методики – оформление стимулов, придание им смысла. Роршах.

2. Методика интерпретаций - толкование событий, явлений. Сюжетные картинки, ТАТ, Розенцвейг.

3. Методики дополнения, завершения ситуаций, предложений. - Незаконченные предложения, Незавершенные рисунки

4. Метод изучения экспрессии, анализ почерка, продуктов деятельности. Напр. методика «Дом-дерево-человек». По рисунку делаются выводы об аффективной сфере личности, уровне психосексуального развития и других особенностях.

5. Методы изучения продуктов творчества. Рисунок человека, рисунок семьи, несуществующее животное, автопортрет, ДДЧ (смотри вопрос 26)

6. Катартические. Предлагается осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях. Например, психодрама в виде импровизированного театрального представления позволяет исследователю обнаружить выносимые вовне конфликты, проблемы, другую личностно насыщенную продукцию. Игровые техники задействуют фантазию испытуемого, и поэтому, являются типичным примером данной категории.

Вопрос 2. Психологическая информация и способы еѐ получения. Запрос как психологическая проблема в клинической психологии.

Что такое информация о человеке? Это могут быть конкретные знания о конкретном человеке, это могут быть и знания о его близких, о социальной и экономической обстановке, его окружающей, это могут быть знания, характеризующие его как биологическое существо и т. п. Все эти знания позволяют судить о поле, возрасте, способах мышления человека, его чувствах и желаниях, о его возможностях действовать в окружающем мире. О человеке говорят и предметы, созданные и используемые им.Есть очень интересная точка зрения на происхождение человеческой истории, высказанная академиком Б.Ф. Поршневым. Она основана на понимании материальных потребностей человека, его нужды в конкретных предметах или свойствах этих предметов: остром ноже, длинном копье, емком сосуде и т. п.Б.Ф. Поршнев утверждает и убедительно показывает, что норма поведения каждого человека в первобытном обществе состояла в том, что он раздаривал результаты своего труда. Другими словами, производя больше, чем было нужно для восстановления сил, затраченных на производство, человек стремился угостить и одарить других. Из изложенной выше гипотезы академика Б.Ф. Поршнева можно выделить следующие особенности информации о человеке: она создана другими людьми и передана человеку через предмет или слово; цель передачи этой информации — воздействие, изменение действий человека; эта информация объединяет человека с одними людьми и одновременно разъединяет с другими. Итак, важнейшее свойство информации об индивидуальности человека — она создана другими, передается ему и после усвоения становится основой самоРегуляции.

Однако психологическая информация принимается человеком от других людей через воздействие их на него. Это воздействие имеет разную силу: от минимальной — только слегка меняющей рисунок действий, до максимальной — разрушающей необратимо действия человека.

Свойство психологической информации — она динамична, каждый ее статистический элемент требует соотнесения с более широким контекстом — прошлым, будущим, настоящим сообщаемой информации. Недаром, характеризуя какого-то человека, обязательно вводится момент временной отнесенности: как часто? всегда ли он такой, каким представляется сегодня? каким он был раньше? что с ним будет?Кроме контекста, информация о человеке во многом будет зависеть от текста его реального поведения, то есть тех проявлений его индивидуальных особенностей, которые существуют в настоящее время и доступны для наблюдения другому человеку: это речь, предметы, окружающие человека, это его тело, мимика и пантомима, конкретное пространственное расположение с другим человеком.Относительно статичные, фиксированные во времени моменты воздействия человека на человека можно описать с помощью модальностей: «я думаю», которая всегда предметна, ориентирована на свойства или свойство предметов мира человека. Другая модальность — «я чувствую» — отражает отношение человека.Введенные нами модальности — «я могу», «я хочу», «я думаю», «я чувствую» — позволяют описать и систематизировать информацию, которую получает и использует воздействующий на другого человека человек. В то же время, согласно закону Л.С. Выготского о происхождении высших психических функций, в этих же модальностях она может быть описана и реагирующим на воздействие человеком.Это допущение — введение модальностей в описание содержания психологической информации — позволяет сделать работы по развитию психики человека А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского и др.Ссылкой на эти работы, особенно на работы Б.Ф. Поршнева, нам хотелось показать, что человек получает информацию о себе от другого человека через воздействие этого другого на себя. В этом воздействии рождается то, что будет позже составлять представлена человека о себе, его образ «Я», его мотивы, ценности способы мышления, восприятия и т. п.— то, что традиционно называют знанием о внутреннем мире человека или психологическим знанием. Нам казалось важным подчеркнуть, что это знание динамично. В силу этого возникает важнейший вопрос о критериях истинности этого знания, о его достоверности. IОтвет на этот вопрос непосредственно связан со способами получения психологического знания, тоге знания, которое определяет воздействие одного человека на другого. Анализ способов получения знаний о другом человеке показывает, что на сегодняшний день можно выделить четыре относительно независимых реальности жизни, в которых представлено это знание.Во-первых, это конкретные знания о людях, которые человек получил в процессе своей жизни. Он проверил их на истинность и достоверность событиями своей индивидуальной судьбы, другого критерия нет. Человек применяет эти знания в воздействии на других людей, на конкретного человека и таким образом делает их доступными для окружающих. Во-вторых, это обобщенные знания о людях, которые человек получил в относительно замкнутой группе людей— семье, производственном коллективе, школьном классе и т. п. Это знание проверено на истинность, достоверность жизнью этой группы, входит в систему ее ценностей как регулятор отношений между членами этой группы и всей группы с другими общностями людей.В-третьих, это обобщенные знания о людях, которые получены относительно небольшой группой людей— ученых, поставивших своей целью получить обобщенное, закономерное, достоверное знание о людях, специально проверенное на истинность и достоверность. Эти ученые — психологи и представители смежных наук о человеке, в первую очередь, естествознания,— пользуются специальными приемами получения достоверного знания, которые называются методами науки. Для них очень важно обсуждение вопроса о соответствии методов науки и ее предмета.Таким образом, достоверное, обобщенное знание о человеке, само по себе существующее в культуре в виде научных текстов, не может стать содержанием информации о другом человеке. Оно должно быть трансформировано особым образом. Каким?Ответ на этот вопрос дает анализ ситуации появления в психологической науке нового направления — практической психологии. В отечественной психологии время появления этой отрасли психологии насчитывает несколько лет, достаточно посмотреть психологические журналы пятилетней давности, там нет еще такой рубрики.Чтобы получить знание об индивидуальности человека, практический психолог должен обладать обобщенным знанием, которое он будет использовать, исследуя конкретную жизненную ситуацию конкретного человека. Это обобщенное знание о человеке, научное, достоверное обеспечит ему рефлексию на содержании своего житейского опыта и позволит пользоваться критериями научной, а не житейской психологии, при анализе индивидуальности человека и конкретных обстоятельств его жизни.Таким образом, информация о человеке, которую получает и использует практический психолог, это конкретные знания о конкретном человеке, полученные на основе обобщенной научной теории.Обобщенная научная теория — это способ мышления практического психолога о человеке. Способ, который, в отличие от житейской психологии, может быть выделен и проверен на достоверность.Таким образом, психологическая информация, полученная в практической психологии, дополняет и уточняет обобщенное психологическое знание; в свою очередь, она обеспечивает обоснование для воздействия на человека в работе практического психолога.

Билет 13

Вопрос 1. Вопросы семейной диагностики в клинической психологии.

Семейная диагностика включает достаточно много методов. Один из центральных методов психолога – беседа.
Принцип построения беседы:

1. Принцип установления контакта. Способы: отзеркаливание, интоннации, невербальные:мимика, темп, жесты. Обстановка.

2. Диагностичности: диагностична любая информация; плюс вопросы.

3. Терапевтичности: учитывать и удовлетворять потребности клиента к терапевту.

4. Многогранности: эмоц., когнитивн., поведенч.

Начинают с диагностики взрослого человека:

1. Тест Тейлора на тревожность

2. Тест Леонгарда, шмишека

3. Методика диагностики личн. отношений Тимоти Лири

4. Самооценка Дембо-Рубинштейн

Блок 2 – опросники родительнского отношения

1. PARI (Шефер, Белл): на выявление установок относительно семейных отношений и воспитания

2. АСВ: анализ семейного воспитания (Эйдемиллер, Юстицкис): нарушения воспитания в семье.

3. ВРР (Марковская): взаимодействие родителя и ребенка

4. ОРО опросник родительского отношения (Варга) – на выявление типов родительского отношения.

5. АДОР – подростки о родителях

6. Родительские сочинения (Карабанова): «портер моего реб», «мой реб. через 20 лет».

7. Опросник FACES для проверки круговой модели Олсона (3 параметра: сплоченность, гибкость, коммуникации)

Диагностика детей в семье:
1. Установка контакта в рамках ведущей деятельности (до 4х лет – совместные предметные игры, 4-12лет – совместное рисование, после 12 лет – показать свой интерес к его интересам.)

Рисунки в диагностике семьи: (на основе рисунков можно построить гиотезу).

1. Свободные рисунки – повторяющиеся темы, разговор во время рисунка.

2. Рисунок семьи

3. Автопортер в 3 измерениях (каким его видят дома, каким хочет быть, себя)

4. Семейная социограмма (Эйдемиллер, Александрова): работает начиная с возраста, когда реб. может изображать членов семьи в виде кружков (2 класс). На листе А4 нарисовать окружность с d=11см. Попросить испытуемого изобразить себя и членов семьи внутри круга в виде кружков.

1. Модификации: идеальная семья, в момент ссоры, в какой-то определенной ситуации.

2. Параметры анализа:

· состав (уменьшенный, увелич.)

· величина кружков (значимость)

· расположение кружков относительно др др. (иерархия, коалиции)

· расстояние между кружками (дистанция в общении)

3. Нарушение инструкции:

· какой-то член семьи изображен за кругом

· кружок внутри другого (шизофрения)

· человечек в виде кружков (реб. не может символизировать)

Экспериментально-моделирующие ситуации:
Экпериментатор перед членом семьи ставит задачу, которая предполагает совместное решение. Решение проходит обычно в форме коммуникаций. Цели: исслеодвать процесс взаимодействия в условиях здесь и теперь. Изучить процесс коммуникации.
Можно тестировать супружеские отношения и детско-родительские.

Вопрос 2. Метод наблюдения в клинической психологии. Основные ситуации и виды наблюдения

В клинической психологии используется множество методов, позволяющих объективизировать, дифференцировать и квалифицировать различные варианты нормы и патологии. Выбор методики зависит от задачи, стоящей перед психологом, психического состояния больного, образования пациента, степени сложности психического нарушения. Выделяют следующие методы:

· Наблюдение

· Беседа

· Психофизиологические методы (например, ЭЭГ)

· Биографический метод

· Изучение продуктов творчества

· Анамнестический метод (сбор сведений о лечении, течении и причинах расстройства)

· Экспериментально-психологический метод (стандартизированные и нестандартизированные методики)

Наблюдение - познавательный процесс, в котором человек внимательно отслеживает происходящее с ним или вокруг него. Например, наблюдение за поведением ребенка. Или, наблюдение за собственным поведением в группе.

Наблюдатель - тот, кто наблюдает. В процессе наблюдения человек использует механизмы восприятия (зрение, слух и т.п.) и мыслительный анализ. Наблюдательный - человек, который способен подмечать ценные факты «на ходу», в любых ситуациях жизни, в процессе любой деятельности. Наблюдательность предполагает постоянную готовность восприятия.

Что можно наблюдать

Наблюдение происходит постоянно, но часто человек не осознает этого. В фокусе его внимания оказывается множество мыслей. Эти мысли наблюдаются. Эмоциональные остояния, которые переживает человек, тоже наблюдаются. Все происходящие с человеком явления наблюдаются. Постоянно наблюдаются и все видимые объекты. Наблюдение настолько привычно и постоянно для человека, что он попросту его не замечает. Наблюдение - сложный познавательный процесс, в котором сочетается чувственного восприятия и рационального.

Наблюдение может быть преднамеренным, планомерным восприятием, предпринимаемым с какой-либо определённой целью. Наблюдение - это изучение, исследование объекта, непосредственное восприятие предметов и явлений с помощью органов чувств с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков.

Виды наблюдений:

· Внешнее наблюдение (за другими)

· Внутреннее наблюдение (за самим собой - самонаблюдение)

· Включённое (исследователь является непосредственным участником того процесса, за которым наблюдает)

· Cтороннее (наблюдатель не является участником процесса)

· Эпизодические (от нескольких минут)

· Длительные (дни-недели)

· Поисковое (направлено на первичный анализ (выделение) признаков и элементов наблюдения)

· Стандартизированное (основывается на использовании уже выработанной схемы наблюдения)

Билет 14

Вопрос 1.Рисуночные тесты в психодиагностике. Применение рисуночных методик в психологии аномального развития. Общие психологические закономерности интерпретации рисунков и конкретные примеры рисуночных тестов.

Общее правило применения рисуночных методик – они не являются единственными в диагностике.
Они удобны в проведении, информативны, помогают налаживать контакт, можно использовать неоднократно.
Полный отказ от рисования информативен при диагностике. При коррекции можно вместе рисовать. Полезно спрашивать доп. вопросы по рисунку.
Параметры оценки для всех рисунков:

· Тип изображения (реалистичный, метафоричный, схематичный)

· соответствует/не соотв. полу

· изображен в деятельности или сюжет

· сохранность формы и пропорций изображения

· расположение изображения на листе

· Оценки прорисованности лица

Применение рисуночных тестов для выявления личностных особенностей человека основано на принципе проекции, т.е. на вынесении вовне своих переживаний, представлений, стремлений и т.п.
Для диагностического использования рисунков очень важно, что они отражают, в первую очередь, не сознательные установки человека, а его бессознательные импульсы и переживания.
Как и прочие проективные тесты, рисуночные методики очень информативны, т. е. позволяют выявить множество психологических особенностей человека. При этом они просты в проведении, занимают немного времени и не требуют никаких специальных материалов, кроме карандаша и бумаги.
Наиболее близко рисование детям, поэтому при обследовании детей рисуночные методы применяются особенно часто. Ребенку легко понять тестовую инструкцию, для выполнения методик не нужен высокий уровень развития речи. Вместе с тем, рисунки – удобный повод для того, чтобы начать клиническую беседу, рисунки помогают установить контакт между экспериментатором и обследуемым (Венгер А.Л., 2005).
В отличие от большинства других тестов, рисуночные методики могут проводиться многократно и достаточно часто, не утрачивая своего диагностического значения. Они применимы к испытуемым самого разного возраста: от дошкольного до взрослого. Это позволяет использовать их для контроля динамики состояния и для наблюдения за ходом психического развития в течение длительного периода.
В последние годы все больше подчеркивается психотерапевтическое значение рисования, как и художественной деятельности вообще. Таким образом, благодаря применению рисуночных методик грань между психологическим обследованием и психотерапевтическим сеансом становится менее очевидной [6].
Многочисленные исследования детских рисунков показали, что в развитии рисования имеются четкие возрастные стадии, сменяющие друг друга в определенной последовательности (Венгер А.Л., 2005).
При нарушениях в умственном развитии и психических нарушениях наблюдается запаздывание в переходе ребенка от стадии к стадии, остановки на ранних стадиях. Эта закономерность и позволяет оценивать умственное развитие с помощью рисуночных тестов [6].
Ф. Гуденаф создала первую стандартизованную рисуночную методику – тест «Нарисуй человека», – и разработала достаточно однозначные и обоснованные критерии оценки рисунков [6]. Метод Ф. Гуденаф предназначался для исследования интеллекта и использовался в первоначальном виде до 1963 года. Обследуемому предлагали изобразить на листе бумаги мужчину, и сделать это как можно лучше. Время рисования не ограничивалось. Оценка уровня интеллектуального развития осуществлялась на основе того, какие части тела и детали одежды изображал обследуемый, как учтены пропорции, перспектива и т. д.
В 1963 году Д.Б. Харрис пересмотрел, расширил тест.
На основе теста Гуденаф-Харриса К. Маховер разработала проективную методику для исследования личности. Интерпретация рисунка основывалась на предположении, что изображение человека соотносится с побуждениями, конфликтами испытуемого.
Процедура:
Каждый тест выполняют на отдельном чистом листе бумаги. Желательно использовать лист формата А4, но допустим и меньший формат.
Рисунок человека:
Этот тест – один из наиболее используемых диагностических методов. Его можно проводить с трехлетнего возраста. Выводы об уровне умственного развития по результатам тестирования наиболее надежны в применении в дошкольном и школьном возрасте.
Также, рисунки дают представление об эмоциональной сфере (агрессия и пр), могут показать какие-то психические нарушение (рисунки детей, больных шизофренией).
Критерии оценки умственного развития. Головонога можно рассматривать как показатель нарушений в развитии изобразительной функции начиная с четырех лет. С шестилетнего возраста признаком отставания служат схематические рисунки, на которых отсутствует передача толщины конечностей. С восьми лет признаком задержки в развитии умения рисовать является любое чисто схематическое изображение без попытки, хотя бы и неудачной, передать реальные формы отдельных частей тела. Количественная оценка уровня выполнения задания «Рисунок человека» может быть получена на основе одновременного учета как способа изображения, так и числа имеющихся основных и второстепенных деталей.
Рисунок является одной из важнейших экспериментальных приемов для определения способностей испытуемого фиксировать пространственную структуру знакомого предмета, фигуры.
Венгер А.Л (2005) в своей работе «Психологические рисуночные тесты» пишет о признаках возможной психической патологии, проявляющихся в рисунках детей. Особо острые состояния (психотические) часто проявляются в множественности, спутанности и смешанности образов в рисунке.Часто присутствуют грубые искажения формы и пропорций, смещение отдельных частей изображения. Появляются случайные хаотические линии и штрихи. У дошкольников типичными показателями психотического возбуждения являются заштриховывание всего рисунка, сверхсильный нажим на карандаш (так что рвется бумага) или исчезновение предметного изображения [6].
Искажения формы изображения типичны также при органических поражениях мозга, однако в этом случае они, как правило, не производят впечатления выраженной неадекватности [6].
Помимо грубого искажения форм, для психических заболеваний типичен также распад формы, ее нечеткость и неопределенность. При психических заболеваниях часто проявляется редукция значимых частей изображения, например, головы, лица, рук.
Рисунки также можно использовать дла анализа ВКБ у детей с психосоматическими расстройствами.
Рисунко человека также информативен, если фигура нарисована сзади или другого пола.
Пример рисуночных методик:
Рисунок человека, рисунок семьи (обычный, кинестетический, в виде животных, цветов), рисунок несуществующего животного, кактус, пиктограмма (анализ мышления в добавок), рисунок себя, автопортрет в 3 проекциях.

Пример анализа на методике «рисунок семьи»
Первый вариант возник в 40е годы на волне интереса к проективным методикам. Требование – рисовать карандашом.
Модификации:

· Кинетический рисунок семьи (когда семья что-то делает). Модификация возникла из-за того, что исследователи стали получать стереотипные и соц. желательные рисунки.

· Семья животных. Все члены семьи в виде разных животных.

· Нарисовать семьи в виде персонажей из сказок, предметов.

· Идеальная семья

· Семья в конфликте

· Семья в какой-нибудь ситуации

Беседа по рисунку:
Закрытые и прямые вопросы, открытые (социометрические) вопросы.
3 уровния интерпретации рисунка:

1. Процессуальный. Сам процесс рисования. За изменением поведения и движений стоят изменения в мыслях и чувствах. Следить за последовательностью, стираниями.

· Последовательность: первым рисуют самого значимого.

· Паузы: защита от персонажей или самой темы – конфликты, негативное отношение.

· Стирание: если улучается изображение, то реб. относится хорошо.

· возвращение к нарисованному: эмоционально значимый персонаж.

2. Формальный. Анализируется стиль и структура рисунка. За стилем и стр-рой стоит картина представлений и переживаний, связанных с пердметом рисунка.

· Блок А:

o нажим: психомоторный тонус

o штриховка (если не худ. образование) – неуверенность, осторожность

o Тщательность и детальность: чем приятнее объект, тем он лучше прорисован

· Блок Б: характеристики структуры семьи

o состав семьи: отказ от изображения людей или изображение не связанных с семьей людей – грубые нарушения (покинуость, травматизация, аутистические особенности)

o Уменьшение состава: незначимый член семьи, негативное отношение

o Замена на кого-то: конфликт

o Увеличение состава: Напр., если у реб. не удовлетворены потребности в в семье, то рис. дополняется предметами.

o Размер фигур: относит. размер показывает доминирование

o Расположение на листе: расстояния между персонажами – о сплоченности; преграды между персонажами – дистанция, коалиции.

3. Содержательный. Анализируются символы рисунка, образы. За каждым символом или образом стоит культурная трактовка.

· Руки – воздействия на мир

· Голова – про ум

· части лица – отражение способа коммуникации

· Нижняя половниа тела: для реб. что-то секс-ое, фантазии.

Основные авторы рисуночных методик: Венгер, Маховер, Романова

Наши рекомендации