Взаимосвязь звуков при коррекции произношения

В приведенной системе учитывается определенная последо­вательность работы над звуками:

гласные

а, э, о, ы, у, и чистые

я, е, е, ю сочетание гласных со звуком /

и звук /

согласные ф, с, ш, щ, х твердые п, т, к, ц, ч

в, 3) Ж

б, д, г л, р, м, н

мягкие в том же порядке.

В приведенной системе работы над звуками используются различные опорные (исходные) звуки с учетом индивидуаль­ных возможностей детей.

Цепи опорных звуков можно представить в схемах.

Все звуки можно разделить на 2 группы и соответственно этому изобразить их в двух схемах.

В первой схеме показаны возможности использования опор­ных звуков в группе гласных и соноров л, р, м, н.

Во второй — представлены все согласные звуки, кроме зву­ков а, р, м, н.

Исходными для первой группы являются звуки а и э.

От звука а путем выдвигания губ вперед и отодвигания язы­ка назад получаем звук о; еще более сильное выдвижение губ вперед (почти до хоботка) и более глубокое положение языка позволяют нам организовать звук у.

От звука э, сужая ротовую щель при оттягивании углов рта, получаем звук и. От звука и в слогах пи-пи или при произнесе­нии одного звука и, отодвигая губы, получаем звук ы.

Звук л получаем от звука ы, удерживая кончик языка за зубами; звук ль — от звука и, удерживая кончик языка зубами. ф

От гласных можно получить и звуки м, н, которые характер­ны носовым звучанием благодаря тому, что мягкое небо при произношении их опущено. При произнесении любого гласного звука и одновременном опускании мягкого неба, смыкание губ направит звучащую воздушную струю через нос; корригируя это звучание через тактильное ощущение, получаем звук м, а от звука м, изменив положение органов произношения (кончик языка упирается в верхние резцы), получим звук н.

В соответствии с этим от звука и ^Х образуются звуки мь, нь.

Звук и может быть- поставлен от звука зь путем отодвигания языка на­зад, а также при произношении зву­ка и в слогах аи, ои, при этом звук и должен произноситься короче.

Все изложенное может быть пред­ставлено на схеме № 1 (рис. 20) (сплошная линия показывает дли­тельность произнесения, пунктирная— краткость его).

Схема № 2 (рис. 21) состоит из двух разделов: верхнего и нижнего. В верхнем разделе представлены все глухие согласные, в -нижнем — все звонкие,

Каждый из этих разделов содер­жит по 4 горизонтальных ряда. Два верхних включают в себя все глухие фрикативные звуки, которые располо­жены по принципу усложнения арти­куляции. Исходные звуки — ф и ф' (в протяжном произнесении). Два дру- • гих ряда по тому же принципу вклю­чают в себя все взрывные глухие зву^ кн; исходными являются звуки ф, ф' в коротком звучании. В нижнем отделе схемы расположены звонкие согласные с

ОЛНЫМИ <т\'к-а\*ьг о т* «'

Рис. 21.

исходными звуками в и в'.

Звуки ф и в и их мягкие пары используются в качестве ис­ходных (опорных) по ряду причин: артикуляция их проста, доступна для зрительного восприятия; при ихпроизношении легко тактильно ощутить воздушную струю; язык при произно­шении этих звуков находится в относительно пассивном состоя­нии. Кроме того, артикуляция этих звуков бывает редко нару­шенной.

По предложенной схеме можно использовать следующие способы вызывания звуков:

от звука ф (в протяжном произнесении) можно получить: 68

а) звук с при межзубном произнесении, если предложить ребенку произнести звук ф при высунутом языке;

б) звук х —при произнесении звука ф язык механически отодвигается назад. Необходимо следить за правильным откры­тием рта;

в) звук ш — организовав подъем кончика языка, показав это на себе или с механической помощью.

Звонкие звуки вызываются аналогично от звука в. От звука с можно получить:

а) устанавливая подъем кончика языка вверх,— звук ш\

б) отодвигая язык назад,— звук х.

От звука с' получаем аналогично .v' н щ, перемещая язык несколько кзади путем выдвигания губ вперед .(можно с ме­ханической помощью).

От звука з аналогично получаем звук ж.

От коротко произносимых звуков 0, ф', в, в'можно получить ряд звуков:

от звука ф — — —: а) при зрительной опоре на артикуля­цию или механическим путем освобождая нижнюю губу от со­прикосновения с верхними зубами и сближая губы, получаем звук п\

б) произнося многократно утрированно коротко звук ф — — — При высунутом языке, получаем звук т в межзуб­ном произношении.

Аналогично от звуков в—- — — и в' получаем звонкие звуки б, б', д, д', в, в'.

Производными от звуков т, т', д, д' являются звуки к, к! г, г', которые вызываются при помощи отодвигания языка назад с нажимом на кончик языка шпателем.

Производным от звука т' является звук </, который вызы­вается перемещением языка несколько назад с одновременным выдвиганием губ вперед.

Остальные звуки могут быть вызваны по методике, разра­ботанной Ф. А. Рау.

Итак, в логопедической работе с детьми для вызывания зву­ков можно использовать различные исходные артикуляции. Та­ким образом, новая артикуляция подготавливается заранее, что позволяет предотвращать трудности в работе.

В предлагаемой нами последовательности формирования звуков нет общепринятого в логопедии последовательного усвое­ния звуков по группам свистящих, щипящих, соноров и т. п. Последовательность работы над звуками определяется возмож­ностями развития артикуляционного аппарата ребенка-ринола-лика и предлагает вначале развитие правильного речевого ды­хания.

С начала работы над озвончением активизируется и средний отдел речевого аппарата, который на первых этапах занятий находился в пассивном состоянии.

Так реализуется основная задача логопедической работы при рпнолалии — приучить ребенка при произнесении звуков производить ротовой выдох, а не выдыхать носом, что для боль­ного более привычно.

Эта задача подчеркивается в работе постоянно: при упраж­нениях по воспитанию кинестетических ощущений от органов артикуляции, при работе над артикулемами гласных звуков без голоса, когда ротовой выдох производится длительно (до пол­ного выдоха); при воспитании кинестетических ощущений от артикуляции фрикативных глухих согласных звуков, где сохра­няется полный ротовой выдох; при последующем формирова­нии артикулем глухих взрывных звуков с коротким ротовым выдохом.

Результаты фиксируются в таблицах, которые оформляют­ся постепенно. Заполнение их соответствует этапу работы с детьми.

В начале занятий в таблицу заносятся только рисунки.— схемы внешней артикуляции звуков без обозначения получаю­щегося звука буквой.

Рисунок внешней артикуляции фрикативного звука допол­няется чертой, которая показывает, что упражнение можно де­лать до полного выдоха.

Рисунок взрывного звука дополняется точкой, которая под­сказывает, что происходит выдох мгновенный, взрывной.

Четко сформированный звук фиксируется в таблице буквой. При введении буквенного обозначения внимание ребенка еще | раз обращается на особенности произношения фрикативных и I взрывных звуков. }

Не отработанные ребенком в произношении звуки буквами ] не обозначаются. *

Вызывая гласные и согласные звуки, необходимо направить 2 все внимание ребенка на положение языка и на ротовой выдох, | не фиксируя его внимания на звучании. Это отвлекает его от I старых динамических стереотипов в артикуляции и позволяет . | логопеду следить за формированием новой артикулемы. Пра- ] вильная артикуляция создается у ребенка по зрительному об- \ разцу, по описанию и постоянно корригируется в случаях от­клонения от нормы.

Сначала необходимо воспитать мышечные ощущения от ар­тикуляции нового звука. Закрепив их в сознании ребенка, мож- | но переходить к воспитанию ощущения звучания (слухового I восприятия звука). Введение буквы активизирует слуховой $ контроль ребенка за своим произношением, служит предупреж­дению дисграфий. - ;

При формировании звуков следует следить за выполнением артикуляционных упражнений без напряжения и без участия в артикуляции лицевых и мимических мышц.

Выполнение основных требований к проведению занятий с /\

детьми и соблюдение последовательности работы по предлагае­мой системе обеспечивает высокую эффективность логопедиче­ского воздействия в дооперационном периоде и дает возмож­ность сформировать четкую речь, часто полностью свободную от носового оттенка.

Коррекция развития личности.Речевой дефект при рннола-лпи накладывает свой отпечаток на структуру личности боль­ного, поэтому на протяжении всех логопедических занятий большое внимание уделяется коррекции ее развития. Логопед должен дать больному возможность поверить в свои силы, в полезность и эффективность проводимой работы.

С этой целью больного знакомят с магнитофонными запи­сями -речи больных до логопедических занятий и после них. Про­водится сравнительный анализ звучания речи.

Полезно познакомить больных с лицами, закончившими курс логопедических занятий до и после операции. Взрослым боль­ным важно разъяснить причины их речевого нарушения и воз­можности логопедической помощи.

В процессе занятий необходимо поощрять успехи больных . (особенно детей), поддерживать их высокий эмоциональный тонус. Логопед должен стать как бы участником внутреннего мира больного и помогать ему в решении определенных жиз­ненных вопросов, в отношениях с коллективом и окружающи­ми. Важна также разъяснительная работа логопеда в тех со­циальных мйкрогруппах, где живет и общается больной. Под­готовка коллектива к новым отношениям с пациентом — одна из задач логопеда.

Оказываемая им помощь должна быть тактичной, незаметг ной и вместе с тем значимой.

Наши рекомендации