Взаимосвязь звуков при коррекции произношения
В приведенной системе учитывается определенная последовательность работы над звуками:
гласные
а, э, о, ы, у, и чистые
я, е, е, ю сочетание гласных со звуком /
и звук /
согласные ф, с, ш, щ, х твердые п, т, к, ц, ч
в, 3) Ж
б, д, г л, р, м, н
мягкие в том же порядке.
В приведенной системе работы над звуками используются различные опорные (исходные) звуки с учетом индивидуальных возможностей детей.
Цепи опорных звуков можно представить в схемах.
Все звуки можно разделить на 2 группы и соответственно этому изобразить их в двух схемах.
В первой схеме показаны возможности использования опорных звуков в группе гласных и соноров л, р, м, н.
Во второй — представлены все согласные звуки, кроме звуков а, р, м, н.
Исходными для первой группы являются звуки а и э.
От звука а путем выдвигания губ вперед и отодвигания языка назад получаем звук о; еще более сильное выдвижение губ вперед (почти до хоботка) и более глубокое положение языка позволяют нам организовать звук у.
От звука э, сужая ротовую щель при оттягивании углов рта, получаем звук и. От звука и в слогах пи-пи или при произнесении одного звука и, отодвигая губы, получаем звук ы.
Звук л получаем от звука ы, удерживая кончик языка за зубами; звук ль — от звука и, удерживая кончик языка зубами. ф
От гласных можно получить и звуки м, н, которые характерны носовым звучанием благодаря тому, что мягкое небо при произношении их опущено. При произнесении любого гласного звука и одновременном опускании мягкого неба, смыкание губ направит звучащую воздушную струю через нос; корригируя это звучание через тактильное ощущение, получаем звук м, а от звука м, изменив положение органов произношения (кончик языка упирается в верхние резцы), получим звук н.
В соответствии с этим от звука и ^Х образуются звуки мь, нь.
Звук и может быть- поставлен от звука зь путем отодвигания языка назад, а также при произношении звука и в слогах аи, ои, при этом звук и должен произноситься короче.
Все изложенное может быть представлено на схеме № 1 (рис. 20) (сплошная линия показывает длительность произнесения, пунктирная— краткость его).
Схема № 2 (рис. 21) состоит из двух разделов: верхнего и нижнего. В верхнем разделе представлены все глухие согласные, в -нижнем — все звонкие,
Каждый из этих разделов содержит по 4 горизонтальных ряда. Два верхних включают в себя все глухие фрикативные звуки, которые расположены по принципу усложнения артикуляции. Исходные звуки — ф и ф' (в протяжном произнесении). Два дру- • гих ряда по тому же принципу включают в себя все взрывные глухие зву^ кн; исходными являются звуки ф, ф' в коротком звучании. В нижнем отделе схемы расположены звонкие согласные с
ОЛНЫМИ <т\'к-а\*ьг о т* «'
Рис. 21.
исходными звуками в и в'.
Звуки ф и в и их мягкие пары используются в качестве исходных (опорных) по ряду причин: артикуляция их проста, доступна для зрительного восприятия; при ихпроизношении легко тактильно ощутить воздушную струю; язык при произношении этих звуков находится в относительно пассивном состоянии. Кроме того, артикуляция этих звуков бывает редко нарушенной.
По предложенной схеме можно использовать следующие способы вызывания звуков:
от звука ф (в протяжном произнесении) можно получить: 68
а) звук с при межзубном произнесении, если предложить ребенку произнести звук ф при высунутом языке;
б) звук х —при произнесении звука ф язык механически отодвигается назад. Необходимо следить за правильным открытием рта;
в) звук ш — организовав подъем кончика языка, показав это на себе или с механической помощью.
Звонкие звуки вызываются аналогично от звука в. От звука с можно получить:
а) устанавливая подъем кончика языка вверх,— звук ш\
б) отодвигая язык назад,— звук х.
От звука с' получаем аналогично .v' н щ, перемещая язык несколько кзади путем выдвигания губ вперед .(можно с механической помощью).
От звука з аналогично получаем звук ж.
От коротко произносимых звуков 0, ф', в, в'можно получить ряд звуков:
от звука ф — — —: а) при зрительной опоре на артикуляцию или механическим путем освобождая нижнюю губу от соприкосновения с верхними зубами и сближая губы, получаем звук п\
б) произнося многократно утрированно коротко звук ф — — — При высунутом языке, получаем звук т в межзубном произношении.
Аналогично от звуков в—- — — и в' получаем звонкие звуки б, б', д, д', в, в'.
Производными от звуков т, т', д, д' являются звуки к, к! г, г', которые вызываются при помощи отодвигания языка назад с нажимом на кончик языка шпателем.
Производным от звука т' является звук </, который вызывается перемещением языка несколько назад с одновременным выдвиганием губ вперед.
Остальные звуки могут быть вызваны по методике, разработанной Ф. А. Рау.
Итак, в логопедической работе с детьми для вызывания звуков можно использовать различные исходные артикуляции. Таким образом, новая артикуляция подготавливается заранее, что позволяет предотвращать трудности в работе.
В предлагаемой нами последовательности формирования звуков нет общепринятого в логопедии последовательного усвоения звуков по группам свистящих, щипящих, соноров и т. п. Последовательность работы над звуками определяется возможностями развития артикуляционного аппарата ребенка-ринола-лика и предлагает вначале развитие правильного речевого дыхания.
С начала работы над озвончением активизируется и средний отдел речевого аппарата, который на первых этапах занятий находился в пассивном состоянии.
Так реализуется основная задача логопедической работы при рпнолалии — приучить ребенка при произнесении звуков производить ротовой выдох, а не выдыхать носом, что для больного более привычно.
Эта задача подчеркивается в работе постоянно: при упражнениях по воспитанию кинестетических ощущений от органов артикуляции, при работе над артикулемами гласных звуков без голоса, когда ротовой выдох производится длительно (до полного выдоха); при воспитании кинестетических ощущений от артикуляции фрикативных глухих согласных звуков, где сохраняется полный ротовой выдох; при последующем формировании артикулем глухих взрывных звуков с коротким ротовым выдохом.
Результаты фиксируются в таблицах, которые оформляются постепенно. Заполнение их соответствует этапу работы с детьми.
В начале занятий в таблицу заносятся только рисунки.— схемы внешней артикуляции звуков без обозначения получающегося звука буквой.
Рисунок внешней артикуляции фрикативного звука дополняется чертой, которая показывает, что упражнение можно делать до полного выдоха.
Рисунок взрывного звука дополняется точкой, которая подсказывает, что происходит выдох мгновенный, взрывной.
Четко сформированный звук фиксируется в таблице буквой. При введении буквенного обозначения внимание ребенка еще | раз обращается на особенности произношения фрикативных и I взрывных звуков. }
Не отработанные ребенком в произношении звуки буквами ] не обозначаются. *
Вызывая гласные и согласные звуки, необходимо направить 2 все внимание ребенка на положение языка и на ротовой выдох, | не фиксируя его внимания на звучании. Это отвлекает его от I старых динамических стереотипов в артикуляции и позволяет . | логопеду следить за формированием новой артикулемы. Пра- ] вильная артикуляция создается у ребенка по зрительному об- \ разцу, по описанию и постоянно корригируется в случаях отклонения от нормы.
Сначала необходимо воспитать мышечные ощущения от артикуляции нового звука. Закрепив их в сознании ребенка, мож- | но переходить к воспитанию ощущения звучания (слухового I восприятия звука). Введение буквы активизирует слуховой $ контроль ребенка за своим произношением, служит предупреждению дисграфий. - ;
При формировании звуков следует следить за выполнением артикуляционных упражнений без напряжения и без участия в артикуляции лицевых и мимических мышц.
Выполнение основных требований к проведению занятий с /\
детьми и соблюдение последовательности работы по предлагаемой системе обеспечивает высокую эффективность логопедического воздействия в дооперационном периоде и дает возможность сформировать четкую речь, часто полностью свободную от носового оттенка.
Коррекция развития личности.Речевой дефект при рннола-лпи накладывает свой отпечаток на структуру личности больного, поэтому на протяжении всех логопедических занятий большое внимание уделяется коррекции ее развития. Логопед должен дать больному возможность поверить в свои силы, в полезность и эффективность проводимой работы.
С этой целью больного знакомят с магнитофонными записями -речи больных до логопедических занятий и после них. Проводится сравнительный анализ звучания речи.
Полезно познакомить больных с лицами, закончившими курс логопедических занятий до и после операции. Взрослым больным важно разъяснить причины их речевого нарушения и возможности логопедической помощи.
В процессе занятий необходимо поощрять успехи больных . (особенно детей), поддерживать их высокий эмоциональный тонус. Логопед должен стать как бы участником внутреннего мира больного и помогать ему в решении определенных жизненных вопросов, в отношениях с коллективом и окружающими. Важна также разъяснительная работа логопеда в тех социальных мйкрогруппах, где живет и общается больной. Подготовка коллектива к новым отношениям с пациентом — одна из задач логопеда.
Оказываемая им помощь должна быть тактичной, незаметг ной и вместе с тем значимой.