Произношения заднеязычных звуков

В коррекционно-логопедической работе по преодолению недостатков звукопроизношения любой группы звуков выделяют три основных этапа:

I. Подготовительный - включает в себя развитие слухового внимания и фонематического восприятия формируемого звука и артикуляционную гимнастику.

Среди артикуляционных упражнений наиболее эффективных при работе над заднеязычными звуками можно выделить следующие:

«Горка» - рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать язык в таком положении 10 – 15 сек.

«Катушка» - положение языка тоже, что и в упражнении «Горка», только в этом упражнении язык двигается вперед, как бы «выкатываясь» изо рта.

«Кто сильнее?» - губы в улыбке, рот открыт. Логопед кладет чисто вымытый и обернутый бинтом палец на кончик языка, находящийся за нижними резцами, и отодвигает весь язык назад. Ребенок старается языком вытолкнуть палец взрослого, при этом у него высоко поднимается задняя часть языка. Когда ребенок привыкнет к новому ощущению подъема задней части языка, он сможет сам чистым указательным пальцем нажимать на язык и отодвигать его назад.

II. Основной – включает в себя:

- Постановку звука.

- Автоматизацию звука.

- Дифференциацию формируемого звука и смешиваемых с ним в произношении звуков.

III. Заключительный.

На данном этапе идет закрепление навыка произношения формируемого звука в разных видах самостоятельной речи детей и в различных коммуникативных ситуациях.

При работе по формированию правильного звукопроизношения важно задействовать все четыре анализатора, имеющих непосредственное отношение к становлению речи. Описание правильной артикуляции звуков [К], [Г].

Губы раскрыты, занимают нейтральное положение. Зубы разомкнуты. Кончик языка лежит у нижних зубов, не касаясь их, передняя и средняя часть языка опущены, задняя часть поднята и упирается в мягкое небо (на стыке твердого и мягкого неба, боковые края языка слегка касаются задней части твердого неба. Мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость. Голосовые связки, при произнесении звука [К] – не напряжены, разомкнуты, не вибрируют – голос не образуется. При произнесении звука [Г] – сомкнуты и вибрируют, образуя голос. Воздушная струя выходит через ротовую полость, взрывая смычку между задней частью спинки языка и мягким небом, выдох сильный. При произнесении звука [Г] воздушная струя слабее, чем при звуке [К].

Дефекты произношения заднеязычных звуков

Нарушению произношения заднеязычных звуков предрасполагают:

- Аномалиями строения органов речевого аппарата. Высокое и узкое твердое и мягкое небо.

- Нарушение фонематического слуха.

- Слабость отдельных мышц языка.

- Нарушение иннервации мышц языка.

- Незначительное снижение физического слуха.

Недостатки произношения звуков [К], [К’]

носят название каппацизма,

[Г], [Г’] – гаммацизма,

[Х], [Х’] – хитизма,

Разновидности дефекта связанные с заменой заднеязычных звуков какими-либо другими, называются паракаппацизмом, парагаммацизмом, парахитизмом.

Варианты возможных недостатков произношения звука«К».

1. Вместо «К» слышится просто краткий выдох или кашлеобразный звук, вызванный смыканием голосовых связок с последующим взрывом смычки. Язык участия в артикуляции не принимает.

Исправление: ставить звук заново.

2. «К» заменяется звуком«Х». Причина: язык неплотно прижимается к нёбу, оставляя щель, через которую с шумом проходит воздух.

Исправление: а) дать возможность ребенку на тыльной поверхности кисти руки ощутить разницу между резким толчком воздуха при «К» и плавной струей при «Х»; б) если это не поможет, ставить заново механическим способом.

3. Вместо «К» твердого слышится мягкое («кет» место «кот»). Причина: Язык смыкается не с задней, а со средней частью нёба. Эта артикуляция является правильной для «КЕ», «КИ», где звук«К» смягчается под влиянием следующих гласных.

Исправление: показать перед зеркалом, что язык должен быть оттянут назад. С помощью шпателя, пальца или зонда нажать на спинку языка и отодвинуть язык назад настолько, насколько это окажется необходимым для получения твердого «К». Показать ребенку, на какую глубину он должен вводить в рот свой палец (две фаланги).

4. Слышится глубокое, горловое «К», свойственное некоторым восточным языкам. Причина: язык смыкается своей корневой частью с нижним краем мягкого нёба и с задней стенкой глотки. Недостаток носит устойчивый характер и возникает обычно потому, что педагог или сам ребенок слишком глубоко нажимают на спинку языка при постановке звука.

Исправление: ставить звук заново, исходя из слога «ТА» и нажимая на язык несколько менее глубоко, чем требуется для твердого «К» (чтобы ребенок вновь не сбился на горловое произношение звука).

5. После звука«К» в обратном слоге и в сочетании с другими согласными слышится призвук«Э» («Ы»). Обычно этот недостаток соответствует аналогичному дефекту произношения звуков«П» и «Т».

Исправление: а) проверить произношение звуков«П» и «Т», если оно страдает аналогичным дефектом, прежде всего исправить эти звуки; б) устранить недостаток произношения звука к путем сопоставления со звуком«П» или «Т» («ап-ак, ат-ак»). Приложить руку ребенка к гортани и показать, что после произнесения звука«К» она не должна вибрировать. Временно преувеличить силу выдоха после взрыва, дав ее ощутить на тыльной поверхности ладони (или на полоске бумаги, поднесенной ко рту).

6. Вместо «К» получается «Г». Причина: в работу включаются голосовые связки. Обычно подобное озвончение звука«К» соответствует аналогичному дефекту произношения звуков«П» и «Т».

Исправление: а) проверить произношение звуков«П» и «Т», если они озвончаются, прежде всего исправить эти звуки; б) устранить озвончение к путем сопоставления со звуками«П» и «Т» (па-ка, та-ка, апа-ака, ап-ак). Обратить внимание ребенка на то, что в момент смычки и взрыва гортань не должна вибрировать (приложить руку к гортани).

Временно увеличить силу выдоха после взрыва.

7. Произношение«К», особенно в обратном слоге, напоминает звук, слышимый при откупоривании бутылки. Причина: состоит в том, что, как и при аналогичном недостатке произношения звуков«П» и «Т», одновременно со смычкой языка и нёба смыкаются и голосовые связки (без вибрации). Взрыв производится за счет воздуха, находящегося в полости рта и глотки.

Исправление:

а) проверить произношение звуков«П» и «Т» и исправить его(если необходимо);

б) сопоставлять произношение всех трех звуков(п — т — к; aп — ат —ак).

Во избежание возврата к дефектному произношению следует в течение некоторого времени требовать от ребенка, чтобы он произносил звук к с некоторым придыханием.

Постановка заднеязычных звуков.

Когда у ребенка нарушено произношение всех твердых заднеязычных звуков, сначала ставится звук [х], затем [к], после этого [г].

Если возникают трудности с постановкой звука [х], можно попытаться поставить звук [к], затем, опираясь на правильное произношение этого звука, - звук [х].

Работа над звуками [К], [К’]. (см. слайд 11 – 12)

1. Постановка звука [К] по подражанию.

Широко откройте рот, чтобы ребенок видел, как расположен ваш язык, и, выдохнув воздух, имитируйте легкое покашливание (такое, какое бывает, когда саднит горло, с ощутимым призвуком [к]([кхэ])«Покашливать» нужно тихо с минимальным выдохом.

2. Постановка звука [К] на вдохе.

Предложить ребенку «всосать язык» или «зевнуть», имитировать храп. Показать как это нужно сделать, при этом на вдохе произносить слоги близкие по звучанию [ка-ка-ка]. В дальнейшем пусть ребенок произносит слог [ка] сначала на вдохе и тут же на выдохе.

3. Постановка звука [К] от правильного [Х].

Предложить ребенку во время длительного произнесения звука [х] зажать щель, «поставить точку», перекрыть поток воздуха. Под образовавшейся смычкой воздушная струя окажется под некоторым давлением. В этот момент ребенок, слегка кашлянув, должен выдохнуть ее изо рта себе на ладонь, в результате послышится звук [к]. Лучше это делать после выдоха, чтобы избежать придыхательного оттенка, призвука [х].

Работа над звуками [Г], [Г’].

1. Вызывание звука по подражанию или от звуков [к], [к’] на

тактильной основе.

Предлагаем ребенку произнести звук и [к], [к’], приложив при этом ладошку к своему горлышку, чтобы почувствовать вибрацию голосовых связок.

2. Постановка механическим способом от звука [д].

Многократное произнесение слога [да] и нажимом шпателя на спинку языка. Аналогично способу постановки [к] от [т].

Работа над звуками [Х], [Х’].

1. Постановка звука [Х] по подражанию.

Имитируем смех. Смеяться надо после выдоха (плечи опущены, негромко, низким голосом. Для контроля – ладонь, ощущающая «смешки» - толчки горячего воздуха. В дальнейшем предлагается ребенку смеяться, произнося ХО-ХО, ХЭ-ХЭ, ХЫ-ХЫ и мягкие ХИ, ХЕ.

2. Постановка звука [Х] от [К].

Предлагаем ребенку длительно и внятно, не отрывая язычка от неба

произнести звук [к]. Получится звукосочетание [кх-х -х]. Ребенок подставляет ко рту ладонь и «дует» в нее следующим после [к] звуком. Дальше нужно произносить звукосочетание [кх-х-ха] в середине должен быть длительно звучащий [х], звук [а] на конце должен произноситься кратко и отрывисто это придаст звуку [х] большую внятность.

3. Постановка [Х] от [Х’].

Предлагаем ребенку похихикать утрированно произнося слоги [хи -хи -хи]. Продолжая произносить слоги приоткрываем рот шире, примерно на ширину пальца. Приоткрываем рот до тех пор, пока не послышится полноценный звук [х].

Постановка [К’], [Г’], [Х’].

Специфической подготовки к постановке и собственно постановки мягких заднеязычных звуков нет, так как все они являются промежуточными звуками при механическом способе постановки твердых заднеязычных звуков. Необходима лишь тщательная автоматизация с последующей дифференциацией со сходными звуками.

Наши рекомендации