III. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ Д — ДЬ

Звуки д и дь в слогах

1. Произнести ряды слогов.

ду-дю до-дё ду-дю-дю вды-вде-вда

да-дя ды-ди да-дя-дя зды-зди-зде

2. Повторить ряды слогов (каждый слог 3—5 раз).

Ди-ды-ды, ди-ды-ды, ... и т.д. Ды-ди-ди, ды-ди-ди, ... и т. д.

Звуки д ч дь в словах

1. Назвать слова со звуками д и дь по картинкам или отраженно (см. сло­
варь на с. 79).

2. Назвать картинки. Выбрать из них те, в названиях которых есть звук
д, а потом — звук дь. Расставить картинки в два ряда: со звуком д и со звуком
дь.

Льдина, диван, доски, дельфин, дыни, дым, лебеди, один, вода, два, люди, дом.

3. Запомнить и произнести ряд слов, расставить картинки в той же
последовательности.

Люди, дома, дыни, медведи. Лебеди, индюки, дубы, доски.

85

Звуки д и дь в словосочетаниях и в предложениях

1. Кратко ответить на вопросы учителя с опорой на предметные картинки.

Человек живёт (где?) ... (в доме). Рыба плавает (где?) ... (в воде). Белка живёт (где?) ... (в дупле).

2. На наборном полотне — картинка с изображением одного или двух
однородных предметов. Учитель спрашивает: «Угадайте, какое слово я
задумал (а). Один ...?» (одна ...? два .. .? две . ..? ...?).

Образец. Один дуб, одна доска и т. д. Лексический материал: дуб, доска, диван, льдина.

3. Повторить за учителем вопросы к картинкам и ответить на них полным
предложением, ф Рис. 153—156.

Куда ходили Вадик и Лида? (В кино.) Куда Вадик и Лида водили Диму? (В бассейн.) Куда Вадик и Лида налили воду? (В бидон.) Где сидели Вадик и Лида? (На диване.)

Звуки д и дь в текстах

1. Выучить поговорку.

Двое не один — в обиду не дадим.

2. Прослушать текст и повторить его за учителем. Ответить на вопросы
к картинкам. » Рис. 157.

На воде домики для лебедей. Два лебедя в воде. А два маленьких лебедя на досках у домика. Федя и Дима кидали лебедям крошки.

Где домики для лебедей? Где два маленьких лебедя?

3. Прослушать текст. Ответить на вопросы и выучить текст. Назвать
слова из текста со звуком д, а потом — со звуком дь. 9 Рис. 158.

У нас в садике скамейка. Мы её сбили из двух пеньков и одной доски. Посидим на ней и пойдём из садика домой.

Где скамейка? Из чего сбили скамейку?

IV. РАЗВИТИГ. НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

1. Назвать картинки: бидон, два, диван. Произвести анализ слов. Выбрать
из них слова, подходящие к схеме ш 27.

2. Прослушать предложение Дима был дома. Произнести слова со звуками
д и дь. Назвать ударный слог в этих словах. Какое слово получится из слогов
до и ма, ди и лш? Какие слоги в этих словах разные?

ЗВУКИ Т, ТЬ — Д, ДЬ

I. ХАРАКТЕРИСТИКА И СРАВНЕНИЕ ЗВУКОВ

1. Произнести звуки т, тпь и д, дь.

2. Охарактеризовать звуки.

II. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

1. Поднять руку, услышав в слоге звуки д, дь, а потом—звуки т, т«
Та, тя, дя, да, ду, дю, ты, ти, те, то, ды, ди, ту, тю, ...

2. Поднять руку, услышав в слове звуки д, дь, а потом — звуки т, ть

Делаю, дую, топаю, дёргаю, тяну, дышу, даю, держу, теряю, толкаю догоняю, трогаю.

III. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ Т, ТЬ - Д, ДЬ
Звуки т, ть и д, дь в слогах

1. Повторить ряды слогов.

да-та ти-ди да-та-да ди-ти-ди ста-зда
до-то ди-ти до-то-до тё-дё-тё вда-фта
ду-ту де-те ду-ту-ду де -те-де зде-сте
ды-ты те-де ды-ты-ды ти -ди-ти кте-где

2. Повторить ряды слогов.

Та-да-да, та-да-да, та-да-да и т. д. Ду-ту-ту, ду-ту-ту, ду-ту-ту и т. д.

3. Закончить последнее слово в предложении при повторном прослуши
вании. -

На станции пассажиры ждут пое(зда). В небе горит яркая зве(здс) На грядке растёт капу(ста). В альбоме не хватает одного ли(ста).

Звуки т, ть и д, дь в словах

1. Игра с Соревнование».Дети делятся на две команды. Каждая командг получает одинаковое количество различных картинок на звуки т(ть) i д(дь) и выполняет задание учителя — разложить картинки на две стопки со звуком т(ть) и со звуком д(дь). Учитель проверяет результаты. Выигры вает та команда, которая быстрее и без ошибок справится с заданием А Рис. 332—343.

Лексический материал: дом, доска, дуб, туфли, телёнок, лебеди домино, телефон, котёнок, посуда, утёнок, индюк, автобус, диван капуста.

2. Прослушать предложения и произнести слова со звуком д(дь), а
потом — со звуком т(ть).

Садовник сажал кустысирени. Дикие уткиосенью улетаютна юг. Мама покупает Вадимудомино. На диванележит котёнок.

3. Изменить слова. Образец: Год — годик.
Сад, мост, кот, куст, завод.

4. Дополнить предложения по смыслу.

На горе построили ... . В этом доме живёт ... После утра наступает ..

Том или дом? день или тень?




От деревьев на землю падает прохладная ....

5. Произнести слова, постепенно ускоряя темп.
Сад — садовник, танк — танкист.

6. Кратко ответить на вопросы к сюжетной картинке. • Рис. 159.

Кто идёт с мамой? Кому мама купила игрушки? Кого мама ведёт из магазина?

Определить ударный слог в словах дети, детям, детей.

Звуки т, ть ид, дьв предложениях

Наши рекомендации