ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ Л—ЛЬ

Звуки л к ль в слогах

1. Повторить ряды слогов и их сочетания.

ла-ля лу-лю гла-гля глу-глю кла-кля клу-клю

ло-лё лы-ли гло-глё глы-гли кло-клё клы-кли

2. Повторить ряды слогов.

Пла-пла-пля, пла-пла-пля, ... и т. д. Сло-сло-слё, сло-сло-слё, ... и т. д. Влу-вли-вля, влу-вли-вля, ... и т. д.

Звуки л и ль в словах

1. Назвать слова по картинкам или за учителем. Назвать слова со звуком
л, а потом — со звуком ль. Выбрать и назвать слова, которые состоят из
одного слога (из двух, из трех слогов).

Лёд, лом, лук, люди, лиса, лодка, колесо, салат, самолёт, калитка, лопата, малина.

2. Прослушать предложения и назвать слова-действия со звуком л или ль.

Машина ехала по дороге. Ребята увидели ежа. Жеребёнок скакал по дороге. Дети полили дерево водой.

3. Назвать по картинке «В магазине» предметы одежды и обувь (платье,
кофта, платок, юбка, валенки, майка, пальто, туфли, носки). Выбрать те из
них, в названиях которых есть звук л, а потом — звук ль.

1 Ученики могут поднимать карточки с условным обозначением твердого и мягкого согласного звука.

4. Назвать по картинке «В магазине» фрукты и овощи (лук, салат, капуста,
фасоль, банан, яблоко, слива, лимон, апельсин, тыква, свекла). Выбрать те
из них, в названиях которых есть звук л или ль.

5. На наборном полотне учитель каждый раз выставляет по три картинки
(подбираются слова с разным количеством слогов). Один ученик задумывает
картинку и отхлопывает количество слогов в данном слове. Другой ученик
отгадывает задуманную картинку и отдает ее.

Лексический материал: соль, лимон, слива, клюква! малина, валенки, пельмени, котлеты, лев, лук, стол, лента.

6. Произнести ряд слов, постепенно ускоряя темп.
Ловили, ломали, хлопали.

7. Закончить предложения, начатые учителем, по смыслу одним словом.
Определить, какой звук в каждом из этих слов — л или ль.

Мелкое место на реке называется .... 0

Чтобы писать на доске, нужен .... мел или мель?
На стене висела книжная ....

Есть весёлый танец .... полька или полка?

$вуки л и ль в словосочетаниях и в предложениях

1. По вопросам учителя какой? какая? какие? и по рисункам назвать
федметы, употребляя словосочетания со словами белый, белая, белые.
Затем произнести эти словосочетания «ласково». • Рис. 177.

Образец. Белая лапа — беленькая лапка.

Лексический материал: лапа, панама, туфли, стол, халат. (Данное упражнение можно провести в виде игры «Вопросы и ответы».)

2. Прослушать предложения про Владика. Составить подобные предложе-
шя про Владика и про Лену.

Образец. Владик посадил липу. Владик и Лена посадили липу. Владик купил пенал. Владик увидел слона. Владик слепил слона.

3. Игра «Что было вчера?». Составить предложения.

Слава (пить) кислый клюквенный кисель.

Соловей (петь) в кустах.

Клава и Павлик (кататься) на лодке.

Злые волки (напасть) на стадо.

Люда (слепить) лодку из пластилина.

4. Игра «Живые слова» (см. с. 57).
Лена купила клюкву.

Звуки л и ль в текстах

1. Отгадать и выучить загадку.

Он пол подметал — И тихонько лёг под стул, Он сильно устал, И заснул. (Веник.)

2. Повторить стихотворение за учителем или выучить его наизусть.

Лени искала булавку. Булавку искать было лень —

Булавка упала под лавку. Искала булавку весь день.

3. Повторить за учителем рассказ по серии картинок и ответить на
вопросы. • Рис. 178—180.

а) Была весна. Снег таял. Возле дома стоял тополь. Садовник спилил
ветки тополя.

б) Клава унесла ветку тополя в дом и поставила её в воду.

в) На ветке появились зелёные клейкие листики.

Что сделал садовник весной? Что поставила Клава в воду? Где появились клейкие зелёные листики?

4. Прослушать и повторить за учителем текст. Пересказать текст, изменив
время действия («Что было вчера?»).

Мама полет лук. Лида поливает салат. А Слава носит воду. • Рис. 181.

5. Прослушать текст, повторить каждое предложение за учителем. Ответить
на вопросы к рисунку. • Рис. 182.

Белка

В лесу стоит сосна. Она с дуплом. В дупле белка. Зимой белке не холодно в дупле. Под сосной видны следы белки и лисы. Это лиса хотела поймать белку. Но белка ускакала в дупло. Сиди, белка, в дупле! Под сосной лиса!

Кто в дупле?

Чьи следы видны на снегу?

IV. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

1. Произвести полный анализ слов писал, писали. Сравнить количество
слогов в данных словах. Сравнить звуки л и ль в последних слогах данных
слов. К какому слову подходит схема Ц 29?

2. Какое слово получится?

1-й звук — ль, 2-й звук — и, 3-й звук — п, 4-й звук — а.

3. Повторить за учителем словосочетания белый стол, беленький столик.
Назвать сначала слова со звуком л, а потом — со звуком ль.

Дополнительный словарь

Пластилин, холодильник, ледокол; ломали, плыли, кололи, пололи, полос­кали, ласкали, лопнули, хлопнули, хлопали, плакали, ловили, делали, хвалила.

2. Повторить отр.аженно пословицу и поговорку.

Не болтай, а дело делай.

Есть не ел, да у стола посидел.

3. Выучить наизусть или повторить за учителем стихотворение.

Белый — снег, белый — мел. Я видел сам,

Белый зайка, ясно, бел. Я видел сам:

А вот белка не бела, Плыла коза по небесам,

Белка белой не была. Она была белым-бела,

Она из облака была.

4. Повторить отраженно скороговорки. Первую из них произнести,
постепенно ускоряя темп.

Две лопатки около кадки. Мила молоко купила — колбасу купить забыла.

5. Прослушать текст. Ответить на вопросы к рисункам. Выучить текст.

Рис. 174—175.

Смелый Полкан

Пастух пас стадо. У пастуха была собака Полкан. Пастух заснул. Волк напал на стадо и схватил козу. Полкан был смелый. Он отбил козу.

Кто пас стадо? Кто заснул?

Кто схватил козу? Кто отбил козу?

6. Прослушать текст, повторить за учителем каждое предложение. Отве­
тить на вопросы к рисунку. 0 Рис. 176.

Васька и клубок

Клава вязала платье. Клубок упал со стола на пол. Клава этого не заметила. На полу сидел кот Васька. Увидел кот клубок и стал его катать лапками. Он совсем запутал нитки. Клава весело сказала: «Не дам я тебе, Васька, молока». Но Клава не наказала Ваську. Она сама была виновата.

Что делала Клава? Что сделал Васька? Наказала ли Клава Ваську?

. РЛЗВИТИГ. НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

1. Произвести анализ слова полка по схеме • 28. Обозначить место
ударения.

2. Какое слово получится?

1-й звук — с, 2-й звук — т, 3-й звук — у, 4-й звук—л. Вместо звука л произнести звук к. Какое слово получится?

3. Прослушать текст. Ответить на вопрос: «Какие ошибки сделала Клава?»
Помогите Клаве.

Клава писала новые слова. Она написала не «кукла», а «кука», не «палка», а «папка». Слава засмеялся, а Клава заплакала. Алла Николаевна сказала Славе: «Не смейся, а помоги Клаве».


г

звуки л—ль

Наши рекомендации