Особенности логопедической работы после операции

Ринолалики, приступающие к логопедическим занятиям по­сле уранопластики, по своему составу неоднородны. Это зави­сит от качества дооперационной подготовки на занятиях с ло­гопедом и от результатов операции.

Результаты операции могут быть различными. В лучших случаях при уранопластике, полностью восстанавливается мяг­кое небо, т. е. оно становится достаточно длинным и подвиж­ным, так что при подъеме почти соприкасается с задней стен-коп глотки (с валиком Пассавана). Чаще же мягкое небо и по­сле уранопластики остается укороченным, а соприкосновения со стенкой глотки не происходит, вследствие чего полного небно-глоточного затвора не образуется. Иногда после операции на небе остаются свищи (несросшиеся участки неба), и возникает вопрос о повторной операции. На занятия могут поступать больные:

а) не проходившие дооперационной логопедической подго-товки;

б) проходившие частичную подготовку до операции и улучшу - шившие свою речь; :

в) прошедшие полный курс дооперационных логопедических занятий по предлагаемой методике;

г) получившие до операции логопедическую помощь по дру­гим методикам.

* Время поступления на логопедические занятия после урано­пластики также может быть различным.

Учет всех этих факторов позволяет в каждом отдельном случае определять конкретные пути логопедической работы по­сле уранопластики. Прежде всего — о значении результативно­сти операции. С нашей точки зрения, в тех случаях, когда вновь' созданное небо удовлетворяет и хируга и пациента, повторная операция не нужна. Возможности логопедической работы поз­воляют компенсировать незначительные дефекты и добиваться правильной речи у ребенка без повторной операции.

Хирургическое вмешательство создает предпосылки к овла­дению ребенком правильной речью.

Логопед должен помочь ребенку научиться пользоваться речью в анатомически новых условиях. Для всех больных (про­шедших или не проходивших дооперационную подготовку) не­обходимы логопедические занятия после уранопластики. Это связано с тем, что анатомия мышечной ткани неба после опера­ции изменяется, что может отразиться на качестве речи даже & случае ее полной нормализации до операции.

Дозировка занятий и их длительность в таких случаях варь­ируются, хотя принципы и методика их проведения остаются одинаковыми.

Если -дооперационные занятия проводились по изложенной методике, то ребенок имеет полную возможность после опера­ции говорить правильно. Иногда же требовалось лишь 5—6 за­нятий, чтобы помочь ему овладеть нормальной речью в новых условиях. Для этого повторялись артикуляции всех гласных и согласных звуков по тетради ребенка и при постоянном контро­ле за диафрагмальным дыханием и ротовым выдохом, прово­дилось закрепление навыка чистого произношения в обиход­ной речи. Сначала темп речи замедлялся; постепенно он нор­мализовался, и внимание больного направлялось на вырази­тельность речи. Постоянный контроль за речью ребенка сначала осуществлялся логопедом, а потом родителями и лицами, окру­жавшими ребенка дома и в школе. Периодически логопед кон­сультировал ребенка.

Необходимо следить за возможностями родителей в этом плане и направлять их работу. Сначала они должны контро­лировать только отработанный с логопедом и заученный ребен-

ком материал (по тетради), постепенно они контролю за повседневной речью ребенка П "1>ивлекаются специальное время для разговора с ребенком *",? з^ каких-либо текстов. Так постепенно родители переходят к г стоматическому контролю за речью ребенка. Этот контропь дот жен осуществляться и учителями в школе.

Но, как было уже сказано, операция не всегда оказывает положительный эффект на качество речи.

Если ребенок занимался до операции с логопедом, но пол­ной чистоты речи добиться не удалось, а после операции носо­вое звучание ее не исчезло, необходимо всю логопедическую работу начать заново по описанной системе дооперационной логопедической работы.

При наличии носового оттенка в речи ребенка нельзя ис­пользовать в качестве опорного ни одного звучка. Несоблюдение этого правила может привести к тому, что эффект логопедиче­ского воздействия скажется только на качестве артикуляции звуков, акустическая же их характеристика так и останется де­фектной.

* На логопедических занятиях после уранопластики необходи­мо уделять большее -внимание развитию слухового контроля и фонематического восприятия.

Для дошкольников, занимавшихся до операции с логопедом по описанной методике, можно ввести специальные занятия по Iподготовке к обучению грамоте. Это позволит в течение более длительного времени автоматизировать навыки правильной ре­чи и предупредить в будущем нарушения письма. <. Большое внимание в послеоперационной работе следует уде­лять участию мимических мышц в речи, предупреждению появ­ления их излишней напряженности в процессе речи и возникно­вению синкииезий.

Итак, больные, занимавшиеся с логопедом до операции по описанной методике, после операции совершенствуют свои рече­вые навыки на более широком речевом материале, постепенно переходя к правильной речи во всех ситуациях.

Ринолалики, до .операции занимавшиеся по другим методи­кам или совсем не получившие логопедической помощи, долж­ны быть тщательно обследованы логопедом. При выборе пути воздействия учитываются их возможности и особенности дефек­та речи. Если в речи ринолалика, поступившего на логопедиче­ские занятия после операции, нет носового оттенка, нет напря­жения в лицевых и мимических мышцах, но отсутствует ря,л звуков, то -с ним можно заниматься как с дислаликом, т. е использовать способы вызывания недостающих звуков.

При занятиях с больными после уранопластики, имеющим! в речи хотя бы незначительный носовой оттенок, нужно прово дить работу по описанной нами методике дооперационно! работы. Эта система позволяет устранить назалыюсть в довольно ко­роткие сроки и совершенно снимает неправильное участие в артикуляции мимических и лицевых мышц. На логопедических ч занятиях с детьми, впервые получающими помощь, нужно раз­вивать слуховое внимание к речи, закреплять новые кинестети­ческие и тактильные ощущения от вызванных звуков. При этом старый речевой стереотип постепенно заменяется новым.

Автоматизация навыков правильной речи, приобретенных ршюлаликом на занятиях, проходит у каждого по-разному. Это может зависеть от ряда причин.

Ошибки, допускаемые ребенком при речевом общении, мо­гут быть вызваны тем, что он преждевременно начал исполь­зовать в быту навыки, приобретенные на логопедических заня­тиях. При этом стойкость приобретенных навыков и их авто­матизация нарушаются.

ь Иногда речевые ошибки связаны с тем, что логопед слиш­ком рано доверил контроль за речью детей родителям. Родите­ли, отмечая неправильность речи ребенка, не могут указать пу­ти ее исправления. Возникает конфликт.

В отдельных случаях ребенок сам небрежно контролирует свою речь, т. е. он не уверен в необходимости следить за собой, а иногда просто сильно отвлекается и следит за собой только пе­риодически.

^ Контакт логопеда и ребенка продолжается длительное вре­мя и после окончания логопедических занятий. Это вызвано рядом причин.

Часто ринолалики делают косметические операции для лик­видации оставшихся дефектов носа и верхней губы. Обычно та- . кие операции производятся в возрасте 18—20 лет. Иногда де-ляется трансплантация (пересадка) ткани на губе. Период включения в деятельность верхней губы после трансплантации довольно длительный и постепенный.

В этот период у больного может появитося носовой оттенок в речи, так как в верхнем отделе речевого аппарата снова из­менились условия: нарушилась привычная мышечная взаимо­связь.

После операции на губе для прохождения воздушной струп через ротовое отверстие требуется несколько большее раскры­тие рта, чем раньше (до операции).

Логопедические консультации в данном случае будут по­лезны. Они могут сводиться к 3—5 беседам, но это необходи­мо, чтобы речь осталась нормальной.

<, Операция носа и исправление носовых ..перегородок тоже требуют послеоперационного наблюдения за речью. ^ Логопедическое и психотерапевтическое вмешательство тре­буется также и в период полового созревания, когда у детей изменяется голос.

В силу физиологических изменений в гортани и изменения

7-1

дыхания в период полового созревания у подростков опять мо­жет появиться носовой оттенок в речи. Этот оттенок постепен­но исчезнет, если он сам вспомнит о закономерностях нормаль­ной речи, но часто в этот момент ему нужна помощь логопеда. Логопед выясняет его трудности и регулирует темп речи, арти-кулирование, выравнивает дыхание.

В это время в логопедической работе необходимо использо­вать зрительное восприятие, кинестетический и слуховой конт­роль. Широкое использование различных анализаторов позво­ляет добиться эффективных результатов в кратчайшие сроки.

Итак, логопедическая работа после уранопластики строится с учетом дооперациоиной работы и эффективности операции. Ме­тоды работы модифицируются в зависимости от особенностей речи пациента с учетом его психического статуса.

Наши рекомендации