Определение содержания глюкозы в крови глюкозооксидазным методом.
Принцип метода. Ферментативный метод определения глюкозы основан на действии глюкозооксидазы и предназначен для специфического определения глюкозы в биологических жидкостях в присутствии различных сахаров и других редуцирующих веществ неуглеводной природы. Глюкозооксидаза (КФ 1.1.3.4) относится к флавопротеинам (кофермент – ФАД). Глюкоза окисляется при действии фермента с образованием Н2О2 и глюконата. Возникшую перекись водорода определяют реакцией, катализируемой ферментом пероксидазой, с последующим окислительным азосочетанием производного фенола с 4-аминофеназоном (хромогенный кислородный акцептор). В ходе реакции образуются окрашенные в розовый цвет продукты. Количественное определение глюкозы заключается в измерении интенсивности окраски красителя и сравнении оптической плотности испытуемой пробы с окраской калибровочного раствора глюкозы.
Порядок выполнения работы:
1). В пробирку №1 (опыт) вносят 0,01 мл сыворотки крови и 1 мл рабочего раствора
(ферментно - хромогенная смесь)
2). В пробирку №2 (контроль) вносят 0,01 мл стандартного раствора глюкозы
(концентрация глюкозы 10 ммоль/л) и 1 мл рабочего раствора
3) Пробирки перемешивают и инкубируют в термостате 30 минут при 37оС
4) Измеряют оптическую плотность опытной пробы (Аопыта) и контроля (Аконтроля)
на ФЭКе против Н2О дистил при длине волны 540 нм
5) Рассчитывают содержание глюкозы по формуле:
Глюкоза (ммоль/л) = (10×Аопыта) : Аконтроля
В выводах сопоставить величины нормального содержанию глюкозы в крови с данными, полученными в результате проделанной работы.
Клинико-диагностическое значение. Благодаря существованию сложных регуляторных механизмов, концентрация глюкозы в крови сохраняется относительно постоянной – 3.3-5.5 ммоль/л. Концентрация глюкозы в крови зависит от строгой регуляции интенсивности процессов распада и синтеза гликогена, глюконеогенеза, скорости всасывания глюкозы в ЖКТ и окисления ее в тканях с высвобождением энергии.
Гипогликемия – понижение содержания глюкозы в крови. Гипогликемия наблюдается при длительном голодании; сопровождает заболевания поджелудочной железы, опухолевый рост, тяжелые поражения печени, эндокринные нарушения; наблюдается при передозировке инсулина. При гипогликемии ниже 2.7 ммоль/л возникает риск развития гипогликемической комы.
Гипергликемия– повышенное содержание глюкозы в крови (более 6 ммоль/л). Физиологическая гипергликемия наблюдается после приема пищи, при эмоциональном стрессе. Гипергликемия сопровождает эндокринные нарушения (сахарный диабет, гипертиреоз), острый и хронический панкреатиты, заболевания печени, сердечно-сосудистые заболевания и др. При гипергликемии выше 22 ммоль/л развивается гипергликемическая кома.
Глюкозотолерантныйтест
( метод«сахарной нагрузки» или построение «сахарных кривых»)
Принцип метода: Глюкозотолерантный тест – оценка углеводного обмена, основанная на определении уровня глюкозы в крови натощак и после нагрузки. Тест позволяет выявлять скрытые формы сахарного диабета и нарушение толерантности к глюкозе.
Порядок выполнения работы:
1. Первоначально определяют концентрацию глюкозы в крови натощак
Проведение глюкозотолерантного теста возможно только при условии, что результат исследования глюкозы натощак не превышает 6,7 ммоль/л. Подобное ограничение связано с повышением риска возникновения гипергликемической комы при нагрузке.
2. Пациент употребляет около 75 г глюкозы, которая растворена в 200 мл воды (из расчета 1 г/кг массы тела).
3. Через 30, 60, 90 и 120 минут после нагрузки проводят забор крови и определяют концентрацию глюкозы.
4. Результаты определения используются дл построениягликемическихкривых:
У здорового человека после приема глюкозы наблюдается увеличение ее содержания в крови, которое между 30-й и 60-й минутой достигает максимальной величины. Затем начинается снижение и к 120-й минуте содержание глюкозы достигает исходного уровня, отмечавшегося натощак или с небольшими отклонениями в сторону, как повышения, так и снижения. Через 3 ч содержание сахара в крови достигает исходной цифры. У больных сахарным диабетом отмечается повышенный исходный уровень глюкозы и высокая гипергликемия (свыше 8 ммоль/л) уже через час после сахарной нагрузки. Уровень глюкозы остается высоким (свыше 6 ммоль/л) в течение всего второго часа и к концу исследования (через 3 ч) не возвращается к исходному уровню. Одновременно отмечается глюкозурия.
Интерпретация результатов глюкозотолерантного теста:
Время | Концентрация глюкозы в крови | ||
Толерантностьв норме | Толерантность снижена | Сахарный диабет | |
Натощак | Норма | < 6,7 ммоль/л | ³ 6,7 ммоль/л |
Через 1 час после нагрузки | Концентрация глюкозы увеличивается на 30-40% | Концентрация глюкозы увеличивается на 80-100% | Концентрация глюкозы увеличивается на 80-100% |
Через 2 часа после нагрузки | Концентрация глюкозы приходит в норму | 7,8 – 10,0 ммоль/л | ³ 11,1 ммоль/л |
Глюкозурия | нет | может быть | есть |
Повышение толерантности наблюдается при:
· низкой скорости всасывания глюкозы в ЖКТ, обусловленной его заболеваниями;
· гипотиреозе; гипофункции надпочечников;
· избыточной секреции инсулина поджелудочной железой.
Понижение толерантности наблюдается при:
· неспособности организма утилизировать глюкозу (сахарный диабет);
· тиреотоксикозе; гиперфункции надпочечников (стероидный диабет);
· поражении гипоталамической области;
· беременности;
· общей интоксикации при инфекционных заболеваниях;
· поражении почек.
Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время:
1. Назовите основные регуляторные механизмы, участвующие в обмене углеводов.
2. В чем проявляется влияние инсулина на обмен углеводов?
3. Как действуют на обмен углеводов адреналин, глюкагон, АКТГ, глюкокортикоиды?
4. Дайте характеристику гипергликемии, глюкозурии, гипогликемии.
5. Каковы основные причины сахарного диабета?
6. Назовите биохимические изменения при сахарном диабете.
7. Почему при лечении сахарного диабета введение инсулина рекомендуется сочетать с глюкозой?
Учебно-материальное обеспечение:
1. Химическая посуда, реактивы
2. Кровь (имитация)
3. ФЭК (фотоэлектроколориметр)
Литература:
1. Основная.
1. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия: Учебник. - 3-е изд. 2008, М.: ОАО "Медицина"
2. Биологическая химия: Учебник/Е.С, Северин, Т.Л. Алейникова и др.- М.: ООО
« Медицинское информационное агентство», 2008. - 368 с.
3. Биохимия с упражнениями и задачами: Учебник/Под ред. Е.С.Северина.- М.: «ГЭОТАР», 2008 – 384 с.
4. Биохимия с упражнениями и задачами: Учебник/Под ред. Е.С.Северина.- М.: «ГЭОТАР», 2011 – 624 с.
5. Биохимия: учебник для вузов/под ред. Е.С. Северина - М.: «ГЭОТАР», 5-е изд. 2013 – 624 с.
6. Биохимия: учебник для вузов/под ред. Е.С. Северина - М.: «ГЭОТАР», 5-е изд. Исп. 2015 – 768 с.
7. Николаев А.Я. Биологическая химия. – М.: «Медицинское информационное агентство».– 2007. -566 с.
2. Дополнительная.
1. Хасина М.А. Словарь - справочник по клинической биохимии – Владивосток: «Медицина ДВ», 2008.
2. Хасина М.А., Артюкова О.А., Хасина М.Ю. Витамины и минеральные вещества в жизни человека –
Владивосток: «Медицина ДВ», 2008.-100 с.
3. Дэвид Нельсон, Майкл Кокс Основы биохимии Ленинджера: в 3 томах. Том 1.
Основы биохимии строения и катализ.- М.: Бином. Лаборатория знаний.- 2011- 694 с.
4. Солвей Дж. Г. Наглядная медицинская биохимия: учебное пособие/под ред. Е.С. Северина.-
М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2011. – 136 с.
3. Интернет-ресурсы.
1. ЭБС «Консультант студента» http://studmedlib.ru
2. ЭБС «Университетская библиотека online» http://www.biblioclub.ru/
3. http://www.chem.msu.su/rus/teaching/kolman/index.htm
4. http://www.biochemistry.ru/biohimija_severina/B5873Content.html
5. http://biochemistry.ru/Biologicheskajahimija2011/#/1/
6.http://vk.com/biochemik
7.http://biokhimija.ru/lekcii-po-biohimii.html
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра Общей и биологической химии
УТВЕРЖДЕНО на заседании кафедры протокол № 14 от «27 » июня 2016 г. Заведующий кафедрой доц. Н.С.Иванова |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
к практическим занятиям