Ориентировочная основа деятельности студентов для проведения лабораторной работы: Определение содержания глюкозы в крови глюкозооксидазным методом
Принцип метода. Ферментативный метод определения глюкозы основан на действии глюкозооксидазы и предназначен для специфического определения глюкозы в биологических жидкостях в присутствии различных сахаров и других редуцирующих веществ неуглеводной природы. Глюкозооксидаза (КФ 1.1.3.4) относится к флавопротеинам (кофермент – ФАД). Глюкоза окисляется при действии фермента с образованием Н2О2 и глюконата. Возникшую перекись водорода определяют реакцией, катализируемой ферментом пероксидазой, с последующим окислительным азосочетанием производного фенола с 4-аминофеназоном (хромогенный кислородный акцептор). В ходе реакции образуются окрашенные в розовый цвет продукты. Количественное определение глюкозы заключается в измерении интенсивности окраски красителя и сравнении оптической плотности испытуемой пробы с окраской калибровочного раствора глюкозы.
Порядок выполнения работы:
1). В пробирку №1 (опыт) вносят 0,01 мл сыворотки крови и 1 мл рабочего раствора
(ферментно - хромогенная смесь)
2). В пробирку №2 (контроль) вносят 0,01 мл стандартного раствора глюкозы
(концентрация глюкозы 10 ммоль/л) и 1 мл рабочего раствора
3) Пробирки перемешивают и инкубируют в термостате 30 минут при 37оС
4) Измеряют оптическую плотность опытной пробы (Аопыта) и контроля (Аконтроля)
на ФЭКе против Н2О дистил при длине волны 540 нм
5) Рассчитывают содержание глюкозы по формуле:
Глюкоза (ммоль/л) = (10×Аопыта) : Аконтроля
В выводах сопоставить величины нормального содержанию глюкозы в крови с данными, полученными в результате проделанной работы.
Клинико-диагностическое значение. Благодаря существованию сложных регуляторных механизмов, концентрация глюкозы в крови сохраняется относительно постоянной – 3.3-5.5 ммоль/л. Концентрация глюкозы в крови зависит от строгой регуляции интенсивности процессов распада и синтеза гликогена, глюконеогенеза, скорости всасывания глюкозы в ЖКТ и окисления ее в тканях с высвобождением энергии.
Гипогликемия – понижение содержания глюкозы в крови. Гипогликемия наблюдается при длительном голодании; сопровождает заболевания поджелудочной железы, опухолевый рост, тяжелые поражения печени, эндокринные нарушения; наблюдается при передозировке инсулина. При гипогликемии ниже 2.7 ммоль/л возникает риск развития гипогликемической комы.
Гипергликемия– повышенное содержание глюкозы в крови (более 6 ммоль/л). Физиологическая гипергликемия наблюдается после приема пищи, при эмоциональном стрессе. Гипергликемия сопровождает эндокринные нарушения (сахарный диабет, гипертиреоз), острый и хронический панкреатиты, заболевания печени, сердечно-сосудистые заболевания и др. При гипергликемии выше 22 ммоль/л развивается гипергликемическая кома.
Глюкозотолерантныйтест
( метод«сахарной нагрузки» или построение «сахарных кривых»)
Принцип метода: Глюкозотолерантный тест – оценка углеводного обмена, основанная на определении уровня глюкозы в крови натощак и после нагрузки. Тест позволяет выявлять скрытые формы сахарного диабета и нарушение толерантности к глюкозе.
Порядок выполнения работы:
1. Первоначально определяют концентрацию глюкозы в крови натощак
Проведение глюкозотолерантного теста возможно только при условии, что результат исследования глюкозы натощак не превышает 6,7 ммоль/л. Подобное ограничение связано с повышением риска возникновения гипергликемической комы при нагрузке.
2. Пациент употребляет около 75 г глюкозы, которая растворена в 200 мл воды (из расчета 1 г/кг массы тела).
3. Через 30, 60, 90 и 120 минут после нагрузки проводят забор крови и определяют концентрацию глюкозы.
4. Результаты определения используются дл построениягликемическихкривых:
У здорового человека после приема глюкозы наблюдается увеличение ее содержания в крови, которое между 30-й и 60-й минутой достигает максимальной величины. Затем начинается снижение и к 120-й минуте содержание глюкозы достигает исходного уровня, отмечавшегося натощак или с небольшими отклонениями в сторону, как повышения, так и снижения. Через 3 ч содержание сахара в крови достигает исходной цифры. У больных сахарным диабетом отмечается повышенный исходный уровень глюкозы и высокая гипергликемия (свыше 8 ммоль/л) уже через час после сахарной нагрузки. Уровень глюкозы остается высоким (свыше 6 ммоль/л) в течение всего второго часа и к концу исследования (через 3 ч) не возвращается к исходному уровню. Одновременно отмечается глюкозурия.
Интерпретация результатов глюкозотолерантного теста:
Время | Концентрация глюкозы в крови | ||
Толерантностьв норме | Толерантность снижена | Сахарный диабет | |
Натощак | Норма | < 6,7 ммоль/л | ³ 6,7 ммоль/л |
Через 1 час после нагрузки | Концентрация глюкозы увеличивается на 30-40% | Концентрация глюкозы увеличивается на 80-100% | Концентрация глюкозы увеличивается на 80-100% |
Через 2 часа после нагрузки | Концентрация глюкозы приходит в норму | 7,8 – 10,0 ммоль/л | ³ 11,1 ммоль/л |
Глюкозурия | нет | может быть | есть |
Повышение толерантности наблюдается при:
· низкой скорости всасывания глюкозы в ЖКТ, обусловленной его заболеваниями;
· гипотиреозе; гипофункции надпочечников;
· избыточной секреции инсулина поджелудочной железой.
Понижение толерантности наблюдается при:
· неспособности организма утилизировать глюкозу (сахарный диабет);
· тиреотоксикозе; гиперфункции надпочечников (стероидный диабет);
· поражении гипоталамической области;
· беременности;
· общей интоксикации при инфекционных заболеваниях;
· поражении почек.
Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время:
1. Назовите основные регуляторные механизмы, участвующие в обмене углеводов.
2. В чем проявляется влияние инсулина на обмен углеводов?
3. Как действуют на обмен углеводов адреналин, глюкагон, АКТГ, глюкокортикоиды?
4. Дайте характеристику гипергликемии, глюкозурии, гипогликемии.
5. Каковы основные причины сахарного диабета?
6. Назовите биохимические изменения при сахарном диабете.
7. Почему при лечении сахарного диабета введение инсулина рекомендуется сочетать с глюкозой?
Учебно-материальное обеспечение:
1. Химическая посуда, реактивы
2. Кровь (имитация)
3. ФЭК (фотоэлектроколориметр)
Литература:
а) обязательная
1. Биологическая химия: Учебник/Е.С, Северин, Т.Л. Алейникова и др.- М.: ООО
« Медицинское информационное агентство», 2008. - 368 с.
2. Биохимия: Учебник / Под ред. Е.С. Северина. - М.: «ГЭОТАР-МЕД», 2003 – 784 с.
3. Биохимия: Учебник / Под ред. Е.С. Северина, А.Я. Николаева, 3 изд. - М.: «ГЭОТАР», 2005 – 441 с.
4. Биохимия с упражнениями и задачами: Учебник/Под ред. Е.С.Северина.- М.: «ГЭОТАР», 2008 – 384 с.
5. Биохимия с упражнениями и задачами: Учебник/Под ред. Е.С.Северина.- М.: «ГЭОТАР», 2011 – 624 с.
6. Николаев А.Я. Биологическая химия. – М.:«Медицинское информационное агентство». – 2004. -566 с.
7. Щербак И.Г. Биологическая химия: Учебник. – СПб.: «Издательство СПбГМУ», 2005. – 480 с.
б) дополнительная
1. Хасина М.А. Словарь-справочник по клинической биохимии – Владивосток: «Медицина ДВ», 2008.
2. Интернет-ресурсы(http://www.biblioclub.ru/. http://www.studmedlib.ru/и др.).
Практическое занятие № 18
Тема:« Регуляция уровня глюкозы в крови. Контроль знаний по модулю»
Мотивация:Научиться применять знания о свойствах углеводов, их синтезе, метаболизме, о взаимосвязи этих процессов и механизмах регуляции при последующем изучении метаболизма органов и систем, а также для решения вопросов диагностики, профилактики и лечения болезней, связанных с нарушением обмена углеводов. Знакомство с процессом гликолиза дает представление о возможностях энергетического обеспечения клеток в анаэробных условиях. Важную роль в регуляции уровня глюкозы играют процессы синтеза и распада гликогена, глюконеогенез. Недостаточность ряда ферментов ПФП — причина гемолиза эритроцитов. Будущему специалисту необходимо четко представлять, как протекает метаболизм фруктозы и галактозы у человека, поскольку недостаточная активность ферментов, участвующих в обмене этих гексоз, приводит к таким заболеваниям, как идиопатическая фруктозурия и галактоземия. Знание особенностей обмена этанола в организме необходимо для понимания патогенеза алкоголизма и основных подходов к его терапии. Важную роль в регуляции уровня глюкозы играют процессы синтеза и распада гликогена. Концентрация глюкозы в крови поддерживается на постоянном уровне и находится под строгим гормональным контролем. В связи с этим, патологические изменения со стороны эндокринной системы нередко сопровождаются нарушением углеводного обмена. Так, недостаток инсулина приводит к сахарному диабету и гипергликемии.
Общая цель: полученные по данной теме знания формируют общекультурные и профессиональные компетенции (ПК-3, ПК-15), необходимые в последующем для изучения вопросов профессиональной направленности.
Конкретные цели и задачи.Сформировать знания о структуре углеводов животных тканей и растительных углеводов пищи. Сформировать представление об особенностях переваривания углеводов, транспорта глюкозы в клетки. Усвоить анаэробные процессы окисления глюкозы и их значение. Сформировать представление о путях превращения глюкозы в клетках в зависимости от энергетического статуса и особенностей окислительного метаболизма клеток; о глюконеогенезе как процессе поддержания уровня глюкозы крови. Сформировать знания о значении пентозофосфатного пути превращения глюкозы; синтезе и распаде гликогена, изучить метаболизм галактозы, фруктозы, этанола. Усвоить роль гормональной регуляции обмена углеводов в поддержании концентрации глюкозы в крови для умения интерпретировать характер биохимических нарушений у больных при патологии углеводного обмена.
В результате изучения темы студенты должны:
- иметь представление о роли углеводов в метаболизме человека; о проявлении
нарушений переваривания и всасывания углеводов для понимания патогенеза ряда
заболеваний ЖКТ.
- знатьстроениеглюкозы, фруктозы, рибозы, гликогена; основные этапы
и последовательность реакций аэробного и анаэробного катаболизма глюкозы, энергетический баланс аэробного и анаэробного катаболизма глюкозы; основные этапы глюконеогенеза и его физиологическую роль; строениегалактозы, фруктозы, схему их включения в метаболические процессы; этапы синтеза гликогена, особенности мобилизации гликогена в печени и мышцах; причины и клинические проявления гликогеновых болезней; окислительный этап пентозофосфатного пути окисления глюкозы и его биологическую роль; механизмы влияния адреналина, глюкагона и инсулина на метаболизм глюкозы.
- уметь объяснять особенности метаболизма глюкозы в разных тканях (органах); оценивать значение аэробного и анаэробного катаболизма глюкозы при разных физиологических состояниях организма; интерпретировать связь переключения процессов синтеза и распада глюкозы с ритмом питания и физической активностью; объяснять причины и последствия лактатацидоза; объяснять особенности метаболизма глюкозы в разных тканях (органах); оценивать значение синтеза и распада гликогена для поддержания гомеостаза глюкозы; объяснять молекулярные механизмы нарушений обмена гликогена; объяснять значение пентозофосфатного пути окисления глюкозы, причины и последствия нарушения этого процесса для органов и тканей.
- владетьглюкозооксидазным методом количественного определения глюкозы;
медико-функциональным понятийным аппаратом (терминами):гликолиз, глюконеогенез, лактатацидоз, гликогенозы, агликогенозы, галактоземия, фруктозурия, гипергликемия (гиперглюкоземия), гипогликемия (гиперглюкоземия), глюкозурия.
Этапы проведения занятия:
1. Вводная часть
2. Основная часть занятия: тест-контроль,