Объяснение содержания лабораторной работы и формы отчетности. Преподаватель фиксирует внимание студентов на значимости определения количественного содержания глюкозы в крови и качественных реакций на глюкозу в моче в

Преподаватель фиксирует внимание студентов на значимости определения количественного содержания глюкозы в крови и качественных реакций на глюкозу в моче в диагностике заболеваний человека. Обращает внимание на существующие методы определения глюкозы и их особенности. Указывает, что качественные реакции на сахар положены в основу фармакопейной реакции на подлинность глюкозы. Лабораторная работа может выполняться в форме исследовательской работы для привития студентам навыков научно-исследовательской деятельности. Студенты работают индивидуально или группами по два человека. Результаты лабораторных работ оформляются в виде нижеприводимых таблиц.

Самостоятельная работа студентов.

Студенты выполняют работы, используя в качестве ориентировочной основы действия приведенные в практикуме и методических указаниях описания лабораторных работ. Преподаватель по ходу работы дает необходимые пояснения и корректирует действия студентов, чтобы научить их необходимым навыкам и умениям (см. рабочую тетрадь для студентов 2-го курса).

Контроль усвоения материала занятий.

Контроль усвоения материала проводится в форме индивидуальной беседы со студентами в процессе проверки протоколов. Для проведения контроля рекомендуется использовать следующие вопросы.

1. Какое значение в клинической практике имеет определение уровня сахара в крови ?

2. Каково содержание глюкоза в крови у здорового человека?

3. В чем заключается принцип орто-толуидинового и бензокаинового методов определения сахара в крови ?

4. На чем осносваны качественные реакции на сахар в моче: Троммера, Фелинга, Ниландера ?

5. Опишите ход определения глюкозы в крови бензокаиновым методом.

6. Расскажите как Вы проводили реакцию Троммера.

7. Расскажите как Вы проводили реакцию Фелинга.

8. Расскажите как Вы проводили реакцию Ниландера.

9. Содержится ли сахар в моче здорового человека?

Критерии достижения цели занятия.

1. Правильные ответы на поставленные вопросы.

2. Правильное определение количества сахара в крови и выполнение качественных реакций на сахар в моче.

3. Правильное оформление протокола и умение сформулировать выводы.

Таблица 1.

Качественные реакции на глюкозу.

Название реакции Принцип метода Исследуемая жидкость 10%р-р NaOH 1%р-р CuSO4 Р-тив Фелинга Р-тив Ниландера Окраши-вание
Реакция Троммера Восстановление гидрата окиси меди в гидрат закиси меди 5 капель 5 капель 5 капель нагреть - - Красный
Реакция Фелинга Восстановление гидрата окиси меди в гидрат закиси меди 10 капель - - 5-10кап. Нагреть! - Красный
Реакция Ниландера Восстановление гидрата окиси висмута в металлический висмут 10 капель - - - 5-10 кап. кипятить! Черно - бурый

Выводы:с помощью качественных реакций Троммера, Фелинга, Ниландера можно установить наличие в жидкости глюкозы.


Таблица. Определение содержания глюкозы в крови бензокаиновым методом. Принцип:основан на способности глюкозы при нагревании с бензокаином в растворе уксусной кислоты давать желто-оранжевое окрашивание, интенсивность которого пропорциональна концентрации глюкозы.   Расчет Х= Е0 * 5,55 ? Х = Е с =? ммоль/л Вывод: ? Норма 3,3 – 5,5 ммоль/л  
ФЭК, синий светофильтр, кювета 0,5 см., против воды Е0-I = ? Е0-2 = ? Ес = ?
Водяная баня 100°С 20 мин 20 мин 20 мин
Бензокаиновый реактив 2,0 мл 2,0 мл 2,0 мл
фильтрат 0,5 мл 0,5 мл 0,5 мл
Исходный материал для получения фильтрата 1,8 мл ТХУ (30г/л р-р) + 0,2 мл сыворотки №1, перемешать, через 5-10 мин фильтровать 1,8 мл ТХУ (30г/л р-р) + 0,2 мл сыворотки №1, перемешать, через 5-10 мин фильтровать 1,8 мл ТХУ (30г/л р-р) + 0,2 мл стандартного раствора глюкозы, (5,55 ммоль/л) перемешать
№ пробирки №1 опыт №2 опыт №3 стандарт

ЗАНЯТИЕ №18

Итоговое занятие по теме «Обмен углеводов». Контроль практических умений и навыков по теме. Итоговое тестирование по разделу.

Работа на занятии.

Цели занятия.

- проверка и закрепление теоретических знаний;

- контроль усвоения практических навыков и умений по теме.

Цель самоподготовки.

Для контроля навыков и умений студенты должны уметь:

- определить содержание глюкозы в крови в контрольной пробе;

- объяснить диагностическое значение данного показателя при сахарном диабете, стрессовых состояниях, избытке глюкокортикоидов, при голодании.

Студенты должны знать:

- пищеварение углеводов, амилолитческие ферменты;

- межуточный обмен углеводов, основные пути метаболизма углеводов, центральная роль в метаболизме углеводов глюкозо-6-фасфата;

- гликогенолиз;

- гликолиз;

- аэробное окисление глюкозы;

- схему энергетического итога анаэробного и аэробного окисления глюкозы;

- спиртовое брожение;

- апотомический путь катаболизма углеводов;

- глюконеогенез, схема и уравнение синтеза глюкозы из прировиноградной кислоты;

- синтез гликогена;

- роль печени в обмене углеводов, гипо- и гипергликемия;

- нейрогуморальую регуляцию обмена углеводов, гормоны гипо – и гипергликемического действия.

Хронокарта занятия.

Этапы занятия Время (мин.) Дидактическая система
1. Организационные вопросы 2 мин Классическая
2.Контроль уровня знаний студентов по разделу и его коррекция 90 мин. Репетитор (хороший)
3. Итоговый контроль усвоения материала раздела: а) тестирование; б) сдача студентами практических навыков и умений, оформление протокола, проверка посещаемости лекций и их записи 43 мин. Программное управление

Оснащение занятия.

1. Оборудование: штативы с пробирками, капельницы.

2. Реактивы:едкий натр, 10% раствор; сернокислая медь, 1% раствор; реактив Фелинга; реактив Ниландера; фенол, 1% раствор; хлорное железо, 1% раствор.

3. Материалы для исследования: моча, кровь.

Организационные вопросы.

Преподаватель выясняет, есть ли отсутствующие, обращает внимание на форму одежды студентов, сообщает цели занятия, предлагает подготовить для проверки записи лекций, проверяет посещаемость лекций.

Контроль исходного уровня знаний.

Контроль проводится в виде устного опроса студентов с одновременной коррекцией и дополнением ответов с привлечением всех студентов группы. Оценки выставляются в кафедральном журнале.

Вопросы для обсуждения.

1. Значение углеводов для жизнедеятельности организма.

2. Где происходит пищеварение углеводов и как оно происходит, роль амилаз, их виды; ферменты, расщепляющие дисахариды; всасывание моносахаридов в кишечнике.

3. Катаболизм углеводов в тканях: анаэробное и аэробное превращение углеводов, дихотомический и апотомический пути.

4. Гликогенолиз, реакции и ферменты гликогенолиза, энергетический итог гликогенолиза.

5. Гликолиз, реакции и ферменты гликолиза, две стадии гликолиза, энергетический итог гликолиза.

6. Спиртовое брожение углеводов.

7. Пентозофосфатный цикл распада глюкозо-6-фасфата, основные его этапы и значение, суммарная реакция.

8. Биосинтез углеводов, глюконеогенез, общий центральный путь биосинтеза глюкозы из пировиноградной кислоты.

9. Синтез гликогена из глюкозы в печени.

10. Нейрогуморальная регуляция углеводного обмена.

11. Роль печени в углеводном обмене.

Организация самостоятельной работы студентов.

Проведение тестирования.

Тестирование проводится по индивидуальным картам, включающим двадцать пять тестовых заданий из сборника тестовых заданий по данному разделу (см. Сборник тестовых заданий с ответами и комментариями). Проверку тестов преподаватель проводит в процессе занятия по «ключу», оценку сообщает студентам и выставляет ее в кафедральном журнале.

Наши рекомендации