Принцип действия рельсового тормоза.
Билет № 1
Принцип действия рельсового тормоза.
Рельсовый тормоз питается от аккумуляторной батареи напряжением 24В. Для включения рельсовых тормозов предусмотрены контакторы К1 и К2. Катушки контакторов получают питания при отпускании педали безопасности, нажатии кнопок «Аварийный тормоз» в кабине водителя и салоне и при нажатии на тормозную педаль до конца.
При замыкании цепи по катушке проходит электрический ток, создающий магнитный поток в магнитопроводе. Магнитный поток проходит сердечник, полюсы, полюсные наконечники и замыкается через воздушный промежуток и рельс, в результате чего подвешенный посредством пружин башмак тормоза притягивается к рельсу и за счёт трения создаётся эффект торможения. При снятии напряжения с катушки или уменьшения его по различным причинам, под действием пружин рельсовый тормоз возвращается в исходное положение.
Какими приборами осуществляется защита силового оборудования от перегрузки и токов короткого замыкания?
Защита силовой цепи от коротких замыканий осуществляется реле максимального тока, которое смонтировано вместе с линейным контактором на общем основании. Контакты реле максимального тока электрическими цепями связаны с низковольтной обмоткой катушки электромагнита линейного контактора. При токе 750А размыкаются контакты реле максимального тока, и линейный контактор отключает силовые цепи, защищая их от коротких замыканий и перегрузок.
Защиту отдельных групп цепей, питающихся от контактной сети, осуществляется плавкими предохранителями.
Какая величина тормозного пути трамвая при экстренном торможении?
Тормозной путь вагона (поезда) без нагрузки на горизонтальном участке, на сухих и чистых рельсах, при однократном воздействии на орган управления тормозной системой со скорости начала торможения 40 км/ч должен быть, при экстренном торможении не более 21м.
Действия водителя при переводе стрелки вручную.
При необходимости перевода стрелки вручную водитель обязан:
- затормозить его стояночным тормозом,
- убедиться, что трамвай удерживается на месте, выключить все высоковольтные и низковольтные цепи, в т.ч. цепь управления,
- поставить вал реверсора контроллера в положение «0»,
- снять и взять с собой ручку контроллера водителя или ключ выключателя цепи управления (где это предусмотрено конструкцией трамвая),
- надеть сигнальный жилет, хлопчато – бумажные рукавицы,
- закрыть кабину и выйти из трамвая, соблюдая осторожность и убедившись, что выход на проезжую часть не создаст помех другим участникам дорожного движения,
- на уклоне поставить противооткатные упоры под колеса трамвая со стороны уклона,
- встать лицом к трамваю внутри колеи и специальным ломиком для перевода стрелок, перевести перо,
- проверить второе перо ломиком на плотность прилегания,
- соблюдая осторожность войти в кабину и продолжить движение в заданном направлении.
В каких случаях работодатель устанавливает испытательный срок при приеме на работу.
При заключении трудового договора в нем по соглашению сторон может быть предусмотрено условие об испытании работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе.
Отсутствие в трудовом договоре условия об испытании означает, что работник принят на работу без испытания. В период испытания на работника распространяются положения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов (ст.70 ТК).
Билет № 2
Требования к водителю при назначении на работу перегонщиком.
К водителю при назначении на работу перегонщиком предъявляются требования:
- класс не ниже 2 – 1, в отдельных случаях допускается и 3 класс, но стаж работы водителем трамвая не менее 5 лет,
- не имеет нарушений в области безопасности движения,
- не имеет нарушений трудового распорядка и производственной дисциплины.
Билет № 3
Билет № 4
Принцип действия песочницы.
Подача песка на рельсы осуществляется механическим рычажно-троссовым приводом из кабины водителя.
При перемещении рычага привода песочницы нижний его конец натягивает трос, который соединен с рычагом шибера песочницы и открывает его. Усилие от рычага и системы тросов действует одновременно на шиберные заслонки левой и правой песочниц. Песок сыпется через направляющие рукава на головку рельса. Для возвращения шибера песочницы в закрытое положение предусмотрена оттягивающая пружина. В осенне-зимний период для свободного выхода песка из бункера осуществляют электроподогрев песочниц.
Требования правил техники безопасности при нахождении в ремонтной зоне.
Работникам, находящимся в ремонтной зоне во время движения подвижного состава запрещается:
- проходить или стоять между вагонами, опорами и иными сооружениями на межпутье,
- входить или выходить из вагона, находится на крыше или подножке,
- переходить через смотровые (ремонтные) канавы, находится в них, а также садится на рельсы, на край канавы,
- находится в проеме ворот,
- перепрыгивать через смотровую (ремонтную) канаву или переходить ее по случайно положенным доскам;
- проводить работы на торцевых частях трамвая, стоящих на канаве, без перекрытия канавы надежным переходным мостиком,
- работать в смотровой канаве без защитной каски.
Билет № 5
Требования к токоприемникам.
Токоприёмники осуществляют электрическое соединение между контактными проводами и электрическим оборудованием трамвая.
Токоприёмники должны удовлетворять следующим требованиям:
- обеспечивать требуемое нажатие контактной вставки на контактный провод;
- обеспечивать надежный безыскровой токосъём при любых скоростях движения трамвая на различных высотах подвески контактного провода, при прохождении спецчастей и кривых;
- иметь достаточную прочность конструкции, небольшую массу подвижных частей и износоустойчивость, обеспечивающий бесперебойную и безопасную эксплуатацию трамвая.
3. Порядок буксировки неисправного вагона (поезда) в депо.
Сцепка трамвая на линии разрешается только в строгом соответствии с инструкцией по сцепке и буксировке трамвайных вагонов
Водитель на буксируемом трамвае в любое время суток обязан включать аварийную сигнализацию и установить знак аварийной остановки.
Перед производством сцепки и буксировки, подвижной состав должен быть освобожден от пассажиров.
Буксировка неисправных вагонов исправными, расположенными спереди производится со скоростью не более 15 км/ч.
Буксировка неисправного вагона перед исправным (толкание) разрешается только до ближайшего запасного пути (депо) или конечной станции.
Буксировка неисправного вагона с запасного пути или из депо в депо производится только по разрешению старшего (центрального) диспетчера.
Билет № 6
Коллективный договор.
Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.
Билет № 7
Билет № 8
Билет № 9
Виды времени отдыха.
Видами времени отдыха являются:
- перерывы в течение рабочего дня (смены);
- ежедневный (междусменный) отдых;
- выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);
- нерабочие праздничные дни;
- отпуска (ст.107ТК).
Билет № 10
Билет № 11
Требования техники безопасности при протирке ветровых стекол кабины водителя.
При протирке стекол кабины водитель должен стоять на подножках, надежно держаться за поручни и соблюдать осторожность, чтобы не повредить (не раздавить) стекло и не поранить себя осколками.
Запрещается выезд транспортного средства на линию с поврежденными (разбитыми) стеклами.
Билет № 12
1. Назначение и составные части барабанно-колодочного тормоза.
Барабанно-колодочный тормоз используют как стояночный, так и для дотормаживания вагона до полной остановки после окончания действия электродинамического торможения.
Барабанно-колодочный тормоз имеет электромагнитный привод.
В конструкцию барабанно-колодочного тормоза входят: тормозной барабан, закрепленный на валу ТЭД, 2-е тормозные колодки с накладками с установленной между ними разжимающей пружиной и РРМ, включающий в себя систему тормозных рычагов с роликами, тормозной кулак, регулировочную тягу.
Билет № 13
Требования ТБ при подаче трамвая задним ходом.
Подачу трамвая задним ходом водитель может осуществить только при помощи второго лица и после того как:
- лично убедился в безопасности этого маневра,
- получил голосовую команду второго лица: «Разрешаю движение назад» или два длинных сигнала свистком,
- произвел два длинных предупредительных сигнала звонком
Если водитель трамвая, подающий вагон задним ходом, не видит второе лицо в зеркале заднего вида, он должен немедленно остановиться.
На трамвайных вагонах, работающих по системе многих единиц, при подаче трамвая задним ходом, второе лицо должно находиться на задней площадке второго вагона.
Билет № 14
Билет № 15
Билет № 16
1. Назначение соленоида (тормозного электромагнита) и его составные части.
Соленоид - тормозной электромагнит предназначен для электромагнитного привода барабанно-колодочного тормоза. С помощью соленоида происходит растормаживание вагона барабанно-колодочным тормозом, затормаживание вагона при помощи упругой пружины.
Соленоид состоит из корпуса, тяговой катушки, подвижного сердечника, трех-плечего рычага, пружины, рычажной передачи, рычага управления, растормаживающего рычага, муфты, регулировочной тяги.
2. Назначение и составные части токоприемника.
Токоприемник, типа "пантограф", предназначен для электрического соединения между контактным проводом и высоковольтным электрооборудованием трамвая. Состоит: из основания, двух нижних и двух верхних подвижных рам, токосъемной головки, пружинного механизма (барабана) для подъема и опускания, защелки для фиксации токоприемника в опущенном состоянии.
Билет № 17
Основные элементы кузова.
Кузов вагона имеет жёсткую цельнометаллическую несущую конструкцию и состоит из рамы, каркаса стенок и крыши, наружной и внутренней обшивки, внутреннего и наружного оборудования. Передняя и задняя лобовые стенки вагона изготовлены из стеклопластика. Рама кузова цельносварная из стальных штампованных профилей состоит из центральной хребтовой балки, двух продольных балок и двух торцевых. В средней части хребтовой балки вварена Н-образная поперечная балка для размещения ускорителя и мотор - генератора. Каркас кузова сварен из стоек и крышевых дуг, к которым приварены в качестве обшивки стальные листы. Внутренняя обшивка стен и потолка выполнена из ДВП. Пол изготовлен из фанеры и покрыт резиновым ковриком.
Требования охраны труда при постановке трамвайного вагона для производства ремонта на конечных станциях.
Постановка трамвая на запасной путь производиться водителем трамвая без пассажиров.
После постановки трамвая на запасной путь водитель трамвая должен:
затормозить вагон стояночным тормозом;
отключить все высоковольтное оборудование;
поставить реверсор в нулевое положение и взять ручку реверсора с собой (где это предусмотрено конструкцией);
оттянуть пантограф и надежно закрепить его;
под колеса трамвая должны быть подложены тормозные упоры (башмаки);
книга поезда и ручка реверсора должны быть переданы водителем линейному слесарю, производящему ремонт.
5. Понятие сверхурочной работы, допустимое количество часов сверхурочных работ.
Сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени- сверх нормального числа рабочих часов за учетный период, но не более 120 часов в год.
Билет № 18
Билет № 19
Принцип действия реверсора.
Реверсом называется переключатель, посредством которого изменяется направление тока в обмотках возбуждения или обмотках якорей тяговых двигателей. В результате этого изменяются направление вращение двигателей и направление движения вагона. При установке переключателя реверсора в положение "вперед" замыкаются цепи катушек контакторов P1 - P4, которые своими силовыми контактами подсоединяют к цепи тяговых двигателей последовательные обмотки возбуждения, что соответствует движению трамвая "вперед". При необходимости изменения движения трамвая переключатель реверсора устанавливается в положение "назад". Замыкаются цепи катушек контакторов Z1 - Z4 силовые контакты, которых изменяют направление тока в обмотках возбуждения тяговых двигателей. Это вызовет изменение вращения якорей тяговых двигателей.
3. С какими неисправностями редуктора запрещается эксплуатация трамвая на линии?
Запрещается допуск к эксплуатации на линии вагона, имеющего хотя бы одну из перечисленных ниже неисправностей редуктора:
а) не затянуты и не зафиксированы гайки и болты элементов реактивного устройства,
б) просачивание смазки с каплепадением,
в) наличие посторонних шумов в редукторе.
Билет № 20
Билет № 21
Требования ПТБ при замене высоковольтных предохранителей.
При замене высоковольтных предохранителей необходимо соблюдать следующие правила:
1. отключить цепи управления и вспомогательные цепи (отопление, освещение и т.д.),
2. снять токоприемник с контактного провода и надежно его зафиксировать,
3. проверить на исправность диэлектрические перчатки и одеть их,
4. Только убедившись в безопасности работ, можно приступать к замене,
5. открыть щиток с высоковольтными предохранителями и заменить неисправный на запасной,
6. включение вагона производить в обратной последовательности.
5. Порядок снятия дисциплинарного взыскания.
Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.
Работодатель до истечения года со дня применения дисциплинарного взыскания имеет право снять его с работника по собственной инициативе, просьбе самого работника, ходатайству его непосредственного руководителя или представительного органа работников (ст.194 ТК).
Билет № 22
Билет № 23
Основные права работника.
Работник имеет право на:
- заключение изменение и расторжение трудового договора ;
- предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;
- рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором;
- своевременную и в полном объеме выплату заработной платы ;
- отдых, обеспечиваемый предоставлением еженедельных выходных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков;
- полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте;
- профессиональную подготовку
- защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов;
- возмещение вреда, причиненного работнику в связи с исполнением трудовых обязанностей (ст.21ТК)
Билет № 24
Назначение грозоразрядника.
Грозовые разряды, возникающие вблизи контактной сети, могут оказывать очень сильное влияние на электрооборудование трамвая. Во- первых, возможны прямые удары молнии в контактный провод, что создает в нем местный потенциал в несколько сотен тысяч вольт: во - вторых, возможно индуктивное влияние молнии на контактный провод. Грозовые разряды представляют большую опасность, так как вследствие большого потенциала может произойти пробой изоляции.
В связи с этим и устанавливаются специальные защитные устройства грозоразрядники, общим принципом которых является отвод волны перенапряжения в землю, минуя цепи вагона.
Билет № 25
Билет № 26
Билет № 27
Билет № 28
Билет № 29
Билет № 30
Билет № 1
Принцип действия рельсового тормоза.
Рельсовый тормоз питается от аккумуляторной батареи напряжением 24В. Для включения рельсовых тормозов предусмотрены контакторы К1 и К2. Катушки контакторов получают питания при отпускании педали безопасности, нажатии кнопок «Аварийный тормоз» в кабине водителя и салоне и при нажатии на тормозную педаль до конца.
При замыкании цепи по катушке проходит электрический ток, создающий магнитный поток в магнитопроводе. Магнитный поток проходит сердечник, полюсы, полюсные наконечники и замыкается через воздушный промежуток и рельс, в результате чего подвешенный посредством пружин башмак тормоза притягивается к рельсу и за счёт трения создаётся эффект торможения. При снятии напряжения с катушки или уменьшения его по различным причинам, под действием пружин рельсовый тормоз возвращается в исходное положение.