Приоритетная проблема – конкретная цель – конкретное сестринское вмешательство
Четвёртый этап - реализация плана сестринских вмешательств.
Сестринское вмешательство– это категория сестринского поведения, в котором действия, необходимые для достижения целей ухода, производятся вплоть до завершения.
Цель: обеспечение соответствующего ухода за пациентом.
Три категории сестринских вмешательств.
Независимые Взаимозависимые
Зависимые
Независимое сестринское вмешательство – действия, осуществляемые медсестрой по собственной инициативе, без прямого требования со стороны врача или указания другого специалиста.
Взаимозависимое сестринское вмешательство – действия, осуществляемые в сотрудничестве с врачом или другими специалистами в области здравоохранения, где знания и умения медсестры также ценны, как их знания и умения.
Зависимые сестринские вмешательства – действия, осуществляемые сестрой на основании письменного предписания врача или под его наблюдением.
Центральны пунктом сестринского вмешательства, всегда является дефицит в способности пациента удовлетворять свои потребности.
Основные категории удовлетворения потребностей пациента:
1. пациент не может осуществлять самоуход;
2. пациент может осуществлять самоуход частично;
3. пациент может осуществлять самоуход полностью.
В связи с этим различны и системы сестринского вмешательства:
1. полностью компенсирующая система помощи (параличи, бессознательное состояние,
запреты пациенту на перемещение, психические нарушения);
2. частичная система помощи (большинство пациентов, находящихся в стационаре);
3. консультативно-поддерживающая система (амбулаторное обслуживание).
Вывод: процесс ухода требует от медицинской сестры теоретических знаний и практических навыков ухода за пациентом, стремления выполнить все намеченные пункты плана и добиться положительного результата.
Пятый этап – оценка эффективности сестринского процесса.
Это анализ ответных реакций пациента на сестринское вмешательство.
Цель: Определить, в какой степени достигнуты, поставленные цели (анализ качества сестринской помощи)
Оценка проводится сестрой постоянно /текущая/, с помощью которой осуществляется обратная связь, используемая для определения вновь появляющихся проблем пациента.
Текущая оценка осуществляется с определённой периодичностью, которая зависит от состояния пациента и характера проблемы. Например, оценка в отношении одного пациента будет производиться в начале и в конце смены, а в отношении другого - каждый час.
Заключительная оценка позволяет определить конечную степень достижения ожидаемого результата.
Оценка эффективности сестринского процесса позволяет:
- определить достигнуты ли поставленные цели,
- оценить эффективность сестринского вмешательства при решении конкретной проблемы,
- дать информацию для переоценки проблем пациента и нового планирования ухода.
Процесс оценки включает:
1 – определение достижения цели;
2 – сравнение с ожидаемым результатом;
3 – формулировка выводов;
4 – отметка в сестринской документации эффективности плана ухода.
Состояние пациента м.б. оценено как:
- лучше прежнего состояния
- без изменений
- хуже прежнего
К основным критериям эффективности сестринской помощи относятся:
- прогресс в достижении целей;
- ответная положительная реакция пациента на вмешательство;
- соответствие полученного результата ожидаемому.
Для оценки эффективности оказанной помощи служат:
- само личное мнение сестры,
- мнение пациента /его семьи/,
- оценка действий сестры руководителями /старшей или главной медицинской сестрой/.
Если же, цель не достигнута, необходимо:
- выявить ошибку в действиях;
- изменить саму цель, сделать ее более реальной;
- пересмотреть сроки;
- ввести необходимые коррективы в план (добавить недостающее или убрать лишнее, способствующее ухудшению) сестринской помощи.
Систематический процесс оценки требует от сестры критического мышления при сравнении ожидаемых результатов с достигнутыми. Поставленная задача выполнена – проблема решена. Медсестра письменно делает соответствующую отметку в сестринской документации, поставив дату и свою подпись.
Цель - не достигнута – сестринский процесс повторяется последовательно на новом уровне, выявляя факторы, мешающие её достижению, или ошибки в действиях медсестры, учитывая их.
Вывод: таким образом, пятый этап сестринского процесса даёт медсестре возможность установить сильные и слабые стороны своей профессиональной деятельности, оценить качество сестринского ухода.
Общий вывод: процесс ухода является динамичным, т. е. всё время проводится переоценка жизненных способностей пациента, пересмотр и изменение существующего плана ухода в соответствии с изменением потребностей пациента.
Модели сестринского дела
Модель – образец, по которому что-то должно быть сделано.
Модели сестринского дела (ухода) называют концептуальными, поскольку они выстраиваются на основе различных понятий и концепций.
Концепция – основная идея для передачи каких-либо взглядов.
Все модели имеют общие положения, но разную точку зрения и по-разному видят:
- пациента как один из объектов деятельности сестринского персонала;
- источник проблем пациента;
- направленность сестринского вмешательства;
- цель ухода;
- способы сестринского вмешательства;
- роль сестры;
- оценку качества и результатов ухода.
При проведении работы с пациентом по методике сестринского процесса чаще всего мы опираемся на элементы моделей сестринского дела Вирджинии Хендерсен, Доротеи Орем, Мойры Аллен и медицинскую.
Европейским региональным бюро ВОЗ предложена современная модель сестринского дела (всесторонняя, холистическая), которая в перспективе могла бы объединить работу медицинских сестёр всего мира.
· Модель сестринского дела В. Хендерсон ( 1966 г. )
Модель, предложенная Вирджинией Хендерсон (1966), акцентирует внимание сестринского персонала на биологических, психологических, социальных потребностях, которые могут быть удовлетворены благодаря сестринскому уходу. Одно из непременных условий этой модели - участие самого пациента в планировании и осуществлении ухода.
Согласно этой модели пациент имеет фундаментальные человеческие потребности, являющиеся одинаковыми для всех людей: "Вне зависимости от того, болен человек или здоров, сестра всегда должна иметь в виду жизненно важные потребности человека в пище, крове, одежде; в любви и доброжелательности, в чувстве необходимости и взаимозависимости в условиях общественных отношений". В основе модели теория американского психолога А. Маслоу об иерархии основных человеческих потребностей. В. Хендерсон приводит 14 фундаментальных потребностей.
Показатели повседневной жизнедеятельности | Задачи медсестры |
1. Нормально дышать. 2. Употреблять достаточное количество пищи и жидкости. 3. Выделять из организма продукты жизнедеятельности. 4. Двигаться и поддерживать нужное положение. 5. Спать и отдыхать. 6. Самостоятельно одеваться и раздеваться, выбирать одежду. 7. Поддерживать температуру тела в нормальных пределах, подбирая соответствующую одежду и изменяя окружающую среду. 8. Соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде. 9. Обеспечить свою безопасность и не создавать опасности для других людей. 10. Поддерживать общение с другими людьми, выражая свои эмоции, мнение. 11. Отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой. 12. Заниматься любимой работой. 13. Отдыхать, принимать участие в развлечениях и играх. 14. Удовлетворять свою любознательность, помогающую нормально развиваться. | 1. Обеспечить пациенту нормальное дыхание. 2. Обеспечить пациенту адекватное питание и питье. 3. Обеспечить пациенту удаление из организма продуктов жизнедеятельности. 4. Помогать пациенту поддерживать правильное положение тела, когда он лежит, сидит, ходит, а также помогать ему менять положение. 5. Обеспечить пациенту отдых и сон. 6. Помогать пациенту подбирать необходимую одежду и надевать ее. 7. Помогать пациенту поддерживать нормальную температуру тела. 8. Помогать пациенту содержать тело в чистоте и порядке, также обеспечивать защиту кожи. 9. Помогать пациенту избегать всевозможных опасностей извне и следить за тем, чтобы он не нанес вреда другим. 10. Помогать пациенту поддерживать контакт с другими, выражать свои желания, чувства. 11. Содействовать тому, чтобы пациент мог отправлять свои религиозные обряды и следовать своим принципам. 12. Помогать пациенту найти возможность заниматься каким-либо делом. 13. Содействовать отдыху и развлечениям пациента. 14. Содействовать обучению пациента. |
Здоровый человек, как правило, не испытывает трудностей при удовлетворении этих потребностей. В то же время, в период болезни, беременности, детства, старости, при приближении смерти человек может быть не в состоянии удовлетворить потребности
самостоятельно. Именно в это время сестра помогает "человеку, больному или здоровому, в выполнении тех функций, которые поддерживают его здоровье или же способствуют его выздоровлению, и которые этот человек выполнял бы без посторонней помощи, будь у него силы, желания или знания". Вирджиния Хендерсон утверждает, что во все времена сестринский уход должен быть направлен на скорейшее восстановление независимости человека.
Краткая характеристика модели:
Пациент: | целостное, независимое, совершенное существо, имеющее 14 фундаментальных потребностей. |
Источник проблем: | недостаток сил у пациента, желаний и/или знаний. |
Направления сестринской помощи: | заключаются в оказании помощи пациенту в осуществлении тех действий, которые он смог бы осуществить сам, будучи здоровым. |
Цель ухода: | - помочь пациенту стать независимым в удовлетворении своих жизненных потребностей для достижения его выздоровления, улучшения состояния здоровья и обретения им самостоятельности; - создать условия для достойного ухода из жизни в случае неизбежности смерти. |
Способы сестринской помощи: | - познавать жизненные потребности пациента; - создавать «конструктивные взаимоотношения» с пациентом/семьей; - выполнять необходимые действия за пациента; - осуществлять эмоциональную поддержку, - обеспечивать меры безопасности; - выполнять назначения врача. |
Оценка: | приобретение пациентом независимости в удовлетворении своих основных физиологических потребностей; оценка осуществляется тогда, когда удовлетворены все фундаментальные потребности, в отношении которых было предпринято сестринское вмешательство. |
Роль м/с: | самостоятельный, независимый специалист; помощник врача. |
· Модель Д. Орем (1971 г.)
Модель основана на принципах самоухода и личной ответственности человека за состояние собственного здоровья. Потребности в самоуходе Д. Орем разделила на три группы:
- универсальные (присущи всем, различны по уровню удовлетворения);
- связанные со стадией развития (от младенчества до старости и в период беременности);
- связанные с нарушением здоровья: --- анатомические, напр., отёки, ожоги…
--- функциональные физиологические, напр., одышка, тугоподвижность сустава…
- изменение поведения или повседневных жизненных привычек.
Сестринское вмешательство необходимо лишь в том случае, когда пациент или его родственники не могут сохранить равновесие между возможностями и потребностями самоухода (потребности превышают возможности). Роль медсестры автор определяет, как дополняющую к возможностям пациента осуществить самоуход, а сестринское вмешательство направлено на расширение возможностей самоухода или изменение потребностей в нём.
Краткая характеристика модели:
Пациент: | единая функциональная система, имеющая мотивацию к самоуходу. Его возможности и потребности в самоуходе должны быть в равновесии. |
Источник проблем: | нарушение равновесия между потребностями и возможностями самоухода. |
Направления сестринской помощи: | на выявленный дефицит самоухода и его причины. Д. Орэм считает, что определив требования и возможности пациента к самоуходу, можно принимать решение о планировании ухода. Сестринское вмешательство позволяет человеку сохранить свое здоровье, справиться с последствиями травмы или болезни. |
Цель ухода: | краткосрочные, промежуточные и долгосрочные цели должны быть сосредоточены на пациенте (его возможностях по самоуходу), при этом с пациентом обсуждают не только цели, но и сестринские вмешательства. |
Способы сестринской помощи: | Шесть способов сестринского вмешательства: -делать что – либо за пациента; -руководить пациентом, направлять его действия; -оказывать физическую поддержку; -оказывать психологическую поддержку; -создавать среду для обеспечения самоухода; -обучать пациента (или его родственников) Три системы помощи: -полностью компенсирующая; -частично компенсирующая; -консультативная (обучающая). |
Оценка: | возможность пациента и семьи в последующем осуществлять самоуход. |
Роль м/с: | определяется, как дополняющая к возможности пациента осуществлять самоуход. |
· Модель М. Аллен (70–е годы 20 века)
Особенностью этой модели является то, что она выходит за традиционные рамки профилактики и лечения заболеваний, направляя все усилия, возможности и внимание на укрепление здоровья. Объектом сестринской практики в модели Аллен рассматривается семья, а обучениеопределяется как путь, позволяющий медсестре и пациенту/семье реализовать их общую цель – укрепить здоровье. Конструктивное сотрудничество между медсестрой и пациентом /семьёй, как необходимое условие для достижения желаемой цели.