Деловое общение людей как приоритетная социально-психологическая проблема

Общение и его предмет

Невозможно себе представить развитие человека, само его существование как личности, его связь с обществом вне общения с другими людьми. Исторический опыт и повседневная практика свидетельствует о том, что полная изоляция человека от общества, изъятие его из общения с другими людьми, приводит к полной утрате человеческой личности, её социальных качеств и свойств.

Общение – специфически русский термин. Оно представляет собой особое искусство. Установлено, что в деятельности человека самой обширной является деловая сфера общения, где оно приобретает особый смысл. В жизни большинство людей процессы общения занимают до 70% времени, а руководители тратят на деловое общение в среднем до 80 % рабочего времени.

Интерес к проблеме общения уходит своими корнями в далекое прошлое. Общение, процессы взаимодействия между людьми, их взаимоотношения всегда привлекали к себе пристальное внимание психологов. Оно включает в себя все многообразие духовных и материальных форм жизнедеятельности человека и является его насущной потребностью. В процессе общения проявляются и формируются межличностные взаимоотношения. Е. Мелибруда отмечает, что «Межличностные отношения имеют для нас значение не меньше, чем воздух, которым мы дышим» [18].

Как известно, необходимость общения обусловливается, в конечном счете, необходимостью совместного участия людей в производстве материальных благ. Что касается сферы духовной жизни, то здесь центральное место занимает потребность личности в приобретении социального опыта, в приобщении к культурным ценностям, в овладении принципами и нормами поведения в обществе и конкретной социальной среде, а все это невозможно без контактов с другими людьми.

Общение– одна из основных категорий психологии. Оно свойственно всем живым существам, но у человека общение приобретает самые высшие формы. Оно становится осознанным и сопровождается речью. Восприятие человека человеком обычно является началом общения. Во многих видах деятельности общение – не только обыденная функция взаимодействий, но и функциональная категория. Ввиду сложности и емкости феномена общение, толкование его как понятия зависит от исходных теоретических и критериальных оснований.

В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности. Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта. Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В процессе общения обеспечивается единство действий людей, осуществляется их объединение, упорядочивается их целенаправленная деятельность. В общении достигаются взаимопонимание и согласованность действий, поступков, поведения, формируются качества человека как субъекта культуры, познания и труда.

В общении человек самоопределяется, обнаруживая при этом свои индивидуально-типологические особенности. По форме осуществляемых воздействий можно судить о коммуникативных умениях и чертах характера человека, по специфике организации речевого сообщения - об общей культуре и грамотности. Общение является одновременно и средством получения новых знаний, и процесс воспитания и самовоспитания. Оно тем эффективнее, чем меньше в нем различных идеологических штампов, нудных нравоучений и тем продуктивнее, чем больше простора для самовыражения человека и реализации его возможностей.

Способ и средства общения всегда имеют нравственный смысл, поскольку отражают ту меру самоотдачи, которые определяют внутренний мир человека, его надежность и соответствие принятым нормам.

Общение выступает как обмен информацией и существует только между людьми. Общаться могут: человек с человеком; группа людей с группой; один человек с группой. При этом возможно общение: а) непосредственное лицом к лицу; б) опосредованное, при помощи технических средств (например, телефон, радио, модемная связь и др.).

В основе общения между людьми лежат:

1. Усвоение личностью этических норм поведения в обществе, которые определяют подлинную культуру межличностных отношений.

2. Соблюдение правил нравственности. Они гласят: «поступай по отношению к другим так, как бы ты желал, чтобы они поступали по отношению к тебе» или «Не делай другим того, чего не пожелаешь себе» [19]. Следование этому правилу предполагает готовность к незаинтересованному (бескорыстному) общению с другими, умение как бы самоустраняться и смотреть глазами другого человека Конечно, абсолютизация этого правила в обыденной жизненной ситуации может привести к отрицательным результатам.

Общение используется людьми как средство для удовлетворения разнообразных социальных, культурных, творческих, познавательных и эстетическихпотребностей.

Подходы к проблеме общения

Дефиниция «общение» в различных литературных источниках трактуется как взаимные сношения, деловая или дружеская связь [1, 440]; важнейшая составная часть бытия, присутствующего во всех видах человеческой деятельности, взаимодействия людей, обусловленная социально-экономическими и культурными отношениями в обществе [2, 60]; сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятии и понимания другого человека [3]; осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образований партнера [4, 244]; процесс взаимодействия людей, в котором участвующие в нем лица своим внешним обликом и поведением оказывают более или менее сильное влияние на притязания и намерения, на мысли, состояния и чувства друг друга; вид человеческой деятельности, которая называется коммуникативной; передача мыслей, эмоций и чувств одного или нескольких человек другим людям. Она должна быть очень точной и др. Для анализа дефиниции «общение» приведем в табл. 1 ее определение и сущностные признаки, выделяемые различными исследователями.

Обобщая взгляды указанных ученых, исследовавших проблему общения, мы пришли к выводу, что понятие «общение» не имеет однозначного толкования. Авторы эту дефиницию понимают как отношения, связи, взаимодействие людей, многоплановый процесс установления контактов, процесс взаимодействия, форма творчества, вид, форма человеческой деятельности и т.д. Мы будем здесь придерживаться определения «общение», приведенного в работе [3]. На наш взгляд, оно наиболее полно отражает семантикуэтого понятия.

Человеческое общение – форма творчества, помогающая выявить и раскрыть лучшие стороны личности. Суть этого творчества не только в ощущении того величайшего богатства, каким является другой человек, но и в самоотдаче, в способности поделиться своими знаниями и переживаниями с другими людьми. Это требует от человека открытости и умения поставить себя на место другого. Схематично процесс общения можно представить следующим образом (рис. 1).

Таблица 1

Признаки общения

N п/п Автор, источник Определение дефиниции Признаки
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю Общение– взаимные сношения, де-ловая или друже-ская связь Отношения, связь
Байкова Л.А.,Гребенкина Л.К. Общение – важ-нейшая составная часть бытия, при-сутствующего во всех видах челове-ческой деятель-ности, взаимодей-ствия людей, обус-ловленная соци-ально-экономи-ческими и куль-турными отноше-ниями в обществе Взаимодействие людей
Карпенко Л.А. Общение – слож-ный, многоплано-вый процесс уста-новления и разви-тия контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной дея-тельности и вклю-чающий обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятии и по-нимания другого человека Многоплановый процесс
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Общение – осуще-ствляемое знаковы ми средствами взаимодействие субъектов, вызван-ное потребностя-ми совместной деятельности и направленное на значимое измене-ние в состоянии, поведении и лич-ностно-смысловых образований пар-тнера Взаимодействие субъектов с применением знаковых средств
  Общение – такой процесс взаимо-действия людей, в котором участву-ющие в нем лица своим внешним обликом и пове-дением оказывают более или менее сильное влияние на притязания и намерения, на мысли, состояния и чувства друг друга Процесс взаимодействия
  Общение – вид человеческой дея-тельности, которая называется ком-муникативной. В соответствии с этим общение есть передача мыслей, эмоций и чувств одного или нес-кольких человек другим людям. Эта передача дол-жна быть очень точной. Вид человеческой деятельности

Под смысловым полем (предмет общения) понимают информацию, которую сообщают друг другу люди в процессе общения (С1 и С2). К такой информации относятся: знания о мире; имеющийся опыт; приобретенные умения и навыки; имеющиеся способности; сведения о наличных потребностях; сведения об эмоциональных состояниях; внутренний мир человека; межличностные отношения и т.п.

деловое общение людей как приоритетная социально-психологическая проблема - student2.ru

Рис. 1. Обобщенная схема процесса общения

В процессе общения можно выделить: а) намерение; б) внимание; в) восприятие; г) запоминание; д) участие и др. Рассмотрим кратко их содержание. Намерение – получение ответов на вопросы о замыслах партнеров по общению. Внимание– осуществляется мыслительными ответами на вопросы: «Что важно для партнера?» или «Какая форма общения более привлечет внимание?» и др. Восприятие – общение должно происходит на языке доступном пониманию обеих сторон. Запоминание – обеспечивается, прежде всего, логической стройностью сказанного и услышанного. Участие партнера должно поощряться на каждой стадии общения. Его реализация выражается в словах, жестах, действиях, и по ним всегда можно заметить, как наши слова доходят до сознания того, к кому мы адресуем.

деловое общение людей как приоритетная социально-психологическая проблема - student2.ru

Рис.2. Диаграммная модель общения

По мнению А.А. Булыгиной диаграммную модель общения можно представить следующим образом [14] (рис.2).

Анализ литературы по проблеме общения показывает, что чаще всего авторы в этих работах описывают его коммуникативные аспекты. При этом допускается ошибочное отождествление понятий коммуникация и общение. Коммуникация – это, прежде всего техническое средство передачи информации от одного человека к другому и обмен ею. Она может рассматриваться как один из специфических аспектов общения. Общение же шире и глубже. Это соприкосновение и взаимопроникновение личностных миров, а не просто обмен информацией. Посредством общения происходит воздействие на поведение партнера. Однако коммуникативное влияние возможно лишь при единых или сходных системах кодификации и декодификации у партнеров. У общающихся должны быть идентичны лексическая и синтаксическая системы, одинаковое понимание ситуации общения. Таким образом, оно является частью взаимодействия, средством и способом такого взаимодействия.

Наши рекомендации