По организации практических занятияй

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯЙ

И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ

ПЕДИАТРИЯ

(заочное отделение)

Луганск – 2017

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля)

Цель освоения дисциплинысостоит в раскрытии общих закономерностей роста и развития детей и знакомстве с различными способами сохранения и укрепления здоровья детей, профилактики детских болезней.

Реализация заявленной цели предполагает решение ряда задач:

· раскрыть особенности роста и развития детей;

· сформировать представление о факторах, влияющих на здоровье детей;

· дать понятие о критериях индивидуального здоровья;

· сформировать представление о гигиенических требованиях, предъявляемых к дошкольному образовательному учреждению;

· рассмотреть гигиенические требования к мебели, игрушкам, одежде и обуви дошкольников;

· изучить организацию рационального режима дня дошкольников;

· сформировать представление о гигиенических основах рационального питания детей;

· дать понятие о профилактике детских болезней;

· рассмотреть принципы, методы и средства образования дошкольников;

· изучить гигиенические основы физического воспитания и закаливания дошкольников;

· дать представление об охране психического здоровья детей дошкольного возраста;

· сформировать представление о профилактике детского травматизма;

· познакомить с правилами и особенностями оказания детям первой медицинской помощи.

Структура курса

Раздел 1. История педиатрии и гигиены, закономерности

роста и развития детей

Раздел 2. Гигиенические требования к содержанию ДОУ

Раздел 3. Профилактика детских болезней

Раздел 4. Профилактика детского травматизма и острых состояний ,

оказание детям первой помощи.

График индивидуальной работы студента по курсу

Наименование раздела дисциплины Содержание задания Сроки выполнения задания
Раздел 1   Изучить и законспектировать вопросы по данному разделу сентябрь
Раздел 2   Изучить и законспектировать вопросы по данному разделу сентябрь
Раздел 3   Изучить и законспектировать вопросы по данному разделу сентябрь
Раздел 4   Изучить и законспектировать вопросы по данному разделу сентябрь

Рекомендации по организации изучения

дисциплины «Педиатрия»

Изучите структуру курса в целом. Готовясь к ближайшему практическому занятию, познакомьтесь с планом занятия и вопросами для коллективного обсуждения. Пользуясь списками основной и дополнительной литературы, законспектируйте ответы на вопросы. Конспект занятия может быть представлен как в рукописном, так и в электронном виде. Если Вы пользуетесь материалами из Интернета, убедитесь, что источником информации является научная литература. Соотносите найденный материал с формулировками вопросов для коллективного обсуждения. Имейте в виду, что на обсуждение каждого вопроса уделяется около 10 минут.

По окончании изучения каждой темы выполните задания для самостоятельной работы по данной теме. Вопросы самостоятельной работы конспектируются в виде рефератов с указанием использованной литературы.

Список рекомендуемой литературы

Основная литература

1. Артюнина, Г.П. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образжизни [Текст]: Учебное пособие для высшей школы /Г.П. Артюнина, С.А. Игнатькова. – 2-е изд., перераб. – М.: Академический проект, 2004. – 560 с. – («Gaudeamus»).

2. Вулф Л. Жив и здоров : Полное pуководство по оказанию пеpвой помощи детям и подpосткам и пpоведению неотложного лечения / Вулф Л. ; мед. pед. Д. Зайдман ; пpедисл. Э. Ренцен ; ил. Г. Манpо и Б. Томас ; автоp. пеp. с англ. и науч. pед. В. М. Студеникина. - М. : Рус.кн., 1994. - 328 с.

3. Голубева Л. Г. Развитие и воспитание детей раннего возраста : Учеб.пособие для студ. фак.дошк.образования пед.вузов / Голубева Л. Г., Лещенко М. В., Печора К. Л. ; Под ред.В.А.Доскина,С.А.Козловой. - М. : Академия, 2002. - 192 с.

4. Голубев, В.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста[Текст]: Учеб. пособие для студ. дошк. отд-ний и фак. сред. пед.учеб.заведений / В.В. Голубев В.В., С.В.Голубев – М.: Издательский центр«Академия», 2000. – 320 с.

5. Голубев В. В. Практикум по основам педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста : учеб. пособие для студ. пед. вузов / Голубев В. В., Лещенко М. В., Голубев С. В. - М. : Академия, 2000. - 200 с.

6. Дробинская, А.О. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений / А.О. Дробинская. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 400 с.

7. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей [Текст]: /А.И. Захаров. – СПб: Союз, 2000. – 448 с.

8. Захаров, А.И. Происхождение и психотерапия детских неврозов [Текст]: /А.И. Захаров. – СПб: КАРО, 2006. – 672 с.

9. Маханева, М.Д. Воспитание здорового ребенка [Текст]: Пособие дляпрактических работников дошкольных учреждений./М.Д. Маханева –М.: АРКТИ, 1997. – 88 с.

10. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста[Текст]: методическое пособие/авт.-сост. Л.Н. Рябых. – Мурманск, МГГУ, 2011. – 66 с.

11. Ребенок до года : полная энциклопедия для родителей : пер. с итал. - М. : АСТ, 2003 ; Астрель. - 48 с.

12. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.1249 – 03«Санитарно-эпидемиологические требования кустройству, содержанию и организации режима работы дошкольныхобразовательных учреждений» (утв. Главным государственнымсанитарным врачом РФ 25 марта 2003 г.) [Электронный ресурс] Режим доступа: http//www.rospotrebnadzor.ru/

13. Сергеева К. М. Справочник по заболеваниям детей раннего возраста [Электронный ресурс] / Сергеева К. М. ; ИДДК. - М. : Питер-Принт, 2006 ; Бизнессофт. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

Дополнительна литература

1. Балабанова, М.А. Сказкотерапия: суггестивное значение сказок и психическое здоровье ребенка [Текст]: /М.А. Балабанова //Логопед в детском саду. – 2008. – № 9-10. – С. 31-36.

2. Баранов, А. Состояние здоровья детей дошкольного возраста [Текст]:/А. Баранов //Дошкольное воспитание. – 2009. – № 9. – С. 6-11.

3. Безрукова, Е.В. Сколиоз и плоскостопие. Как с ними бороться [Текст]: /Е.В. Безрукова // Дошкольная педагогика. – 2007. – №1. – С. 30-32.

4. Боровкова, Л.В. Педагогика здоровья [Текст]: /Л.В. Боровкова //Дошкольная педагогика. – 2009. – № 3. – С. 8-9.

5. Герасимова, Л. Формирование ценностного отношения ребенка к здоровью в семье [Текст]: /Л. Герасимова//Дошкольное воспитание. – 2008. – № 6. – С. 109-112.

6. Глушкова, Г. Игра или упражнение? [физическое воспитание детей старшего дошкольного возраста] [Текст]: /Г. Глушкова //Дошкольное воспитание. – 2008. – № 12. – С. 29-34.

7. Гречаник, Ю.В. Психологические проблемы питания у детей [Текст]: / Ю.В. Гречаник //Психолог в детском саду. – 2008. – № 1. – С. 68-85.

8. Грядкина, Т.С. Здоровьесберегающее и здоровьеформирующее физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении [Текст]: / Т.С. Грядкина // Дошкольная педагогика. – 2008. – №2. – С. 7-11.

9. Деркунская, В.А. Ситуационные задачи в воспитании дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности [Текст]: / В.А. Деркунская //Дошкольная педагогика. – 2009. – № 6. – С. 8-13.

10. Дмитриенко, В.Д. Дидактический материал к занятиям по валеологии [Текст]: /В.Д. Дмитриенко // Дошкольная педагогика. – 2007. – № 8. – С. 19-27.

11. Доронина, М.А. Комплексный подход к организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ [Текст]: /М.А. Доронина //Дошкольная педагогика. – 2008. – №8. – С. 27-29.

12. Дошкольник и компьютер: Медико-гигиенические рекомендации [Текст]: Учеб. пособие /Л.А. Леонова, А.А. Бирюкович, Т.А. Изотова и др. Под ред. Л.А. Леоновой; РАО, Ин-т возрастной физиологии РАО, Моск. Психолого-соц. ин-т. – М.: Воронеж: НПО «Модэк», 2004. – 64 с.

13. Ежова, Н.В. Педиатрия [Текст]: Учеб. пособие /Н.В. Ежова, Е.М. Русакова, Г.И. Кащеева. – Мн.: Выш.шк., 1997. – 524 с.

14. Комплексная программа профилактических мероприятий по охране здоровья детей в городах Мурманской области [Текст]:(Сб. информационных документов) /Алексеев С.В., Рогозина Л.Д., Янушанец О.И. и др. – Мурманск, 1994. – 96 с. (Упр.образования адм. Мурм. обл., СПб Педиатр. мед. акад. и др.).

15. Коновалов В. Здоровье школьников : взгляд врача и психолога / Коновалов В.// Социальная педагогика. - 2008. - № 2. - С. 39-42.

16. Кощавцев А. Г.Календарь развития ребенка / Кощавцев А. Г. ; под ред. А. С. Батуева ; науч. центр "Психофизиология матери и ребенка"СПб гос. ун-та. - М. : Айрис-пресс, 2002. - 128 с.

17. Кучер, Е.В. Формирование основ здорового образа жизни у дошкольника через создание медико-педагогической модели оздоровления [Текст]: / Е.В. Кучер //Дошкольная педагогика. – 2009. –№ 4. – С. 8-11.

18. Кучирова, Е. Лыжная подготовка дошкольников на Крайнем Севере [Текст]: /Е. Кучирова //Дошкольное воспитание. – 2008. – № 1. – С. 47-52.

19. Макеева, А.Г. Долго ли до беды [Текст]: пед. профилактика дет. Наркотизма /А.Г. Макеева, И.А. Лысенко: Худож. Е. Чернова. – М.: Линка-пресс, 2000. – 256 с.

20. Малюкова, И.Б. Игровые упражнения как средство повышения эффективности гимнастики для глаз [Текст]:/И.Б. Малюкова //Начальная школа плюс До и После. – 2009. – № 6. – С.67-69.

21. Маталыгина, О.А. Как сформировать у ребенка навыки здорового питания [Текст]: /О.А. Маталыгина //Дошкольная педагогика. – 2009. – № 4. – С. 4-7.

22. Миронюк, Н.В. Конспекты занятий в старшей группе из цикла «Познай себя» [валеология] [Текст]: / Н.В. Миронюк //Дошкольная педагогика. – 2007. – № 8. – С. 28-32.

23. Миронюк, Н.В. Смотри во все глаза! Познавательное занятие в старшей группе из цикла «Познай себя» [Текст]: / Н.В. Миронюк //Дошкольная педагогика. – 2007. – № 7. – С. 27-30.

24. Морозова, Т.Ю. О современных подходах к обеспечению здоровьесберегающей среды в условиях детского сада [Текст]: / Т.Ю. Морозова, И.Ю. Лебеденко //Дошкольная педагогика. – 2009. – № 5. – С.4-6.

25. Никольская, И.М. Психологическая защита у детей [Текст]:/ И.М. Никольская, Р.М. Грановская. – СПб.: Речь, 2000. – 507 с.

26. Оценка основных антропометрических данных, полового созревания и артериального давления у детей [Текст]: /методические рекомендации под ред. И.М.Воронцова. – Мурманск, 1985. – 43 с.

27. Потапчук, А.А. Осанка и физическое развитие детей: Программы диагностики и коррекции нарушений [Текст] / А.А. Потапчук, М.Д. Дидур. – СПб.: Речь, 2002. – 162 с.

28. Рычкова, С.В. Функциональное питание детей [Текст]: /С.В. Рычкова //Дошкольная педагогика. – 2007. – № 8. – С. 7-8.

29. Сергиенко, Т.Е. Новые подходы к взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семьи в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни [Текст]: /Т.Е. Сергиенко //Дошкольная педагогика. – 2008. – № 1. – С. 58-62.

30. Сергиенко, Т.Е. Работа с педагогами по повышению их компетентности в области здорового образа жизни дошкольников [Текст]: /Т.Е. Сергиенко //Методист. – 2006. – № 10. – С. 63-68.

31. Слисенко, Е.И. Новые валеологические игровые технологии [Текст]: /Е. И. Слисенко, Н.А. Гуменюк //Дошкольная педагогика. – 2005. – № 2. – С. 6-15.

32. Сочеванова, Е.А. Здоровье детей и физические упражнения [Текст]: / Е.А. Сочеванова //Дошкольная педагогика. – 2008. – №1. – С. 4-6.

33. Спок, Б. Ребенок и уход за ним [Текст]: Пер. с англ. Н.А. Перовой. /Б. Спок. – СПб.: Лениздат, 1992. – 399 с. – (Библиотека молодой семьи).

34. Тайлер, Э. Скорая помощь [Текст]: пер. с англ. Домашний справочник неотложных состояний. / Э. Тайлер.- Ридерз дайждест, 2004. – 288 с.

35. Федорова, Т.В. Организация здоровьесберегающей среды на участке детского сада [Текст]: /Т.В. Федорова, Н.С. Сидоренко //Современный детский сад. – 2009. – № 7. – С. 45-47.

36. Цыдакович, Т.В. Подвижная игра как средство формирования социального здоровья [Текст]: /Т.В. Цыдакович //Дошкольная педагогика. – 2008. – №8. – С. 64-66.

37. Чеботарев, В.В. Комплексная оценка уровня физического здоровья детей дошкольного возраста [Текст]: /В.В. Чеботарев //Культура физическая и здоровье. – 2007. – №2. – С. 52-56.

38. Шабалов Н. П. Детские болезни. В 2-х т. Т. 2. : учебник для студ. педиатр. фак. мед. вузов / Шабалов Н. П. - Изд. 5-е, перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2005. - 736 с.

Перечень видео- и аудиоматериалов

1. Видеофильм «Жизнь до рождения»

https://www.youtube.com/watch?v=9lVYpWxLZCQ

2. Видеофильм «Все о физическом развитии ребенка от 0 до 3 лет»

https://www.youtube.com/watch?v=jhdVDLO0RBc

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)

электронно-библиотечные системы (ЭБС), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

http://window.edu.ru/ Единое окно доступа к образовательным ресурсам.

http://www.edu.ru/ Российское образование. Федеральный портал

http://www.elibrary.ru/eLIBRARY.RU

http://www.diss.rsl.ru/ ЭБД РГБ

http://www.rubricon.com/ Рубрикон

Базовые федеральные образовательные порталы http://www.edu.ru/db/portal/sites/portal_page.htm

Раздел 1.

История педиатрии и гигиены, закономерности роста и развития детей (практических занятий: 1 занятие - 2 часа)

План

1. Периоды развития ребенка

2. Понятия «рост» и «развитие».

3. Основные закономерности роста и развития.

4. Оценка физического развития ребенка.

Вопросы для коллективного обсуждения

1. Определение понятия «рост».

2. Определение понятия «развитие».

3. Основные закономерности роста и развития детей.

4. Понятие физического развития.

5. Соматоскопия.

6. Соматометрия, методика соматометрии.

7. Оценка физического развития детей по сигмальным и центильным таблицам.

8. Гармоничность физического развития.

Задания для самостоятельной работы

1. Сформулируйте рекомендации по профилактике плоскостопия у детей.

Раздел 2.

Гигиенические требования к содержанию ДОУ.

План

1. Рациональное питание.

2. Значимость основных продуктов питания для детей.

3. Принципы организации питания в ДОУ.

4. Питание детей с отклонениями в состоянии здоровья.

5. Санитарные правила содержания пищеблока.

6. Контроль эффективности питания детей.

Вопросы для коллективного обсуждения

1. Понятие «рациональное питание».

2. Особенности ЖКТ детей дошкольного возраста.

3. Значимость основных продуктов питания для детей.

4. Принципы организации питания в ДОУ.

5. Режим питания в ДОУ.

7.Эстетика питания детей.

8. Питание детей в период адаптации к ДОУ.

9. Питание детей с отклонениями в состоянии здоровья:

· при аллергии;

· питание детей с избыточным весом;

· при хронических заболеваниях ЖКТ;

· при почечной патологии;

· при анемии;

· питание часто болеющих детей.

10. Контроль организации питания в дошкольном учреждении.

11. Оценка эффективности питания детей.

12. Особенности кулинарной обработки пищи в ДОУ.

13. Санитарные правила устройства и содержания пищеблока.

14. Личная гигиена сотрудников пищеблока.

15. Органолептическая оценка пищи.

16. Оценка и контроль эффективности питания детей.

Задания для самостоятельной работы

Составьте меню-раскладку на 1 день в ДОУ на 100 детей.

План

1. Причины высокой заболеваемости детей в ДОУ.

2. Профилактические мероприятия в ДОУ.

3. Противоэпидемические мероприятия в ДОУ.

Вопросы для коллективного обсуждения

1. Причины высокой заболеваемости детей в ДОУ.

2. Профилактические мероприятия в ДОУ:

· нормы наполняемости групп;

· организация утреннего приема, приема вновь поступающих детей, после отпуска и болезни;

· ежедневная и генеральная уборка помещений;

· правила мытья посуды;

· маркировка и смена постельного белья, полотенец;

· санитарная обработка игрушек;

· медицинское обследование сотрудников ДОУ;

· профилактические прививки. Организация прививочной работы в ДОУ.

Противоэпидемические мероприятия:

· изоляция заболевшего ребенка;

· карантин;

· дезинфекция.

Задания для самостоятельной работы

1. Заполните таблицу, отражающую особенности каждой из детских

инфекций:

Название заболевания Инкуб. период Возбудитель Пути передачи Характерные симптомы Карантин Прививки
Корь            
Скарлатина            
Ветряная оспа            
Краснуха            
Коклюш            
Дифтерия            
Вирусный паротит            
Полиомиелит            
Менинго-кокковая инфекция            

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ПЕДИАТРИЯ»

1.Гигиена и санитария. Задачи гигиены. Группы факторов внешней среды,

влияющих на организм человека (примеры их положительного и

отрицательного влияния).

2. Современные проблемы в развитии цивилизации. Примеры негативного

влияния.

3. Современные подходы к определению здоровья и болезни. Здоровый

образ жизни и проблемы его формирования.

4. Показатели индивидуального здоровья. Факторы, влияющие на состояние

здоровья. Факторы риска. Система профилактических мероприятий.

5. Возрастная периодизация. Формирование групп ДУ с учетом возраста

детей. Группы здоровья.

6. Физиологические состояния новорожденных. Определение должных

массы и роста детей 1-го года жизни.

7. Оценка нервно-психического развития детей 1-го года жизни.

Безусловные рефлексы детей 1-го года жизни.

8. Основы вскармливания детей. Составление суточного рациона грудному

ребенку.

9. Осанка. Виды нарушений. Профилактика.

10. Формы стоп. Плантография. Профилактика плоскостопия.

11. Гигиенические требования к земельному участку.

12. Гигиенические требования к планировке помещений ДУ.

13. Гигиенические требования к оборудованию игральных и групповых

комнат, спален, раздевальни, туалетных комнат.

14. Требования к детской мебели.

15. Гигиенические требования к воздушной среде помещений.

16. Гигиенические требования к тепловому режиму помещений ДУ и к

организации водоснабжения.

17. Санитарное содержание ДУ.

18. Физиолого-гигиеническое обоснование режима дня ДУ.

19. Гигиена учебной деятельности детей.

20. Санитарно-гигиенические требования к условиям организации работы

детей с компьютером.

21. Гигиенические требования к трудовой деятельности детей.

22. Гигиенические требования к прогулкам и экскурсиям.

23. Гигиенические требования к игрушкам.

24. Требования к детским книгам.

25. Гигиенические требования к организации сна детей.

26. Компоненты пищи и их назначение (белки, жиры, углеводы, витамины,

минеральные вещества, вода).

27. Организация питания в детских общеобразовательных учреждениях.

28. Гигиенические требования к транспортировке и хранению продуктов

питания.

29. Санитарные требования к кулинарной обработке продуктов. Санитарный

режим пищеблока.

30. Особенности рационального питания детей.

31. Гипоаллергенная диета.

32. Сущность закаливания. Принципы закаливания.

33. Характеристика процесса закаливания. Эффекты закаливания. Виды

закаливания.

34. Закаливающие процедуры для детей от 2-3-летнего возраста.

35. Закаливание воздухом.

36. Закаливание солнцем.

37. Закаливание водой. Купание в открытых водоемах.

38. Босохождение.

39. Гигиена одежды и обуви.

40. Заболевания нервной системы, их предупреждение.

41. Феномены патологического сна у детей. Эпилепсия.

42. Заболевания полости носа. Острое и хроническое воспаление миндалин.

43. Пневмония. Профилактика заболеваний органов дыхания.

44. Профилактика нарушений зрения.

45. Гигиенические требования к освещенности.

46. Гигиенические требования к просмотру телевизионных передач и к

цветовому оформлению помещений ДУ.

47. Гигиена кожи.

48. Кожные болезни и их профилактика.

49. Аллергические состояния.

50. Особенности инфекционных болезней. Звенья эпидемического процесса.

51. Механизмы передачи инфекции. Иммунитет. Иммунопрофилактика.

52. Профилактика инфекционных заболеваний.

53. Заболевания с воздушно-капельным путем передачи: скарлатина, корь.

54. Заболевания с воздушно-капельным путем передачи: краснуха, дифтерия.

55. Заболевания с воздушно-капельным путем передачи: коклюш,

эпидемический паротит.

56. Заболевания с воздушно-капельным путем передачи: ветряная оспа.

57. Острые респираторные заболевания. Грипп.

58. Вирусные гепатиты.

59. Полиомиелит.

60. Туберкулез и его профилактика.

61. Пищевые отравления и их предупреждение.

62. Дизентерия.

63. Гельминтозы у детей и их профилактика.

64. Рахит.

65. Предупреждение укусов клещей и клещевого энцефалита.

66. Закрытые повреждения: ушиб, растяжение связок и сухожилий,

переломы. Принципы оказания первой медицинской помощи.

67. Открытые повреждения: раны и кровотечения. Принципы оказания

первой медицинской помощи.

68. Ожоги. Принципы оказания первой медицинской помощи.

69. Отморожения. Принципы оказания первой медицинской помощи.

70. Тепловой и солнечный удар. Обморок. Принципы оказания первой

медицинской помощи.

71. Первая помощь при попадании в организм инородного тела.

72. Понятие о реанимации. Искусственное дыхание и непрямой массаж

сердца.

73. Медицинское обслуживание в дошкольном учреждении.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯЙ

И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ

ПЕДИАТРИЯ

(заочное отделение)

Луганск – 2017

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля)

Цель освоения дисциплинысостоит в раскрытии общих закономерностей роста и развития детей и знакомстве с различными способами сохранения и укрепления здоровья детей, профилактики детских болезней.

Реализация заявленной цели предполагает решение ряда задач:

· раскрыть особенности роста и развития детей;

· сформировать представление о факторах, влияющих на здоровье детей;

· дать понятие о критериях индивидуального здоровья;

· сформировать представление о гигиенических требованиях, предъявляемых к дошкольному образовательному учреждению;

· рассмотреть гигиенические требования к мебели, игрушкам, одежде и обуви дошкольников;

· изучить организацию рационального режима дня дошкольников;

· сформировать представление о гигиенических основах рационального питания детей;

· дать понятие о профилактике детских болезней;

· рассмотреть принципы, методы и средства образования дошкольников;

· изучить гигиенические основы физического воспитания и закаливания дошкольников;

· дать представление об охране психического здоровья детей дошкольного возраста;

· сформировать представление о профилактике детского травматизма;

· познакомить с правилами и особенностями оказания детям первой медицинской помощи.

Структура курса

Раздел 1. История педиатрии и гигиены, закономерности

роста и развития детей

Раздел 2. Гигиенические требования к содержанию ДОУ

Раздел 3. Профилактика детских болезней

Раздел 4. Профилактика детского травматизма и острых состояний ,

оказание детям первой помощи.

График индивидуальной работы студента по курсу

Наименование раздела дисциплины Содержание задания Сроки выполнения задания
Раздел 1   Изучить и законспектировать вопросы по данному разделу сентябрь
Раздел 2   Изучить и законспектировать вопросы по данному разделу сентябрь
Раздел 3   Изучить и законспектировать вопросы по данному разделу сентябрь
Раздел 4   Изучить и законспектировать вопросы по данному разделу сентябрь

Рекомендации по организации изучения

дисциплины «Педиатрия»

Изучите структуру курса в целом. Готовясь к ближайшему практическому занятию, познакомьтесь с планом занятия и вопросами для коллективного обсуждения. Пользуясь списками основной и дополнительной литературы, законспектируйте ответы на вопросы. Конспект занятия может быть представлен как в рукописном, так и в электронном виде. Если Вы пользуетесь материалами из Интернета, убедитесь, что источником информации является научная литература. Соотносите найденный материал с формулировками вопросов для коллективного обсуждения. Имейте в виду, что на обсуждение каждого вопроса уделяется около 10 минут.

По окончании изучения каждой темы выполните задания для самостоятельной работы по данной теме. Вопросы самостоятельной работы конспектируются в виде рефератов с указанием использованной литературы.

Список рекомендуемой литературы

Основная литература

1. Артюнина, Г.П. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образжизни [Текст]: Учебное пособие для высшей школы /Г.П. Артюнина, С.А. Игнатькова. – 2-е изд., перераб. – М.: Академический проект, 2004. – 560 с. – («Gaudeamus»).

2. Вулф Л. Жив и здоров : Полное pуководство по оказанию пеpвой помощи детям и подpосткам и пpоведению неотложного лечения / Вулф Л. ; мед. pед. Д. Зайдман ; пpедисл. Э. Ренцен ; ил. Г. Манpо и Б. Томас ; автоp. пеp. с англ. и науч. pед. В. М. Студеникина. - М. : Рус.кн., 1994. - 328 с.

3. Голубева Л. Г. Развитие и воспитание детей раннего возраста : Учеб.пособие для студ. фак.дошк.образования пед.вузов / Голубева Л. Г., Лещенко М. В., Печора К. Л. ; Под ред.В.А.Доскина,С.А.Козловой. - М. : Академия, 2002. - 192 с.

4. Голубев, В.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста[Текст]: Учеб. пособие для студ. дошк. отд-ний и фак. сред. пед.учеб.заведений / В.В. Голубев В.В., С.В.Голубев – М.: Издательский центр«Академия», 2000. – 320 с.

5. Голубев В. В. Практикум по основам педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста : учеб. пособие для студ. пед. вузов / Голубев В. В., Лещенко М. В., Голубев С. В. - М. : Академия, 2000. - 200 с.

6. Дробинская, А.О. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений / А.О. Дробинская. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 400 с.

7. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей [Текст]: /А.И. Захаров. – СПб: Союз, 2000. – 448 с.

8. Захаров, А.И. Происхождение и психотерапия детских неврозов [Текст]: /А.И. Захаров. – СПб: КАРО, 2006. – 672 с.

9. Маханева, М.Д. Воспитание здорового ребенка [Текст]: Пособие дляпрактических работников дошкольных учреждений./М.Д. Маханева –М.: АРКТИ, 1997. – 88 с.

10. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста[Текст]: методическое пособие/авт.-сост. Л.Н. Рябых. – Мурманск, МГГУ, 2011. – 66 с.

11. Ребенок до года : полная энциклопедия для родителей : пер. с итал. - М. : АСТ, 2003 ; Астрель. - 48 с.

12. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.1249 – 03«Санитарно-эпидемиологические требования кустройству, содержанию и организации режима работы дошкольныхобразовательных учреждений» (утв. Главным государственнымсанитарным врачом РФ 25 марта 2003 г.) [Электронный ресурс] Режим доступа: http//www.rospotrebnadzor.ru/

13. Сергеева К. М. Справочник по заболеваниям детей раннего возраста [Электронный ресурс] / Сергеева К. М. ; ИДДК. - М. : Питер-Принт, 2006 ; Бизнессофт. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

Дополнительна литература

1. Балабанова, М.А. Сказкотерапия: суггестивное значение сказок и психическое здоровье ребенка [Текст]: /М.А. Балабанова //Логопед в детском саду. – 2008. – № 9-10. – С. 31-36.

2. Баранов, А. Состояние здоровья детей дошкольного возраста [Текст]:/А. Баранов //Дошкольное воспитание. – 2009. – № 9. – С. 6-11.

3. Безрукова, Е.В. Сколиоз и плоскостопие. Как с ними бороться [Текст]: /Е.В. Безрукова // Дошкольная педагогика. – 2007. – №1. – С. 30-32.

4. Боровкова, Л.В. Педагогика здоровья [Текст]: /Л.В. Боровкова //Дошкольная педагогика. – 2009. – № 3. – С. 8-9.

5. Герасимова, Л. Формирование ценностного отношения ребенка к здоровью в семье [Текст]: /Л. Герасимова//Дошкольное воспитание. – 2008. – № 6. – С. 109-112.

6. Глушкова, Г. Игра или упражнение? [физическое воспитание детей старшего дошкольного возраста] [Текст]: /Г. Глушкова //Дошкольное воспитание. – 2008. – № 12. – С. 29-34.

7. Гречаник, Ю.В. Психологические проблемы питания у детей [Текст]: / Ю.В. Гречаник //Психолог в детском саду. – 2008. – № 1. – С. 68-85.

8. Грядкина, Т.С. Здоровьесберегающее и здоровьеформирующее физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении [Текст]: / Т.С. Грядкина // Дошкольная педагогика. – 2008. – №2. – С. 7-11.

9. Деркунская, В.А. Ситуационные задачи в воспитании дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности [Текст]: / В.А. Деркунская //Дошкольная педагогика. – 2009. – № 6. – С. 8-13.

10. Дмитриенко, В.Д. Дидактический материал к занятиям по валеологии [Текст]: /В.Д. Дмитриенко // Дошкольная педагогика. – 2007. – № 8. – С. 19-27.

11. Доронина, М.А. Комплексный подход к организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ [Текст]: /М.А. Доронина //Дошкольная педагогика. – 2008. – №8. – С. 27-29.

12. Дошкольник и компьютер: Медико-гигиенические рекомендации [Текст]: Учеб. пособие /Л.А. Леонова, А.А. Бирюкович, Т.А. Изотова и др. Под ред. Л.А. Леоновой; РАО, Ин-т возрастной физиологии РАО, Моск. Психолого-соц. ин-т. – М.: Воронеж: НПО «Модэк», 2004. – 64 с.

13. Ежова, Н.В. Педиатрия [Текст]: Учеб. пособие /Н.В. Ежова, Е.М. Русакова, Г.И. Кащеева. – Мн.: Выш.шк., 1997. – 524 с.

14. Комплексная программа профилактических мероприятий по охране здоровья детей в городах Мурманской области [Текст]:(Сб. информационных документов) /Алексеев С.В., Рогозина Л.Д., Янушанец О.И. и др. – Мурманск, 1994. – 96 с. (Упр.образования адм. Мурм. обл., СПб Педиатр. мед. акад. и др.).

15. Коновалов В. Здоровье школьников : взгляд врача и психолога / Коновалов В.// Социальная педагогика. - 2008. - № 2. - С. 39-42.

16. Кощавцев А. Г.Календарь развития ребенка / Кощавцев А. Г. ; под ред. А. С. Батуева ; науч. центр "Психофизиология матери и ребенка"СПб гос. ун-та. - М. : Айрис-пресс, 2002. - 128 с.

17. Кучер, Е.В. Формирование основ здорового образа жизни у дошкольника через создание медико-педагогической модели оздоровления [Текст]: / Е.В. Кучер //Дошкольная педагогика. – 2009. –№ 4. – С. 8-11.

18. Кучирова, Е. Лыжная подготовка дошкольников на Крайнем Севере [Текст]: /Е. Кучирова //Дошкольное воспитание. – 2008. – № 1. – С. 47-52.

19. Макеева, А.Г. Долго ли до беды [Текст]: пед. профилактика дет. Наркотизма /А.Г. Макеева, И.А. Лысенко: Худож. Е. Чернова. – М.: Линка-пресс, 2000. – 256 с.

20. Малюкова, И.Б. Игровые упражнения как средство повышения эффективности гимнастики для глаз [Текст]:/И.Б. Малюкова //Начальная школа плюс До и После. – 2009. – № 6. – С.67-69.

21. Маталыгина, О.А. Как сформировать у ребенка навыки здорового питания [Текст]: /О.А. Маталыгина //Дошкольная педагогика. – 2009. – № 4. – С. 4-7.

22. Миронюк, Н.В. Конспекты занятий в старшей группе из цикла «Познай себя» [валеология] [Текст]: / Н.В. Миронюк //Дошкольная педагогика. – 2007. – № 8. – С. 28-32.

23. Миронюк, Н.В. Смотри во все глаза! Познавательное занятие в старшей группе из цикла «Познай себя» [Текст]: / Н.В. Миронюк //Дошкольная педагогика. – 2007. – № 7. – С. 27-30.

24. Морозова, Т.Ю. О современных подходах к обеспечению здоровьесберегающей среды в условиях детского сада [Текст]: / Т.Ю. Морозова, И.Ю. Лебеденко //Дошкольная педагогика. – 2009. – № 5. – С.4-6.

25. Никольская, И.М. Психологическая защита у детей [Текст]:/ И.М. Никольская, Р.М. Грановская. – СПб.: Речь, 2000. – 507 с.

26. Оценка основных антропометрических данных, полового созревания и артериального давления у детей [Текст]: /методические рекомендации под ред. И.М.Воронцова. – Мурманск, 1985. – 43 с.

27. Потапчук, А.А. Осанка и физическое развитие детей: Программы диагностики и коррекции нарушений [Текст] / А.А. Потапчук, М.Д. Дидур. – СПб.: Речь, 2002. – 162 с.

28. Рычкова, С.В. Функциональное питание детей [Текст]: /С.В. Рычкова //Дошкольная педагогика. – 2007. – № 8. – С. 7-8.

29. Сергиенко, Т.Е. Новые подходы к взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семьи в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни [Текст]: /Т.Е. Сергиенко //Дошкольная педагогика. – 2008. – № 1. – С. 58-62.

30. Сергиенко, Т.Е. Работа с педагогами по повышению их компетентности в области здорового образа жизни дошкольников [Текст]: /Т.Е. Сергиенко //Методист. – 2006. – № 10. – С. 63-68.

31. Слисенко, Е.И. Новые валеологические игровые технологии [Текст]: /Е. И. Слисенко, Н.А. Гуменюк //Дошкольная педагогика. – 2005. – № 2. – С. 6-15.

32. Сочеванова, Е.А. Здоровье детей и физические упражнения [Текст]: / Е.А. Сочеванова //Дошкольная педагогика. – 2008. – №1. – С. 4-6.

33. Спок, Б. Ребенок и уход за ним [Текст]: Пер. с англ. Н.А. Перовой. /Б. Спок. – СПб.: Лениздат, 1992. – 399 с. – (Библиотека молодой семьи).

34. Тайлер, Э. Скорая помощь [Текст]: пер. с англ. Домашний справочник неотложных состояний. / Э. Тайлер.- Ридерз дайждест, 2004. – 288 с.

35. Федорова, Т.В. Организация здоровьесберегающей среды на участке детского сада [Текст]: /Т.В. Федорова, Н.С. Сидоренко //Современный детский сад. – 2009. – № 7. – С. 45-47.

36. Цыдакович, Т.В. Подвижная игра как средство формирования социального здоровья [Текст]: /Т.В. Цыдакович //Дошкольная педагогика. – 2008. – №8. – С. 64-66.

37. Чеботарев, В.В. Комплексная оценка уровня физического здоровья детей дошкольного возраста [Текст]: /В.В. Чеботарев //Культура физическая и здоровье. – 2007. – №2. – С. 52-56.

38. Шабалов Н. П. Детские болезни. В 2-х т. Т. 2. : учебник для студ. педиатр. фак. мед. вузов / Шабалов Н. П. - Изд. 5-е, перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2005. - 736 с.

Перечень видео- и аудиоматериалов

1. Видеофильм «Жизнь до рождения»

https://www.youtube.com/watch?v=9lVYpWxLZCQ

2. Видеофильм «Все о физическом развитии ребенка от 0 до 3 лет»

https://www.youtube.com/watch?v=jhdVDLO0RBc

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)

электронно-библиотечные системы (ЭБС), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

http://window.edu.ru/ Единое окно доступа к образовательным ресурсам.

http://www.edu.ru/ Российское образование. Федеральный портал

http://www.elibrary.ru/eLIBRARY.RU

http://www.diss.rsl.ru/ ЭБД РГБ

http://www.rubricon.com/ Рубрикон

Базовые федеральные образовательные порталы http://www.edu.ru/db/portal/sites/portal_page.htm

Раздел 1.

История педиатрии и гигиены, закономерности роста и развития детей (практических занятий: 1 занятие - 2 часа)

Наши рекомендации