Методические указания по организации практических занятий

Семинар предназначается для углубленного изучения той или иной дисциплины и овладения методологией применительно к особенностям изучаемой отрасли науки. При изучении культурологии в вузе семинар – не просто вид практических занятий, а, наряду с лекцией, основная форма учебного процесса.

Выделяют три типа семинаров, принятых в университетах:

1) семинар с целью углубленного изучения определенного тематического курса;

2) семинар, проводимый для глубокой проработки отдельных, наиболее важных и типичных в методологическом отношении тем курса или даже отдельной темы;

3) семинар исследовательского типа по отдельным частным проблемам науки для углубления их разработки.

Формы проведения семинара.

В практике семинарских занятий по культурологии в вузах можно выделить ряд форм: развернутая беседа, обсуждение докладов и рефератов, семинар-диспут, комментированное чтение, упражнения на самостоятельность мышления, письменная (контрольная) работа, семинар-коллоквиум и другие.

Требования к выступлениям студентов.

Успех семинарских занятий обеспечивает совокупность определенных требований к выступлениям, докладам, рефератам студентов. Эти требования должны быть достаточно четкими, но не настолько регламентированными, чтобы сковывать творческую мысль, насаждать схематизм.

Перечень требований к любому выступлению студента примерно таков:

Связь выступления с предшествующей темой или вопросом.

Раскрытие сущности проблемы.

Методологическое значение для научной, профессиональной и практической деятельности.

Обсуждение докладов и выступлений.

Порядок ведения семинара зависит от его формы и целей, которые перед ним ставятся. Обычно имеет место такая последовательность:

выступление (доклад) по основному вопросу;

вопросы к выступающему;

обсуждение содержания доклада, его теоретических и методических достоинств и недостатков, дополнения и замечания по нему;

заключительное слово докладчика;

заключение преподавателя.

1.1. Тематический план и трудоёмкость практических занятий

№ п/п Наименование темы Количество часов по формам обучения
Полная Сокращенная
очная очно - заочная заочная очная очно - заочная заочная
Тема 1. 1.Предмет и структура философского знания              
Тема 1.2. Философия Древнего мира.      
Тема 1.3. Философия Средневековья и Возрождения.      
Тема 1.4. Новоевропейская философия.              
Тема 1.5. Русская философия      
Тема 1.6. Современная зарубежная философия      
Тема 2. 1.Проблема бытия в философии              
Тема 2.2. Проблема развития в современной философии и науке      
Тема 3.1. Философские проблемы сознания      
Тема 3.2. Проблема познания в философии          
Тема 3.3. Научное познание          
Тема 4.1. Проблема человека в философии              
Тема 4.2. Проблема смысла человеческого существования      
Тема 4.3. Человек в мире духовных ценностей      
Тема 4.4. Общество как предмет философского осмысления            
16. Тема 4.5. Человек в информационно-техническом мире        
Тема 4.6. Проблемы и перспективы современной цивилизации        
Всего часов      

Матрица формирования компетенций



№ п/п Наименование темы Компетенции, формируемые на занятиях
ОК
Модуль 1. Проблематика философии в ее историческом развитии.
1.1. Предмет и структура философского знания * * * * * * * * * * * * * * * * *
1.2 Философия Древнего мира. * * * * * * * * * * * * * * * * *
1.3 Философия Средневековья и Возрождения. * * * * * * * * * * * * * * * * *
1.4 Новоевропейская философия. * * * * * * * * * * * * * * * * *
1.5 Русская философия * * * * * * * * * * * * * * * * *
1.6 Современная зарубежная философия * * * * * * * * * * * * * * * * *
Модуль 2. Философия бытия, сознания и познания
2.1 Проблема бытия в философии * * * * * * * * * * * * * * * * *
2.2 Проблема развития в современной философии и науке * * * * * * * * * * * * * * * * *
2.3 Философские проблемы сознания * * * * * * * * * * * * * * * * *
2.4 Проблема познания в философии * * * * * * * * * * * * * * * * *
2.5 Научное познание * * * * * * * * * * * * * * * * *
Модуль 3. Бытие человека в современном мире
3.1 Проблема человека в философии * * * * * * * * * * * * * * * * *
3.2 Проблема смысла человеческого существования * * * * * * * * * * * * * * * * *
3.3 Человек в мире духовных ценностей * * * * * * * * * * * * * * * * *
3.4 Общество как предмет философского осмысления * * * * * * * * * * * * * * * * *
3.5 Человек в информационно-техническом мире * * * * * * * * * * * * * * * * *
3.6 Проблемы и перспективы современной цивилизации * * * * * * * * * * * * * * * * *
                                       

1.3. Темы и содержание семинарских занятий, литература для

подготовки к занятиям

Модуль 1. Проблематика философии в ее историческом развитии.

Наши рекомендации