По организации лабораторных работ семинарских и практических занятий

Лабораторные занятия по дисциплине не предусмотрены учебным планом.

Тематика, планы к семинарским, практическим занятиям

Модуль 1. ДЕТСТВО КАК СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Практическое занятие № 1

Тема: «Социально-экономические и правовые меры,

Предпринимаемые в современной России по реализации

Конвенции ООН «О правах ребенка»

1. Каковы общие положения международных правовых актов в области социально-правовой защиты детства, на которые ориентируется современное российское законодательство?

2. ПочемуКонвенция ООН «О правах ребенка» 1989 г. занимает особое место среди всех международных документов в области прав и свобод детей?

3. Когда в нашей стране была ратифицирована Конвенция ООН «О правах ребенка»?

4. Какие рекомендации Комитета ООН по правам ребенка способствовали разработке системы мер организации и мониторинга реализации Конвенции ООН «О правах ребенка» в России?

5. Перечислите функции Межведомственной комиссии по координации работ, связанных с выполнением в Российской Федерации Конвенции ООН «О правах ребенка» и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

6. Каким качественным изменениям подверглась нормативно-правовая база социальной защиты детства после ратификации нашей страной Конвенции ООН «О правах ребенка»?

7. Перечислите, по каким направлениям в субъектах РФ осуществляется законотворческая деятельность по приведению законодательства в соответствие с Конвенцией ООН «О правах ребенка».

Учебно-исследовательские задания

1. Подготовьте устные сообщения «Основные направления международного сотрудничества по социальной защите детства», «Международные организации и их деятельность в сфере социальной защиты детства».

2. Подготовьте реферативные выступления по теме.

3. Ответьте на вопросы тестовых заданий по разделу № 1.

Тематика рефератов

1. Проблемы детства в современной социокультурной ситуации.

2. Конвенция ООН «О правах ребенка» и её реализация в современной России.

3. Дети как объекты государственной социальной политики.

Рекомендуемая литература

Нормативно-правовые документы:

1 Декларация прав ребенка: принята и провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1959 г. //Народное образование. – 1993. – №5.

2. Конвенция ООН «О правах ребенка»: принята и провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г. //Народное образование. – 1993. – №5.

3. Конвенция ООН «О правах ребенка» и ее реализация в современной России: материалы научно-практической конференции, посвященной 10-ти летию принятия ООН Конвенции «О правах ребенка». – М., 2001.

4. Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. – М., 2005.

5. «Семейный кодекс РФ» от 29.12. 1995. № 223-ФЗ (ред. от 25.11.2013).

6. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ
«Об образовании в РФ».

7. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 28 декабря 2013 г. N 435-ФЗ) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Основная:

1. Поддубная Т.Н. Социальная защита детства в России и за рубежом: учеб. пособие. – М., 2008.

Дополнительная:

1. Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Права человека. Международные и российские механизмы защиты. – М., 2003.

2. Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства: учеб. пособие. – М., 2004.

3. Кравчук Н.В. Деятельность международных органов по защите прав ребенка, предусмотренных семейным законодательством РФ //Защита прав ребенка в современной России: материалы научно-практической конференции /отв. ред. А.М. Нечаева. – М.,2004.

Модуль 2. СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ХМАО-ЮГРЕ

Семинарское занятие № 2

Тема:«История социальной защиты детства в России»

1. Родоплеменные и общинные формы помощи детям у древнейших славян (с древнейших времен до Х в.).

2. Социальная помощь детям с Х в. до конца XVIII в.

3. Государственная политика защиты детства в XIX – начале ХХ в.

4. Государственная политика социальной защиты детей в годы советской власти.

5. Государственная политика социальной защиты детей на современном этапе.

Учебно-исследовательские задания

1. Подготовьте реферативное выступление по любому вопросу темы.

2. Составьте сравнительную таблицу «Модели социальной защиты детства в России: исторический аспект».



Период Объекты социальной защиты детства Субъекты социальной защиты детства Краткая характеристика Доминирующая модель социальной помощи и поддержки детей
1. Архаический. Родоплеменные и общинные формы помощи детям у древнейших славян (с древнейших времен до Х в.).        
2. Социальная помощь детям с Х в. до конца XVIII в.        
3. Государственная политика защиты детства в XIX – начале ХХ в.        
4. Государственная политика социальной защиты детей в годы советской власти.        
5. Государственная политика социальной защиты детей на современном этапе.        

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Поддубная Т.Н. Социальная защита детства в России и за рубежом: учеб. пособие. – М., 2008.

Дополнительная:

1. Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства: учеб. пособие. – М., 2004.

2. Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Управление системой социальной защиты детства. – Ростов н/Д., 2005.

3. Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Справочник социального педагога: защиты детства в РФ /науч. ред. Р.М. Чумичева. – Ростов н/Д., 2005.

4. Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства: социально-правовые проблемы: учеб. пособие. – М., 2004.

Практическое занятие № 3

Тема:«Система социальной защиты детей в России и ХМАО-Югре на современном этапе»

  1. Понятие «социальная защита детства», «система социальной защиты детства».
  2. Назовите предпосылки, цели и основные направления государственной социальной политики в области социальной защиты детства в РФ.
  3. Национальный план действий в интересах детей – приоритетное направление государственной социальной политики РФ (от 14.09.1995 № 942).
  4. Принципы государственной политики социальной защиты детства в РФ.
  5. Формы и методы социальной защиты детства в РФ. Каковы основные формы и методы социальной защиты детства в ХМАО-Югре? Закон ХМАО от 15.12.2002 г. N 80-оз "О программе Ханты-Мансийского автономного округа "Дети Югры."
  6. Назовите и охарактеризуйте объекты и субъекты социальной защиты детства.
  7. Перечислите основные нормативно-правовые акты в области социальной защиты детства в ХМАО-Югре.

Учебно-исследовательские задания

1. Пользуясь современной законодательной базой в области социальной защиты детства, проведите анализ социально-правовой ситуации в России в области защиты детства.

2. Дайте характеристику нормативно-правовой базы социально-правовой защиты детства в ХМАО-Югре.

3. Подберите в портфолио основные нормативно-правовые документы социально-правовой защиты детства в ХМАО-Югре.

4. Составьте логическую схему «Объекты и субъекты социальной защиты детства».

Рекомендуемая литература

Нормативно-правовые документы:

1. Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

2. Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11.11.2005 № 103-оз «О программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2005-2015 г.».

3. Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 15.04.2009 N 63-оз «О внесении изменений в ЗаконХанты-Мансийского автономного округа – Югры «О программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2005-2015 г.

4. Закон Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 27.12.2000 № 137-оз «О предоставлении именных целевых выплат детям Ханты-Мансийского автономного округа, родившимся в 2000 и последующие годы».

5. Закон ХМАО - Югры от 31.03.2012 N 22-оз «О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

6. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14.08.2013 № 316-п «О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2010 года № 247-п «О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Дети Югры" на 2011 - 2015 годы».

7. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14.08.2013 № 317-п «О признании утратившим силу постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 15 июля 2002 года № 430-п «О положении детей в Ханты-Мансийском автономном округе».

Основная:

1. Поддубная Т.Н. Социальная защита детства в России и за рубежом: учеб. пособие. – М., 2008.

Дополнительная:

1. Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства: учеб. пособие. – М., 2004.

2. Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Управление системой социальной защиты детства. – Ростов н/Д., 2005.

3. Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Справочник социального педагога: защиты детства в РФ /науч. ред. Р.М. Чумичева. – Ростов н/Д., 2005.

4. Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства: социально-правовые проблемы: учеб. пособие. – М., 2004.

Практическое занятие № 4

Тема: «Организационная структура системы социальной защиты детства в ХМАО-Югре»

1. Какие органы в соответствии с российским законодательством призваны обеспечить гарантии прав ребенка?

2. Система государственных и муниципальных органов, защищающих права и свободы ребенка в ХМАО-Югре: сущность и назначение.

3. Функции органов прокуратуры в защите прав детей.

4. Каковы полномочия органов местного самоуправления в области социальной защиты детства?

5. Структура органов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав в ХМАО-Югре.

6. Деятельность Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в ХМАО-Югре, задачи и функции.

7. Какова компетенция органов управления социальной защиты населения в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав?

8. Компетенция органов управления образованием в ХМАО в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав.

9. Компетенция органов опеки и попечительства, органов по делам молодежи в ХМАО в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав.

10. Какова компетенция органов управления здравоохранением и органов службы занятости в ХМАО в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав.

Учебно-исследовательские задания

1. Подготовьте доклад о существующих в ХМАО-Югре государственных и муниципальных органах, защищающих права ребенка, его направлениях и содержании деятельности (по выбору студента).

2. Подберите в портфолио нормативно-правовую базу деятельности по защите прав и свобод ребенка соответствующего государственного или муниципального органа.

Рекомендуемая литература

Нормативно-правовые документы:

1. О прокуратуре РФ: Закон РФ от 17.01.1992 г. № 2202 – I //Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 47 – Ст.4472; Там же. – 1999. – № 7 – Ст.5620; Там же. – 2000. – № 2 – Ст.140; Там же. – 2001. – № 53 (ч.I) – Ст.5018; Там же. – 2002. – № 26 – Ст.2523; № 30 – Ст.3029; № 40 – Ст.3853; Там же. – 2003. – № 27 (ч.I) – Ст.2700; Там же. – 2004. – № 35 – Ст.3607.

2. Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

3. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 28 декабря 2013 г. N 435-ФЗ) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

4. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ //Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 40 – Ст.3822; Там же. – 2004. – № 25 – Ст.2484; № 33 – Ст.3368; Там же. – 2005. – № 1(ч. I) – Ст.9, 12, 17, 25, 37; Там же. – 2005. – № 17 – Ст.1480.

5. Закон ХМАО-Югры от 30.05.2013 № 45-оз «О внесении изменений в Закон ХМАО-Югры «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в ХМАО-Югре и наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по образованию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав».

6. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14.08.2013 № 316-п «О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2010 года № 247-п «О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Дети Югры" на 2011 - 2015 годы».

Основная:

1. Поддубная Т.Н. Социальная защита детства в России и за рубежом: учеб. пособие. – М., 2008.

Дополнительная:

1. Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства: учеб. пособие. – М., 2004.

2. Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Управление системой социальной защиты детства. – Ростов н/Д., 2005.

3. Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Справочник социального педагога: защиты детства в РФ /науч. ред. Р.М. Чумичева. – Ростов н/Д., 2005.

4. Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства: социально-правовые проблемы: учеб. пособие. – М., 2004.

5. Становление ювенальной юстиции в России: проблемы и перспективы развития: материалы межрегиональной научно-практической конференции, 12-13 ноября 2002 года, Ростов на Дону /под ред. В.Н. Ткачева. – Ростов н/Д, 2003.

Практическое занятие № 5

Тема: «Социальный педагог в системе социальной защиты детства в ХМАО-Югре»

1. Функции, специализации и роли социального педагога в системе социальной защиты детства в ХМАО-Югре.

2. Обязанности и права социального педагога в системе социальной защиты детей в ХМАО-Югре.

3. Содержание социально-педагогической деятельности в системе социальной защиты детей в ХМАО-Югре.

4. Организация и методы работы социального педагога в системе социальной защиты детей в ХМАО-Югре.

Учебно-исследовательские задания

1. Подготовьте письменное сообщение «Из опыта работы социального педагога по социальной защите различных категорий детей в ХМАО-Югре».

2. Ответьте на вопросы тестовых заданий по разделу № 2.

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Поддубная Т.Н. Социальная защита детства в России и за рубежом: учеб. пособие. – М., 2008.

2. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 4-е изд., стереотип – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

Дополнительная:

1. Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства: учеб. пособие. – М., 2004.

2. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – 2-е изд., испр. – М., 2004.

3. Дети социального риска и их воспитание: учебно-метод. пособие./под ред. Л.М. Шипицыной – СПб, 2003.

4. Методика и технологии работы социального педагога: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений /Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева, Н.Н. Бессонова и др. /под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. – М., 2004.

5. Никитина Л.Е. Социальный педагог в школе. – 2-е изд. М., 2003.

6. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М., 2001.

7. Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Справочник социального педагога: защиты детства в РФ /науч. ред. Р.М. Чумичева. – Ростов н/Д., 2005.

8. Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства: социально-правовые проблемы: учеб. пособие. – М., 2004.

9. Технологии социальной работы с семьей и детьми //Департамент труда и социальной защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа /под ред. Ю.В. Крупнова. – Ханты-Мансийск, 2003.

10. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. – М., 2005.

Модуль 3. ПРАВА ДЕТЕЙ И ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ В ОБЛАСТИ ИХ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ В ХМАО-ЮГРЕ

Практическое занятие № 6

Тема: «Вопросы защиты детства в законодательстве Российской Федерации и ХМАО-Югры»

1. Общая характеристика конституционных прав детей в РФ.

2. Охарактеризуйте права несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве.

3. В чем заключаются особенности административной ответственности несовершеннолетних?

4. Какая ответственность предусмотрена законодательством РФ в отношении несовершеннолетних, совершивших правонарушения в возрасте до 14 лет?

5. Как осуществляется регулирование труда несовершеннолетних в возрасте до 18 лет?

6. Какими нормативно-правовыми документами регулируется охрана интересов детства в семье в РФ и ХМАО-Югре?

7. Охарактеризуйте права ребенка.

8. Перечислите права и обязанности родителей.

9. В чем заключается сущность лишения и ограничения родительских прав?

Учебно-исследовательские задания

1. Выпишите отдельные статьи из Уголовного, Уголовно-процессуального, Административного, Трудового и Семейного кодексов РФ и подготовьтесь к творческой контрольной работе по теме.

Рекомендуемая литература

Нормативно-правовые документы:

1. Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. – М., 2005.

2. Кодекс РФ об административных правонарушениях. – М., 2005.

3. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила): приняты и провозглашены Генеральной Ассамблеей ООН 1985 г. //Советская юстиция. – 1991. - № 12-14.

4. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 28 декабря 2013 г. N 435-ФЗ) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

5. «Семейный кодекс РФ» от 29.12. 1995. № 223-ФЗ (ред. от 25.11.2013).

6. «Трудовой Кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 25.11.2013).

7. Уголовный кодекс РФ. – М., 2005.

8. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. – М., 2005.

Основная:

1. Поддубная Т.Н. Социальная защита детства в России и за рубежом: учеб. пособие. – М., 2008.

Дополнительная:

1. Агапов А.Б. Административная ответственность: учебник. – 2-е изд., перераб. – М., 2004.

2. Антокольская М.В. Семейное право: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2003.

3. Беспалов Ю.Ф. Защита гражданских и семейных прав ребенка в РФ: учебно-практическое пособие. – М., 2004.

4. Защита прав ребенка в современной России: материалы научно-практической конференции /отв.ред. Нечаева. – М., 2004

5. Поддубная Т.Н. Социальная защита детства в России и за рубежом: учеб. пособие. – М., 2008.

6. Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Управление системой социальной защиты детства. – Ростов н/Д., 2005.

7. Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства: социально-правовые проблемы: учеб. пособие. – М., 2004.

Практическое занятие № 7

Тема: «Гарантии прав ребенка и государственные социальные стандарты социальной защиты детства в ХМАО-Югре»

1. В чем заключаются гарантии прав детей в Российской Федерации?

2. Дайте общую характеристику государственных социальных стандартов.

3. Охарактеризуйте виды государственных пособий гражданам, имеющим детей, в ХМАО-Югре.

4. Социальная политика ХМАО-Югры в области охраны материнства, отцовства и детства.

5. Сущность и правовые гарантии охраны материнства, отцовства и детства в Российской Федерации и ХМАО-Югре.

6. Основные направления охраны материнства, отцовства и детства в ХМАО-Югре.

7. Материнский (семейный) капитал. Государственное право на получение сертификата на Материнский (семейный) капитал.

8. Югорский семейный капитал, право на его получение.

Учебно-исследовательские задания и вопросы

1. Какие мероприятия проводятся в ХМАО-Югре в области охраны материнства, отцовства и детства? Приведите примеры.

2. Охарактеризуйте основные направления социальной политики в ХМАО-Югре в области охраны материнства, отцовства и детства.

3. Что представляет собой медико-генетическое консультирование в системе планирования семьи?

4. В чем заключается социальная защита женщин в период беременности и родов?

5. Проанализируйте отдельные статьи закона ХМАО - Югры от 31.03.2012 N 22-оз «О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», сделайте краткие записи.

6. Ответьте на вопросы тестовых заданий по разделу № 3.

Рекомендуемая литература

Нормативно-правовые документы:

1. Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. – М., 2005.

2. Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

3. «Трудовой Кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 25.11.2013).

4. Комментарий к Трудовому кодексу РФ /Отв. ред. Ю.П. Орловский. – М., 2002.

5. Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

7. Закон Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 07.07.2004 № 45-оз ( ред. от 27.05.2011) «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре».

8. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14.08.2013 № 316-п «О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2010 года № 247-п «О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Дети Югры" на 2011 - 2015 годы».

10. Закон Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 27.12.2000 № 137-оз «О предоставлении именных целевых выплат детям Ханты-Мансийского автономного округа, родившимся в 2000 и последующие годы».

11. Закон ХМАО - Югры от 31.03.2012 N 22-оз «О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

12. Закон Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 07.07.2004 № 45-оз (ред. от 27.05.2011) «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре».

13. Закон ХМАО-Югры от 28.09.№ 91-оз «Об индексации размеров отдельных видов дополнительных пенсий, мер социальной поддержки, помощи и иных выплат» (с изм. от 23.02.2013).

Основная:

1. Поддубная Т.Н. Социальная защита детства в России и за рубежом: учеб. пособие. – М., 2008.

Дополнительная:

1. Обыденова А.Ф. Социальное обеспечение материнства и детства в Российской Федерации. – М., 2004.

2. Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Управление системой социальной защиты детства. – Ростов н/Д., 2005.

3. Самарина О.В. Социальная защита женщин и семейная политика в современной России //Вопросы экономики. – 2000. - № 3.

4. Социальное страхование в РФ. Выплаты за счет средств ФССРФ. Оформление и оплата больничного листа. – 6-е изд., перераб. – Екатеринбург, 2004.

Модуль 4. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ, В ХМАО-ЮГРЕ

Практическое занятие № 8

Тема: «Социальная защита детей из неполных и многодетных семей в ХМАО-Югре»

1. Понятие и категории неполных и многодетных семей.

2. Проблемы неполных и многодетных семей в ХМАО-Югре.

3. Система социальной защиты многодетных и неполных семей в ХМАО-Югре.

4. Социальные льготы и пособия для неполных и многодетных семей в ХМАО-Югре.

5. Социальная защита одиноких матерей и отцов в ХМАО-Югре.

Учебно-исследовательские задания

1. Подберите и проанализируйте нормативно-правовые документы социальной защиты неполных и многодетных семей в ХМАО-Югре.

2. На какие социальные льготы и пособия могут рассчитывать неполные и многодетные семьи в ХМАО-Югре?

Рекомендуемая литература

Нормативно-правовые документы:

1. Закон Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 07.07.2004 № 45-оз ( ред. от 27.05.2011) «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре».

2. Закон ХМАО - Югры от 31.03.2012 N 22-оз «О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

3. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26.07.2013 № 281-п «Об оказании методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, в том числе в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях».

Основная:

1. Поддубная Т.Н. Социальная защита детства в России и за рубежом: учеб. пособие. – М., 2008.

Дополнительная:

1. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите семьи, женщин, детей: учеб. пособие. – М., 2003.

2. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учеб. пособие. – М., 2003.

3. Обыденова А.Ф. Социальное обеспечение материнства и детства в Российской Федерации. – М., 2004.

5. Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Управление системой социальной защиты детства. – Ростов н/Д., 2005.

Практическое занятие № 9

Тема: «Социальная защита детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, в ХМАО-Югре»

1. Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, в ХМАО-Югре.

2. Социальная защита детей-инвалидов и порядок предоставления льгот семьям, имеющим детей-инвалидов в ХМАО-Югре.

3. Социальная защита семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в ХМАО-Югре.

Учебно-исследовательские задания

1. Проанализируйте нормативно-правовую базу социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья в ХМАО-Югре.

2. Как в ХМАО-Югре осуществляется социальная защита семьи, имеющей ребенка-инвалида?

Рекомендуемая литература

Нормативно-правовые документы:

1. Закон Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 02.12.2005 № 115-оз (ред. от16.12.2010) «О мерах по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре».

2. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 17.04.2006 № 76-п «О порядке выплаты компенсации затрат родителям на воспитание и обучение детей-инвалидов».

Основная:

1. Поддубная Т.Н. Социальная защита детства в России и за рубежом: учеб. пособие. – М., 2008.

Дополнительная:

1. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите семьи, женщин, детей: учеб. пособие. – М., 2003.

2. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учеб. пособие. – М., 2003.

3. Обыденова А.Ф. Социальное обеспечение материнства и детства в Российской Федерации. – М., 2004.

5. Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Управление системой социальной защиты детства. – Ростов н/Д., 2005.

Практическое занятие № 10

Тема: «Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ХМАО-Югре»

1. Проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ХМАО-Югре.

2. Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ХМАО-Югре.

3. Права и гарантии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ХМАО-Югре.

4. Нормативно-правовая база социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ХМАО-Югре.

Учебно-исследовательские задания и вопросы

1. Как в ХМАО-Югре осуществляется социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?

2. Проанализируйте нормативно-правовую базу социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ХМАО-Югре. Чем она отличается от федеральной?

3. Назовите права и гарантии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

4. Подготовьте реферат по разделу 4, тема 4.1., 4.2., 4.3. (на выбор студента).

Примерные темы рефератов по разделу 4 «Система социальной защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в ХМАО-Югре»

1. Проблемы многодетных семей и механизм их социальной защиты в ХМАО-Югре.

2. Проблемы неполных семей и механизм их социальной защиты в ХМАО-Югре.

3. Социальная защита одиноких матерей (отцов) в ХМАО-Югре.

4. Социально-правовые льготы семьям, имеющим ребенка с ограниченными возможностями здоровья в ХМАО-Югре.

5. Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ХМАО-Югре.

6. Формы устройства осиротевших детей в ХМАО-Югре: из опыта работы.

7. Функционирование интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ХМАО-Югре.

8. Опыт региона по социальной защите осиротевших детей.

Рекомендуемая литература

Нормативно-правовые документы:

1. Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 19.07.2006 № 84-оз «О формах устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, размерах денежных средств на содержание ребенка, об оплате труда приемных родителей, патронатных воспитателей, воспитателей детских домов семейного типа, о единовременных пособиях при передаче ребенка на воспитание в семью, устройстве на патронатное воспитание в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

2. Закон Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 21.12.2005 № 144-оз «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями по предоставлению и обеспечению мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

3. Распоряжение Правительства ХМАО - Югры от 12.07.2013 №361-рп «О предоставлении в 2013 году субсидии из федерального бюджета бюджету ХМАО – Югры на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам социального найма специализированных жилых помещений».

Основная:

1. Поддубная Т.Н. Социальная защита детства в России и за рубежом: учеб. пособие. – М., 2008.

Дополнительная:

1. Зарецкий В.К., Дубровская М.О., Ослов В.Н. Пути решения проблемы сиротства в России. – М., 2002.

2. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите семьи, женщин, детей: учеб. пособие. – М., 2003.

3. Концепция предупреждения социального сиротства и развития образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей /под науч. ред. Л.М. Шипицыной – СПб, 2000.

4. Поддубная Т.Н. Социальная защита детства в России и за рубежом: учеб. пособие. – М., 2008.

5. Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Управление системой социальной защиты детства. – Ростов н/Д., 2005.

Практическое занятие № 11

Тема: «Социальная служба как институционная основа социальной защиты семьи и детей в ХМАО-Югре»

1. Нормативно-правовые основы функционирования служб семьи и детства в ХМАО-Югре.

2. Институциональные признаки социальных служб семьи и детей, характеристика. Какие функции выполняют эти социальные службы?

3. Типы социальных служб семьи и детства в ХМАО-Югре.

Учебно-исследовательские задания

1. Проанализируйте опыт социального обслуживания семьи и детей в ХМАО-Югре и подготовьте сообщение о деятельности социальной службы семьи и детей в вашем городе, районе, округе (по выбору), руководствуясь следующим планом:

· название и статус учреждения;

· цель и задачи учреждения;

· направление работы учреждения;

· структурные подразделения;

· источники финансирования.

2. Ответьте на вопросы тестовых заданий по разделу № 4.

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Поддубная Т.Н. Социальная защита детства в России и за рубежом: учеб. пособие. – М., 2008.

Дополнительная:

1. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите семьи, женщин, детей: учеб. пособие. – М., 2003.

2. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учеб. пособие. – М., 2003.

3. Обыденова А.Ф. Социальное обеспечение материнства и детства в Российской Федерации. – М., 2004.

4. Ефимова И.В. Содержание, формы и методы работы центра помощи семье и детям //Cоциальное обслуживание. – 2003. – № 3.

5. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите семьи, женщин, детей: учеб. пособие. – М., 2003.

6. Холостова Е.И. Социальная работа: учеб. пособие. – 2-е изд. – М., 2005.

2.3. Методические материалы для самоконтроля и систематического контроля преподавателем результативности изучения дисциплины

Примерный перечень вопросов к зачету

1. Социально-демографическая сущность детства.

2. Международное законодательство – основа социально-правовой защиты детства в современной России. Основные международные стандарты в области прав и свобод ребенка.

3. Ратификация СССР Конвенции ООН «О правах ребенка». Приведение законодательства РФ в соответствие с положениями Конвенции ООН «О правах ребенка».

4. Функции Комитета ООН по правам ребенка.

5. Основные направления международного сотрудничества по социальной защите детства.

6. Международные организации и их деятельность в сфере социальной защиты детства.

7. Понятие системы социальной защиты детства. Понятие «социальная защита детства», «система социальной защиты детства».

8. Социальная защита детства в истории России.

9. Предпосылки, цели, основные направления и принципы государственной социальной политики в области социальной защиты детства в Российской Федерации.

10. Национальный план действий в интересах детей – приоритетное направление государственной социальной политики РФ.

11. Формы и методы социальной защиты детства в РФ. Каковы основные формы и методы социальной защиты детства в ХМАО-Югре?

12. Объекты и субъекты социальной защиты детства.

13. Организационные основы государственной политики по социальной защите детства.

14. Система государственных и муниципальных органов, защищающих права и свободы ребенкав ХМАО-Югре: сущность и назначение.

15. Государственные и муниципальные органы, защищающие права и свободы ребенка в ХМАО-Югре.

16. Основные нормативно-правовые акты в области социальной защиты детства в ХМАО-Югре.

17. Закон ХМАО от 15.12.2002 г. N 80-оз "О программе Ханты-Мансийского автономного округа "Дети Югры."

18. Структура органов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав в ХМАО.

19. Деятельность Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в ХМАО, задачи и функции.

20. Компетенция органов управлен

Наши рекомендации