I. Руководство к практическим занятиям

I.1. Тема: Физическое развитие детей

План:

1.Ознакомление с индивидуальной картой развития ребенка (карта здоровья).

2.Решение задач по определению уровня развития (физического развития) младшего школьного возраста.

3.Ознакомление с методами определения основных и некоторых физиологических показателей.

4.Определение уровня физического развития студентов группы.

Вопросы по теме:

1.Что такое рост и развитие?

2.Возрастная периодизация.

3.Периоды более бурного роста. Половые перекресты.

4.Акселерация.

5.Показатели физического развития детей: а)основные; б)физиометрические; в)соматоскопические.

6.Как измеряется рост, масса тела, окружность грудной клетки, сила кистей рук, становая сила?

Определение уровня физического развития проводится следующим образом:

Полученные при измерении ребенка основные и физиометрические показатели сравниваются со стандартами. Стандарты выводятся путем измерения по определенным показателям физического развития детей (100 чел. одного пола и возраста). Высчитывается среднеарифметическое и среднее квадратическое отклонение от него. Для определения уровня физического развития данного ребенка нужно вычесть из среднеарифметического стандарта величину измерения показателя ребенка (из большего числа вычесть меньшее). Если показатель стандарта больше, то перед разностью поставить знак «-», если меньше , то «+». Разделить разность на среднее квадратическое значение стандарта (сигма). Перед частным от деления поставить тот же знак, что и перед разностью. Если полученная величина будет равна 0, то уровень развития в пределах широкой нормы. Если сигма равна ± 1, то развитие считается средним. Если сигма + 2, то уровень выше среднего, если – 2, то уровень ниже среднего, + 3 высокий, - 3 низкий.

Задания: Определить уровень физического развития ребенка по результатам обследования. Сделать вывод о гармоничности развития ребенка. Определить таким же образом уровень своего развития.

Таблицы: Пропорции тела в зависимости от возраста;

Половые перекресты.

Таблица 1. Средние показатели развития школьников Калужской области.

Возраст Рост Вес Окружность грудной клетки
  ср.ариф. (см)   ср.квад. (откл.) ср.ариф. (кг) ср.квад. (сигма) ср.ариф. (см) ср.квад. (сигма)
МАЛЬЧИКИ
7 лет 118,3 4,8 22,4 2,4 60,1 2,5
8 лет 123,3 4,8 24,3 2,5 61,4 2,7
9 лет 127,4 5,3 26,6 3,0 62,7 2,9
10 лет 132,8 6,0 29,6 3,0 65,4 2,5
11 лет 138,1 6,9 33,5 5,7 67,3 4,1
12 лет 142,9 6,0 35,4 5,1 69,1 3,8
13 лет 148,0 7,4 39,9 6,8 72,5 4,7
14 лет 156,0 7,7 46,7 7,6 77,5 5,3
15 лет 162,6 8,5 54,3 8,8 81,4 5,8
16 лет 166,0 8,2 56,5 7,3 82,8 4,7
17 лет 170,4 5,4 63,9 5,7 89,9 5,5
ДЕВОЧКИ
7 лет 118,7 4,1 22,5 2,8 58,0 1,9
8 лет 122,2 5,2 24,0 2,9 59,6 3,7
9 лет 126,9 5,6 25,3 3,0 60,6 3,2
10 лет 134,1 5,3 29,8 3,8 64,3 3,4
11 лет 137,7 6,4 32,6 5,6 66,3 4,3
12 лет 144,9 7,3 37,9 6,2 69,3 4,1
13 лет 152,3 6,5 42,4 6,8 74,8 4,8
14 лет 154,9 6,2 48,9 7,1 77,9 4,8
15 лет 156,5 4,6 51,4 7,2 78,9 4,2
16 лет 159,8 5,3 55,0 7,0 79,6 4,3
17 лет 159,9 5,6 57,0 7,5 82,8 5,6


В этой таблице представлены:

1. М – средняя арифметическая величина, представляет типичную величину признака, характеризующую данную конкретную возрастно-половую группу. Она рассматривается по формуле:

I. Руководство к практическим занятиям - student2.ru

2. I. Руководство к практическим занятиям - student2.ru -среднее квадратическое отклонение, или общая сигма, характеризует изменчивость признака от его средней арифметической величины. Сигма используется при индивидуальной оценке физического развития.

Таблица 2. Средние показатели развития для девушек Калужской области.

Возраст Рост Вес Окружность грудной клетки
  ср.ар. сигма ср.ар. сигма ср.ар. сигма
16-17 лет 160,6 5,5 56,0 6,3 82,7 4,2
18-19 лет 160,6 5,2 58,5 7,0 82,1 5,0
20-21 год 160,2 5,7 57,7 6,8 82,1 3,0

Таблица 3. Средние показатели развития для юношей Калужской области.

Возраст Рост Вес Окружность грудной клетки
  ср.ар. сигма ср.ар. сигма ср.ар. сигма
18-19 лет 174,0 5,8 69,3 5,4 89,9 4,9

Таблица 4. Расчет величины сигмального отклонения.

    Табличные   Величина
    данные Разница между сигмально
Антропоме­трические признаки Показате ль обследуе мого М /средняя/ а /сигма/ фактическими показателями обследуемого и табличной величиной го отклонени я и оценка физическо го развития
I.Poct (см)          
2.Масса (кг)          
З.Окружнос          
ть гр.клетки          
(см)          
           

3.

Вывод:

I.2. Тема: Строение и функции головного мозга. Изучение физиологии ВНД

Вопросы по теме:

1.Отделы головного мозга и их функции (продолговатый, средний, промежуточный, мозжечок, большие полушарии переднего мозга)

2.Отличия условных рефлексов от безусловных рефлексов.

3.Условия образования условных рефлексов.

4.Механизм образования условных рефлексов.

5.Условное торможение условных рефлексов и его виды.

6.Безусловное торможение условных рефлексов.

7.Две сигнальные системы действительности и их связь.

Оборудование:

Все таблицы по ВНД, корректурные таблицы (фигурные и буквенные), секундомер, карандаш, метроном.

Задания: 1.Заполнить таблицу

Отделы головного мозга   Функции
Продолговатый    
Средний    
Промежуточный    
Мозжечок    
Большие полушария переднего мозга    

2.Выработка положительных и отрицательных условных рефлексов с помощью корректурных таблиц (методичка).

3.Образование условных рефлексов на метроном и на его слово «метроном» у человека.


Наши рекомендации