К семинарам и практическим занятиям

Изучение темы следует начать с рассмотрения понятий «либерализм», «неолиберализм», «консерватизм», «ультралиберализм». Следует учитывать, что деление экономистов и политиков на либералов и консерваторов в известной степени условно. Идеи и подходы либералов и консерваторов переплетаются, критерии оказываются «размытыми», недостаточно четкими.

В современных условиях под названием «неолибералы» выступают несколько школ: чикагская, неоавстрийская, немецкая. Следует последовательно познакомиться с особенностями, спецификой каждой из школ, с экономическими концепциями основных представителей.

Неоавстрийская школа. Ознакомьтесь с экономическими взглядами Людвига фон Мизеса (анализ проблем инфляции, каталлактика, рыночная и нерыночная системы хозяйствования). Подумайте, почему Л. Мизес называет социализм «системой запланированного хаоса». Учеником и последователем Мизеса был Фридрих фон Хайек, который является одним из самых оригинальных экономистов XX в. Проанализируйте теорию спонтанного порядка, концепцию рассеянного знания, теорию «частных денег». Выделите функции, которые согласно Ф. Хайеку, выполняет свободный рынок.

Немецкая школа. Отцом немецкого неолибарализма является Вальтер Ойкен, профессор Фрайбургского университета (поэтому теорию немецкого неолиберализма зачастую называют фрайбургской). Изучите взгляды В. Ойкена: теорию экономических порядков, учение о строе конкуренции (ордолиберализм). Следует учитывать, что помимо ордолиберализма второй базовой теоретической концепцией немецкого неолиберализма является учение о социальном рыночном хозяйстве. Уясните, что такое «социальное рыночное хозяйство», кто автор данного термина. В заключение познакомьтесь с основными элементами экономической политики государства по А. Мюллер-Армаку.

Чикагская школа. Основателем чикагской школы неолиберализма является уже известный нам Фрэнк Найт. В качестве последователей Найта выступают М. Фридмен и Дж. Стиглер. Анализируя экономическую концепцию Джорджа Стиглера, познакомьтесь с теорией «захвата», с исследованиями информационных проблем в экономике.

Семинарское занятие посвящено изучению американского неолиберализма: монетаризма и экономики предложения. Центральной темой является монетаризм. Изучите этимологию данного слова, дайте общую характеристику концепции. Далее проследите эволюцию монетаризма. Следует иметь в виду, что монетарные представления уходят корнями в количественную теорию денег, опираются на исследования И. Фишера, А. Пигу.

Особого внимания заслуживают работы признанного главы монетаризма американского экономиста Милтона Фридмена. Характеризуя методологическую позицию и концепцию М. Фридмена, выясните: 1) что такое перманентный доход в теории М. Фридмена, в чем состоит теория номинального дохода; 2) что такое спрос на деньги, какие факторы его определяют; 3) каким образом регулируется предложение денег; 4) в чем смысл денежного правила М. Фридмена. Заслуживает внимания полемика между монетаристами и кейнсианцами по вопросу о взаимосвязи инфляции и безработицы. В этой связи объясните, почему согласно монетаристской теории кривая Филиппса в долгосрочном периоде превращается в вертикальную прямую. Далее охарактеризуйте монетаристскую экономическую политику.

При подготовке второго вопроса следует учитывать, что экономическую теорию предложения нельзя назвать школой в строгом смысле этого слова, поскольку она не имеет лидера, единой методологической позиции и во многом сливается с монетаризмом. Для начала уясните предпосылки возникновения экономической теории предложения. Далее рассмотрите в чем, согласно «теории предложения», заключается негативное влияние государственной политики на уровень безработицы, на уровень деловой активности. Выясните, что такое эффект Лаффера, дайте его графическую интерпретацию. На семинаре студенты анализируют кейс-задачу. На практическом занятии студенты проходят тестирования по указанным темам.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Поясните смысл концепции «спонтанного порядка» Ф. Хайека.

2. На чем строится критика социалистических теорий неоавстрийской школы?

3. Каковы отличительные черты социального рыночного хозяйства?

4. Какие меры государственного регулирования экономики предлагаются монетаристами?

5. Какова логическая схема экономической теории предложения?

Тема 2.7. Мейнстрим: эволюция, современное состояние

И альтернативы

Единство и многообразие современной экономической теории. Соотношение основного («мейнстрим») и альтернативных течений. «Экономический подход» как исследовательская программа. Теория человеческого капитала. Экономический анализ конкуренции на политических рынках, преступности, экономика семьи.

Поведенческая экономка и информационная парадигма. Эволюционная экономика и поиск новой теории экономических изменений.

Семинар «Экономический империализм»

(форма обучения очная)

1. «Экономический империализм»: работы Г. Беккера.

2. Теория человеческого капитала.

3. Теория общественного выбора.

Семинар «Разнообразие современной экономической теории »

(форма обучения очная)

1. Поведенческая экономика. Нейроэкономика: представители, направление исследований.

2. Эволюционная экономика.

3. Нобелевские премии и мейнстрим: анализ экономических воззрений лауреатов Нобелевской премии по экономике за последние десять лет.

Наши рекомендации