К семинарско - практическим занятиям

ГОУ СПО

Архангельский медицинский колледж

Учебно-методическое пособие

для самостоятельной подготовки студентов

К семинарско - практическим занятиям

по дисциплине

«ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ С КУРСОМ

ВИЧ-ИНФЕКЦИИ И ЭПИДЕМИЛОГИИ»

Тема: «Воздушно-капельные инфекции»

Для специальности 060101 «Лечебное дело»

(повышенный уровень среднего

профессионального образования)

Г. Архангельск

Г.

Рецензент:

Веселова Т.М., заведующая отделением нейроинфекции ОКБ

(«Инфекционный центр»), врач высшей квалификационной категории

Невзорова Л.В., преподаватель инфекционных болезней АМК,

1 квалификационная категория

Составитель:

Юрьева Л.К. Воздушно-капельные инфекции. Учебно-методическое пособие.

Архангельск: ГОУ СПО «Архангельский медицинский колледж», 2010г.

Данное учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов отделения «Лечебное дело» по предмету «Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии», соответствует требованиям государственного образовательного стандарта.

В пособии представлен дополнительный материал, не рассматриваемый на лекции. Это вопросы неотложной помощи, противоэпидемические работы в очаге инфекции, лабораторные методы диагностики. Данный материал потребуется студентам и в самостоятельной работе фельдшером «Скорой помощи» и фельдшерско-акушерских пунктов. Также представлены тесты и задачи для самоконтроля, схемы, таблицы, основная и дополнительная литература для студентов.

Рассмотрено и одобрено на заседании ПМК хирургических и узких клинических дисциплин.

Юрьева Л.К., 2010 г.

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Архангельский медицинский колледж»

Усл. печатных листов 2,0 усл. листов

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение………………………………………………………………… 4

2. Тема 1: Катаральный синдром: грипп и острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ). Менингококковая инфекция. Неотложная помощь при дыхательной недостаточности, отеке головного мозга, инфекционно-токсическом шоке (ИТШ).…………………………………………. … 5

3. Требования к знаниям, умениям………………………………………. 5

4. Вопросы для подготовки к занятиям………………………………….. 6

5. Теоретический материал для самоподготовки……………………….. 7

6. Материал для самоконтроля…………………………………………… 18

7. Тема П. «Дифтерия инфекционный мононуклеоз. Атипичная пневмония. Работа кабинета инфекционных заболеваний. ……… 21

8. Требования к знаниям, умениям……………………………………... 21

9. Вопросы для подготовки к занятиям………………………………… 22

10. Теоретический материал для самоподготовки……………………… 22

11. Материал для самоконтроля…………………………………………. 26

12. Заключение……………………………………………………………. 31

13. Литература основная и дополнительная для студентов …………… 32

14. Использованные источники ………………………………………. 32

ВВЕДЕНИЕ

Инфекционная заболеваемость занимает одно из ведущих мест в сфере медико-социальных и экономических проблем современности. Об этом свидетельствует разработка в нашей стране национальной программы борьбы с инфекционными болезнями.

Заболеваемость гриппом и ОРВИ стоит на первом месте среди всех нозологических форм. Особенно актуальны эти вопросы последнее время при пандемии «свиного гриппа».

Менингококковая инфекция и дифтерия – несмотря на относительно невысокий уровень заболеваемости занимают также большое место в инфекционной патологии, что обусловлено:

- тяжестью течения и высокой летальностью (5-10% при генерализованных формах);

- бурным развитием болезни и необходимостью ранней диагностики и оказания экстренной терапевтической помощи;

- многообразием нозологических форм, с которыми необходимо проводить дифференциальную диагностику;

- возможностью неблагоприятных отдаленных последствий.

Освоение студентами материала также крайне важно для будущих медицинских работников.

СЕМИНАРСКО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

ТЕМА: «Катаральный синдром: грипп и ОРВИ,

Менингококковая инфекция.

Неотложная помощь при дыхательной недостаточности,

Отеке головного мозга, инфекционно – токсическом шоке»

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ

(в соответствии с ГОС)

После изучения темы студент должен:

Знать:

1. Этиологию, эпидемиологию, патогенез гриппа, острых респираторных вирусных инфекций и менингококковой инфекции.

2. Клинику, диагностику, осложнения, лечение данных инфекций.

3. Профилактику специфическую и неспецифическую.

4. Тактику фельдшера при гриппе, менингококковой инфекции.

5. Дифференциальную диагностику гриппа и других ОРВИ; гриппа тяжелой формы с менигококцемией и другими заболеваниями, сопровождающимися менингеальным синдромом.

6. Ликворологическую диагностику менингитов.

7. Неотложную помощь при дыхательной недостаточности, отеке головного мозга, инфекционно-токсическом шоке.

Уметь:

1. Собрать жалобы, все виды анамнеза у больных с подозрением на грипп, ОРВИ, менингококковую инфекцию.

2. Провести объективное обследование данных больных, проверить менингеальные симптомы.

3. Провести лабораторное обследование:

- взятие мазков-отпечатков со слизистой нижней носовой раковины;

- взятие смывов из носоглотки для вирусологического исследования на грипп;

- взятие крови на серологическое исследование;

- взятие слизи из носоглотки на менингококк и засевание на агар;

- оказание помощи врачу при проведении спинно-мозговой пункции;

- оформление направлений на обследование и доставка материала больного в лабораторию.

4. Поставить предварительный диагноз по данным лабораторного обследования ликвора.

5. Оказать неотложную помощь больному с отеком головного мозга, дыхательной недостаточностью, при инфекционно – токсическом шоке.

6. Проводить работу с контактными в очаге инфекции.

Ответьте на вопросы к занятию:

1. Этиология, эпидемиология гриппа и острых респираторных вирусных инфекций.

2. Классификация.

3. Клиника, диагностика, дифференциальный диагноз данных заболеваний.

4. Лечение, оказание неотложной помощи больным при гипертермии, осложнениях гриппа.

5. Профилактика специфическая и неспецифическая.

6. Противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции.

7. Клинико-эпидемиологические особенности менингококковой инфекции.

8. Патогенез, классификация.

9. Диагностика, лечение.

10. Оказание неотложной помощи при тяжелых формах менингококковой инфекции, осложнениях.

11. Противоэпидемические мероприятия в очаге менингококковой инфекции.

12. Профилактика менингококковой инфекции.

Изучите теоретический материал:

I. Неотложная помощь

1.1 Оказание неотложной помощи при тяжелых формах гриппа

1. При гипертермии (температура выше 39º):

1) Литическую смесь:

- анальгин 50 % - 1-2мл в/м;

- димедрол 1 % - 1 мл в/м;

или

- аминазин 2,5 % - 1,0 в/м; }

- пипольфен 2,5 % - 1,0 в/м; } Разовая доза 0,1 мл/кг массы тела

- новокаин 0,5 % - 4,0 в/м. }

Повторное введение через 6-8 часов.

2) Физическое охлаждение (обтирание холодной водой, 50 % спиртом, холод к «магистральным» сосудам).

3) При «белой гипертермии» (спазм сосудов) необходимо согреть и ввести спазмолитики:

- эуфиллин 2,4 % - 10,0 в/в;

- папаверин 2 % - 2,0 в/м.

2. При признаках отека головного мозга (сильная головная боль, тошнота, рвота, судороги, повышение АД, нарушение сознания, двигательное беспокойство):

- седуксен 0,5 % 1-2мл в/м;

- раствор оксибутирата натрия 20 % 5-10мл в 10 % растворе глюкозы медленно в/в в течение 5-10мин;

- маннитол 15% - 200,0 в/в капельно или

- лазикс 40мг в/м.

Этиотропная терапия

– противогриппозный гамма-глобулин 6 мл в/м.

- противовирусные препараты: арбидол, тамифлю, ремантадин.

4. При явлениях ИТШ:

1) Уложить с приподнятым ножным концом.

2) Увлажненный кислород.

3) Преднизолон в/в струйно в зависимости от степени тяжести 3-5-10 ( до 20) мг/кг веса.

4) Срочная госпитализация в реанимационное отделение инфекционной больницы.

5) При невозможности – инфузионная терапия:

- коллоиды - волювен 6-10% р-р, гелофузин 6-10%р-р.

- кристаллоиды – физраствор, р-р Рингера.

Стартовый р-р – коллоидный.

Вводим сразу в 2 – 3 вены.

Правила введения растворов при ИТШ

Степень ИТШ Соотношение коллоидов к кристаллоидам Скорость введения растворов, мл/мин.
I 1:1 80 - 100
II 1:2 100 - 150
III 1:3 150 - 200

Приблизительный объём введенной жидкости – до нормализации систолического*-- давления, не менее 90 мм. рт.ст.

6) При отсутствии эффекта – дофамин 4% 5,0 в 250 мл. физраствора со скоростью 5 – 10, и до 20 капель/в минуту.

1.2 Лечение при вирусном крупе на догоспитальном этапе.

1. Теплое питье: горячее молоко с гидрокарбонатом натрия, «Боржоми».

2. Ингаляционная терапия:

- Щелочные паровые ингаляции.

- Ингаляции с отваром трав: ромашка, зверобой.

3. Аэрозольная терапия:

- Аэрозоли с бронхолитиками: эфедрин, эуфиллин.

- Аэрозоли через небулайзер с сальбутамолом, беродуалом.

- Аэрозоли гормонов – с пульмикортом , гидрокортизоном .

4. Отхаркивающие средства: микстура от кашля с корнем алтея, термопсис, мукалтин и др.

5. Отвлекающая терапия:

- Горчичники на грудную клетку;

- Горячие ножные и ручные ванны.

6. Этиотропная терапия:

- Противовирусные препараты: арбидол, тамифлю

- Рекомбинантные интерфероны: гриппферон, виферон, анаферон.

- Иммуноглобулин противогриппозный или человека-нормальный 3мл в/м.

7. При стенозе гортани I степени:

- Антигистаминные препараты внутрь (супрастин, тавегил, диазолин);

- Седативные препараты (настойка пустырника, валерианы, пиона);

- При гипертермии – жаропонижающие;

- Антибиотики – при бактериальных осложнениях.

8. При стенозе гортани II степени:

- Антигистаминные препараты в/м или в/в (димедрол 1 % 1,0; тавегил 1-2мл и т.д.);

- Спазмолитики (эуфиллин 2,4 % 10,0 в/в струйно капельно; папаверин 2 % 2,0 в/м, в/в);

- Кислородотерапия;

- Антибиотики – при бактериальных осложнениях.

9. При стенозе гортани III степени:

- Преднизолон 2-5мг/кг веса в/в, в/м;

- Антибиотики в возрастных дозах;

- Дезинтоксикационная терапия:

- в/в капельно реамбирин 400,0 под контролем диуреза;

- 10 % раствор глюкозы.

При неэффективности – интубация или трахеостомия.

1.3 Лечение больного с менингококковой инфекцией до госпитализации в стационар.

1. При менингококковом назофарингите и менингококконосительстве:

- Госпитализация по эпидемическим показаниям

- Курс антибактериальной терапии в течении 3 -5 дней (левомицетин, эритромицин, рифампицин в возрастной дозировке)

- Полоскание ротоглотки дезинфицирующими средствами (раствор фурацилина и др.)

2. Больному с менингококкцемией на дому перед транспортировкой ввести:

- Литическую смесь (при температуре выше 39°С):

- анальгин 50 % 2,0 в/м;

- димедрол 1 % 1-2,0 в/м.

- левомицетина-сукцинат натрия 25мг/кг массы в/м или в/в.

- преднизолон из расчета 2 – 3 мг/кг массы в/в или в/м.

- при судорогах – седуксен 0,5% - 0,1 мг/кг массы, но не более 2 мл.

3. Лечение ИТШ при менингококковой инфекции:

Инфекционно-токсический шок развивается при многих инфекционных мероприятиях, протекающих в тяжелой форме с выраженной интоксикацией.

Клинически различают 3 степени инфекционно-токсического шока:

I степень – компенсированный шок – состояние тяжелое, гипервозбудимость, двигательное беспокойство, бледность кожи, акроцианоз, тахикардия, умеренная одышка, высокая температура, АД в норме.

II степень – субкомпенсированный шок – возбуждение сменяется заторможенностью, бледность кожи, универсальный цианоз, глухость тонов сердца, понижение температуры тела до нормы, АД снижено на 1/3 от нормы, олигурия, гипоксия, гипокалимия (калиемия).

III степень – декомпенсированный шок – общий цианоз, температура снижается до субнормальной, нарушение сознания, нитевидный пульс, падение АД ниже ½ от нормы, глухость сердечных тонов, анурия, резкий ацидоз. Необратимые изменения в органах. ДВС-синдром, повышенная кровоточивость.

Неотложная помощь при инфекционно-токсическом шоке:

1) Уложить больного с приподнятым ножным концом.

2) Подача увлажненного кислорода через маску.

3) Глюкокортикоиды - преднизолон внутривенно струйно в зависимости от степени тяжести 3-5-10 мг, до 20 мг/кг веса, или солукортеф 20-30 мг/кг веса.

4) Этиотропная терапия: левомицетина-сукцинат натрия – 25 мг/кг (при I степени – внутримышечно, при II-III степени – внутривенно).

5) Срочная госпитализация в реанимационное отделение инфекционной больницы. При невозможности –

6) Инфузионная терапия:

коллоиды

- волювен 6-10%, гелофузин 6-10%, альбумин 5%, при ДВС-

синдроме (стадия III) – свежезамороженная плазма.

кристаллоиды

– 0,9% раствор хлорида натрия, раствор Рингера

Стартовый раствор коллоидный. Вводим сразу в 2 – 3 вены.

Правила введения растворов при ИТШ

Степень ИТШ Соотношение коллоидов к кристаллоидам Скорость введения растворов, мл/мин.
I 1:1 80 - 100
II 1:2 100 - 150
III 1:3 150 - 200

Объём введённой жидкости – до нормализации систалического давления, не менее 90 мм РТ.ст.

7) При отсутствии эффекта после введенного объема жидкости 40 мл/кг, в течении 30 – 60 минут – начать введения катехоламинов первого порядка – дофамин 4% -5,0 в 250 мл.физраствора (или 2,5 мг/кг) со скоростью 5-10, до 20 капель/минуту.

8) Симптоматическая терапия.

4. При признаках отека головного мозга:

1) Дегидратационная терапия:

- Осмодиуретики: маннитол 15% - 200 мл, или лазикс 40мг в/в или в/м под контролем диуреза.

2) Кортикостероиды:

- преднизолон 5мг/кг массы в/в струйно медленно в 10,0 10 % растворе глюкозы или физиологического раствора. Или –

- дексазон 0,5 – 1,0 мг/кг веса в/венно

3) При судорогах:

- седуксен 0,5 % 1-2мл в/м;

- раствор оксибутирата натрия 20 % 10,0 в 10 % растворе глюкозы в/в медленно.

4) Этиотропная терапия:

- левомицетина-сукцинат натрия 25мг/кг (разовая доза) в/м, в/в.

5) Инфузионная терапия:

- коллоидные препараты (волювен, гемофес, гелофузин, альбумин 10%);

6) Симптоматическая терапия:

а) Жаропонижающие (литическая смесь) при температуре более 39°С:

- аминазин 2,5 % 1,0 в/м;

- пипольфен 2,5 % 1,0 в/м.

б) Спазмолитики:

- эуфиллин 2,4 % 10,0 в/в струйно.

В очаге инфекции.

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ СТУДЕНТОВ

1. Обязательная:

1. Малов В.А. «Инфекционные болезни с курсом Вич-инфекции и эпидемио-

логии», 2005 г.

2. Ющук А.Д. «Инфекционные болезни», 2008г

2. Дополнительная:

1. Белоусова А.К., Дунайцева В.Н. «Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-Инфекции и эпидемиологии», 2009г., 363 стр.

Использованные источники

1. Котельников Г.П. «Сестринское дело. Профессиональные дисциплины», 2007 г.

2. Приказ МЗ № 375 от 23.12.98г. «О мерах по усилению эпидемиологического

надзора и профилактики менингококковой инфекции».

3. Титова Л.В. и др. «Инфекционные болезни у детей: этиопатогенез, клинико-лабораторная диагностика, принципы терапии, работа в очаге» - СГМУ г.Архангельск, 2010г.

4. УМК кафедры детских инфекций СГМУ «Алгоритм оказания неотложной помощи больным с генерализованными формами менингококковой инфекции», 2010г.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ

(в соответствии с ГОС)

После изучения темы студент должен знать:

1. Этиологию, эпидемиологию, патогенез дифтерии, инфекционного мононуклеоза.

2. Классификацию, клинику различных форм дифтерии, инфекционного мононуклеоза, осложнения.

3. Диагностику, лечение данных инфекций.

4. Профилактику специфическую и неспецифическую при дифтерии и инфекционном мононуклеозе.

5. Тактику фельдшера у больного с дифтерией, оказание неотложной помощи при дифтерийном крупе.

6. Дифференциальную диагностику дифтерии, ангины, инфекционного мононуклеоза.

7. Правила диспансеризации реконвалесцентов данных инфекций.

8. Клинико-эпидемиологическую характеристику атипичной пневмонии.

9. Функции и правила работы кабинета инфекционных заболеваний.

Уметь:

1. Забрать мазки из носа и глотки на бактериологическое обследование.

2. Оформить направление и доставить биоматериал для лабораторного обследования.

3. Осмотреть и описать изменения в ротоглотке при дифтерии, ангине, инфекционном мононуклеозе.

4. Ввести противодифтерийную сыворотку.

5. Проводить вакцинацию и ревакцинацию населению.

6. Проводить противоэпидемические мероприятия в очаге дифтерии.

Вопросы для самоподготовки к занятию

1. Ответьте устно на вопросы:

1. Этиология и эпидемиология дифтерии

2. Патогенез, клиника, диагностика, дифференциальный диагноз, лечение

3. Специфическая и неспецифическая профилактика дифтерии.

4. Оказание неотложной помощи больному с дифтерийным крупом

5. Этиопатогенез инфекционного мононуклеоза.

6. Клиника диагностика дифференциальный диагноз.

7. Лечение, профилактика

8. Клинико-эпидемиологическая характеристика атипичной пневмонии.

9. Функции и правила работы кабинета инфекционных заболеваний.

2. Изучите теоретический материал:

Правила введения сыворотки

1. Осмотреть ампулы – срок годности, отсутствие хлопьев, мути и т.д.

2. Подогреть до температуры 36-37º.

3. Вводить дробно:

1) 1-я инъекция - 0,1 мл разведенной сыворотки из маленькой ампулы в соотношении 1 : 100 в среднюю треть предплечья, выжидают 15-20 минут. Проба считается отрицательной, если диаметр папулы не более 0,9 см.

2) 2-я инъекция – 0,1 мл неразведенной сыворотки (из большой ампулы) подкожно в плечо, выжидают 30-60 минут. Если реакции не будет –

3) 3-я инъекция – в/м или в/в всю дозу.

При положительной пробе – сыворотку вводят лишь по абсолютным показаниям в реанимационном отделении после введения антигистаминных препаратов, преднизолона, под эндотрахеальным наркозом и дробно.

Дифтерия гортани -

(Дифтерийный или истинный круп)

может быть изолирована или протекать в комбинации с дифтерией ротоглотки.

Стадии крупа.

1. Дисфоническая –умеренные повышения температуры тела, охриплость голоса, затем афония, сухой, грубый лающий кашель. Налеты в зеве могут отсутствовать.

2. Стенотическая –стенотическое шумное дыхание, затрудняется вдох (инспираторная одышка), втяжение уступчивых мест грудной клетки. На слизистой гортани плёнчатые налёты.

3. Асфиктическая– проявляется беспокойством больного, цианозом, симптомами асфексии.

Эталоны ответов к тестам

Вопрос
Ответ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Содержание данного учебно-методического пособия соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта для специальности «Лечебное дело».

Использование пособия в процессе подготовки студентов к семинарско-практическим занятиям позволяет получить систематизированные и сконцентрированные в одном блоке знания, повысить качество подготовки студентов к занятиям.

Практическое использование учебно-методического пособия помогло преподавателям более рационально использовать аудиторное время.

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ СТУДЕНТОВ

1.Основная

1. Ющук Н.Д. «Инфекционные болезни», 2008 г., 375 стр.

2. Малов В.А., Малова Е.А. «Инфекционные болезни с курсом Вич-инфекции и эпидемиологии», 2005 г., 341 стр.

2.Дополнительная

1. Белоусова А.К. , Дунайцева В.Н. «Инфекционные болезни с курсом ВИЧ инфекции и эпидемиологии», 2009г., 363 стр.

2. Комар В.И. и др. «Инфекционные болезни. Практика среднего медработника», 2008 г., 150 стр.

Использованные источники

1. Приказ МЗ № 36 от 03.02.97г «О совершенствовании мероприятий по профилактике дифтерии».

2. Котельников Г.П., «Сестринское дело. Профессиональные дисциплины», 2007г.

3. Ющук Н.Д. и др. «Инфекционные и паразитарные болезни в схемах и таблицах», 2008г.

4. Титова Л.В и др. «Инфекционные болезни у детей», СГМУ, гАрхангельск, 2010г.

ГОУ СПО

Архангельский медицинский колледж

Учебно-методическое пособие

для самостоятельной подготовки студентов

к семинарско - практическим занятиям

по дисциплине

«ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ С КУРСОМ

Наши рекомендации