Урок №1. Утверждение и сохранение Трезвости в России. История проведения уроков Трезвости
Чем отличается утверждение и сохранение Трезвости от борьбы с пьянством, алкоголизмом и табакокурением?
В школьном предмете «Основы безопасности жизнедеятельности» есть тема «Вредные привычки и их профилактика» (профилактика употребления алкоголя, табака и других интоксикантов – психоактивных веществ). На эту тему отводится шесть часов. Вместо уроков профилактики употребления ПАВ в данном учебном пособии по теме вредные привычки будет проведено шесть уроков Трезвости. На этих уроках вы узнаете, как формируются вредные привычки, как защититься от их формирования и как от них избавиться. Необходимо вести конспект на каждом уроке, в конце курса – реферат на тему «Программа УСТ в России «Трезвость – воля народа!» и пути её выполнения человеком семьёй и обществом».
Борьба с пьянством, алкоголизмом, табакокурением ведётся в России не одну сотню лет, на эту борьбу тратятся огромные деньги и ресурсы, но алкоголизм в настоящее время в нашей стране, по словам бывшего президента России Медведева, приобрёл характер национального бедствия, а табакокурение стало массовым явлением. Почему эта проблема за такой длительный период не решена в России? Потому что ресурсы и планируемые мероприятия направлены на борьбу с последствиями, а не с причиной этих негативных явлений.
Время показало, что борьба с пьянством, алкоголизмом и табакокурением не решает проблемы. Решение проблемы – это утверждение и сохранение Трезвости (далее УСТ) в себе, в семье и обществе в целом. Если в обществе утвердить и сохранить Трезвость, не надо будет тратить огромные деньги на борьбу с пьянством, алкоголизмом, табакокурением и наркоманией. Трезвые люди не будут травить себя различными ядами. Освободившиеся от борьбы денежные потоки и ресурсы можно будет направить на созидательные цели.
Правильно поставленная цель «Утверждение и сохранение Трезвости в России» обязательно приведёт к успеху, если правительство России захочет принять программу УСТ в России «Трезвость – воля народа!», разработанную общественным движением Союз УСТ «Трезвый Урал». После того, как Правительство России начнёт работу по реализации в жизнь названной Программы, то в России Трезвость можно будет утвердить в короткий срок, всего за три года. Третий пункт названной программы – это проведение уроков Трезвости.
Кто и когда проводил уроки Трезвости в России?
Наиболее сознательные представители интеллигенции, энтузиасты трезвого движения начали проводить уроки Трезвости в России в конце девятнадцатого века. Одним из таких представителей был Сергей Александрович Рачинский. Преподаватель Московского государственного университета, он оставляет научную деятельность, становится директором сельской школы в своём имении и начинает вести уроки Трезвости, а в 1882 году он создаёт первое ученическое общество Трезвости. О причине эффективности уроков Трезвости выдающийся педагог С. А. Рачинский в письме студентам пишет: «Пока я держался умеренности, все мои речи оставались гласом вопиющего в пустыне. Все со мной соглашались, никто не исправлялся. С тех пор, как я дал и исполняю Обет Трезвости, за мною пошли тысячи» [19].
Говоря о роли личного примера учителей, Лев Николаевич Толстой, который создал общество «Согласие против пьянства», в статье «Праздник просвещения 12-го января», опубликованной в 1890-ом году, пишет, что «прежде чем говорить о каких-нибудь возвышенных чувствах и предметах, надо освободить себя от низкого и дикого порока пьянства» [22].
Учитель Мордвинов разработал учебно-тематический план и программу курса учения о трезвости для четырёхгодичной школы и в 1911 году издал первое учебное пособие в России под названием «Первая школьная книжка о трезвости».
Вскоре появляются популярные учебники трезвости: учебник доктора медицины А. Л. Мендельсона в 1913 году и учебник под названием «Школа трезвости» для начальных училищ, подготовленный С. Успенским в 1914 году. В это время начинается систематическое проведение уроков Трезвости в учебных заведениях царской России.
В результате мощного трезвенного движения всех слоёв общества, а в первую очередь наиболее сознательных представителей интеллигенции, правительства и духовенства, в 1914 году по решению местных органов самоуправления, которое было поддержано царским правительством, была запрещена продажа алкогольных изделий в России. Вот как отозвался об этом запрете швейцарский профессор медицины А. Форель, посвятивший проблеме алкоголизма более 50-ти лет: «…Я питаю глубокую надежду, что великое начинание русского правительства послужит образцом и примером не только русскому народу, но и всему миру в смысле воздержания от употребления спиртных напитков. Тогда лишь мы можем и впрямь надеяться, что человеческая культура пойдёт вперёд вопреки предсказаниям пессимистов. Для меня же осуществление этой мечты явилось бы лучом света перед смертью» [7, с. 32].
Этот запрет был продлён царским правительством на время Первой мировой войны, а затем Советским правительством, и действовал до 1925 года. При Советской власти борьба с пьянством и алкоголизмом активно велась в периодической печати, но уроки Трезвости в учебных заведениях не проводились.
В настоящее время Трезвое движение в России набирает силу, во многих регионах энтузиасты трезвого движения проводят различные мероприятия по вопросам Трезвости, в том числе курсы по освобождению от алкогольно-табачной зависимости и формированию трезвых убеждений, уроки Трезвости в различных учебных заведениях.
Чем отличаются уроки Трезвости от уроков профилактики?
Уроки профилактики употребления психоактивных веществ (ПАВ) в общеобразовательной среде проводятся в течение последних 15-ти лет и являются составной частью борьбы с пьянством, алкоголизмом, табакокурением и наркоманией. В чём же отличие уроков Трезвости от уроков профилактики употребления ПАВ?
Представьте себе, что пришла на производственную практику в четвёртый класс студентка педагогического колледжа и осталась по производственной необходимости на несколько дней вместо учителя, На перемене встречает её директор школы и говорит: «Мне жалуются, что ваши ученики нецензурно выражаются. Проведите с ними урок профилактики употребления ненормативной лексики». После занятий студентка-практикантка обращается к ученикам: «Дети, достаньте тетради, запишите в них слова и выражения, которые я сейчас продиктую, они являются ненормативной лексикой, их произносить детям нельзя. Диктует слова, а дети их записывают в тетради, Учитель даёт домашнее задание: «Выучите записанные слова и выражения, сделайте рисунки к ним. Перечеркните рисунки, слова, выражения и никогда их не употребляйте. Завтра принесёте свои работы, я поставлю оценки, а затем устроим школьную выставку, лучшие работы пойдут на Городские и Областные выставки, на телевидение и в газеты». Скажите, пожалуйста, в результате проведения подобного урока дети перестанут не нормативно выражаться? Нет, ещё больше будут. Почему? Потому что много новых слов и выражений узнали, сделали красочные рисунки к ним, и всё это осталось в памяти детей.
Уроки профилактики употребления ненормативной лексики и уроки профилактики употребления ПАВ похожи. На уроках профилактики употребления психоактивных веществ изучается названия, состав наркотических веществ, его воздействие на организм человека, эмоциональное и психофизиологическое ощущение после употребления, последствия. У некоторой части подростков эти уроки возбуждают нездоровый интерес к интоксикантам. После проведения уроков профилактики употребления ПАВ в школах не редко проводятся выставки рисунков, лучшие работы вывешиваются на информационных стендах, печатаются в областных газетах. На рисунках изображаются перечёркнутые бутылки, сигареты, шприцы, слова и выражения, отражающие процесс самоотравления различными ядами. Пишутся конкурсные сочинения на тему: «Не попади на иглу» и т.п. И вся эта негативная информация, воплотившись в рисунках школьников, остаётся в их памяти. Тему «Профилактика употребления ПАВ в общеобразовательной среде» в предмете ОБЖ может вести любой преподаватель, даже тот, который не живёт в Трезвости.
Уроки Трезвости являются составной частью утверждения и сохранения Трезвости в человеке, семье и обществе. Что изображают на рисунках школьники после проведения уроков Трезвости? Посмотрите рисунки школьников (Приложение №1). На первом рисунке изображены дети, которые взявшись за руки, идут купаться. На рисунках нет ни перечёркнутых окурков, ни перечёркнутых бутылок, ни перечёркнутых шприцов. Плакат на палке, воткнутой в песок, с надписью «Трезвость» означает, что здесь территория Трезвости, здесь отдыхают трезвые люди, поэтому так чисто вокруг.
Что пишут дети о Трезвости в своих сочинениях после проведения уроков Трезвости? Вот сочинение ученицы 5-го класса: «Прежде всего, Трезвость – это невидимый щит, и именно он защищает тебя от бед. На этом уроке нам рассказывали, что нужно быть добрее к окружающим, вести здоровый образ жизни и смотреть на мир трезвыми глазами. Ведь Трезвость – это фундамент дома, который ты строишь сам. Доброта, дружелюбие, честность, сострадание, любовь, уважение, здоровье, патриотизм и Трезвость – самые главные качества трезвого человека. Я думаю, что трезвый образ жизни поможет человеку оставаться человеком».
На уроках Трезвости у школьников формируются трезвые убеждения, а ложные убеждения, сформированные внешними условиями, из которых состоит программа самоотравления алкоголем, табаком и другими ядами, разрушаются. Если в школе уроки Трезвости проводить систематически с первого по одиннадцатый класс, то в результате полученных знаний науки Трезвости более 90% школьников имеют шанс сохранить Трезвость в дальнейшей жизни и даже стать сознательными трезвенниками. Проводить уроки Трезвости имеет моральное право учитель – сознательный трезвенник.
Что такое язык УСТ и для чего он используется?
В каждой науке, в каждом предмете своя терминология. Наука Трезвости (слово наука означает научение) тоже имеет свой язык, который называется языком утверждения и сохранения Трезвости, сокращённо – язык УСТ. Старшеклассники часто спрашивают: «Вы сами-то пьёте?». На что я отвечаю: «Конечно, чего и вам желаю».
Напишите слово пить, возьмите его в кружок, от него проведите лучи, на которых напишите ответы. Что вы обычно пьёте? Воду, молоко, чай, компот, кисель, какао, морс, газировку. Слово «пить» имеет корень «пит», то есть питаться. А питаться надо качественными продуктами питания.
Напишите слово травиться, возьмите его в кружок, от него проведите лучи, на которых напишите ответы. От чего иногда люди получают отравление? От испорченных продуктов питания: молока, мяса, рыбы, овощей, от ядовитых грибов. После праздника некоторые люди сильно болеют, от чего? От алкоголя.
В пиве, вине, водке и энергетиках содержится алкоголь, а алкоголь – яд. Алкоголь, табак, энергетики – яды, разрешённые для продажи, но с предупреждением о вреде здоровью. Что написано на алкогольных этикетках и на сигаретных коробках? Алкоголь вредит вашему здоровью, курение убивает. Если вещества вредят организму и убивают его, значит эти вещества ядовитые. Вы согласны с этим? Да. Разве можно питаться ядом? Нет. Ядом можно только травиться. Допишем алкогольные и табачные яды к слову травиться.
Вместо слов: пиво, шампанское, вино, водка, коньяк и другие алкогольные изделия будем использовать выражение – алкогольный яд. Вместо слова табак – табачный яд. Вместо выражений: пить алкогольные напитки, курить будем использовать выражения: травиться алкогольным ядом, травиться табачным ядом.
Язык УСТ используется для того, чтобы было понятно и ребёнку, и взрослому, что некоторые люди совершают над собой – совершают самоотравление перечисленными ядами. Когда понятен смысл слова, то будет понятно и действие, к которому это слово призывает. Когда понятно действие, то человеку будет понятен и результат этого действия. А когда понятен результат действия, то у человека появляется выбор, как поступить в той или иной ситуации, то есть, совершить поступок. А поступки человека определяют его судьбу. Ведь недаром народная мудрость гласит: «Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу».
Представьте магазин и вывеску на нём: «Алкогольные напитки, табак. Круглосуточно». Заходят туда и выходят оттуда люди, несут покупки, распаковывают, начинают «потреблять» эти «продукты». Заменим вывеску: «Алкогольно-табачные яды. Круглосуточно». После такой замены, вероятно, не все люди войдут в этот магазин, многие задумаются и повернут обратно. А что было сделано? Названы алкоголь и табак ядами, то есть словами, раскрывающими их назначение – отравлять людей.
Ценности в жизни человека и его добрые качества. Трезвость – необходимое условие благополучной жизни человека.
Самое дорогое у человека – это жизнь. Что для вас дороже всего, то есть что вы считаете ценностью жизни? Отвечая на этот вопрос, старшеклассники обычно называют: «Семья, здоровье, учёба, работа, карьера, дружба, любовь, счастье, совесть».
Какие добрые качества должен иметь человек, чтобы реализовать перечисленные ценности в своей жизни? Старшеклассники называют: «Нравственность, трудолюбие, аккуратность, честность, мастерство, целеустремлённость, взаимопонимание, уважение, верность, преданность».
Какая очень важная ценность не названа? Трезвость. Если человек теряет Трезвость, то все перечисленные добрые качества и ценности человек теряет, и не сможет достичь поставленной цели. Значит Трезвость – необходимая в жизни ценность, но не достаточная, чтобы свою жизнь и жизнь своей семьи сделать счастливой.
Что такое Трезвость?
Когда предлагаешь ученикам дать определение Трезвости, получаешь интересные ответы. В 4-х, 5-х классах говорят: «Когда не ругаются», «Не дерутся», «Когда человек хорошо себя ведёт». Иногда младшеклассники говорят: «Когда утром голова сильно болит после праздника».Ученики старших классов и студенты вузов говорят: «Трезвый – здравомыслящий», «Трезвый – не пьяный», «Трезвый – не употребляющий алкоголя». Иногда, некоторые студенты говорят: «Трезвость – это состояние человека между запоями».
Определение Трезвости, как состояния в современном информационном обществе дано Городской общественной организацией утверждения и сохранения Трезвости «Трезвая Тюмень» в 2000-ом году: Трезвость – естественное, творческое состояние человека, семьи, общества в целом, свободное от запрограммированности на самоотравление интоксикантами (табаком, алкоголем и другими ядами) и физического отравления ими в любом количестве. Что такое запрограммированность? Это искажение сознания ложными убеждениями на самоотравление (то есть наличие у человека программы самоотравления), хотя человек физически не травится ни алкоголем, ни табаком, ни другими интоксикантами. Посмотрите видеоролик «Трезвость – что это?», созданный трезвой молодёжью города Южно-Уральска.
Что такое личность и программа самоотравления?
Совокупность всех добрых качеств человека, ценностей, полезных программ, необходимых для жизнедеятельности является личностью человека. Личность человека контролирует правильное поведение и не даёт вредным качествам взять над собой верх.
Совокупность вредных качеств и вредных программ называется программой самоотравления, алкогольно-табачной субличностью. Когда эта субличность берёт верх над личностью и начинает ей руководить, человек теряет трезвость (более подробно о личности и программе самоотравления рассказано во втором уроке для 7,8-х классов).
Человек начинает травить себя алкогольным или табачным ядом, хотя знает, что это вредит его здоровью, у человека появляются проблемы, которые он не может решить, переживает и ищет успокоения в самоотравлении алкоголем и табаком, хотя научно доказано, что алкогольный и табачный яды не позволяют успокоиться, не снимают стресс. На самом деле самоотравление приводит к тому, что человек чувствует себя всё более нервно и напряженно. Подобнаяситуация напоминает блуждание человека в лабиринте. Ни один бывший трезвенник не знает, почему он травится. Если бы ему была известна истинная причина и метод освобождения от зависимости, он смог бы при желании легко и быстро освободиться от этого глупого разрушительного занятия, вернуть себе Трезвость и жить достойной жизнью.
Уроки Трезвости являются информационной защитой
в современных условиях
Мы живём в информационном обществе. В информационном обществе нужна информационная защита. Нас подвергают высшим формам информационно-психологического террора. Это такое состояние, при котором информационное воздействие ограничено только фантазией режиссёров, моральные и нравственные начала отсутствуют. Сохранить своё естественное состояние – Трезвость при таком информационном воздействии невозможно, если не обладать необходимыми знаниями науки Трезвости.
Защита от пагубного влияния информационного террора необходима человеку, семье, обществу и её надо формировать со школьной скамьи. Главным звеном этой формы защиты являются уроки Трезвости. Уроки Трезвости формируют у человека трезвые убеждения, которые сохраняют его естественное состояние человека – Трезвость. Только трезвый народ способен решить экономические, политические и социальные проблемы своей страны, только трезвый народ способен защитить себя, своих детей, свои семьи и свою Родину от разорения, только трезвый народ сможет возродить свою культуру и привести свою страну к величию и процветанию. Вопрос утверждения и сохранения Трезвости – это ключевой вопрос к решению многих проблем современного общества.
Почему люди травятся алкоголем и табаком,
хотя желают своим близким Трезвости?
На уроках Трезвости ученикам и студентом задаётся вопрос: «Подымите руку, кто хочет, чтобы ваши близкие, дорогие вам люди травились алкогольным и табачным ядом?». Никто руки не поднимает. Подобный вопрос задаётся родителям на родительских собраниях: «Уважаемые родители, подымите руку, кто хочет, чтобы ваши дети травились алкоголем и табаком?» Никто руки не поднимает.
«Глупый вопрос»,- говорят иногда старшеклассники, – кто же хочет зла своим близким?». Тогда ответьте, почему люди так глупо поступают, причиняя себе зло, отравляя себя алкогольным и табачным ядом, хотя желают своим близким Трезвости? Родители не хотят зла детям, дети не хотят зла родителям, а это зло существует и в той, и в другой среде. Почему это зло существует, хотя борьба с ним ведётся не одну сотню лет? Почему люди травятся алкоголем и табаком, платят немалые деньги за собственное самоотравление, хотя все знают, что это вредно? Ученики обычно отвечают: «Потому, что у этих людей вредные привычки». Итак, людей заставляют травиться вредные привычки.
Все люди рождаются трезвыми, но потом у них появляются вредные привычки – травиться алкоголем и табаком. Давайте разбираться, откуда появляются вредные привычки.
Работа с анкетой №1а. Определение уровня запрограммированности
Найдите анкету №1а (см. Приложение №3), выполните задание №1 и №2, внимательно читая инструкцию этой анкеты. Сохраните анкету №1а, она понадобится вам в течение всех последующих уроков.
На заполнение анкеты обычно уходит от пяти до двенадцати минут. Анкета с её результатами остаётся у вас. Если вы успеете выполнить задание за пять – семь минут, решите задачу №4 (см. Приложение №4).
Как-то случилось беседовать с одним интересным человеком, который заинтересовался вопросом сохранения Трезвости в семье. Этот человек оказался любознательным, интересным собеседником, и почти 40 минут нашей беседы пролетели незаметно. В конце беседы он сказал: «Знаете, мне 32 года. Я и моя жена не травимся ни алкоголем и ни табаком, у меня дочь во втором классе учится, мы с женой не хотим подавать дочери плохой пример, но после беседы с вами я понял, что в уме я – алкоголик». Я попросил его пояснить сказанное «в уме я – алкоголик». Он пояснил: «Когда я прихожу в гости, и за праздничным столом собравшиеся начинают произносить тосты, затем вливать в себя алкоголь, мне тоже хочется, а если мне хочется, значит в уме я алкоголик». Сознательные трезвенники не называют человека алкоголиком, это слово оскорбительно для человека. Даже «курильщиком» не называют. Вместо слов «пьяница», «алкоголик», «курильщик», «наркоман» говорят «бывший трезвенник». Почему? Потому, что человек рождается в естественном, трезвом состоянии, живёт в Трезвости, но потом у человека трезвость отбирают, да так искусно, что он даже не замечает, как это происходит. Мысли человека, его желание, направленное на самоотравление в определённой ситуации – это и есть запрограммированность на самоотравление.
Как определить человеку его запрограммированность на самоотравление алкогольным и табачным ядами? Для этой цели служит анкета №1а, которую вы заполнили. Взгляните на задание №1 своей заполненной анкеты.
Задание №1 – определяет уровень алкогольно-табачной запрограммированности. Результат А+Т (ложные убеждения по алкогольным и табачным утверждениям) – это уровень алкогольно-табачной запрограммированности: до 5-ти баллов – низкий уровень, от 5-ти до 10 баллов – средний, от 10-ти до 15 баллов – высокий, от 15-ти до 20-ти баллов – очень высокий уровень запрограммированности на самоотравление алкоголем и табаком.
Задание №2 – определяет знания по некоторым положениям науки Трезвости. Результат НТ (НТ – наука Трезвости) – знания основ науки Трезвости: до 10-ти баллов – неудовлетворительный уровень, от 10-ти до 15 баллов – удовлетворительный уровень, от 15-ти до 20-ти баллов – хороший уровень знаний основ науки Трезвости. Если в результате заполнения анкеты №1а получились результаты: А+Т = 0, НТ = 20 баллов, значит респондент – сознательный трезвенник.
Ваша задача: в процессе уроков Трезвости получить необходимые знания и снизить уровень алкогольно-табачной субличности до нуля. Кроме того, чтобы сохранить трезвые убеждения, необходимо довести уровень знаний по основам науки Трезвости до 16 – 20 баллов. Это возможно при добросовестном отношении к урокам Трезвости, прилежном выполнении домашних заданий, ознакомлении с материалами науки Трезвости на сайте «Трезвая Тюмень».