Традиции православной трезвости

Основоположником русских православных трезвенных традиций по справедливости считается выдающийся ученый, педагог и подвижник благочестия Сергей Александрович Рачинский (02.05.1833-02.05.1902).

Сергей Александрович Рачинский впервые четко сформулировал главное правило утверждения трезвой жизни: православная трезвенная работа может быть плодотворной только при церковном приходе. Только под благодатным воздействием Церкви возможно исцеление человеческих душ от пороков. Эту мысль он не уставал повторять до самой своей смерти.

Как глубоко и искренне верующий православный христианин, Сергей Александрович сразу же указал, что человек должен непременно осознать главный мотив присоединения к обществу трезвости - "желание жить жизнью, Богу угодною", "жить в Боге и для Бога". Сергей Александрович неустанно повторял, что главное направление православной трезвенной работы - это практическое осуществление заповедей Божиих.

Народ чувствовал, что губительный порок пьянства гасит в душе свет правды Христовой, а потому живо интересовался беседами о Православной вере. Сергей Александрович указал на основной метод работы - соединение идей трезвости с православным просвещением. Народный учитель подчеркивал, что посредством оживления религиозного чувства и углубления познаний в Православной вере люди без принуждения, естественным образом обретают трезвость.


Рачинский определил и главное средство обретения трезвой жизни -обет трезвости как церковную форму отречения от пьянства. Обет трезвости -стержневой вопрос в православном опыте утверждения трезвой жизни. От того, как он решается в приходе, напрямую зависят результаты деятельности приходского общества трезвости. Нужно помнить: обет трезвости должен принимать, как правило, не посторонний или малоизвестный для прихожан человек, но тот, кто решает стать членом общества трезвости, кто осознал смысл этого духовного акта, кто искренне готов жить трезвой жизнью, кто намерен служить делу утверждения трезвой жизни. Если кандидат в трезвенники не соответствует этим критериям, обет трезвости для него неполезен, поскольку данный Богу обет зачастую нарушается! Почему? Потому что к этому духовному акту подходят с нежеланием трудиться над собой, быстренько получить облегчение и... сбежать из храма - побыстрее и подальше.

Благодатная церковная форма отречения от пьянства - обет трезвости - предлагается человеку не для того, чтобы ее бездумно нарушать, ибо преступивший становиться клятвопреступником. Рачинский говорил, что обет трезвости предполагает решительное изменение всей жизни человека. Он должен начать жить церковной жизнью, должен расстаться со своим эгоизмом, научиться преодолевать такие негативные черты характера как раздражительность, конфликтность, зависть, жадность, лень; обязан приложить все усилия к действенному покаянию.

Как удобнее и легче все это совершить? Конечно же, участвуя в приходской работе и пользуясь поддержкой членов общества трезвости.
Сергей Александрович обращал внимание, что проблема алкоголика -это проблема (а чаще всего вина) всей семьи и прихода. Именно члены семьи и прихожане должны были заметить начало развития алкоголизма у своего ближнего. Они вместе с педагогами своей активной трезвенной позицией обязаны были надежно оградить подрастающее поколение от этой духовно-нравственной болезни.

Необходимость вносить свой вклад в дело утверждения трезвой жизни, говорил С. А. Рачинский, лежит на каждом православном христианине общечеловеческой обязанностью служения своему ближнему. Сергей Александрович указал на необходимость осуществления основного принципа противостояния злу - развитие трезвенного движения во всероссийском масштабе. Поэтому народный учитель не уставал призывать к созданию в приходах православных обществ и братств трезвости.

Сергей Александрович всю свою жизнь призывал священство соединиться с мирянами в благом деле утверждения трезвого образа жизни. Он настойчиво объяснял: "Авторитет и нравственная сила священника, для коего пьянство невозможно, тотчас удесятеряются. К нему всегда примыкает группа абсолютно трезвых людей, прочное ядро будущего общества трезвости".

После смерти С.А. Рачинского духовным центром православной трезвости становится Санкт-Петербург, в котором самым большим и авторитетным патриотическим объединением, являлось основанное в 1881 году Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви. Это Общество было создано в ответ на злодейское убийство Царя-Освободителя Александра II и просуществовало более 36 лет, до 1918 года. Почетный член Общества распространения религиозно-нравственного просвещения святой праведный Иоанн Кронштадтский подчеркивал,что "...Общество существует и ведет свою благотворную просветительскую деятельность вследствие густо объявшей значительную часть народа Русского тьмы страстей и пагубных пороков, неверия, суеверия, вольнодумства, либерализма, неповиновения Церкви, властям. Цель общества - убедить... неверных и колеблющихся сынов и дочерей Церкви и отечества сделаться верными и преданными…" ".

С 1895 по 1918 год Обществом распространения религиозно-нравственного просвещения руководил сподвижник и друг св. прав. Иоанна Кронштадтского протоиерей Философ Николаевич Орнатский (21.05.1860-20.07/02.08.1918), священномученик, убиенный большевиками в 1918 году (причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года). Его ближайшего соратника в деле утверждения трезвой жизни, замечательного пастыря-подвижника Александра Васильевича Рождественского (11.10.1872-05.07.1905), без всякого преувеличения можно назвать знаменем дореволюционного русского православного трезвенного движения начала XX века. Именно отец Александр в помощь гибнущим от алкоголя людям основал 30 августа 1898 года при Воскресенском храме у Варшавского вокзала в Санкт-Петербурге самое знаменитое в нашей стране Александро-Невское общество трезвости.

Отец Александр... Достаточно назвать это имя и всем православным трезвым людям становится ясно, о ком идет речь. Когда велики дела человека, имя его сокращается. Так было и с ревностным пастырем, апостолом трезвости Александром Васильевичем Рождественским.

В 1897 г. он, выпускник Санкт-Петербургской Духовной академии, назначается священником в небольшой деревянный храм Воскресения Христова у Варшавского вокзала. Именно в этом огромном фабрично-заводском районе северной столицы стремился служить Божьему делу молодой ревностный батюшка.

- Туда, туда, где много дымящихся фабричных труб, - зовет его горячее сердце - Там грохот колес и лязг металла глушат духовную сущность человека, стирают у него образ Божий. Там нужны работники, живые люди. Там много горя народного. Там люди - камни...

Примечательно, что батюшка никогда в жизни не пил спиртное. Еще когда он был студентом Духовной академии, товарищи не могли склонить его выпить ни одного глотка вина:

· Кровью пахнет, - говорил он, отстраняя предлагаемую рюмку.

· Как кровью?! - изумлялись сокурсники.

o - Так... Много из-за алкоголя пролито крови, много драк, убийств. Вот и пахнет. Не могу пить...


Отец Александр ставит для своего общества задачу гораздо выше, чем только борьба за трезвость своих членов. Какую? Он устремляет их к духовному трезвению, к преображению всей жизни бодрствованием во Христе. Этому он учит с помощью вне богослужебных бесед, издаваемых им книг, журналов, газет; с помощью чтений, литературных вечеров, приобщения к церковному пению, умело организованных паломничеств и торжественных крестных ходов.
Более же всего батюшка Александр верит в отрезвляющую силу церковных таинств, молитв, а также произнесенного и печатного слова.

Редактируемые батюшкой многочисленные книги и четыре религиозно-нравственных журнала ("Отдых Христианина", "Трезвая Жизнь", "Воскресный Благовест", "Известия по Санкт-Петербургской Епархии") содержат в себе не просто скучную риторику или бесцветные рассуждения на религиозные темы, а наполняются живым словом, которое становится реальной отрезвляющей силой.

Насколько было плодотворно слово отца Александра (в особенности печатное) можно судить уже потому, что основанное им Александро-Невское общество трезвости - самое многочисленное в России - уже в 1905 году насчитывало более 70 000 человек. 70 тысяч трезвых людей!

"Ведь это значит, - писал известный литератор Е. Поселянин, - 70 тысяч семей, то есть целое население крупного города, которое можно считать застрахованным от когтей нужды, безработицы, беспросветного земного ада! Это - громадная область, оторванная у сатаны, это - великий живой дар Царствию Божию".

С 1905 года после смерти священника Александра Рождественского возглавлял Санкт-Петербургское Александро-Невское общество (с 1914 года - Всероссийское Братство) трезвости, а также являлся настоятелем храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала Петр Алексеевич Миртов (1871-1918?). При священнике Петре Миртове деятельность Александро-Невского общества трезвости неоднократно была удостоена высших наград: золотой медали на Санкт-Петербургской выставке по борьбе с пьянством в 1910 году, золотой медали на Царскосельской юбилейной выставке, малой золотой медали на Первой Западно-Сибирской выставке в Омске, почетных дипломов на Дрезденской и Туринской международных выставках в 1911 г.

Высокие результаты трезвенной работы получили Высочайшее одобрение. В 1912 году Государь Император Николай Александрович подарил Александро-Невскому обществу трезвости яхту "Марево" для устройства на ней плавучей церкви и противоалкогольного музея.

За двенадцать лет руководства Александро-Невским обществом трезвости протоиерей Петр Миртов организовал более 30 Крестных ходов в каждом из которых участвовало свыше 100 тысяч человек. Батюшкой было издано около 300 книг и брошюр, под его редакцией выпускались 4 журнала ("Отдых христианина", "Трезвая жизнь", "Воскресный благовест", "Известия по Петроградской епархии"). За это время общий тираж всех изданий превысил 3 миллиона экземпляров. В Обществе и его 12 отделениях в Санкт-Петербурге и губернии действовало 7 библиотек и 5 школ и детский сад. За выдающиеся пастырские труды в 1915 году священник Петр Миртов был награжден митрой. К 1917 году число членов Александро-Невского Всероссийского Братства трезвости превышало 140 тысяч. Все они дали Богу обет трезвости.

Горький пьяница вдруг перестает пить! Что же за тайная сила в этом обете трезвости?

- Какими воздействиями вы оказываете влияние на записывающихся у вас алкоголиков? - спросили однажды у протоиерея Петра Миртова.

- Мы стараемся действовать на религиозное сознание, а также пробуждение самоуважения в человеке, - пояснил отец Петр, - Мы говорим ему: ты обещаешься не пить перед Крестом и Евангелием. Но не смотри на это как на клятву или присягу: нет, ты приносишь добровольную жертву Богу и отдаешь Ему остаток трезвой воли. Ты становишься членом общества, на тебя ложится обязанность не только не пить, но и распространять идею трезвости среди других. Становясь членом общества трезвости, даже на два или три месяца, он чувствует подъем воли, и, в громадном большинстве случаев держится крепко.

· Но почему же записываются на срок три месяца, два, а не на всю жизнь?

· Мы редко записываем на всю жизнь. В первый раз принятия обета трезвости мы безсрочно не записываем никогда. Пусть записывается на короткий срок, испытает себя не раз, убедится в необходимости трезвости для себя лично.

Трезвение - это неустанная борьба, но борьба не с тем, что нас окружает, а с тем, что внутри нас, с нашими страстями и пороками, с тем, что мешает нам быть счастливыми.

Поэтому важно уяснить, как бороться со злом. Необходимо понять самое главное, что бороться со злом методами и формами его – это значит его умножать. Как же тогда бороться со злом? Ответ простой – не со злом нужно бороться, а добро утверждать.

Трезвение, как и все, относящееся к духовной жизни, является одновременно и даром Божиим и плодом, результатом духовного труда.

НИЖЕГОРОДЦЫ

ПОСТАРАЙТЕСЬ ПОМОЧЬ ДЕТЯМ

Детям, воспитывающимся без родителей в детский домах, интернатах, приютах…. Где их настоящая мама и папа, лучше не спрашивать. У каждого из них – своя непоправимая трагедия.

Посмотрите вокруг, вероятно неподалеку от вас есть подобное учебное заведение, подвалы, чердаки …, те места, где ютятся наши дети. Этим детям как никому нужно живое общение, им важно лично увидеть, что их судьба небезразлична людям. Ваше общение с детьми на улице или визит в учебное заведение не пройдет безследно.

Сначала, скорее всего, вам будет страшно при общении с ними, потом верх возьмет жалость, а после захочется сделать еще что-нибудь полезное. Во всяком случае, мы на это надеемся.

Помните, им не нужна формальная жалость, им нужна помощь, а помощь может быть любой, вполне посильной вам.

Если вы искренне желаете помочь, но не имеете личного опыта в общении с данными детьми, обращайтесь к нам в Общину.

А с кем мы идем в одном направлении, но еще не знаем друг о друге, хотим напомнить прекрасные слова основателя русской православной миссии в Японии, святителя Николая Японского:

«Не ждите, что вас встретят с приветом, сразу оценят и признают. Вы будете унижены и огорчаемы, будете осмеяны и оклеветаны не раз. Но будьте глухи и слепы перед хулой. Пусть в вашем сердце живет лишь радость Господня. Вы – новые пахари. Колосья созреют. О плодах своего труда заботьтесь, но и пекитесь о том, чтобы в вас никогда не мелькнуло желание наград или похвалы за ваш труд. Когда вы творите доброе, когда вы любите, когда вы созерцаете красоту, когда вы чувствуете полноту жизни – Царство Божие уже коснулось вас».

… ЗНАЧИТ НУЖНО - НЕ СО ЗЛОМ БОРОТЬСЯ,

А ДОБРО УТВЕРЖДАТЬ! ...

Традиции православной трезвости - student2.ru

…Нет смысла говорить: нужны ли нам и возможны ли сейчас общины? Мы на практике показали: - Да, нужны. Да, возможны! ...

Вопрос в другом: почему в России национальные диаспоры, построенные на общинных принципах, крепнут и все более занимают жизненное пространство, и только Русская община – явление уникальное?

С сожалением отметим – нет осознания общего дела, не понимаем, что это касается всех. Не можем объединиться, самоорганизоваться, не умеем договориться даже во имя высшей цели, нет взаимопомощи, взаимовыручки. Даже священники (митрополиты!) говорят о том, что и в храмах люди разобщены. «У каждого свое Православие».

Как с горечью сказал один наш знакомый: «Похоже, должен произойти «Курск» во всесоюзном масштабе, чтобы народ встряхнулся».

И, тем не менее, общинный вопрос – тема все более актуальная.

Многие понимают необходимость создания общинной среды, но не хотят или страшатся перемены в себе, в своем мироустроении, т.е. по принципу: - Да, но! Однако чаще не видят место общины в своей жизни, не могут найти себя в общинном делании, не осознают жизненной необходимости создания общинного взаимодействия. Не понимают, что ситуация все равно поставит их перед выбором: либо – либо.

… Что тут скажешь? Не сочтите за назидание, но - Надо понять.

Наши рекомендации