II Объяснение нового материала
План:
1. Определение понятия «Сестринское дело»
2. Основные задачи, цели сестринского дела
3. История развития сестринского дела
4. Основные принципы философии сестринского дела
5. Определение терминов «этика», «деонтология», «биоэтика»
6. Принципы сестринской этики и деонтологии
7. Ятрогенные заболевания
8. Понятие и функции, средства, критерии эффективности общения
9. Десять «Да» терапевтического общения
Сестринское дело — часть системы здравоохранения, включающая деятельность по укреплению здоровья населения, профилактику заболеваний, предоставление психосоциальной помощи и ухода лицам, имеющим физические и психические заболевания, а также нетрудоспособным людям всех групп.
Сестринское дело— часть медицинского ухода за пациентом, его здоровьем, наука и искусство, направленные на решение существующих и потенциальных проблем со здоровьем в изменяющихся условиях окружающей среды.
Медицинская сестра— специалист с профессиональным образованием, разделяющая философию сестринского дела и имеющая право на сестринскую работу.
Основными целями сестринского дела являются:
1. Объяснение населению и администрации лечебно-профилактических учреждений важности и приоритетности сестринского дела в настоящее время;
2. Привлечение, развитие и эффективное использование сестринского потенциала путем расширения профессиональных обязанностей и предоставления сестринских услуг, максимально удовлетворяющих потребностям населения;
3. Обеспечение и проведение учебного процесса для подготовки высококвалифицированных медицинских сестер и менеджеров сестринского дела, а также проведение последипломной подготовки специалистов среднего и высшего сестринского звена;
4. Выработка у медицинских сестер определенного стиля мышления.
Задачи сестринского дела
Сестринское дело решает следующие задачи:
1. Развитие и расширение организационных и управленческих резервов по работе с кадрами;
2. Консолидирование профессиональных и ведомственных усилий по медицинскому обслуживанию населения;
3. Ведение работы по обеспечению повышения квалификации и профессиональных навыков персонала;
4. Разработка и внедрение новых технологий в сфере сестринской помощи;
5. Осуществление консультативной сестринской помощи;
6. Обеспечение высокого уровня медицинской информации;
7. Ведение санитарно-просветительской и профилактической работы;
8. Проведение научно-исследовательских работ в области сестринского дела;
9. Создание стандартов улучшения качества, которые бы направляли сестринский уход в нужное русло и помогали бы оценить результаты деятельности.
История сестринского дела.
История служения больным и раненым исходит к ранним векам христианства. Считается, что сестринское дело в России началось в 1803 году в эпоху Петра I. Была создана служба «сердобольных вдов» при воспитательных домах Петербурга и Москвы, предшественниц сестер милосердия. Первое руководство по уходу за больными (учебник X. Опеля, первого организатора службы сестринской помощи в России) на русском языке вышло в свет в 1822 году. В этом руководстве впервые давались основы деонтологии, описывались требования к нравственным качествам ухаживающего персонала.
В 1844 году в Санкт-Петербурге была основана первая в России Свято-Троицкая община сестер милосердия. Здесь не только ухаживали, воспитывали, но и обучали (Кинг Е.В. Седердом Т.И. и др.) сестер милосердия основным гигиеническим правилам ухода за больными, а также некоторым лечебным процедурам. Сестры милосердия принимали участие во всех событиях IX, связанны с военными действиями. Примером героизма и самоотверженности во время Крымской войны (1853— 1856 гг.) является Даша Севастопольская (Михайлова), первая российская сестра милосердия, безвозмездно помогавшая страдальцам, применявшая для перевязки раненых обычный уксус как средство дезинфекции.
Даша Севастопольская была сиротой, ее отец погиб на войне в битве при Севастополе, а мать умерла. Она продала свое наследство, переоделась юнгой и отправилась на войну. Никто не узнавал в ней девушки. Государь наградил ее золотой медалью «За усердие», велел великим князьям целовать ее, подарил пятьсот рублей и обещал еще тысячу, когда она выйдет замуж, и обещание свое сдержал.
В общину принимались согласно Уставу вдовы и девицы 20—40 лет всех сословий и вероисповедания, но с 1855 года - только православные. Всем поступившим давался годичный испытательный срок, затем проходила церемония принятия в сестры милосердия в торжественной обстановке. После литургии, совершенной метрополитом 2 Санкт-Петербургским, на каждую принимаемую в сестры возлагался золотой крест с изображением на одной стороне Пресвятой Богородицы с надписью «Всех скорбящих радость», а на другой — с надписью «Милосердие». Принимаемая в сестры произносила присягу, в которой были следующие слова: «„.буду тщательно наблюдать все, что по наставлению врачей будет полезным и нужным для восстановления здоровья вверенных моему попечению болящих; все же вредное для них и запрещенное врачами всемерно удалять от них».
По Уставу сестры милосердия не должны были иметь ни собственной одежды, ни мебели, ни собственных денег. «Все, ч.то может за свои услуги сестра получить подарками или деньгами, — говорилось в Уставе, - принадлежит общине». Если имелись нарушения, сестра исключалась из общины по Уставу, но в истории общины не было такого случая.
Сестры милосердия принимали участие в русско-турецкой войне (миссия Красного креста в Яссах 1877—1878 гг.), в Русско-японской войне (1904-1905 гг), в Первой мировой войне (1914-1918 гг).
Расцвет христианской женской медицинской помощи связан с образованием в 1854 году Кресто-Воздвиженской общины, организованной сестрой императора Николая I — великой княгиней Еленой Павловной. Во время Крымской войны (1853—1856 гг.) эта община попала в непосредственное подчинение Н.И. Пирогову, который оценил способности таких сестер милосердия, как Е. Карцева, В. Щедрина, А. Стахович, Е. Меркулова, Е. Бакунина.
Н.И. Пирогов внес понятие о специализации в работе сестер общины: появились «хозяйки», «аптекарши», перевязочные и операционные сестры, появилось понятие «старшая медсестра» вместо должности «главной начальницы». Он отстоял идею введения женского труда в госпиталях (до этого уход осуществляли в большей степени мужчины).
Н.И. Пирогов назначил Е. Бакунину старшей медсестрой Кресто-Воздвиженской общины. Она была твердо убеждена, что не религиозные, а моральные принципы важны в уходе за больными и ранеными. С ней не была согласна великая княгиня Елена Павловна, и Е. Бакуниной пришлось расстаться в 1860 году с Кресто-Воздвиженской общиной, которая в дальнейшем стала прообразом РОКК (Российского общества Красного Креста), созданного в Петербурге в 1867году (его первоначальное название «Российское общество попечения о раненых и больных воинах», переименованное в РОКК в 1876году).
Е.М. Бакунина считается родоначальницей сестринской службы и сельской медицины в России.
Основоположницей сестринского дела в мире является - Флоренс Найтингейл (1820—1910), английская сестра милосердия, итальянка по происхождению (г. Флоренция), получившая образование в Германии в школе медсестер, основанной Ф. Флендером в 1836 году. Флоренс Найтингейл в 20 лет решила стать сестрой милосердия, но женщины ее круга не могли думать о профессии сестры, и только в 33 года она осуществила свою мечту. Работая в больнице, она понимала, что необходима школа для подготовки сестер.
Во время Крымской войны, которую вела Россия с Англией, Францией, Италией и Турцией в течение двух лет, Флоренс Найтингейл вместе с 38 сестрами работала в Скутари, в Турции, в бараке, где находилось 2300 раненных и больных. Выхаживая их, она добилась снижения смертности с 42 до 2 процентов.
После Крымской войны за свои деньги Ф. Найтингейл в 1856 году поставила на высокой горе под Балаклавой в Крыму большой крест из белого мрамора в память о погибших солдатах, врачах и сестрах.
26 июня 1860 года была открыта Найтингейльская испытательная школа для сестер милосердия при больнице святого Фомы в Лондоне. По окончании ее сестры давали клятву Ф. Найтингейл.
Имя Ф. Найтингейл стало символом милосердия.
Каждые два года Международный комитет Красного Креста присуждает в день ее рождения (12 мая) 50 медалей ее имени. Это высшая награда для медицинских сестер, активистов Красного Креста. В положении об этой медали говорится, что дается она «не для увенчания карьеры, а для того, чтобы отметить выдающиеся действия и признать исключительно моральные качества награждаемых», В настоящее время эту медаль имеет около 1000 человек.
В 1863 году в Швейцарии организован Международный комитет помощи раненым, который впоследствии переименован в 1876 году в Международный комитет Красного Креста. В этом же году возник и Российский комитет Красного Креста.
Международный комитет Красного Креста (МККК) это частное независимое швейцарское объединение, но по характеру своей миссии, закрепленной в Женевских конвенциях, является международной организацией. Его штаб-квартира находится в Женеве.
Сегодня, помимо МККК, существуют национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца.
Философия сестринского дела
Основные понятия, содержание, принципы и этические элементы философии сестринского дела
Философия(от греч. люблю и мудрость, любовь к мудрости) — это форма духовной деятельности человека, в которой находят свое отражение вопросы целостной картины мира, положения человека в мире, отношений между человеком и миром в результате этого взаимодействия. Из философии мы заимствуем формы мышления (закон — это внутренняя связь явлений), другие философские категории (причина, сущность и т.д), без которых не может обойтись ни одна наука.
Необходимость философского осмысления сестринского дела возникла потому, что в профессиональном сестринском общении все чаще появлялись новые термины, которые уточнялись, развивались, обсуждались. Они обсуждаются и сейчас. Возникла необходимость нового качества знаний медсестры.
Основными принципами философии сестринского дела являются: уважение к жизни, достоинству, правам человека. Реализация принципов философии сестринского дела зависит от взаимодействия сестры и общества.
Эти принципы предусматривают ответственность сестры перед обществом, пациентом и ответственность общества перед медицинской сестрой. Общество обязано признавать важную роль сестринского дела в системе здравоохранения, регламентировать, поощрять его через издания законодательных актов.
Сущность философии сестринского дела в том, что она является фундаментом профессиональной жизни медсестры, выражением ее мировоззрения и лежит в основе ее работы, общения с пациентом.
Сестра, разделяющая принятую философию, принимает на себя следующие этические обязанности (правильно или неправильно мы поступаем): говорить правду; делать добро; не причинять вреда; уважать обязательства других; держать слово; быть преданной; уважать право пациента на самостоятельность.
Согласно теории сестринской философии цели, к которым стремится сестра, то есть результаты ее деятельности, называются этическими ценностями (идеалам): профессионализм; здоровье; здоровая окружающая среда; независимость; человеческое достоинство; забота (уход).
Философия сестринского дела определяет и личные качества медсестры, которыми должна обладать хорошая медсестра — добродетели, определяющие, что является добром, а что злом в людях: знание; умение; сострадание.
Медицинская этика и деонтология в работе медицинской сестры
Наука о нравственных началах в деятельности медицинского персонала получила название медицинской этики. Она исследует нравственные стороны деятельности медицинских работников. Академик А. Т. Билибин очень четко сформулировал суть медицинской этики: «Медицина для истинного медика больше, чем профессия, — она образ жизни».
Сестринская деонтология — наука о долге перед пациентом и обществом, профессиональном поведении медицинского работника, является частью сестринской этики.
Наш соотечественник А.П. Чехов писал: «Профессия медика — подвиг. Она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов. Не всякий способен на это».
Медицинскому работнику доверяется самое дорогое — жизнь, здоровье, благополучие людей. Он несет ответственность не только перед пациентом, его родственниками, но и перед государством в целом. К сожалению, и сейчас встречаются случаи безответственного отношения к пациенту, стремление снять с себя ответственность за него, найти предлог, чтобы переложить ответственность на другого, и т.д. Все эти явления недопустимы. Надо помнить: интересы пациента превыше всего.
Медицинская сестра должна обладать профессиональной наблюдательностью, позволяющей увидеть, запомнить и по-сестрински оценить мельчайшие изменения в физическом, психологическом состоянии пациента.
Она должна уметь владеть собой, научиться управлять своими эмоциями, воспитывать эмоциональную устойчивость.
Культуру поведения медицинского работника можно разделить на два вида:
1. Внутренняя культура. Это отношение к труду, соблюдение дисциплины, бережное отношение к предметам обстановки, дружелюбие, чувство коллегиальности. 2. Внешняя культура. Приличие, хороший тон, культура речи, соответствующий внешний вид и т.п.
Основными качествами медицинского работника, причем качествами именно его внутренней культуры, являются:
Скромность — простота, безыскусственность, которые свидетельствуют о красоте человека, его силе.
Справедливость - самая высокая добродетель медицинского работника. Справедливость является основой его внутренних побуждений. Цицерон говорил, что два начала справедливости это: «Никому не вредить и приносить пользу обществу».
Честность — должна соответствовать всем делам медицинского работника. Она должна стать основой его повседневных помыслов и стремлений.
Доброта — неотъемлемое качество внутренней культуры хорошего человека.
Хороший человек — это прежде всего такой человек, который относится благожелательно к окружающим его людям, понимает и горести и радости, в случае нужды с готовностью, по зову сердца, не жалея себя, помогает словом и делом.
Что же такое внешняя культура медицинского работника?
1. Внешний вид. Основное требование к одежде медика — чистота и простота, отсутствие излишних украшений и косметики, белоснежный халат, шапочка и наличие сменной обуви. Одежда, выражение лица, манера держать себя отражают некоторые аспекты личности медицинского работника, степень его заботы, внимания к пациенту. «Медикам следует держать себя чисто, иметь хорошую одежду, ибо все это приятно для больных» (Гиппократ).
Помните!Медицинская форма не нуждается в украшениях. Она сама украшает человека, символизирует чистоту помыслов, строгость в выполнении профессиональных обязанностей. Не будет доверия у пациента к медицинскому работнику, у которого взгляд хмурый, поза небрежная, а говорит так, словно делает одолжение. Медицинский работник должен держаться просто, говорить ясно, спокойно, сдержанно.
2. Культура речи является второй составной частью внешней культуры. Речь медицинского работника должна быть четкой, негромкой, эмоциональной, отличаться вежливостью. Нельзя использовать уменьшительные эпитеты при обращении к пациенту: «бабулька», «голубушка» и т.д. Нередко приходится слышать, как о пациенте говорят: «диабетик», «язвенник», «астматик» и т.д.
Иногда речь медицинских работников пересыпана модными, жаргонными словами, примитивна, пациент не проникается доверием к ним. Такие издержки речевой культуры медицинских работников как бы отгораживают его от пациента, отодвигают на задний план личность пациента, его индивидуальность, а у пациента вызывают негативную реакцию.
Основными принципами сестринской этики и деонтологии, изложенными в клятве Флоренс Найтингейл, Этическом кодексе Международного совета медицинских сестер и Этическом кодексе медицинских сестер России являются:
1. Гуманность и милосердие, любовь и забота.
2. Сострадание.
3. Доброжелательность.
4. Бескорыстие.
5. Трудолюбие.
6. Учтивость и др.