II Объяснение нового материала

План:

1. Определение понятия «Сестринское дело»

2. Основные задачи, цели сестринского дела

3. История развития сестринского дела

4. Основные принципы философии сестринского дела

5. Определение терминов «этика», «деонтология», «биоэтика»

6. Принципы сестринской этики и деонтологии

7. Ятрогенные заболевания

8. Понятие и функции, средства, критерии эффективности общения

9. Десять «Да» терапевтического общения

Сестринское дело — часть системы здравоохранения, включающая деятельность по укреплению здоровья населения, профилактику заболеваний, предоставление психосоциальной помощи и ухода лицам, имеющим физические и психические заболевания, а также нетрудоспособным людям всех групп.

Сестринское дело— часть медицинского ухода за паци­ентом, его здоровьем, наука и искусство, направленные на решение существующих и потенциальных проблем со здо­ровьем в изменяющихся условиях окружающей среды.

Медицинская сестра— специалист с профессиональным образовани­ем, разделяющая философию сестринского дела и имею­щая право на сестринскую работу.

Основными целями сестринского дела являются:

1. Объяснение населению и администрации лечебно-профилактических учреждений важности и приоритетности сестринского дела в настоящее время;

2. Привлечение, развитие и эффективное использование сестринского потенциала путем расширения профессиональных обязанностей и предоставления сестринских услуг, максимально удовлетворяющих потребностям населения;

3. Обеспечение и проведение учебного процесса для подготовки высококвалифицированных медицинских сестер и менеджеров сестринского дела, а также проведение последипломной подготовки специалистов среднего и высшего сестринского звена;

4. Выработка у медицинских сестер определенного стиля мышления.

Задачи сестринского дела

Сестринское дело решает следующие задачи:

1. Развитие и расширение организационных и управленческих резервов по работе с кадрами;

2. Консолидирование профессиональных и ведомственных усилий по медицинскому обслуживанию населения;

3. Ведение работы по обеспечению повышения квалификации и профессиональных навыков персонала;

4. Разработка и внедрение новых технологий в сфере сестринской помощи;

5. Осуществление консультативной сестринской помощи;

6. Обеспечение высокого уровня медицинской информации;

7. Ведение санитарно-просветительской и профилактической работы;

8. Проведение научно-исследовательских работ в области сестринского дела;

9. Создание стандартов улучшения качества, которые бы направляли сестринский уход в нужное русло и помогали бы оценить результаты деятельности.

История сестринского дела.

История служения больным и раненым исходит к ран­ним векам христианства. Считается, что сестринское дело в России началось в 1803 году в эпоху Петра I. Была создана служба «сердобольных вдов» при воспитательных домах Петербурга и Москвы, предшественниц сестер ми­лосердия. Первое руководство по уходу за больными (учеб­ник X. Опеля, первого организатора службы сестринской помощи в России) на русском языке вышло в свет в 1822 году. В этом руководстве впервые давались основы деонто­логии, описывались требования к нравственным качествам ухаживающего персонала.

В 1844 году в Санкт-Петербурге была основана первая в России Свято-Троицкая община сестер милосердия. Здесь не только ухаживали, воспитывали, но и обучали (Кинг Е.В. Седердом Т.И. и др.) сестер милосердия основным гигие­ническим правилам ухода за больными, а также некото­рым лечебным процедурам. Сестры милосердия принимали участие во всех событиях IX, связанны с военными действиями. Примером героизма и самоотверженности во время Крымской войны (1853— 1856 гг.) является Даша Севастопольская (Михайлова), первая российская сестра милосердия, безвозмездно помогавшая страдальцам, применявшая для перевязки раненых обычный уксус как средство дезинфекции.

Даша Севастопольская была сиротой, ее отец погиб на войне в битве при Севастополе, а мать умерла. Она продала свое наследство, переоделась юнгой и отправилась на войну. Никто не узнавал в ней девушки. Государь наградил ее золотой медалью «За усердие», велел великим князьям целовать ее, подарил пятьсот рублей и обещал еще тысячу, когда она выйдет замуж, и обещание свое сдержал.

В общину принимались согласно Уставу вдовы и девицы 20—40 лет всех сословий и вероисповедания, но с 1855 года - только православные. Всем поступившим давался годичный испытательный срок, затем проходила церемония принятия в сестры милосердия в торжественной обстановке. После литургии, совершенной метрополитом 2 Санкт-Петербургским, на каждую принимаемую в сестры возлагался золотой крест с изображением на одной стороне Пресвятой Богородицы с надписью «Всех скорбящих радость», а на другой — с надписью «Милосердие». Принимаемая в сестры произносила присягу, в которой были следующие слова: «„.буду тщательно наблюдать все, что по наставлению врачей будет полезным и нужным для восстановления здоровья вверенных моему попечению болящих; все же вредное для них и запрещенное врачами всемерно удалять от них».

По Уставу сестры милосердия не должны были иметь ни собственной одежды, ни мебели, ни собственных денег. «Все, ч.то может за свои услуги сестра получить подарками или деньгами, — говорилось в Уставе, - принадлежит об­щине». Если имелись нарушения, сестра исключалась из общины по Уставу, но в истории общины не было такого случая.

Сестры милосердия принимали участие в русско-турецкой войне (миссия Красного креста в Яссах 1877—1878 гг.), в Русско-японской войне (1904-1905 гг), в Первой мировой войне (1914-1918 гг).

Расцвет христианской женской медицинской помощи свя­зан с образованием в 1854 году Кресто-Воздвиженской об­щины, организованной сестрой императора Николая I — великой княгиней Еленой Павловной. Во время Крымской войны (1853—1856 гг.) эта община попала в непосредствен­ное подчинение Н.И. Пирогову, который оценил способнос­ти таких сестер милосердия, как Е. Карцева, В. Щедрина, А. Стахович, Е. Меркулова, Е. Бакунина.

Н.И. Пирогов внес понятие о специализации в работе сестер общины: появились «хозяйки», «аптекарши», пере­вязочные и операционные сестры, появилось понятие «стар­шая медсестра» вместо должности «главной начальницы». Он отстоял идею введения женского труда в госпиталях (до этого уход осуществляли в большей степени мужчи­ны).

Н.И. Пирогов назначил Е. Бакунину старшей медсест­рой Кресто-Воздвиженской общины. Она была твердо убеж­дена, что не религиозные, а моральные принципы важны в уходе за больными и ранеными. С ней не была согласна великая княгиня Елена Павловна, и Е. Бакуниной при­шлось расстаться в 1860 году с Кресто-Воздвиженской об­щиной, которая в дальнейшем стала прообразом РОКК (Российского общества Красного Креста), созданного в Пе­тербурге в 1867году (его первоначальное название «Рос­сийское общество попечения о раненых и больных вои­нах», переименованное в РОКК в 1876году).

Е.М. Бакунина считается родоначальницей сестрин­ской службы и сельской медицины в России.

Основоположницей сестринского дела в мире является - Флоренс Найтингейл (1820—1910), английская сестра ми­лосердия, итальянка по происхождению (г. Флоренция), получившая образование в Германии в школе медсестер, основанной Ф. Флендером в 1836 году. Флоренс Найтин­гейл в 20 лет решила стать сестрой милосердия, но жен­щины ее круга не могли думать о профессии сестры, и только в 33 года она осуществила свою мечту. Работая в больнице, она понимала, что необходима школа для под­готовки сестер.

Во время Крымской войны, которую вела Россия с Ан­глией, Францией, Италией и Турцией в течение двух лет, Флоренс Найтингейл вместе с 38 сестрами работала в Скутари, в Турции, в бараке, где находилось 2300 раненных и больных. Выхаживая их, она добилась снижения смерт­ности с 42 до 2 процентов.

После Крымской войны за свои деньги Ф. Найтингейл в 1856 году поставила на высокой горе под Балаклавой в Крыму большой крест из белого мрамора в память о по­гибших солдатах, врачах и сестрах.

26 июня 1860 года была открыта Найтингейльская ис­пытательная школа для сестер милосердия при больнице святого Фомы в Лондоне. По окончании ее сестры давали клятву Ф. Найтингейл.

Имя Ф. Найтингейл стало символом милосердия.

Каждые два года Международный комитет Красного Креста присуждает в день ее рождения (12 мая) 50 меда­лей ее имени. Это высшая награда для медицинских сес­тер, активистов Красного Креста. В положении об этой медали говорится, что дается она «не для увенчания ка­рьеры, а для того, чтобы отметить выдающиеся дей­ствия и признать исключительно моральные качества награждаемых», В настоящее время эту медаль имеет около 1000 человек.

В 1863 году в Швейцарии организован Международ­ный комитет помощи раненым, который впоследствии пе­реименован в 1876 году в Международный комитет Крас­ного Креста. В этом же году возник и Российский комитет Красного Креста.

Международный комитет Красного Креста (МККК) это частное независимое швейцарское объединение, но по характеру своей миссии, закрепленной в Женевских кон­венциях, является международной организацией. Его штаб-квартира находится в Женеве.

Сегодня, помимо МККК, существуют национальные об­щества Красного Креста и Красного Полумесяца.

Философия сестринского дела

Основные понятия, содержание, принципы и этические элементы философии сестринского дела

Философия(от греч. люблю и мудрость, любовь к муд­рости) — это форма духовной деятельности человека, в ко­торой находят свое отражение вопросы целостной карти­ны мира, положения человека в мире, отношений между человеком и миром в результате этого взаимодействия. Из философии мы заимствуем формы мышления (закон — это внутренняя связь явлений), другие философские катего­рии (причина, сущность и т.д), без которых не может обой­тись ни одна наука.

Необходимость философского осмысления сестринского дела возникла потому, что в профессиональном сестрин­ском общении все чаще появлялись новые термины, кото­рые уточнялись, развивались, обсуждались. Они обсужда­ются и сейчас. Возникла необходимость нового качества знаний медсестры.

Основными принципами философии сестринского дела являются: уважение к жизни, достоинству, правам чело­века. Реализация принципов философии сестринского дела зависит от взаимодействия сестры и общества.

Эти принципы предусматривают ответственность сест­ры перед обществом, пациентом и ответственность обще­ства перед медицинской сестрой. Общество обязано при­знавать важную роль сестринского дела в системе здраво­охранения, регламентировать, поощрять его через изда­ния законодательных актов.

Сущность философии сестринского дела в том, что она является фундаментом профессиональной жизни медсест­ры, выражением ее мировоззрения и лежит в основе ее работы, общения с пациентом.

Сестра, разделяющая принятую философию, принима­ет на себя следующие этические обязанности (правильно или неправильно мы поступаем): говорить правду; делать добро; не причинять вреда; уважать обязательства дру­гих; держать слово; быть преданной; уважать право паци­ента на самостоятельность.

Согласно теории сестринской философии цели, к кото­рым стремится сестра, то есть результаты ее деятельнос­ти, называются этическими ценностями (идеалам): про­фессионализм; здоровье; здоровая окружающая среда; не­зависимость; человеческое достоинство; забота (уход).

Философия сестринского дела определяет и личные ка­чества медсестры, которыми должна обладать хорошая медсестра — добродетели, определяющие, что является доб­ром, а что злом в людях: знание; умение; сострадание.

Медицинская этика и деонтология в работе медицинской сестры

Наука о нравственных началах в деятельности меди­цинского персонала получила название медицинской этики. Она исследует нравственные стороны деятельности меди­цинских работников. Академик А. Т. Билибин очень четко сформулировал суть медицинской этики: «Медицина для истинного медика больше, чем профессия, — она образ жизни».

Сестринская деонтология — наука о долге перед паци­ентом и обществом, профессиональном поведении медицин­ского работника, является частью сестринской этики.

Наш соотечественник А.П. Чехов писал: «Профессия медика — подвиг. Она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов. Не всякий способен на это».

Медицинскому работнику доверяется самое дорогое — жизнь, здоровье, благополучие людей. Он несет ответствен­ность не только перед пациентом, его родственниками, но и перед государством в целом. К сожалению, и сейчас встре­чаются случаи безответственного отношения к пациенту, стремление снять с себя ответственность за него, найти предлог, чтобы переложить ответственность на другого, и т.д. Все эти явления недопустимы. Надо помнить: интере­сы пациента превыше всего.

Медицинская сестра должна обладать профессиональ­ной наблюдательностью, позволяющей увидеть, запомнить и по-сестрински оценить мельчайшие изменения в физи­ческом, психологическом состоянии пациента.

Она должна уметь владеть собой, научиться управлять своими эмоциями, воспитывать эмоциональную устойчи­вость.

Культуру поведения медицинского работника можно разделить на два вида:

1. Внутренняя культура. Это отношение к труду, соблю­дение дисциплины, бережное отношение к предметам обстановки, дружелюбие, чувство коллегиальности. 2. Внешняя культура. Приличие, хороший тон, куль­тура речи, соответствующий внешний вид и т.п.

Основными качествами медицинского работника, при­чем качествами именно его внутренней культуры, явля­ются:

Скромность — простота, безыскусственность, которые свидетельствуют о красоте человека, его силе.

Справедливость - самая высокая добродетель медицин­ского работника. Справедливость является основой его внутренних побуждений. Цицерон говорил, что два нача­ла справедливости это: «Никому не вредить и приносить пользу обществу».

Честность — должна соответствовать всем делам меди­цинского работника. Она должна стать основой его по­вседневных помыслов и стремлений.

Доброта — неотъемлемое качество внутренней культу­ры хорошего человека.

Хороший человек — это прежде всего такой человек, который относится благожелательно к окружающим его людям, понимает и горести и радости, в случае нужды с готовностью, по зову сердца, не жалея себя, помогает сло­вом и делом.

Что же такое внешняя культура медицинского работ­ника?

1. Внешний вид. Основное требование к одежде меди­ка — чистота и простота, отсутствие излишних украше­ний и косметики, белоснежный халат, шапочка и наличие сменной обуви. Одежда, выражение лица, манера держать себя отражают некоторые аспекты личности медицинско­го работника, степень его заботы, внимания к пациенту. «Медикам следует держать себя чисто, иметь хорошую одежду, ибо все это приятно для больных» (Гиппократ).

Помните!Медицинская форма не нуждается в украшениях. Она сама украшает человека, символизирует чистоту помыс­лов, строгость в выполнении профессиональных обязаннос­тей. Не будет доверия у пациента к медицинскому работнику, у которого взгляд хмурый, поза небрежная, а говорит так, словно делает одолжение. Медицинский работник должен держаться просто, говорить ясно, спокойно, сдержанно.

2. Культура речи является второй составной частью внешней культуры. Речь медицинского работника должна быть четкой, негромкой, эмоциональной, отличаться веж­ливостью. Нельзя использовать уменьшительные эпитеты при обращении к пациенту: «бабулька», «голубушка» и т.д. Нередко приходится слышать, как о пациенте гово­рят: «диабетик», «язвенник», «астматик» и т.д.

Иногда речь медицинских работников пересыпана мод­ными, жаргонными словами, примитивна, пациент не про­никается доверием к ним. Такие издержки речевой куль­туры медицинских работников как бы отгораживают его от пациента, отодвигают на задний план личность паци­ента, его индивидуальность, а у пациента вызывают нега­тивную реакцию.

Основными принципами сестринской этики и деонтоло­гии, изложенными в клятве Флоренс Найтингейл, Этичес­ком кодексе Международного совета медицинских сестер и Этическом кодексе медицинских сестер России являются:

1. Гуманность и милосердие, любовь и забота.

2. Сострадание.

3. Доброжелательность.

4. Бескорыстие.

5. Трудолюбие.

6. Учтивость и др.

Наши рекомендации