Пять фундаментальных принципов медицинской этики

Лежащие в основе американской морали

1. Принцип философии,информированного согласия. Независимость пациента основана на праве и свободе па­циента на информацию о своем состоянии, плане лечения, информации о том, что будет выполнено; также признает­ся право пациента на сохранение тайны его заболевания. Под информированным согласием понимается доброволь­ное принятие пациентом курса лечения и процедур после предоставления медицинским работником компетентной и адекватной информации и получения согласия. Врачу вме­няется в обязанность информировать пациента:

1) о характере и целях предлагаемого ему лечения;

2) о связанном с ним существенном риске;

3) о возможности альтернативы данному виду лечения. Под компетентностью в биоэтике понимается способ­ность принимать решения.

2. Принцип милосердия— означает «делать добро». Он включает в себя доброе отношение к другим и отзыв­чивость к тем, кто в беде.

3. Принцип исключения должностных преступлений.
Это принцип «не навреди», который обязывает как врача, так и медицинского работника защищать других от опасности, снимать боль и страдания в меру своей компетенции.

4. Принцип справедливости.Включает в себя беспри­страстность, уважение человеческого равенства и равное распределение дефицитных средств.

5. Принцип правдивости (сообщение правды пациенту).

Он формирует основу открытых взаимоотношений между пациентом и лечебным учреждением и выполнение обязанности последним.

Биоэтика.

Понятие биоэтики

Термин «биоэтика» или этика жизни предложен В.Р. Поттером в 1969 году. Предметом изучения биоэтики являют­ся моральные и нравственные аспекты взаимоотношений между людьми. Тысячелетиями существовала в нашей куль­туре тесная связь этики и медицины.

Медицина — наука о болезнях человека и их лечении,

Этика — учение о нравственности, означает систему непротиворечивых суждений о смысле и назначении мора­ли. Слово «этика» произошло от греческого Ноз — обы­чай.

Именно нормы, правила, обычаи регулируют поведе­ние и взаимоотношения людей в обществе. Медицинская этика является составной частью этики. Этика не только изучает нравственность человека, но и воздействует на его идеологическое формирование.

Принципы медицинской этики должны соблюдаться медицинскими работниками в их повседневной деятельности. На основе норм, правил, обычаев сформулированы наиболее обобщенные понятия морали или этические ка­тегории: долг, честь, достоинство, совесть, счастье.

Нравственность — это совокупность норм, ценностей, идеалов и установок, которые регулируют человеческое поведение и являются основными составными культуры общества (достижений в науке, искусстве, медицине, тех­нике). Это код человеческих отношений, запрещающий следовать злу. Нравственность должна быть глубоко усво­ена человеком, «войти в его душу», стать частью внутрен­него мира.

Пациент, доверяющий сестре свое здоровье, должен быть уверен не только в высоком профессионализме и в поря­дочности, честности, доброте, милосердии, чуткости и от­зывчивости. Поэтому с давних времен общество, больные, пациенты предъявляли высокие требования именно к мо­ральным, нравственным качествам врача, медицинской сестры и подчинялись моральным законам, традициям.

Понятие «мораль» — это совокупность принципов и норм поведения людей в обществе. Каждый поступок человека является результатом взаимодействия его права («приро­ды», «свободы») и моральных норм («долга», «обязаннос­тей» и т. д.).

Человек морален, если соответствует нормам общества. Тогда нравственное поведение становится органичным. Для него и ему не нужен надсмотрщик, который проверяет и понукает. Это «внутренний голос» человека, который по­могает упорядочить поступки, страсти, силы и помогает жить нравственно.

Нравственной, моральной основой поведения медицин­ских сестер, ее эталоном (стандартом) поведения является Этический кодекс медицинской сестры России.

Нравственный долг — это категория морали, который не следует отождествлять с наукой о должном — деонтоло­гией, имеющей более узкое содержание.

Врачебный долг — это комплекс исторически сложив­шихся норм и требований, регулирующих отношения вра­ча и больного, врачей между собой, врача и общества. Профессиональный долг, с одной стороны, служит прояв­лением главного принципа врачебной морали — гуманизма (человечности, человеколюбия), а с другой — гуманизм и врачебный долг часто могут выступать как противополож­ности. Врач никому не должен отказывать в медицинской помощи. Это моральное требование отражено в клятве Гип­пократа, Женевской декларации и в других документах, хотя врачи нарушают эти каноны (примером этому служит частная медицина — когда врач устраняется от медицинс­кой помощи больному, если не получает за нее гонорара).

Модели сестринского дела

Модель — это образец, по которому что-то должно быть сделано. Модель сестринского дела — это направление на достижение цели.

В основе теории сестринского дела лежат основополага­ющие понятия, которые определяют сущность сестрин­ской практики. К ним относятся:

• пациент как один из объектов деятельности сестрин­ского персонала;

• источник проблем пациента;

• направленность сестринского вмешательства;

• цель ухода;

• способы сестринского вмешательства;

• роль сестры;

• оценка качества и результатов ухода.

Наши рекомендации