Рекомендуемые информационные ресурсы в Интернете
- Грамотей-клуб – http://www.gramotey.ur.ru.
- Грамота.ru. Справочно-информационный портал - http://www.gramota.ru.
- Культура письменной речи - http://www.gramma.ru.
- Национальный корпус русского языка - http://www.ruscorpora.ru.
- Образовательный портал "Учеба" - http://www.ucheba.com.
- РОФ «Центр развития русского языка» - http://www.ruscenter.ru .
- Словесник. Сайт о русской словесности - http://www.slovesnik-oka.narod.ru.
- Справочно-информ ионный портал «Русский язык» - http://www.gramota.ru.
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:
- материал для запоминания;
- вопросы для самоконтроля;
- работа с текстом;
- задания по развитию речи;
- теоретические сведения (опорная схема), алгоритм работы;
- тест, закрепление теоретических знаний;
- задания повышенной трудности;
- письменные упражнения на закрепление изученного;
- работа в паре;
- работа в группе;
- задания для самостоятельной работы.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка………………………………………………………………………2
2. Список литературы для студентов…………………………………………………………..3
3. Условные обозначения………………………………………………………………………..4
4. Основная часть: …………………………………………………………………………...6 - 82
1) Тема 1.Язык как средство общения и форма существования
национальной культуры. Разделы науки о языке……………………………………………..6
2) Тема 2.Язык и речь. Виды речевой деятельности…………………………………..10
3) Тема 3. Текст. Структура текста……………………………………………………………..13
4) Тема 4. Функциональные стили речи. Научный стиль…………………………………….16
5) Тема 5. Официально-деловой, публицистический, разговорный
стили речи………………………………………………………………………………………21
6) Тема 6.Художественный стиль речи. Контрольная работа №1……………………………………………………………………………………………….25
7) Вопросы для самоконтроля. Задания для самостоятельной работы по теме
«Язык и речь. Функциональные стили речи»…………………………………………….32
8) Тема 7. Слово в лексической системе языка………………………………………………....38
9) Тема 8.Лексические нормы русского языка…………………………………………………42
10) Тема 9.Русская лексика с точки зрения происхождения и сферы употребления……………………………………………………………………………………46
11) Тема 10.Фразеологизмы. Сфера употребления и правописание фразеологизмов. Контрольная работа № 2……………………………………………………………………….48
12) Вопросы для самоконтроля. Задания для самостоятельной работы…………………..52
13) Тема 11.Фонетика. Орфоэпические нормы русского языка. Правописание безударной гласной в корне слова. Непроизносимая согласная………………………………………….55
14) Тема 12.Гласные после шипящих и Ц, мягкий знак после шипящих……………………...62
15) Тема 13.Правописание приставок. Ы, - И после приставок. Контрольная работа
№ 3………………………………………………………………………………………………65
16) Вопросы для самоконтроля. Задания для самостоятельной работы…………………..68
17) Тема 14. Понятие морфемы. Способы словообразования…………………………………..71
18) Тема 15.Правописание сложных слов……………………………………………………….76
19) Тема 16.Обобщение. Подготовка к экзамену……………………………………………….80.
5. Список использованной литературы………………………………………………………83
Тема 1. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Разделы науки о языке.
БЛОК I. ТЕОРИЯ
ОК №1 РАЗДЕЛЫ НАУКИ О ЯЗЫКЕ
Название раздела | Что изучает | Изучаемые понятия |
1. ФОНЕТИКА | Раздел науки о языке, который изучает звуковой состав языка | Звуки, чередование звуков, сильная и слабая позиция звуков, ударение, интонация, слог, слогораздел. |
2. ОРФОЭПИЯ | Раздел науки о языке, который изучает слово с точки зрении его правильного произношения | Нормы произношения слов |
3.ОРФОГРАФИЯ | Раздел науки о языке, который изучает слово с точки зрения его правильного написания | Орфограмма, орфографическое правило, орфограммы в морфемах, слитное, раздельное, дефисное написание, употребление прописной и строчной буквы. |
4. ГРАФИКА | Раздел науки о языке, который изучает начертания букв алфавита и их соотношение со звуками речи. | Буква, алфавит, знаки письма. |
5. ЛЕКСИКА | Раздел науки о языке, который изучает слово с точки зрения его лексического значения, происхождения, употребления | Однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слов, омонимы, синонимы, антонимы, исконно-русские и заимствованные слова, устаревшие слова и неологизмы, диалектизмы, профессионализмы. |
6. ФРАЗЕОЛОГИЯ | Раздел науки о языке, который изучает устойчивые сочетания слов, имеющие переносное значение, их происхождение и употребление | Устойчивые сочетания слов – фразеологизмы. |
7. СЛОВООБРАЗО-ВАНИЕ | Раздел науки о языке, который изучает слово с точки зрения способа его образования и состава | Состав слова, морфема, основа слова, корень, суффикс, приставка, окончание, словообразовательные и формообразовательные морфемы, однокоренные слова, способы образования слов. |
8.МОРФОЛОГИЯ | Раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи | Части речи (самостоятельные и служебные), морфологические признаки частей речи. |
9. СИНТАКСИС | Раздел науки о языке, который изучает слово в составе словосочетания, предложения, текста | Словосочетание, подлежащее и сказуемое, второстепенные члены,; простое предложение, однородные члены предложения, обобщающие слова, обособленные члены предложения, обращение, вводные слова; сложные предложения (сложносочиненные, сложноподчинённые, бессоюзные); виды придаточных частей сложного предложения. |
10. ПУНКТУАЦИЯ | Раздел науки о языке, который изучает правильность постановки знаков препинания | Знаки препинания, их функции (завершающие, выделяющие, отделяющие). |
11.СТИЛИСТИКА | Раздел науки о языке, который изучает функциональные стили речи, их языковые особенности. | Стили речи: разговорный и книжные (художественный, научный, публицистический, официально-деловой), языковые особенности стилей, жанры стилей. |
12. КУЛЬТУРА РЕЧИ | Раздел науки о языке, который изучает нормы литературного языка в его устной и письменной формах. | Нормы литературного языка: орфоэпическая, орфографическая, морфологическая, словообразовательная, синтаксическая. |
БЛОК II ПРАКТИКУМ
1. Терминологический диктант (повторение изученного в 5-9 классах).