Вариативные формы терапевтического взаимодействия человек-лошадь

Под вариативными формами понимаются псевдовертикальные структуры модели «ТВЧЛ» (рис. 3.3).

3.5.4.1. Виды взаимодействия

В модели «ТВЧЛ» верховая езда является возможным видом взаимодействия наряду с другими со своим собственным специфическим лечебным значением (см. выше).

Я считаю весьма проблематичным говорить о лечебных воздействиях лошади на людей, как это принято - обобщающе, с тенденцией идеализировать, не проводя анализа и эмпирического контроля того в каких конкретных условиях взаимодействия может быть получен этот эффект. Так, можно задать критический вопрос: возникают ли психологические воздействия в процессе вольтижировки или какие другие формы взаимодействия с лошадью скорее окажут благоприятное влияние на соответствующие процессы.

Важным видом взаимодействия -как с точки зрения физиологического, так и психологического аспектов - является «состояние, когда тебя несут и ты двигаешься в пространстве» на лошади. С этим видом взаимодействия работает исключительно лечебно-гимнастическая иппотерапия. В этой специальной области, прежде всего, указывается на аналогичность движения лошади в форме трехмерного колебания с движением человека вперед. Основываясь на психологически-физиотерапевтических концепциях, раньше авторы предоставляли опытные данные, сигнализирующие, что только здесь начинается инновационное развитие терапевтической работы с участием лошади. Говоря об этом, следует назвать имя Фельденкрайса и вспомнить о формировании работы с лошадью. Сообщалось и о мототерапии с участием лошади. При всех этих терапевтических начинаниях решающее значение имеет вид взаимодействия «позволить нести себя и двигать в пространстве».

В противоположность этому вид взаимодействия «верховая езда» требует самостоятельного управления и Целенаправленного воздействия на лошадь, т.е. самостоятельного контроля лошади. Это усложняет восприятие отдельных тонких физических, духовных, интеллектуальных процессов и их осознание в силу сложности происходящего. Столь ценное с терапевтической точки зрения «расслабление» во многих ситуациях обусловливает расслабление лошади и размывает само представление о верховой езде. Мы знаем, что необходимый в этом случае контроль лошади должен осуществляться с земли другим лицом. «Состояние, когда тебя несут и ты двигаешься в пространстве» намного важнее и часто является растянутой составной частью лечебных процессов. Во многих случаях вид взаимодействия «верховая езда» вообще на происходит в процессе лечения, как и в лечебно-педагогической и психологической областях.

Что касается лечебно-педагогической и психологической работы на фоне связующего аспекта, то виды взаимодействия с земли имеют свое особое значение: ощущение близости, соблюдение дистанции, наблюдение, множество возможностей общения с лошадью - даже в игровой форме, уход и забота, работа на земле. Я думаю, что многие идеи могут получить здесь свое развитие, если преодолеть одностороннее фиксирование на верховой езде и вольтижировке. Мне кажется, основным принципом должно считаться следующее: для связи лицом к лицу необходим партнер. И это взаимное общение происходит в форме многогранного взаимодействия на земле.

3.5.4.2. Социальные виды

взаимодействия На уровне социальных видов взаимодействия речь идет о различных социальных рамочных условиях, вследствие которых внутри вышеописанного процесса диагноза и лечения принимаются решения. В результате подключения лошади к работе кардинально меняется классическая ситуация терапии. Лошадь является не только объектом и посредником, а «персональной» составной частью группирования в форме треугольника. Лошади приписывается функция терапевта. В зависимости от хода процесса эта ситуация позволяет терапевту «выключаться» из происходящего в большей или меньшей степени. Уже в этом заключается главная функция терапии с участием лошади.

Второй возможностью решения проблемы (с условием наличия соответствующих рамочных условий - см. выше) является вовлечение в работу опекающих пациента лиц (например, братьев, сестер или одного из родителей), разумеется, если в пользу этого говорят системные аспекты.

Во многих случаях решение о проведении ТВЧЛ в качестве групповой терапии будет рациональным только в более поздней фазе лечения, так как любое терапевтическое занятие связано с индивидуализацией. Для многих терапевтически нацеленных процессов групповая терапия противопоказана или ее проведение весьма проблематично. В то же время взаимодействие с группой создает благоприятные условия, прежде всего, для социальных процессов развития индивидуума. С точки зрения терапии, индивидуальный подход - постановка пациента в центр внимания - необходим также и в группе.

3.5.4.3. Виды коммуникации

Взаимодействие человека и лошади происходит на плоскости разных способов коммуникации. Углубленное восприятие обусловливает селекцию раздражений. Она возможна благодаря соответственным ситуативным вариантам (ср. уровень 5): например, закрыть глаза при слушании, ощупывании или чувствовании движения, а также психологическим вариантам, например покой, концентрация, восприятие фигур, осознание.

При взаимодействии человека и лошади значение и внимание в особенной степени направляются на язык тела. Это требует от общающегося с лошадью человека однозначности выражения - в противоположность к часто используемой двусмысленности сообщений в среде людей. В этом

заключается особая терапевтическая! ценность ТВЧЛ. Лошадь отражает доминантно значимое выражение раздвоенной и замаскированной передач! человека. Это способствует осознанию, внутреннему прояснению и изменению поведения.

Разные способы взаимодействия разрешают вариацию первично определенного и связанного вида коммуникации. Они открывают доступ к специфическим и терапевтически значимым видам восприятия и общения. Таким образом, кинестетическое восприятие с его значением для процессов определения физических состояний в их сочетании с психикой затрагивается посредством использования способа взаимодействия «позволить нести и двигать себя в пространстве». Визуальная коммуникация в первую очередь предполагает способы взаимодействия на земле и т.д.

Именно отличие коммуникации между человеком и лошадью по сравнению с коммуникацией между людьми во многих случаях позволяет добиться осознания, прояснения внутренних процессов изменения поведения. Однозначность языка лошади (см. выше), доминирование телесности и специфическое значение громкой речи играют при этом решающую роль.

Обонятельный канал восприятия и коммуникации, которым люди почему-то пренебрегают, имеет большое значение для лошади, выражает ее общение с человеком и дает ему возможность активировать свое собственное обоняние как важную часть отношения к окружающему миру или как важную область восприятия телесности и, тем самым запустить в ход соответствующие процессы развития.

Обычно коммуникация с лошадью имеет и кажущееся измерение. Под этим подразумеваются представления, фантазии, желания, планы действий. В терапевтическом процессе они также могут играть существенную роль, например, в форме разговоров, рисования, игр и т.д.

3 5 4.4. Виды действий ТВЧЛ предлагает полный комплекс возможностей познания на терапевтически значимом уровне личного контроля и контроля со стороны. С од- ΚηίΓстороны, речь здесь идет о спорости приспосабливаться, расселяться, развивать доверие, позволь вести себя, отдаваться, позволить себе помочь, погружаться, координировать свои действия с окружающим миром, целенаправленно и дифференцированно воспринимать, отступать. С другой стороны, речь идет и о взятии на себя ответственности, о самостоятельных действиях, контроле за окружением, что позволит развить самоуверенность, эмоциональную стабильность и социальную компетенцию.

На фоне этого аспекта необходимо также учитывать самые различные способы взаимодействия, которые способствуют накоплению опыта в специфичной манере.

Личный контроль имеет два измерения: направленный внутрь и направленный наружу. Оба нужно учитывать при разных взаимодействиях, например контролировать самого себя при налаживании контакта с лошадью, контролировать лошадь в процессе управления, контролировать других пациентов с помощью звуковых сигналов.

Возможны многообразные комбинации, также и в зависимости от личных и социальных вариаций (ср. Уровень 7): формы взаимодействия с Разными ролями для участвующих лиц. Так, могут возникать иерархии контроля другими лицами: терапевт Устанавливает рамки игры, пациент Управляет циклом движения (например, с помощью акустических сигналов), пациент регулирует направление движения или его форму в качестве ведущего в поводу или всадника. °ИД взаимодействия общение/игра предлагает в этом контексте много- образные возможности.

В ТВЧЛ учтены эмоционально- мотивационные аспекты действий с одной стороны и когнитивные аспекты с другой.

3.5.4.5. Ситуативные измерения

Говоря о ситуативном измерении, имеют ввиду, во-первых, учет внешних ситуативных вариаций (например, условия работы - плац или манеж, погодные условия), личных ситуативных вариаций (например, настроение лошади, желания пациента, состояние терапевта) и социальных вариаций (например, составление группы).

Во-вторых, речь идет о возможности и необходимости создания определенных ситуативных условий для терапевтических процессов. Это указывает на гибкое общение с разными вариациями формы и дидактико-методическими решениями - также в связи с обусловливающими процесс изменениями личной и социальной ситуации по ходу терапии - например, решение изменить вид взаимодействия.

3.5.4.6. Измерения жизни/ переживаний

Как и вся жизнь, взаимодействие человека и лошади разыгрывается в четырех измерениях пространства, времени, силы и формы. Каждое взаимодействие человека и лошади ставит в этих рамках специфические основные задачи или создает специфические возможности для накопления опыта.

Из субъективной перспективы переживания места, времени, силы и формы можно было бы перевести эти измерения как жизнь или переживание в здесь/сейчас, жизнь с ощущением собственной и чужой энергии и динамики, жизнь в ощущении формы. Встречаются вместе целостные начала ритмики [Feudel Ε. Durchbruchzum Rhytmischen in der Erziehung. Stuttgart 1965], биоэнергетики [Lowen A. Der Korper als Retter der Seele. Bern/Munchen 1976] и психологии образов и образной терапии [Perls F. Grundlagender Gestalttherapie. Munchen 1977].

Относительно измерения пространства/здесь речь идет, например, о пространственном ориентировании, пространственном расчленении, пространственных отношениях/соотношениях личного (ср. вид взаимодействия близость/дистанция) и материального видов.

Измерение здесь/сейчас прежде всего связано с разницей времени, временным ориентированием и разделением (например, такт/ритм), с покоем и скоростью, экономией времени, планированием времени, наслаждением временем, осознанием времени, например забывать что-то со временем или ощущать временные границы.

Измерение сила/энергия/динамика в первую очередь связано с движением. Любое внутреннее и внешнее движение характеризуется разным приложением силы/энергии и показывает различную динамику. Сила и энергия угрожают и освобождают. В ТВЧЛ подобные угрозы могут приходить извне через силу лошади, энергию движения или изнутри вследствие неправильного управления энергиями: физическое блокирование, напряжения, состояния страха или растрата энергии в форме избыточных реакций. Экономичное и адекватное обращение с энергией является важным терапевтическим аспектом внутри всех областей ТВЧЛ (ср. с уровнем 4). Освобождающее ощущение в общении с лошадью заключается в доступном и одновременно контролируемом внутреннем и внешнем движении. С терапевтической точки зрения, направленная внутрь динамика состоит в том, что нечто приходит в движение и происходит какое- то изменение.

Измерение форма/образ уже обсуждалось в рамках аспекта деления пространства и времени. В ТВЧЛ пространственные и временные раз. деления играют решающую роль. Так, виды движения лошади являются специфическим разделением времени. При этом речь идет о формах ритма и такта, которые воспринимаются и ощущаются посредством разнообразных взаимодействий с лошадью (ср. виды взаимодействия и коммуникации). Пространственные образы в первую очередь связаны с визуальным восприятием, временные образы - со слуховым. Можно развить много идей в отношении усиления восприятия пространственных образов (например, отметить пути в пространстве) или временных образов (перенести на инструменты ритмы движения и такт). В физическом контакте с лошадью признаки телесности можно познать в качестве тактильных образов (например, грива, ноздри, хвост, копыто).

Измерение процесса

В этом разделе в первую очередь пойдет речь о соблюдении всего про- исходящего в форме процесса - и в тонких структурах терапевтического цикла - вместе с его персональными и личными измерениями (ср. уровень 8). В любой терапевтической ситуации существуют процессы восприятия, внутренней обработки, поведения - ответа - и его обратной связи посредством обновленных процессов восприятия и т.д.

Восприятия (ср. виды коммуникации) является процессом ориентирования, принятия и кодирования. Это предполагает наличие определенных признаков поведения, таких как концентрация, центрирование момента, способность к фильтрации раздражений, собственное управление. Взаимодействие с лошадью может особенным образом стимулировать процессы самовосприятия и восприятия окружающего мира.

Внутренний процесс обработки проявляется в интерпретации и оценке ситуации и подготовки к действиям в зависимости от ситуации в процессе взаимодействия человека и лошади на передний план выходят эмоциональные или когнитивные моменты внутренней обработки.

Третьей процессуальной частью взаимодействия с лошадью являются реакции поведения: на моторном, эмоциональном, когнитивном или психологическом уровне либо на уровне физических ощущений.

В терапии, ориентированной на процесс, терапевт сопровождает эти процессы и реагирует постоянным и адекватным приспосабливанием своих действий.

Вследствие постановки разных целей внутри ТВЧЛ в области измерения процесса нужно провести решающее определение местоположения. Оно ведет к специфическому выбору вариаций взаимодействия. Так как терапевтический процесс зависит от конкретных взаимодействий, нужно требовать дифференцирования и вариабельности без фиксирования на виды взаимодействия верховой езды и вольтижировки.

3.5.4.8. Личные и социальные измерения

Все участники ТВЧЛ привносят с собой личные вариации: пациент, терапевт, лошадь. Вместе с пациентом в Центре внимания должна находиться и лошадь. Это стимулирует уважение и ответственность по отношению к ней. Центрирование лошади является обязательным в том случае, если терапия не рассматривается только на функциональной основе с приравниванием лошади к инструменту, а если лошадь Действует в качестве партнера и социального визави. Следует принимать во внимание не только всего человека, но и всю лошадь. Основные принципы также действительны по отношению к лошади: соблюдение потребностей, приемлемость, позитивное уважение и чувственное понимание. Это поднимает вопросы о форме условий жизни лошади в общем.

Третьим связующим моментом личного центрирования является терапевт. Его качества, компетенция играют решающую роль для процесса терапии, причем в ТВЧЛ лошадь является ассистентом терапевта и подчеркивает относительность его функции.

Каждая социальная композиция, например терапевт-лошадь, лошадь- пациент, пациент-терапевт образует специфическое взаимодействие и особую связь. Каждый не может подходить к каждому! Не каждая композиция годится для терапии. То же самое касается построения групповой терапии. С точки зрения терапии, очень важно соблюдать и учитывать индивидуальные процессы пациента в среде группы и в рамках ситуации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ТВЧЛ не является какой-то закрытой концепцией; в первую очередь это открытая модель, которая пытается учитывать самые важные вариации и принципы и таким образом внести свой вклад в продолжение развития теории и практики терапевтической работы с человеком и лошадью. Несмотря на разработанные принципы обеих моделей, я отдаю себе отчет в том, что многие из изображенных в модели ТВЧЛ аспектов являются составными частями существующей практики.

«Узнать свободу - познать границы» - так звучит тема заседания. После свободы, которую Вы подарили мне, внимательно выслушав доклад о моей концепции, в заключительной беседе мы можем выявить границы, с которыми сталкиваемся в этом мысленном путешествии. Возможно, при этом удастся интегрировать часть полярностей, формирующих наши разные, иногда даже почти противоположные установки и знания.

Эти два определения движения охватывают измерения пространства, времени, силы тяжести, а также основную форму человеческой коммуникации - диалог движения. Психомоторные и психодинамические аспекты понятий «держать» и «нести»

4 ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ И ПСИХОМОТОРНЫЕ АСПЕКТЫ ДВИЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО РАЗВИТИЕ

М. Шулыд (М. Schulz)

4.1. ПСИХОМОТОРНЫЙ ПРОЦЕСС И ЛЕЧЕБНАЯВЕРХОВАЯ ЕЗДА

Верховая езда, вольтижировка, иппотерапия, как и лечебно-педагогическая работа с группой пациентов с лошадью и на лошади - все это следует рассматривать как психомоторный процесс.

будут перенесены на работу с лошадью, и уже исходя из этого будет выведено основание для лечебно-педагогического комплекса ранней стимуляции. На основании отдельно взятого случая, как это периодически встречается в лечебно-педагогической практике, на примере стимуляции развития ориентации в пространстве будет продемонстрировано, как можно работать с лошадью в области лечебной педагогики.

Следуя высказываниям Е.Дж. Кифарда [Kiphard E.J. Entwicklungen und Perspectiven der Psychomotorik. In: Huber H., Reider H., Neuhauser G. Psychomotorik und Padagogic; 1990], понятие психомоторики указывает на тесную связь между движением человека и его душевными переживаниями. С психологической точки зрения он более точно описывает «все формирующиеся в процессе движения ментальные процессы, такие, как концентрация, антиципация (т.е. предугавание событий), мотивация и реакция. В интерпретации «телесносности и движения человека» [Holter G. olchomotorik aus psychotherapeutis- rl< Sicht. In: Huber H„ Reider H„ Meuhauser G. Psychomotorik und Padagogic; 1990] важным моментом является теория восприятия в качестве модели, объясняющей сенсорную и физическую переработку раздражений органов чувств и опыта. Поэтому упражнения, ориентированные на накопление физического, материального и социального опыта, являются важной составной частью психомоторной лечебной физкультуры. Сегодня, согласно новым понятиям, психомоторная лечебная физкультура относится к области мотопедагогики. Из скорее функционального понимания лечения она .развилась в целостную лечебно-двигательную педагогику.

Если движение человека нарушено, то это влияет на психомоторику, т.е. на его двигательное поведение и переживание (восприятие) движения в целом, а также на его личность. Это негативное воздействие может быть особенно продолжительным у детей и подростков, которые находятся в периоде развития. При этом сохраняется шанс успешной компенсации имеющихся нарушений.

4.2. ПСИХОДИНАМИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

ЗА РАЗВИТИЕМ ДВИЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ В РАН Н ЕМ ВОЗРАСТЕ

Наши рекомендации