Обследование анатомического состояния артикуляционного праксиса
Изучение состояния артикуляционного аппарата начиналось с обследования его анатомического состояния:
1) губы:
· норма;
· врожденная скрытая левосторонняя расщелина верхней губы;
· врожденная скрытая правосторонняя расщелина верхней губы;
· врожденная частичная левосторонняя расщелина верхней губы;
· врожденная частичная правосторонняя расщелина верхней губы;
· врожденная полная левосторонняя расщелина верхней губы;
· врожденная полная правосторонняя расщелина верхней губы;
· врожденная частичная двухсторонняя расщелина верхней губы;
· врожденная полная двухсторонняя расщелина верхней губы;
· губа после хейлопластики справа;
· губа после хейлопластики слева;
· губа после двухсторонней хейлопластики;
2) зубочелюстная система:
· норма;
· ортогнатический прикус;
· дистальный прикус;
· мезиальный прикус (ложная прогения);
· передний открытый прикус;
· боковой открытый прикус (левосторонний, правосторонний, двухсторонний);
· диастема;
· неправильное строение зубов (редкие, кривые, мелкие, лишние, вне челюстной дуги);
3) язык:
· норма;
· массивный;
· гипертрофия корня языка;
· позиция в полости рта (норма, кончик языка сдвинут кзади); врожденное западение корня языка;
4) уздечка языка:
· достаточной длины;
· укорочена;
· короткая;
5) уздечка верхней челюсти:
· достаточной длины;
· укорочена;
· короткая;
6) нёбо:
· норма;
· врожденная несквозная скрытая расщелина нёба;
· врожденная несквозная частичная расщелина нёба;
· врожденная несквозная полная расщелина нёба;
· врожденная сквозная левосторонняя расщелина нёба;
· врожденная сквозная правосторонняя расщелина нёба;
· врожденная сквозная двухсторонняя расщелина нёба;
· готическое, узкое нёбо;
· низкое, плоское, широкое нёбо;
· куполообразное нёбо;
7) увуля:
· норма;
· расщеплена;
· отклоняется в сторону;
8) глотка:
· норма;
· врожденное увеличение глоточного пространства;
9) альвеолярный отросток:
· норма;
· расщеплен;
10) голосовые складки:
· норма;
· гиперемия, гиперплазия, узелки;
· напряжение:
а) нормальное;
б) слабое;
в) чрезмерное;
· смыкание:
а) нормальное;
б) неполное;
в) очень сильное;
· форма голосовой щели;
· состояние вестибулярных складок;
· состояние межчерпаловидного пространства;
· стенки трахеи;
· черпалонадгортанные складки;
11 ) дыхательная система:
· жизненная емкость легких (ЖЕЛ);
· тип дыхания:
а) ключичное;
б) ключично-грудное;
в) грудное;
г) нижнедиафрагмальное;
д) смешанное;
· носовое дыхание:
а) норма;
б) затруднено;
в) отсутствует;
г) возможность дифференциации носового и ротового дыхания;
д) невозможность;
· ротовая воздушная струя:
а) сформирована;
б) слабая;
в) короткая;
г) отсутствует;
д) достаточной длины;
· координация вдоха и выдоха:
а) норма;
б) нарушена (укорочение фонационного выдоха);
· фонационное дыхание:
а) наличие эмиссии воздуха через нос;
б) отсутствует.
Оценивалось анатомическое состояние артикуляционного аппарата:нормальное строение артикуляционного аппарата; с дефектами артикуляционного праксиса (указывается, какое звено артикуляционного аппарата страдает).
Обследование анатомического аппарата начиналось с наблюдения за мимической мускулатурой в покое:
1) отмечалась выраженность носогубных складок, их симметричность;
2) открыт рот или закрыт; наличие слюнотечения;
3) характер линии губ и плотность их смыкания;
4) имеются ли насильственные движения (гиперкинезы) мимической мускулатуры.
Затем переходили к осмотру органов артикуляционного аппарата, в ходе которого необходимо было установить особенности строения и дефекты анатомического характера следующих органов: губ, языка, зубов, мягкого неба, челюстей, твердого неба.
Исследование двигательной функции
Артикуляционного праксиса
Все задания выполнялись при многократном повторении требуемого движения.
Прием . Исследование двигательной функции губ по словесной инструкции проводилось после выполнения задания по показу.
Содержание заданий – ребенку предлагалось:
а) сомкнуть губы;
б) округлить губы, как при произношении звука «о», — удержать позу;
в) вытянуть губы в трубочку, как при произношении звука «у», — удержать позу;
г) сделать «хоботок» (вытянуть губы и сомкнуть их);
д) растянуть губы в «улыбке» (зубов не видно) и удержать позу;
е) поднять верхнюю губу вверх, видны верхние зубы;
ж) опустить нижнюю губу вниз, видны нижние зубы;
з) одновременно поднять верхнюю губу вверх и опустить нижнюю;
и) многократно произносить губные звуки «б-б-б», «п-п-п».
Отмечался характер выполнения: выполнение правильное; диапазон движений ограничен; наличие содружественных движений; чрезмерное напряжение мышц; истощаемость движений; наличие синкинезий, саливации, гиперкинезов; снижение участия правой и левой сторон губ, смыкание губ с одной стороны.
Прием .
Содержание заданий – ребенку предлагалось:
а) широко раскрыть рот, как при произношении звука «а», и закрыть;
б) сделать движение нижней челюстью вправо;
в) сделать движение нижней челюстью влево;
г) сделать движение нижней челюстью вперед.
Отмечался характер выполнения: правильное; движения челюсти недостаточного объема; наличие содружественных движений, тремора, саливации; движение не удалось.
Прием . Исследование двигательных функций языка по показу и словесной инструкции.
Содержание заданий – ребенку предлагалось:
а) положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счет от 1 до 5;
б) положить широкий язык на верхнюю губу и подержать, как в предыдущем задании, под счет от 1 до 5;
в) переводить кончик языка поочередно из правого угла в левый угол, касаясь губ;
г) выдвинуть язык «лопаткой», «иголочкой»;
д) оттопырить правую, затем левую щеку языком,
е) поднять кончик языка к верхним зубам, подержать под счет от 1 до 5 и опустить к нижним зубам;
д) закрыть глаза, вытянуть руки вперед, а кончик языка положить на нижнюю губу;
е) движение языком вперед-назад.
Отмечался характер выполнения: правильное; движения языка имели недостаточный диапазон; в мышцах появлялись содружественные движения; язык двигался неуклюже, всей массой, медленно, неточно; имелись отклонения языка в сторону, язык удерживался в определенном положении; истощаемость движений; наличие тремора, гиперкинезов, саливации.
Прием . Исследование двигательной функции мягкого неба.
Содержание заданий — ребенку предлагалось:
а) широко открыть рот и четко произнести звук «а» (в этот момент в норме мягкое небо поднимается);
б) провести шпателем, зондом или бумажкой, скрученной в трубочку, по мягкому небу (в норме должен появиться рвотный рефлекс);
в) при высунутом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть так, как будто задувается пламя свечи.
Отмечался характер выполнения: правильное; объем движений ограничен; наличие содружественных движений, малой подвижности нёбной занавески, гиперкинезов, саливации; движение не удалось.