Обследование орального праксисА

Обследование орального праксиса начинается с наблюдения за мимической мускулатурой в покое:

1) лицо живое или амимичное;

2) глаза детские, любопытные или взрослого человека;

3) носогубные складки выражены, симметричны или отмечается сглаженность носогубной складки;

4) рот открыт или закрыт;

5) характер линии губ и плотность их смыкания;

6) имеются ли гиперкинезы мимической мускулатуры.

Затем изучалось состояние орального праксиса и мимической мускулатуры в движении.

Экспериментатор давал задание: «Я буду показывать картинки, изображающие то или иное состояние человека, животного. А ты посмотри и постарайся повторить его перед зеркалом»:

а) «лягушки улыбаются» (изображает улыбку);

б) «мы толстячки» (надуть щеки);

в) «мы худышки» (втянуть щеки);

г) «Миша сердится» (нахмурится);

д) «мальчик удивляется» (удивится);

е) «плакса» (изобразить плаксу);

ж) «досада»;

з) «грусть».

Оценивалось следующее: правильность выполнения мимических и артикуляционных поз; четкость выполнения мимических и артикуляционных поз; возможность воспроизведения мимических и артикуляционных поз; поиски мимических и артикуляционных поз.

Результаты изучения артикуляционного праксиса показали, что асимметрия иннервации мимической мускулатуры выражалось лишь в незначительной сглаженности носогубной складки, наблюдались остаточные явления поражений лицевого нерва в виде снижения чувствительности на пораженной стороне, амимичности.

При выполнении функциональных проб (при оскале) наблюдаемая сглаженность носогубной складки становилась гораздо рельефнее. На стороне пареза развивалось утомление мышц. Выявлению асимметрии иннервации лицевой мускулатуры способствовали мимические движения: закрывание одного глаза, надувание одной щеки и др.

При исследовании мимической лицевой мускулатуры и артикуляторного аппарата у всех испытуемых отмечались симптомы быстрой истощаемости, низкое качество выполнения заданий: нарушена точность, плавность, мышечная сила движений; страдает их объем и амплитуда.

Наиболее ярко моторная недостаточность обнаруживается при выполнении сложных двигательных актов. Это говорит о том, что у детей со стертой формой дизартрии плохо развита кинестетическая чувствительность, что влечет за собой нарушение единства действия органа исполнителя и ощущений от его движений.

Итак, исследование состояния моторных функций у детей с дизартрией выявило двигательные нарушения артикуляционных движений, обусловленные парезами и параличами органов артикуляции.

ВЫВОДЫ:

Обследование детей с дизартрией выявило:

1. Наличие нарушений структуры слова. Эти нарушения вызваны ошибками звукобуквенного уровня:

1) усечением звуков при стечениях согласных;

2) заменой звуков;

3) искажением звуков;

4) уподоблением звуков;

5) добавлением звуков;

6) уподоблением звуков;

7) перестановкой звуков;

8) смешением звуков.

2. Ритмико-интонационные рисунки и слоговой состав слов достаточно сохранены. Нарушения звукопроизношения носят полиморфный характер и проявляются преимущественно в искажениях звуков.

3. Страдают операции выделения конкретной фонемы, что связано с вторичным недоразвитием фонематического слуха. Ошибки наблюдались в выделении звуков по месту и способу образования, в определении количества согласных, что связано с нарушениями произносительных возможностей.

4. Изучение состояния моторных функций выявило стертые парезы и параличи. Характер нарушения речедвигательного анализатора обусловливает и особенности нарушений структуры слова при данной речевой патологии.

Из анализа следует, что работа по формированию слогового состава слова у детей с дизартрией не является наиболее актуальной и первостепенной.

В качестве дифференциальных диагностических показателей у детей с моторной алалией были выделены следующие параметры:

1.Анализ анамнестических данных.

2.Особенности нарушений структуры слова.

3.Характеристика ошибок, деформирующих структуру слова.

4.Особенности восприятия и воспроизведения темпа интонационного рисунка слова.

5.Особенности состояния моторных функций.

6.Особенности динамической организации артикуляционного аппарата.

Анализ полученных данных состояния структуры слова у детей с ОНР выявил, что характер нарушений слов при дизартрии и моторной алалии неоднороден. При дизартрии выявлены нарушения структуры слова в виде: опускания звуков в стечениях согласных; добавления звуков; замены звуков; перестановки звуков; уподобления звуков; искажения звуков; смешения звуков. Для детей с моторной алалией наиболее характерными ошибками явились: сокращения слогов и звуков; уподобления слогов и звуков; добавление слогов и звуков; искажение звуков; замены слогов и звуков; перестановки слогов и звуков; сокращения стечений согласных. Наиболее частыми ошибками нарушений структуры слова для детей с дизартрией были искажения звуков, а для детей с моторной
алалией – упрощения слогов, опускания слогов и звуков и уподобления слогов и звуков.

Механизм нарушения структуры слова у детей с дизартрией и моторной алалией (оба случая ОНР III уровня) будет различен. У детей с дизартрией отмечаются сложности в усвоении звукового состава слова в связи с двигательными затруднениями органов артикуляции, что связано с параличами и парезами, а у детей с алалией преобладают трудности в усвоении слогового состава слова в связи с нарушениями корковых механизмов, осуществляющих звуковые и слоговые программы.

Способность к овладению ритмико-интонационным рисунком и слоговым составом слова может выступать в качестве дифференциального признака, позволяющего распознать различную природу речевых нарушений. Так, нарушения слоговой структуры слова свидетельствуют о недоразвитии речи коркового генеза, а у детей, имеющих нарушения проводниковых путей, нарушения слов будут проявляться в виде специфических ошибок звукобуквенного уровня. У детей с дизартрией чувство ритма сформировано достаточно хорошо, общая слоговая структура слова выдерживается. Для детей с алалией характерна выраженная несформированность неречевого чувства ритма и ритмико-интонационных рисунков слов. Ритмический рисунок слов не выдерживается, не интонируется, что, в свою очередь, вызывает грубые искажения структуры звучащего слова.

Анализ полученных результатов позволяет спланировать дифференцированный подход к содержанию коррекционного обучения. Так, несмотря на наличие у детей с дизартрией серьезных искажений слова, работа над слоговым составом не является для них актуальной и первостепенной (в отличие от детей с моторной алалией). В логопедической работе с детьми, страдающими дизартрией, акцент должен ставиться на звуковой и звукобуквенный анализ, слоговая структура слов будет уточняться во время овладения этими фонематическими операциями. Детям с моторной алалией необходима работа по развитию звукослогового и звукобуквенного анализа. Работа по звуковому анализу будет осуществляться в процессе формирования структуры слов различной степени сложности слоговой структуры (14 классов, по А. К. Марковой).

Анализ исследования моторных функций выявил различный характер двигательных нарушений при ОНР III уровня, обусловленном дизартрией и моторной алалией. Для детей с дизартрией характерны нарушения артикуляционных движений, обусловленные парезами и параличами органов артикуляции, а у детей с моторной алалией страдает динамическая организация движений, нарушены ощущения от движения органов артикуляции, механизмы переключения. Состояние моторных функций может выступать дополнительным диагностическим признаком двух сходных состояний при ОНР.

Таким образом, в результате проведённого исследования установлены дополнительные дифференциально-диагностические критерии сходных речевых нарушений. В качестве наиболее распостранённых речевых дисфункций выступили: артикуляторно-фонетическая дислалия, псевдобульбарная форма дизартрии и моторная алалия (ОНР 3уровня). Выявленные речевые нарушения сопровождались разными анамнестическими данными, клинической картиной того или иного нарушения. Был выполнен тщательный нейролингвистический и нейропсихологический анализ конкретной речевой дисфункции. В качестве основного дифференциального признака был выделен КОНТУР (звукослоговой), позволяющий на основе психолингвистического подхода отграничить одну патологию от другой. Сформированность слогоритмичных рисунков позволило исключить речевые нарушения коркового генеза (корковую дизартрию и моторную алалию), а также определить ведущий механизм нарушения.

Изучение вопроса формирования звуковой и слоговой структуры у детей с нормальным речевым онтогенезом показало, что, по данным исследователей А. К. Марковой, Г. И. Ляминой, И. С. Кривовяз и др., дети с нормальным речевым развитием к трем годам усваивают звукослоговой состав 3—4-сложных слов. Характерным для этого этапа развития речи нормального ребенка является то, что овладение слоговой структурой слова часто происходит быстрее, чем усвоение звукового состава слова.

У ребенка с нормальным речевым развитием искажения структуры слова наблюдаются лишь в начале этапа овладения той или иной слоговой структурой, и в возрасте старше 2,5 лет практически не встречаются, в то время как у детей с речевой патологией (моторной алалией) этот процесс затягивается до школьного возраста, перерастая в нарушения письма.

Проведенное исследование выявило неоднородность нарушений звуковой и слоговой структуры слова у детей, страдающих легкой степенью псевдобульбарной дизартрии и моторной алалией (оба случая ОНР III уровня).

Так, у детей с дизартрией выявлена такая закономерность речевого развития, как нарушение звуковой структуры слова, а у детей с моторной алалией — нарушение звуковой и слоговой структуры слова. Эта особенность позволяет рас­сматривать состояние структуры слова как дополнительный критерий диагностики и дифференциации двух клинических состо­яний при ОНР III уровня, имеющих различный механизм нарушения речи, а следовательно, и отдифференцировать пути коррекционного воздействия.

Изучение состояния структуры слова у детей с дизартрией выявило следующие виды ошибок: искажения, опускания, добавле­ния отдельных звуков, перестановки, уподобления, деформирую­щие структуру слова, но нет нарушений слоговой структуры, хотя отмечаются случаи упрощения стечений согласных, которые очень похожи на нарушения слоговой структуры. Однако нарушения этого типа являются смежными и затрагивают главным образом звуковой состав слова. Общая структура звучащего слова у ребенка с дизартрией сохраняется полностью в правильном ритмико-интонационном рисунке. Это позволяет говорить о сохранности длины слова, т. е. его слогового состава.

Для ребенка с алалией характерным является неумение воспроизвести слово в полном слоговом составе. Специфичными для него являются ошибки звукослогового уровня: опускания, добавления отдель­ных слогов и звуков, перестановки, уподобления, смешения слогов и звуков.

Нарушения слоговой структуры слова свидетельствуют о недоразвитии речи коркового генеза, а у детей с нарушением проводниковых путей нарушения произношения слов проявляются в виде специфических ошибок звукобуквенного уровня. Правильность предлагаемого дополнительного диагностического критерия для отграничения детей с различным механизмом нарушения речи при одном структурном диагнозе (ОНР III уровня) подтверждена традиционным клиническим изучением детей с дизартрией и моторной алалией.

Наши рекомендации