IX. Обследование артикуляционного аппарата

Речевая карта обследования ребенка с ОНР

I. Анкетные данные ребенка

Фамилия, имя ___________________________________________________

Дата рождения __________________________________________________

Дата поступления в группу ________________________________________

Откуда поступил _________________________________________________

Жалобы родителей _______________________________________________

_____________________________________________________________

Домашний адрес _________________________________________________

_____________________________________________________________

II. Анамнез

От какой беременности ребенок ____________________________________

Как протекала беременность (нормально, токсикоз, хронические заболевания, инфекционные заболевания ...) ____________________________________________________________

____________________________________________________________

Роды (в срок, нормальные, досрочные, стремительные, обезвоженные, кесарево сечение, использование каких-либо родовспоможений...)___________________________________________

Когда закричал _________________________________________________ Асфиксия (красная, синяя, белая) ___________________________________

Резус-конфликт __________________________________________________

Вскармливание:

а) когда принесли кормить _________________________________________

б) грудное или искусственное ______________________________________

Выписался из роддома на ___ день, если задержался, то почему _______

_____________________________________________________________

III. Раннее физическое и психическое развитие

­­­­­­­­­Начал держать голову _______ (N к 2 мес.), сидеть _________ (N к 6 мес.),

стоять с помощью опоры _____(N к 8-9 мес.), ходить _______ (N к 1 году).

Гуление ___(N в 2-3 мес.), лепет ___ (N в 5-6 мес.), первые слова ___(N к 1 году), первые фразы __(N к 1,5- 2 годам), фразовая речь __ (N к 3 годам)

Перенесенные заболевания:

а) до 1 года _____________________________________________________

_____________________________________________________________

б) после 1 года ___________________________________________________

_____________________________________________________________

Ушибы, травмы головы ___________________________________________

_____________________________________________________________

Прерывалось ли речевое развитие _________________________________

______________________________________________________________

IV. Речевая и социальная среда

Контакты с лицами, имеющими речевые нарушения___________________

Наличие в семье двуязычия (билингвизм); язык, преобладающий в общении ____________________________________________________________

С кем проживает ребенок (с родителями, опекунами, бабушкой …) ________________________________________________________________

Занимался ли ребенок с логопедом, с какого возраста __________________

_____________________________________________________________

V. Объективные медицинские данные о состоянии здоровья

Неврологический статус (невропатолог) _____________________________

Состояние слуха (отоларинголог) ___________________________________

Состояние зрения (окулист) ________________________________________

Состояние интеллекта (психоневролог) ______________________________

Общее состояние здоровья (педиатр) _______________________________

_____________________________________________________________

VI. Разговорно-описательная беседа

(цель: выявить общий кругозор ребенка, уровень сформированности связного высказывания)

Как тебя зовут? ______________________________________________

Сколько тебе лет? _______________________________________________

Где ты живешь? _________________________________________________

С кем ты живешь? ________________________________________________

_____________________________________________________________

Как зовут маму, папу? ____________________________________________

_____________________________________________________________

Есть ли у тебя брат (сестра)? ______________________________________

_______________________________________________________________

Кто работает в твоей семье? А кто учиться? _________________________

_____________________________________________________________

С кем ты дружишь в детском саду? ________________________________

_____________________________________________________________

Помогаешь ли ты взрослым дома? __________________________________

_____________________________________________________________

Что ты умеешь делать? ___________________________________________

_____________________________________________________________

Какая у тебя любимая сказка? О чем она? ____________________________

_____________________________________________________________

Другие сведения об окружающем мире ____________________________

_____________________________________________________________

Вывод: ________________________________________________________

_______________________________________________________________

________________________________________________________________

_______________________________________________________________

________________________________________________________________

VII. Моторная сфера

1. Состояние общей моторики ____________________________________

____________________________________________________________

Постоять на одной ноге (попеременно) ______________________________

Попрыгать на двух ногах __________________________________________

Попрыгать на одной ноге (попеременно) _____________________________

Постоять на цыпочках _____________________________________________

Присесть, руки в стороны __________________________________________

2. Состояние мелкой моторики____________________________________

_____________________________________________________________

Пальчиковые упражнения: «Коза» _____, «Зайчик» _____, «Колечко»____

(правая, левая рука, синхронно)

«Кулак - ребро» _________________________________________________

«Кулак – ребро - ладонь» __________________________________________

«Пальчики здороваются» (соединить пальцы рук) ____________________

Нанизывание колечек, бусинок на тесьму ____________________________

Собрать мозаику (спички…) _______________________________________

Ведущая рука (правая, левая, амбидекстр)____________________________

4. Мимика_____________________________________________________

________________________________________________________________

Нахмурить брови _________________________________________________

Наморщить лоб __________________________________________________

Прищурить глаз __________________________________________________

Изобразить радость (печаль) _______________________________________

Надуть щеку (щеки) ______________________________________________

5. Навыки самообслуживания____________________________________

________________________________________________________________

(умеет ли самостоятельно застегивать, расстегивать пуговицы; завязывать, развязывать шнурки и т.д.)_________________________________________

Вывод: __________________________________________________________

VIII. Состояние психических процессов

1. Внимание _______________________________________________

_____________________________________________________________

(достаточно устойчивое, поверхностное, недостаточно устойчивое, быстро истощается, требует переключения на другой вид деятельности …)

2. Память _________________________________________________

_______________________________________________________________

а) запоминание предметов (слов) ___________________________________

б) добавление предмета в линейный ряд ___________________________

в) уменьшение предметов в линейном ряду __________________________

г) заучивание слов при 1, 2, 3, 4 – кратном повторении ________________

3. Зрительное восприятие________________________________________

________________________________________________________________

а) узнавание предметов в неполном изображении ______________________

б) узнавание предметов в условиях наложения ________________________

в) силуэтное изображение ________________________________________

4. Восприятие цвета, оттенков ___________________________________

5. Восприятие формы _________________________________________

6. Пространственные представления______________________________

(справа ___ , слева ___ , впереди ___ , сзади ___ , выше ___ , ниже ___ дальше __ , ближе __ , в центре ___ )

7. Временные представления____________________________________

_____________________________________________________________

а) части суток ___________________________________________________

б) времена года __________________________________________________

г) дни недели ____________________________________________________

8. Мышление _________________________________________________

_____________________________________________________________

а) обобщение словом ____________________________________________

б) исключение «4-го лишнего» ___________________________________

в) складывание разрезных картинок ________________________________

г) восстановление сюжета (серия картинок) ___________________________

д) понимание переносных значений слов («золотые волосы», «золотые руки») _____________________________________________________________

9. Математические представления _______________________________

_____________________________________________________________

а) прямой счет ___________________________________________________

б) обратный счет _________________________________________________

в) простейшие арифметические действия _____________________________

10. Работоспособность (снижена, достаточна…) _____________________

_____________________________________________________________

Вывод:__________________________________________________________

________________________________________________________________

IX. Обследование артикуляционного аппарата

Губы ___________________________________________________________

(толстые, тонкие, короткие, имеются шрамы, норма)

Зубы __________________________________________________________

(редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные, с большими промежутками, отсутствуют резцы, норма)

Челюсти ________________________________________________________

(норма, прогения, прогнатия)

Прикус _________________________________________________________

(норма, открытый боковой, открытый передний, перекрёстный прикус, ассиметрия прикуса)

Твёрдое нёбо __________________________________________________

(норма, высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель)

Мягкое нёбо__________________________________________________

(норма, укороченное, отсутствует маленький язычок)

Язык __________________________________________________________

(обычный, массивный, широкий, географический, маленький, длинный, короткий, узкий)

Подъязычная связка ______________________________________________

(обычная, короткая, укороченная, спайка с тканями подъязычной области)

Кончик языка __________________________________________________

(норма, истонченный, широкий, толстый, раздвоенный)

Позиция языка в полости рта _______________________________________

(правильно стабилизирован, оттянут назад, лежит на дне полости рта, при фонации в межзубном положении) __________________________________

Вывод: ______________________________________________________

________________________________________________________________

Наши рекомендации