Предпринимательский климат в России: взгляд со стороны
В рамках исследования был также проведен опрос международного бизнеса, работающего в Российской Федерации, силами компании FleishmanHillard Vanguard.
Иностранный бизнес дал свою оценку деловой среды в стране в 2015 году и отметил существенное влияние экономических вызовов на бизнес-климат.
53% опрошенных считают, что предпринимательский климат ухудшился, а 24% - незначительно ухудшился. 17% респондентов не видят изменений в деловом климате страны. По сравнению с 2014 годом увеличился процент отметивших отсутствие существенных изменений по сравнению с предыдущим периодом. При этом процент отметивших существенное ухудшение в целом стабилен: 53% в 2015 по сравнению с 55% в 2014. Представители международного бизнеса не отметили заметных улучшений предпринимательского климата в 2015 году по сравнению с 2014 годом.
Как Вы оцениваете динамику предпринимательского климата за последний год, % ответивших
Наиболее острыми проблемами, стоящими перед международным бизнесом в России в 2015 году, признаны рост цен и тарифов (55%), недостаток квалифицированных кадров (49%), высокие административные барьеры (41%).
Также большую роль играют: сложность с доступом к кредитным ресурсам (35%), коррупция в органах власти (34%), политическая неопределенность (29%), недостаточная защищенность прав собственности и контрактных прав (29%), неразвитость инфраструктуры (24%) и неэффективная судебная система (23%).
Как и в 2014 году, одним из важнейших факторов, влияющих на деловой климат в стране, участники опроса считают рост цен и тарифов (с аналогичным 2014 году показателем – 55%). В противовес 2014 году, в 2015 году отмечается снижение роли вопросов политической стабильности (на 53 пункта с 82% в 2014 до 29% в 2015) и рост влияния фактора наличия квалифицированных кадров. По этому показателю произошел возврат к тренду 2013 года (50% в 2013 году и один из лидеров рейтинга), что соответствует росту на 22 пункта в 2015 по сравнению с 2014 годом (27% в 2014 году, 49% в 2015).
Несмотря на экономические вызовы, международные предприятия, работающие в России, согласно данным FleishmanHillard Vanguard, продолжают активно реализовывать социальные проекты: 65% респондентов отмечают, что их компании оказывают помощь региональным властям и муниципалитетам в социальном развитии регионов.
Среди основных видов социальных проектов, используемых иностранным бизнесом – реализация социальных программ для работников компании (используется в 67% компаний, представители которых приняли участие в опросе), помощь ветеранам, инвалидам, детям-сиротам и другим категориям социально незащищенных граждан (58%), уборка, озеленение муниципальной территорий (58%), реализация молодежных социальных корпоративных проектов и обучающие программы для детей (по 50%), помощь конкретным школам, больницам, детским домам, другим социальным учреждениям, не находящимся на балансе компании (83%).
Сопоставление макроэкономических данных, международных рейтингов и опросов российского бизнеса показывает, что перечни проблем и сильных сторон российского делового климата более-менее совпадают.
Какие ожидания в перспективе у бизнеса? Какие проблемы могут в дальнейшем препятствовать ведению хозяйственной деятельности? В среднесрочном горизонте планирования усиление конкуренции станет серьёзной проблемой для бизнеса, по мнению 62,9% компаний. В прошлом году этот вариант занимал второе место среди возможных проблем с долей 68,3%.
Дефицит профессиональных кадров в 2014 году указали как серьёзную проблему для бизнеса в будущем 70,2% респондентов, за год доля ответа снизилась почти на 10% - до 61,7%.
Доля компаний, ожидающих проблем в среднесрочной перспективе по направлениям, %
Ограничение доступа к финансовым ресурсам в перспективе коснётся 61,3% организаций, к современным технологиям - 40,3% респондентов. 40,1% представителей бизнеса видят в ужесточении экологического законодательства возможную проблему для бизнеса в будущем.
Отдельно РСПП хотел бы подчеркнуть, что экономическое развитие страны и обеспечение благоприятной среды для эффективного развития конкуренции должно базироваться на следующих основных направлениях и принципах:
1. Создание частному бизнесу дружественного гарантированного государством инвестиционного климата.
2. Повышение уровня инвестиционной привлекательности оборонной промышленности.
В настоящий момент рынки в оборонной промышленности характеризуются неэластичным спросом, что негативно влияет на инновационное развитие и появление новых участников рынка.
Именно поэтому привлечение и поддержка частного бизнеса в развитии оборонной промышленности путём повышения уровня инвестиционной привлекательности приведёт к развитию конкурентной среды, более интенсивному освоению новых наукоёмких и информационных технологий, и как следствие, интенсивное развитие других отраслей экономики.
Государственная поддержка может выражаться в обеспечении и гарантированности частных инвестиций, в том числе, на стадии разработки образцов и проектов, установлении нормы рентабельности в оборонном и наукоёмком секторе на уровне рентабельности частного бизнеса в других секторах экономики, не ниже ставки банковского кредитования и уровня, сопоставимого с нормой прибыли в зарубежных странах (в частности, США, где норма прибыли не менее 20%).
3. Обеспечение равных условий конкуренции на рынках с участием государственных компаний.
В кризисных условиях государственная поддержка должна быть направлена в адрес эффективных хозяйствующих субъектов, характеризующихся не только государственным участием, в том числе, в целях поддержания участника на рынке для обеспечения конкуренции. Создание таких условий повысит инвестиционный климат и обеспечит равные условия конкуренции частному бизнесу с государственными компаниями.
4. Системное совершенствование законодательства о естественных монополиях и тарифного регулирования.
Естественные монополии и иные регулируемые рынки имеют значительное влияние на состояние конкуренции, в частности, на смежных рынках, в связи с чем установление надлежащего баланса между интересами регулируемой организации и потребителем, в том числе, частным бизнесом, должно обеспечиваться с использованием эффективных методов регулирования, направленных на долгосрочное планирование.
Кроме того, на основании анализа рынка должны быть демонополизированы некоторые сферы естественных монополий, в которых обеспечение конкуренции обеспечит эффективное распределение ограниченных ресурсов.
5. Изменение парадигмы – стимулирование за счет принуждения на обеспечение конкурентоспособности за счет стимулирования.
При обеспечении конкуренции недопустимо поступаться принципами самой конкуренции, в частности свободой потребительского выбора, для улучшения состояния какой-либо группы/класса хозяйствующих субъектов.
Любая из инициатив должна быть оценена с точки зрения превышения пределов допустимого вмешательства в свободу осуществления предпринимательской деятельности и нарушения общих конкурентных условий функционирования рынка.
Предложение о принуждении крупного частного бизнеса по осуществлению закупок у малого и среднего бизнеса является примером недопустимого вмешательства в предпринимательскую свободу, а также не отвечает условиям ограничения, изложенным в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации.
Поддержка малого и среднего предпринимательства имеет положительное влияние на состояние конкуренции, при условии использования эффективных и сбалансированных механизмов, обеспечивающих конкурентоспособность за счет стимулирования, а не принуждения.
Также защита интеллектуальной собственности, поддержка инвестиций и инноваций должна обеспечиваться за счет стабильности действующего законодательства, в том числе, в части нераспространения действия антимонопольного законодательства на интеллектуальную собственность, действия по осуществлению исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ и услуг.