Оценка Торгово-промышленной палаты Российской Федерации

1. Оценка состояния конкурентной среды в Российской Федерации в области воздушного транспорта (гражданской авиации).

На сегодня более половины расходов российских авиакомпаний составляют закупки на монопольных рынках либо на рынках с ограниченной конкуренцией, а именно:

- расходы на наземное обслуживание и другие аэропортовые услуги - 23% расходов, в т.ч.:

- регулируемые услуги - 40-50% от аэропортовых расходов,

- нерегулируемые услуги ~50-60% от аэропортовых расходов;

- заправка топливом (рынок с ограниченной конкуренцией) - около 24% расходов;

- расходы на аэронавигационное обслуживание - около 4% расходов.

Эффективность антимонопольного и тарифного регулирования на указанных выше рынках существенно влияет на экономику авиакомпаний, развитие авиаперевозок и их доступность для населения.

Регулируемые аэропортовые сборы.

21 февраля 2016 года вступил в силу приказ ФАС России от 11.12.2015 № 1249/15 «Об изменении регулирования деятельности субъектов естественной монополии в аэропортах Москвы и Московской области», которым было произведено дерегулирование аэропортовых сборов в аэропортах Московского авиационного узла (далее - МАУ).

В результате, уже в феврале 2016 года аэропорт Домодедово принял решение о значительном повышении с 11-30 марта 2016 года ставок на ранее регулируемые сборы. В частности, сбор за авиабезопасность вырос на 26%, сбор за аэровокзал на внутренних линиях - на 43%, на международных линиях - на 27%, сбор за взлёт-посадку - на 15%.

По оценкам специалистов, дополнительные расходы авиакомпаний в аэропортах МАУ уже в первый год после дерегулирования превысят 3 млрд. руб.

Нерегулируемые услуги аэропортов.

Темпы роста стоимости нерегулируемых аэропортовых услуг традиционно опережают инфляцию и динамику регулируемых сборов. Главной причиной опережающего роста является ограниченный доступ альтернативных операторов к оказанию услуг на территории аэропортов. Непрозрачность процедуры, а также отсутствие государственного регулирования стоимости доступа альтернативных операторов и самообслуживающихся потребителей (авиакомпаний) к инфраструктуре аэропортов, приводят к отсутствию реальной конкуренции в большинстве аэропортов, завышению стоимости нерегулируемых аэропортовых услуг.

По оценкам специалистов, отсутствие реальной конкуренции на рынке аэропортовых услуг приводит к ежегодным дополнительным расходам авиакомпаний сумме от 5 до 10 млрд. руб.

Топливо.

До 2015 года цены на топливо в московском авиаузле и во многих аэропортах были ниже, чем за рубежом. Однако, в 2015 году произошло постепенное сближение цен на авиатопливо в Москве с биржевыми ценами в Европе, а к концу 2015 года цена на топливо в МАУ превысила европейский уровень. Это означает, что рентабельность поставок авиатоплива на внутренний рынок заметно превысила рентабельность поставок на экспорт. Вероятная причина - недостаточный уровень конкуренции на рынке авиатоплива в Российской Федерации, в т. ч. несовершенство биржевых механизмов в сравнении с зарубежными рынками.

Наличие отрицательного топливного акциза для авиакомпаний несколько сглаживает, но не изменяет ситуацию принципиально. Сохранение данных диспропорций в 2016 году может привести к дополнительным расходам российских авиакомпаний в сумме до 10 млрд. руб.

С целью обеспечения эффективного тарифного и антимонопольного регулирования, защиты конкуренции на рынках аэропортовых услуг и авиатоплива, обеспечения доступности авиаперевозок для населения, предлагается:

1) Необходимо внести изменения в приказ от 11.12.2015 № 1249/15 «Об изменении регулирования деятельности субъектов естественной монополии в аэропортах Москвы и Московской области», а также - разработать (и согласовать с заинтересованными транспортными союзами и ассоциациями) методику ежемесячного мониторинга уровня аэропортовых сборов и тарифов аэропортов МАУ.

2) Необходимо реализовать в рамках доработки постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.2009 № 599 «О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах» следующие принципы:

- наличие не менее 2-х независимых конкурентных операторов по определённым услугам в аэропортах с годовым пассажиропотоком более 0,5 млн. пассажиров или грузооборотом более 5 тыс. тонн;

- допуск к объектам инфраструктуры самообслуживающихся потребителей (авиакомпаний и аффилированных с ними организаций) без ограничений;

- государственное регулирование процедуры доступа и стоимости сбора за доступ к объектам инфраструктуры, с исключением из стоимостной основы данного сбора расходов, уже включенных в стоимостную основу других аэропортовых сборов (взлет-посадка, аэровокзал и авиабезопасность).

2. Оценка состояния конкурентной среды в Российской Федерации в области дорожного хозяйства.

На территории субъектов Российской Федерации имеет место ограничение конкуренции заказчиками - органами власти различного уровня в закупках на содержание автомобильных дорог в интересах отдельных государственных и муниципальных предприятий, открытых акционерных обществ, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации,

С целью обеспечения эффективного антимонопольного регулирования, защиты конкуренции в области дорожного хозяйства (в частности, содержания автомобильных дорог) предлагается:

Во-первых, включить в статью 34 Закона № 44-ФЗ требования по установлению в проектах контракта подготовительных этапов (мобилизации), в случае, если мобилизация необходима для начала выполнения работ, оказания услуг, а также, в случае, если при исполнении контрактов необходимо использовать государственное и (или) муниципальное имущество. В проекте контракта должны быть определены условия приема – передачи данного имущества и обеспечение его сохранности.

Во-вторых, усилить ответственность территориальных органов Федеральной антимонопольной службы в части принятия решений, ограничивающих конкуренцию.

3. Оценка состояния конкуренции и конкурентной среды в Российской Федерации в области обеспечения оборота культурных ценностей.

Процедура вывоза и ввоза культурных ценностей на постоянной и временной основе осуществляется в соответствии с законом Российской Федерации от 15.04.1993 № 4804-I «О вывозе и ввозе культурных ценностей». На сегодняшний день существуют ряд признаков, позволяющих судить о нарушении Закона № 135-ФЗ (антимонопольного законодательства Российской Федерации).

В целях устранения недостатков является целесообразным в настоящее время (на первом этапе) привлекать к проведению экспертиз и оценке предметов искусства специалистов, имеющих искусствоведческое образование из Российской академии художеств и работающих с ней СРО по оценке. Это позволит приступить к реализации положений Федерального закона «О саморегулируемых организациях». На более отдаленную перспективу необходимо организовать специализированную подготовку в профильных учреждениях независимых экспертов-искусствоведов и оценщиков с учетом реализации международных рекомендаций.

Применение на практике на конкурентной основе независимой экспертизы, оценки и страховании предметов искусства позволит приступить к реализации Федерального закона «Об инвестиционных фондах» в части размещения паевых инвестиционных активов на основе предметов искусства.

4. Либерализация антимонопольного законодательства в сфере недопущения недобросовестной конкуренции.

Предложения аналогичные предложению РСПП, в части внедрения комплаенс процедур, расширения института выдачи предупреждений и внесения изменений в КоАП в части уменьшения размера наказания по части 6 статьи 14.24 КоАП РФ.

5. О конкурентных условиях поставки в особую экономическую зону (на примере Калининградской области).

В настоящее время сложились неравные конкурентные условия для российских и иностранных поставщиков цемента на внутренний рынок Калининградской области в связи с положением об особой экономической зоне в Калининградской области.

В целях решения указанных вопросов и создания на рынке Калининградской области равных конкурентных условий, а также реализации национальной программы по импортозамещению и поддержки российских производителей, необходимо рассмотреть вопрос регулирования налогообложения в особой экономической зоне Калининградской области и других экономических зонах Российской Федерации.

Необходимо объединить усилия общественных организаций потребителей (их ассоциациями, союзами) и Роспотребнадзора для повышения контроля за аккредитованными органами по сертификации, осуществляющими выдачу сертификатов соответствия на продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия.

5. В сфере выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации.

Одной из задач антимонопольной политики государства является недопущение таких ситуаций, когда в результате демпинга со стороны участников торгов по закупкам товаров, работ, услуг тендер выигрывают организации, которые в реальности не могут обеспечить приемлемое соотношение «цена-качество».

Выход из ситуации, по мнению ТПП, в том, что при организации торгов по закупкам товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд в составе комиссий по определению победителей торгов не менее 50% членов комиссий должны составлять специалисты в области соответствующего вида деятельности.

6. О конкуренции в сфере торговли и услуг.

Торгово-промышленная палата Российской Федерации считает необходимым для выявления фактов недобросовестной конкуренции проводить оценку качества товаров и услуг на соответствие договорам поставок и нормативным актам.

Также усилить контроль за обеспечением недискриминационного доступа к услугам естественных монополий.

1.2.3 Оценки независимых международных изданий «Doing Business» («Ведение бизнеса»), «Global Competitiveness Index» («Рейтинг глобальной конкурентоспособности»), «Global Competition Review» («Всемирный обзор по конкуренции»)

Doing Business

Проект «Ведение бизнеса» позволяет объективно оценить нормативно-правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность, и обеспечение их соблюдения в 189 странах, а также в отдельных городах на субнациональном и региональном уровнях.

Методика исследования «Ведение бизнеса» и типовая модель анализа затрат являются единственными типовыми инструментами, применяемыми в самых разных странах для оценки влияния нормотворчества государств на деятельность предприятий.

В рамках исследования осуществляется сбор и анализ всесторонних количественных данных для сопоставления условий регулирования предпринимательской деятельности между странами в динамике, тем самым проект «Ведение бизнеса» побуждает страны к более эффективному регулированию, обеспечивает измеримые ориентиры для проведения реформ и служит ресурсом для ученых, журналистов, исследователей из частного сектора и других лиц, интересующихся деловым климатом в каждой стране.

Кроме того, проект «Ведение бизнеса» предлагает развернутые субнациональные доклады, в которых дается исчерпывающий анализ регулирования предпринимательской деятельности и реформ в разных городах и регионах конкретной страны. Эти доклады содержат данные о степени легкости ведения бизнеса, рейтинге каждого региона и о реформах, которые рекомендуется провести для повышения оценки по каждой из тематических категорий, к которым относятся составляемые показатели. Участвующие в исследовании города могут сравнивать действующие у них нормы регулирования предпринимательской деятельности с другими городами страны или региона, а также с городами 189 стран, включенных в рейтинг проекта «Ведение бизнеса».

Первый доклад «Ведение бизнеса», опубликованный в 2003 году, охватывал 5 наборов показателей по 133 странам. Доклад этого года охватывает 10 наборов показателей по 189 странам. В их число входят: создание предприятий, получение разрешений на строительство, подключение к электросетям, регистрация собственности, получение кредитов, защита прав миноритарных инвесторов, налогообложение, международная торговля, обеспечение исполнения контрактов и разрешение неплатежеспособности предприятий. Исследование «Ведение бизнеса» также измеряет регулирование рынка труда, показатель, который в этом году не входит в рейтинг. Проект «Ведение бизнеса» дорабатывается с использованием отзывов представителей правительств, ученых, специалистов-практиков и рецензентов. Изначально определенное назначение проекта остается неизменным: дать объективную основу для понимания и совершенствования систем нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности по всему миру.

В итоговом рейтинге все страны ранжируются по уровню благоприятных условий ведения бизнеса с 1 до 189 места, первое место — наиболее высокое. Высокая позиция страны означает, что её регуляторный климат благоприятствует ведению бизнеса. Уровень благоприятствия является средним показателем страны по 11 индикаторам, каждый индикатор имеет равный вес.

По результатам текущего исследования, результаты которого опубликованы Всемирным Банком в аналитическом докладе «Ведение бизнеса в 2016 году» - XII издание, первое место по суммарной степени благоприятности условий для предпринимательской деятельности девятый год подряд занимает Сингапур, последовательно проводящий реформы, нацеленные на улучшение условий ведения бизнеса. В первую десятку стран-лидеров также вошли: Новая Зеландия, Дания, Южная Корея, Гонконг (Особый административный район Китая), Великобритания, США, Швеция, Норвегия и Финляндия.

Российская Федерация за минувший год улучшила свои позиции на 11 пунктов и поднялась с 62 на 51 место в рейтинге. По степени благоприятности условий для предпринимательской деятельности страна занимает место между Перу (50 место) и Молдовой (52). Начиная с прошлого года Всемирный банк включает в расчёты данные не только по Москве, как раньше, но и по Санкт-Петербургу. В целом, Россия улучшила условия ведения бизнеса по пяти из 10 показателей, рассматриваемых в исследовании, при этом результаты эксперты отмечают, что только 12 из 189 стран провели больше четырёх реформ, а в России за год было проведено пять реформ, делающих ведение бизнеса в стране более комфортным. Тем не менее, впереди России в рейтинге по-прежнему находятся большинство экономически развитых стран мира.

Ключевые показатели Российской Федерации таковы: по показателю простоты регистрации бизнеса страна занимает 41 место в мире; простоты регистрации прав собственности — 8 место; обеспечению исполнения контрактов — 5 место; возможности кредитования — 42 место; по уровню защиты инвесторов — 66 место; по уровню налогообложения — 47 место; по уровню ведения международной торговли — 170 место; по показателю простоты ликвидации предприятий — 51 место; по показателю простоты получения разрешений на строительство — 119 место.

В рейтинге Doing Business – 2016 Россия заняла по показателю «Подключение к энергосетям» – 29 место. Указанное достижение имеет накопительный эффект. В период с 2012-2015 гг. принято более 20 нормативных правовых актов, направленных на совершенствование Правил недискриминационного доступа к электрическим сетям и на совершенствование Правил технологического присоединения к электрическим сетям. Головным исполнителем по 7 нормативным правовым актам (в том числе по 2 федеральным законам) является ФАС России, по остальным - ФАС России является ответственным соисполнителем.

Реализация принятых нормативных правовых актов позволила:

-сократить количество этапов, необходимых для получения доступа к электрическим сетям;

-сократить сроки осуществления мероприятий по технологическому присоединению;

-уменьшить стоимость технологического присоединения к электрическим сетям.

Вышеуказанные меры позволили поднять Российскую Федерацию в рейтинге Doing Business, проводимом Всемирным банком (The World Bank) по показателю «Подключение к энергосетям» с 183 места в 2012 году на 29 место в 2015 году. При этом, Дорожной картой «Повышение доступности энергетической инфраструктуры», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. № 1144−р, Российской Федерацией в 2016 планировалось занять 60 место.

Таким образом, из всех критериев, по которым оцениваются экономики, в России лучше всего обстоят дела с обеспечением исполнения контрактов и процедурой регистрации прав собственности. Впрочем, по некоторым показателям страна всё ещё находится во второй половине рейтинга. Так, для получения разрешения на строительство (119 место) предпринимателям необходимо пройти 19 процедур, что в среднем занимает 244 дня. Кроме того, предпринимателям сложно вести международную торговлю (170 место) — временные затраты и финансовые расходы, необходимые для экспорта и импорта, значительно выше, чем в большинстве стран, отмечается в докладе.

Следует отметить, что ещё в мае 2012 года Президент России Владимир Путин подписал указ «О долгосрочной государственной экономической политике», в котором говорилось о необходимости принятия мер, направленных на повышение позиции России в рейтинге «Ведение бизнеса» до 20 места в 2018 году.

Наши рекомендации