Наказание «естественными последствиями»
Эта форма воздействия основывается на известном ограничении поведения ребенка. Родители отказывают ребенку в некоторых удовольствиях, например, не пус-кают гулять, не разрешают посетить кино или театр, встретиться с друзьями. Следует подчеркнуть, что подобные методы воздействия достаточно примитивны и именно при применении подобных наказаний родители легко,' допускают серьезные ошибки. Некоторые специалисты рекомендуют использовать не отмену, а отсрочку предполагаемого радостного для ребенка события, если он* совершил тот или иной проступок.
Такой метод в ряде случаев может принести успех, но, пожалуй, только в том случае, если ребенок воспринимает ограничение как справедливое, если в большей степени решение принято с его согласия и при его непосредственном участии. Иными словами, если ограни-чение превратилось в самоограничение, а родительское наказание стало внутренним решением самого ребенка. К сожалению, в большинстве случаев такого сознательного оценивания ребенком собственного поведения не происходит, и тогда наказание воспринимается как несправедливое. Дети не устанавливают связи между своим проступком и вынесенным наказанием, эмоционально негативно начинают относиться к родителям. И часто просят прощения не потому, что поняли свою вину, а лишь надеясь отменить наказание и вернуть утраченное удовольствие.
Нецелесообразно лишать ребенка уже обещанного удовольствия, например прогулки, особенно в тех случаях, когда родители планировали провести время вместе со своими детьми. Не стоит сокращать эти радостные для всех минуты, даже если ребенок сделал что-то не так. Лучше подумать о каком-то ином способе наказания.
Применяя наказание по логике естественных последствий, нельзя лишать детей того, что необходимо для их полноценного нормального развития: еды, свежего воздуха, игрушек, общения со сверстниками. А. С. Макаренко не рекомендовал лишать детей даже сладостей. «Шоколад всем полагается, и ты получи его, как бы ни был плох». К сожалению, некоторые родители часто просто потому, что не задумываются над этим, используют подобные наказания слишком часто, реагируя буквально на любой ошибочный поступок ребенка.
Такой тип отношений в семье прекрасно иллюстрирует новелла о мальчике и его папе, которые «так и существовали: ребенок все время ошибался, на то он и ребенок, а папа все время лишал его чего-то, на то они папа. К семи годам оказалось, что ребенок никогда не бывал в театре, в цирке, в кино, в зоопарке. Сказок ему не рассказывали, книжек не покупали, игрушек не дарили, шоколадом не кормили. У него не было лыж, не было санок, не было коньков, не было мяча. Друзей у него тоже не было, по той же причине... Зато он без предупреждения стелил постель и без разговоров ложился спать. Во всем остальном он был дурак дураком».
Родителям, прибегающим к наказаниям путем лишения чего-то приятного, необходимо всерьез задуматься, а что же им дороже: сиюминутное, сегодняшнее послушание или радость ребенка от новых впечатлений, от наслаждения прекрасным, радость открытий.
Наказания «естественными последствиями» при правильном применении .этого метода создают особую ситуацию. Она характеризуется тем, что связь между неправильным поведением ребенка, его недостаточно серьезным отношением к своим обязанностям и мерой наказания Должна быть действительно естественной, понятной самому ребенку, а справедливость наказания не должна вызывать сомнений. Действительно, если ребенок полу-
чил двойку, маме необходимо заставить его выполнит дополнительные задания, объяснить ему материал, про-контролировать правильное выполнение уроков. Усиление контроля, безусловно, не вызовет у ребенка обиды и про-теста. А вот если мама запретит ребенку гулять или идти кино, справедливость подобной меры совсем не всегда очевидна. Сознаемся, что наказать лишением удовольствия и легче, и менее обременительно для родителя. Вроде бы родители и отреагировали на проступок ребенка, показа: ли свое негативное отношение, вроде бы и побудили erf к самостоятельной работе. Но при этом они оставили ре-бенка один на один с трудностями. Хорошо известно, что за получением двойки могут стоять самые разные и порой очень серьезные для ребенка причины. Подобное наказа-ние не только не помогает ребенку справиться с трудно-стями, но, наоборот, создает новые. За довольно частым школьными неврозами нередко стоит такая ошибочная реакция родителей на трудности ребенка в учении.
Очень хорошо, если наказания в семье по логике естественных последствий принимают вид узаконенного и распространяющегося на всех правила. Например, если порвал и испортил одежду — стирай и чини ее сам, испачкал пол в комнате — сам сделай уборку. Детей устраивают эти требования довольно легко, и они не воспри-нимаются как несправедливые. Однако, если подобны требования адресуются только ребенку и не обязательны для папы, вряд ли подобная ситуация останется незаме-' ченной. В один прекрасный день подросток сравнит тре-бования, предъявляемые к нему и к взрослым. Родите-лям обязательно нужно продумать и установить только те.требования, которые они сами способны выполнить. Это-утверждение обычно вызывает протест родителей. Вспоминается в связи с этим рассуждение одного папы. Он говорил сыну: «Я курю и не могу избавиться от этой при- вычки. Но своему сыну-подростку я стараюсь внушить,
что курение — зло. Я запрещаю ему курить. А по-вашему получается, что раз я сам курю, значит, не могу требовать от сына, чтобы он не курил».
Противоречие здесь кажущееся. Следует хорошо понять, что воспитывают ребенка не только или, точнее, не столько наказания. Воспитывает вся его жизнь, вся многогранность отношений между детьми и родителями. Конечно же, мы все хотим, чтобы дети были лучше нас. Стремимся, чтобы они не повторяли наших собственных ошибок, не имели бы присущих нам слабостей. Однако нельзя достичь этой цели только путем наказания за неверный поступок. Если отношения с родителями действительно близкие, а воспитание направлено на подкрепление в ребенке всего сильного, хорошего, базируется на уверенности родителей и внушении ребенку чувства уверенности в себе, дети довольно рано оказываются способны прощать родителям их слабости, сами стараются поступать лучше, чем их родители. Они могут вместе со своими родителями радоваться обретенным достижениям и вместе с тем, несмотря на недостатки родителей, сохранять любовь и уважение к близким. Такие отношения между ребенком и родителями — большое счастье и для взрослых, и для детей.
«Судейская комната»
В некоторых семьях, где все воздействия на ребенка сведены к наказаниям, общение с детьми превращается в своеобразную «судейскую комнату». Буквально каждое Действие ребенка, каждый поступок подвергается пристальной оценке, часто дети ошибаются, и так же часто Родители фиксируют ошибки, дают негативные оценки, «выводят на чистую воду», превращаясь в настоящих преследователей. Последствия бывают весьма тяжелыми, жизнь многих трудных подростков проходит именно таким образом.
«Судейская комната» возникает еще и тогда, когда поддаваясь ложному чувству солидарности, желая действовать «единым фронтом», мать и отец, а часто к ним присоединяются бабушки и дедушки, устраивают под робное обсуждение проступков ребенка, все вместе «вы носят» наказание. Такая ситуация, конечно же, может возникнуть в семье, но она должна быть вызвана каким то необычным, особо тяжелым проступком. Если же объе-динение родителей происходит часто, вызывается незна-чительными ошибками детей, его следует считать не только малоэффективным, но и вредным. В сознании ре-бенка могут укрепиться мысли об одиночестве, непоня-тости. И действительно, если ребенок остается в одино-честве при таком «разбирательстве» его вины, а вся семь объединяется, очень легко возникают переживания от-вергнутости, ненужности, а это может привести к cepь-езным эмоциональным срывам, навсегда нарушить кон-i такт ребенка с родителями.
При использовании наказания необходимо устано-вить в семье определенную иерархию воздействий. Ска жем, мать может привлекать отца к обсуждению поведе-ния ребенка только в особых случаях, даже сам рассказ проступке ребенка отцу может служить формой наказа' ния. Иногда, наоборот, необходимо подчеркнуть, что том или другом неблаговидном поведении мать или отец никому не сообщат, давая ребенку возможность испра-вить допущенную ошибку, как бы косвенно внушая ре-бенку свою веру в то, что это была случайность, что та-кого, конечно же, в дальнейшем никогда не случится. -
Чрезвычайно тактичными и осторожными следует быть в любых разговорах о проступках и наказаниях ре-бенка. Не стоит, как это иногда случается, посвящать родственников и знакомых в тот или иной конфликт о,! ребенком, стремиться призывать на помощь обществен-ность, учителей. Все это особо сильные меры воздействия,
175
употребление которых следует считать крайними и использовать с большой осторожностью. В воспитании подростков это особенно важно. Иная мама при любой трудности старается сообщить о проступках ребенка учителю, иногда привлекать на свою сторону своих друзей или даже друзей ребенка. Здесь надо очень хорошо все взвесить, обдумать. Ведь иной раз таким поведением мама показывает, что сама не в силах выполнить свою родительскую задачу, еще более теряя свой родительский, воспитательный авторитет.
Наказание и аффект
В результате наказания может возникнуть один нежелательный исход — обострение отношений вплоть до протестного поведения, которое может привести к крайне серьезным последствиям. К сожалению, в практике психологического консультирования нередко приходится рассматривать случаи, когда родители, неудачно наказывая ребенка, побуждали детей совершать более серьезные проступки, чем те, по поводу которых выносилось наказание. Обычно это бывает в ситуации аффективной дезорганизации сознания, когда и взрослый и ребенок непременно хотят взять верх, когда родители излишне прямолинейны в своих требованиях, когда им не хватает терпения для выбора более тонкого метода воздействия. Примеров таких ситуаций, к сожалению, много. Они приводят и к уходу детей из дома, и к тому, что подростки в знак протеста ночуют у приятелей и знакомых, намеренно портят дорогие родителям вещи, прогуливают школу или даже отказываются от учения. При-ведем характерный пример. Девочка пришла домой в состоянии крайнего возбуждения. Ей написали замечание в дневнике за нарушение дисциплины, которое она сочла несправедливым. Войдя домой, она бросила портфель, протоптала мокрые следы на ковре и, не вымыв
177
руки, принялась грызть конфеты. На вопрос матери от-ветила грубо: «Отстань от меня!» Мать сделала ей замен.'' ние и попросила выйти из комнаты и переодеть обувь. «Не выйду!» — «А я тебя выведу!» — «А я не пойду!» «Сейчас же прекрати грубить и немедленно выйди из ком-наты!» Девочка сжимает руками спинку стула, в край' аффективном состоянии кричит: «Не пойду, не пойду! окно выброшусь! Не смей меня трогать!» Нетрудно по-нять, что в подобной ситуации мама совершенно не оце-нила крайне возбужденного состояния ребенка, не смог. сдержать свою непосредственную реакцию на неправиль-ное поведение дочери. Вместо этого, «подливая масла в огонь», мать еще больше усилила и без того острое эмо-циональное состояние ребенка, спровоцировала нервный срыв. Этого могло и не быть, сохрани она спокойствие выдержку.
Когда родители наказывают ребенка в состоят
аффекта, легче всего нарушаются не только эмоциональ-
ные требования к воспитанию, но и права ребенка, на-
рушение которых так же непростительно, как наруше-
ние прав взрослого человека.
Некоторые родители прибегают к типичным утр зам «выгнать из дома» сына или дочь за непослушание. Или используют более мелкие запреты типа «не дав свою игрушку этому мальчику», «не смей водить в квар-тиру этих ребят», «отдай те деньги, которые я дал т на кино» — список примеров можно продолжить. Роди-тели подчас не задумываются о том, что подобное пове-дение не только психологически совершенно неприем-лемо, но и безнравственно.
Родители обязаны предоставлять жилье своим несо-вершеннолетним детям, они должны знать, что у дет' есть право собственности на некоторые необходимые вещи, что они имеют право свободно распоряжаться деньгами, предоставляемыми им родителями для обеспечен
досуга, развлечений и т. д. Необходимо помнить, что подобные методы наказания, особенно при применении их к подросткам, оказывают больше вреда, чем пользы. Нельзя рассчитывать на успех воспитания даже при условии самых искренних и добрых намерений родителей, если дети при этом превращаются в бесправные существа, лишаются основы для своего независимого поведения. Именно в таких ошибочных установках родителей — источник многих серьезных конфликтов.
Творческое наказание