Основы гигиены детей дошкольного возраста
1. Каковы задачи гигиенического воспитания в ДУО?
Гигиеническое воспитание помогает решать общие задачи воспитания, способствует развитию дисциплинированности. В задачи гигиенического воспитания в ДУО входит организация полноценного питания, правильного режима дня, пребывание детей на свежем воздухе, закаливающих процедур, контроль за соблюдением гигиенических требований на занятиях, прогулках, во время игр, приема пищи, сна и др.
2. Перечислите гигиенические требования к раздевальной (приемной). Основным оборудованием раздевальной являются шкафчики высотой 120–135 см для хранения верхней одежды. В раздевальной должны быть низкие диванчики или скамейки высотой 20 см, зеркало, подвешенное на высоте 30 см, чтобы дети могли видеть себя во весь рост.
3. Каковы гигиенические требования к занятиям в групповой комнате?
В групповой комнате проводятся занятия, поэтому разрешаются только негромкие разговоры, связанные с выполнением работы. Объяснение воспитатель должен сопровождать показом картинок, игрушек, которые должны быть яркими и видны без напряжения зрения на расстоянии не менее 8 м. Формат рисунков для рассмотрения должен быть 32х21 см. Объяснение должно быть непродолжительным: для детей 5 –5 мин; для детей 6 лет – 6–7 мин, а для детей до 5 лет – не более 3 мин. Детей младшей группы не следует торопить, требовать быстрого выполнения работы, так как это вызывает у них невротизацию. В старшей группе за 5 мин до конца занятия (рисования) можно напомнить, что время выполнения задания истекает. Дети старшей и подготовительной групп должны уметь правильно держать карандаш или кисть, знать и использовать различные цвета и их оттенки.
4. Назовите гигиенические требования к прогулкам и экскурсиям.
Прогулки на свежем воздухе благоприятно влияют на нервную систему, улучшают сон, эмоциональное настроение воспитанников и являются средством их закаливания. Летом большую часть времени дети должны находиться на воздухе, а зимой прогулки проводятся 2 раза в день в определенное время. Дети до 3 лет зимой выходят на прогулку при температуре воздуха не ниже минус 15 ºС и отсутствии ветра, а в более старшем возрасте – при температуре минус 18–20 ºС. При низкой температуре время прогулки сокращается. Воспитатель обязан маленьким детям помочь одеться. Одетых детей во избежание перегрева нужно выводить на улицу, где их ждет второй воспитатель. Прогулку начинают со спокойной деятельности, обращая внимание детей на состояние погоды, изменения в окружающей природе, что доставляет детям много впечатлений. Спустя 10–15 мин после ознакомления с природой и тем более в середине экскурсии дети должны активно двигаться. Для этого во время прогулки организуются различные игры, спортивные развлечения (катание на санках, лыжах, преодоление препятствий и др.). Такие прогулки тренируют сердечно-сосудистую систему, двигательный аппарат и имеют познавательное значение. При температуре 2–5 ºС рекомендуют четыре слоя одежды: белье; платье и трикотажная кофта; колготы, рейтузы, демисезонное пальто, или куртка, сапожки. При температуре минус 5–8 ºС также рекомендуются четыре слоя одежды: белье; платье и трикотажная кофта; колготы, рейтузы, зимнее пальто, утепленные сапоги.
Летом с детьми проводятся экскурсии после завтрака и после полдника, когда не жжет солнце. Одежда должна быть светлой, а на голове – панама, на ногах носки и легкая свободная, не затрудняющая кровообращение обувь. При несоблюдении этих правил быстро наступает утомление ребенка. Дети 5 лет летом могут совершать прогулки на расстояние туда и обратно 2 км, 6–7 лет – 3 км. Через каждые 15 мин ходьбы должен быть отдых в течение 5 мин, а в середине экскурсии – привал на 20–30 мин. Во время экскурсии детей должны сопровождать не менее двух взрослых, обеспечивающих безопасность детей.
5. Каковы гигиенические требования к трудовой деятельности дошкольников?
Трудовое воспитание имеет большое значение в формировании здоровья и личности ребенка, способствует развитию трудолюбия, ответственности, чувства долга. В каждой возрастной группе прививают определенные трудовые навыки. Младших детей учат одеваться, ухаживать за игрушками, В старших группах вводят дежурства в столовой, дети в 6 лет помогают убрать помещение, сухие листья, ухаживать за цветами, делают поделки из природного материала, сувениры, учатся вышивать. Воспитатели должны следить, чтобы при выполнении этих работ соблюдались гигиенические требования и безопасность жизнедеятельности. В групповой и на участке ДУО должны быть созданы условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей: шкафы и полки надежно закрепляют; оборудование на участке устанавливают с учетом полной устойчивости и безопасности.
6. Перечислите правила проведения занятий с использованием компьютера.
Занятия с компьютером открывают возможности для интеллектуального развития ребенка. Они проводятся в дни с наиболее высокой работоспособностью (вторник, среда, четверг) один раз в неделю, но не чаще 3-х раз в неделю. Компьютерный зал должен быть ориентирован на север, северо-восток, в нем должна поддерживаться температура 19–20 º С. Продолжительность работы с компьютером на занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 мин, а для детей 7 лет – 15 мин. Для снижения утомляемости ребенка необходимо соблюдать гигиеническую организацию рабочего места за компьютером: соответствие мебели росту ребенка, оптимальную освещенность. Через 5–7 мин после начала занятия детям предлагают выполнить гимнастические упражнения, связанные со снижением статической нагрузки (бегать в помещении запрещается) и гимнастику для глаз. Для снижения общего и зрительного утомления предлагается выполнение специальных упражнений: массирование глазных яблок круговыми движениями рук в течение 10 с; в течение 10 с смотреть прямо, вправо, влево, вверх, вниз; зажмурить и открыть глаза в течение 10 с; поворачивать глаза в стороны 2–3 раза, а затем закрыть на 10 с.
7. Охарактеризуйте частоту и продолжительность сна детей 3–7 лет.
Ребенок во время бодрствования легко утомляется, поскольку его нервная система, как и другие системы, еще не сформирована. Для восстановления функционального состояния нейронов большое значение имеет сон, поскольку в клетках нейроглии происходит накопление питательных веществ, восстанавливается работоспособность проводящих путей, осуществляется переход полученной информации в долговременную память и др. Двигательные центры коры во время сна заторможены, и хорошо восстанавливают свою работоспособность. Во время организации сна речь воспитателей должна быть тихой и спокойной, укладывать детей надо в спокойной обстановке, помещение должно быть наполнено свежим воздухом. Ребенка впервые пришедшего в детский сад надо укладывать в последнюю очередь, предоставив возможность адаптироваться к новым условиям. Продолжительность дневного сна детей 3–4 лет – 2 ч 50 мин, а ночного –13 ч 20 мин, дневного сна детей 4–5 лет –2 ч 50 мин, а ночного –13 ч–10 мин; дневного сна детей 6–7 лет –2 ч, а ночного – 12 ч– 11 ч 30 мин. Для обеспечения теплового комфорта ребенок должен быть одет в байковую рубашку с длинными рукавами или пижаму, а одеяло лучше использовать легкое с натуральным наполнителем.
8. Охарактеризуйте виды адаптации детей к дошкольному учреждению образования.
Легкая адаптация к ДУО отмечается обычно у большинства детей. Адаптация средней тяжести выявляется у 15 % детей. В этом случае эмоциональное состояние неустойчивое, отмечается задержка двигательной и речевой активности, выражены функциональные сдвиги. Восстановление детей происходит после 30 дней пребывания в детском саду. Такое течение отмечается у детей в любом возрасте, имеющих отклонения в здоровье и неблагоприятный социальный анамнез. Тяжелая адаптация выражена у 8–9 % детей, длится долго, до 6 мес и более. Этот вид адаптации протекает в двух формах. При первой форме ребенок заболевает в течение 10 дней после поступления и повторно болеет от 4 до 12 раз в течение года, снижаются показатели физического и нервно-психического развития. Вторая форма тяжелой адаптации характеризуется частым проявлением неадекватного поведения, граничащего с невротическими состояниями, снижением аппетита, нарушением сна, агрессией и др. Разработана диагностика типов адаптаций детей к обучению и воспитанию и педагогические подходы к детям с тяжелым типом адаптации. Если ребенок менее активен, любит спокойные игры и занятия, у него наблюдается быстрая утомляемость, отмечается выраженная задержка физического развития, заболевания острые или хронические, нарушены сон и аппетит, то таким признакам соответствует тяжелая адаптация к учебно-воспитательному процессу. Педагог должен быть информирован о детях с тяжелой адаптацией для корректировки режима дня и занятий. В случае появления у ребенка повышенной утомляемости на занятиях, плаксивости, беспокойного сна, потливости, раздражительности, температуры, бледности кожных покровов, плохого аппетита, головной боли, сдвигов артериального давления, сонливости, рвоты и т.д., педагог должен немедленно сообщить об этом врачу и родителям.
9. Поясните, что такое утомление дошкольника в ходе учебной деятельности?
Утомление – состояние пониженной работоспособности. Существует ряд поведенческих реакций, по которым можно определить начало возникновения утомления у ребенка на занятии. На первой стадии может наблюдаться возбуждение, которое проявляется в двигательных и речевых реакциях: вскакивание с места, толкание соседнего ребенка, подергивания, посторонние разговоры, неадекватный смех. Такое поведение физиологи связывают с ослаблением индукции (индуцированного торможения) и иррадиацией процессов возбуждения в коре головного мозга. При появлении первых признаков возбуждения нужно предложить новый вид деятельности, провести физкультминутку. Если педагог делает дисциплинарные замечания и не переключает внимание детей, то наступает вторая стадия утомления – двигательная заторможенность. Она связана со снижением уровня возбудимости в нервных центрах коры, характеризуется расслаблением тонуса, ребенок дошкольного возраста полулежит за столом, замедленно отвечает на вопросы, учебный материал усваивает плохо, условно-рефлекторные связи непрочные. У детей дошкольного возраста может наступить и третья стадия утомления – торможение в мыслительных центрах коры. На третьей стадии многие дети могут уснуть. Накопление утомления может привести к переутомлению, когда обычный отдых, сон не снимают утомления. При этом ослабляется память и логическое мышление, возникает опасность неврозов.
2. Какое количество занятий проводится по группам?
Организация всех видов деятельности и отдыха детей от 3 до 7 лет в течение дня строится на основе программы в зависимости от их типа. В ходе обучения и воспитания детей недопустимо увеличение умственной и физической нагрузки, вызывающие у детей переутомление, невротизацию и др. Воспитателю необходимо знать дозирование нагрузки (количество занятий) по группам. Например, развитие элементарных математических представлений в группах 3–4, 4–5, 5–6 лет проводится 1 раз в неделю, а в 6–7 лет –2 раза в неделю; ознакомление с окружающим миром и ознакомление с детской литературой во всех группах – 1 раз в неделю; развитие речи в группах от 3до 5 лет и 5– 6 лет –1 раз в неделю, а в группе 6–7 лет – 2 раза в неделю; рисование – в группах 3–4 и 4–5 лет проводится 1 раз в неделю, а в группах 5–6 и 6–7 лет –2 раза в неделю; музыкальные занятия во всех группах – 2 раза в неделю, лепка в группах 3–4, 4–5,5–6 лет –1 раз в неделю и т.д.
3. Каковы гигиенические и методические требования к построению проведению занятий в ДУО?
При построении учебно-воспитательного процесса надо учитывать следующее: 1. Максимально допустимое количество учебных занятий в первой половине дня не должно превышать двух занятий в младшей и средней группах, а в старшей и подготовительной – трех. Их продолжительность в младшей и средней группах – не более 10–15 мин, в старшей – не более 20–25 мин, а в подготовительной –25–30 мин. В середине занятия необходимо проводить физкультминутку. Перерывы между занятиями должны быть не менее 10 мин. Занятия детей старшего дошкольного возраста во второй половине дня могут проводиться после дневного сна, но не чаще 2–3 раз в неделю, в дни наибольшей работоспособности (вторник, среда). Длительность этих занятий – 30 мин, и если они носят статический характер, то в середине занятия нужна физкультминутка. Занятия по дополнительному образованию (кружки, студии, секции) недопустимо проводить во время прогулок и дневного сна, и их количество в неделю не должно превышать двух. 2. В течение дня необходимо чередование занятий, трудовой деятельности, отдыха детей. Не допускаются напряженная обстановка и поторапливание детей во время их питания, пробуждения, выполнения ими каких-либо заданий. 3. Необходимо в течение дня обеспечить баланс разных видов активности детей – умственной, физической и детских игр, двигательной активности. При этом из общего времени занятий 50 % следует отводить занятиям, требующим от детей умственного напряжения и 50 % времени отвести занятиям эстетического и физкультурно-оздоровительного цикла. Занятия по наиболее трудным предметам, требующим повышенной познавательной активности (математика, развитие речи) нужно проводить в первой половине дня. Эти занятия необходимо сочетать с музыкальными занятиями, ритмикой, физкультурой.
4. Каковы методические основы формирования навыков личной гигиены у детей дошкольного возраста?
У ребенка уже должны быть сформированы основные навыки личной гигиены. Практикуется наглядный показ правильного выполнения гигиенических процедур, используются куклы-тренажеры, игрушки, наглядная информация – специальные компьютерные или мультимедийные программы, разработанные на основе сказочных сюжетов, а также личный пример педагога и пример сверстников. Разнообразные игры с куклами, стихи и рассказы для детей по данной тематике помогают формировать и закреплять навыки личной гигиены ребенка. Необходимы также коррекция и контроль выполняемых ребенком действий.
5. Какие технологии воспитания, направленные на сохранение нервной системы ребенка,можно рекомендовать в работе с дошкольниками?
Общепедагогические технологии (гуманно-личностная, технология целостного развития ребенка-дошкольника с учетом специфических индивидуальных особенностей); частнометодические технологии (игровые технологии, технологии переключения дошкольника с одного вида деятельности на другой, технология педагогической поддержки, дифференцированного подхода, технология создания ситуации успеха, педагогической реакции на поступок, технология ситуации анализа очередной ссоры, технология педагогической диагностики) и др.