Теоретические основы трудового воспитания детей дошкольного возраста

Исследователи проблемы трудового воспитания детей дошкольного возраста справедливо отмечают, что растет поколение «безруких детей», не умеющих и не желающих трудиться.

«К забываемым или даже отрицательным сегодня можно отнести воспитание трудолюбия. Практически ни в одной из современных программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста не представлена задача трудового воспитания детей, формирования у них желания и умения трудиться. Нет такой задачи в концепции дошкольного воспитания» (С.А. Козлова).

Проблема значения труда в становлении личности ребенка, поиск резервов и путей воспитания трудолюбия одна из центральных в психолого-педагогической науке и практике.

В известных педагогических теориях 17-18 века (Я.А. Коменского, Дж. Локка, И.Т. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо и т.д.) содержались многочисленные аргументы в пользу включения разнообразной трудовой деятельности в воспитательный процесс в соответствии с возрастными, физическими и интеллектуальными возможностями детей.

«Пусть они будут теми муравьями, которые всегда будут заняты»- отмечает в «Материнской школе» Я.А. Коменский. «Средства и цель воспитания - труд»- писал Ж.Ж. Руссо.

В педагогическом осмыслении трудового воспитания детей, ключевое значение имели труды И.Т. Песталоцции - трудовое элементарное образование, создание «азбуки умения»; Джона Дьюи - извлечение знаний из личного опыта ребенка, воспитание посредством «делания».

Важное значение трудовому воспитанию личности на ранних этапах онтогенеза придавал К.Д. Ушинский. Всякий настоящий труд, по его мнению, серьезен и тяжек, но лишь в таком труде человек может обрести подлинное счастье. Поэтому воспитание должно внушать воспитаннику « неутомимую жажду труда, оказывать помощь в самореализации» Само воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять его к труду жизни. Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду: «оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни».

Философское понимание социальной природы и сущности труда человека послужило основой для появления многообразных теоретических подходов к проблемам трудового воспитания:

> теория Ф. Фребеля о раскрытии божественной сущности человека и
присущего ему инстинкта труда;

^ марксистско - ленинская теория

трудового воспитания в светской школе;

> педагогическая концепция школ коммун;

> теория культурно-исторического развития и др.

Ф.Фребель видел идеальный детский сад маленькой трудовой ассоциацией. «Дайте в руки ребенка работу, вы разрешите многие проблемы» - сказал Фребель.

Одну из главных задач воспитания М. Монтессори видит в подготовке детей к жизни т.е. именно к труду. Дети в доме ребенка Монтессори не только должны научиться сами накрывать на стол, но и отчасти готовить, мыть посуду, убирать комнату, т.е. по возможности обходиться без помощи взрослых.



В вальдорфской системе труд связан с основным концептуальным положением данной системы: существенным для всего живого является ритм. Ритм и определенный режим должны присутствовать и в трудовом воспитании: «Полезно для воспитания воли ребенка, чтобы он каждый день выполнял небольшие задания: вытирал пыль, поливал цветы, чистил обувь, убирал постель и т.д. Но эти задания должны выполняться в строго определенное время. Очень плохо, когда ребенок играет, а мать в это время зовет, чтобы дать задания, которое ей вдруг пришло в голову» (Каролина фон-Гейдебранд, «О душевной сущности ребенка», Минск 1991г.)

Японские педагоги придают большое значение воспитанию трудолюбия, умению и желанию трудиться с раннего возраста. В книге «Детский сад» в Японии проиллюстрирована оригинальная система организации совместной трудовой деятельности взрослого и ребенка.

Основные принципы и подходы реформаторской педагогики нашли своеобразное воплощение в развиваемой в 20-30 годы в СССР «теории единой школы» (А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, П.П. Блонский и др.). Высказывались различные точки зрения на принципы, содержание и методы работы трудовой школы, но видели главную ее задачу в воспитании трудолюбивых, знающих, умелых, «общинников -коллективистов». Согласно мнению П.П. Блонского трудовое воспитание состоит в том, чтобы ребенок планомерно и организованно упражнялся в целесообразной деятельности, создающих «из данных предметов - предметы полезные для человечества» и самым существенным моментом в трудовом воспитании является развитие в ребенке умения пользоваться орудиями труда.

В Москве СТ. Шацким было организовано общество «Сентлемент» стремившееся осуществить социальное воспитание детей на основе детского труда. Лозунгом общества было: «возвратите детям детство».

А.С. Макаренко - создатель теории и практики трудового воспитания и перевоспитания, организатор трудовых колоний для несовершеннолетних, внес инновационные идеи в воспитание детей дошкольного возраста.

Идеи Н.К. Крупской и А.С. Макаренко о трудовом воспитании детей дошкольного возраста, внедрялись в практику работы советского детского сада, в практику семейного воспитания (З.Н. Борисова, Р.К. Буре, Л.А. Порембская и др.)

Проблемы трудового воспитания детей дошкольного возраста в первые годы советской власти решались или обсуждались на многочисленных съездах и конференциях в связи с осмыслением содержания воспитания детей в дошкольных учреждениях нового типа.

Трудовое воспитание в детском саду выступает как база для дальнейшей работы в школе по профессиональной ориентации, воспитанию отношения к общественно -полезному труду (Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, Р.С. Буре, В.И.Логинова, В.Т. Нечаева, Д.В. Сергеева, и др.)

Исследователи проблемы трудового воспитания детей дошкольного возраста рассматривают вопросы трудового воспитания в разных аспектах:

В.Т. Нечаева - становления трудовой деятельности, труд и знания;

В.И. Логинова - средства трудового воспитания, системность знаний о трудовой деятельности;

Р.С. Буре - формы организации труда. Методика трудового воспитания, объединения детей в труде.

Г.Н. Година - обучение трудовым умениям.

М.В. Крулехт - воспитание самостоятельности в трудовой деятельности.

Л.Д. Шатова - формирование основ экономического воспитания.

В пользу экономического воспитания следует указать программу «Дошкольник и экономика». Основные постулаты строятся на важных теоретических положениях: всякая личность развивается в деятельности; базовой деятельностью человечества является труд; экономическое воспитание - это формирование разумных потребностей и бережное отношение к окружающей природе и миру вещей.

Основные понятия теории трудового воспитания

«Труд» трактуется как вид человеческой деятельности, направленный на создание материальных и духовных ценностей необходимых для жизнедеятельности человека.

Трудовое воспитание - это целенаправленный процесс формирования готовности трудиться, стремления и умения участвовать в трудовом процессе. Интеллектуальная собственность зависит от культуры умственного потенциала человека, где особое значение приобретает социальная значимость продукта труда.

Трудовая деятельность - широкое понятие, обобщающие разные виды труда, состоящие из разных трудовых процессов.

Трудовой процесс - своеобразная единица трудовой деятельности, в структуре которой отчетливо представлены все компоненты трудовой деятельности: материал и трудовое оборудование (инструменты); набор трудовых действий человека по преобразованию материалов с помощью инструментов; достигнутый результат труда; мотивы труда.

Овладеть трудовой деятельностью - это овладеть трудовым процессом, его компонентами в единстве, связях.

Трудовое обучение - это специально организованный процесс, направленный на овладение практическими приемами, того или иного вида труда, на формирование и совершенствование трудовых умений и навыков.

Трудолюбие - является результатом трудового воспитания, обучения и выступает как личностное качество, которое характеризуется прочной потребностно-мотивационной сферой, умением и стремлением добросовестно выполнять любую необходимую работу. Материальные и духовные ценности создаются трудом человека. Труд - главное средство удовлетворения человеческих потребностей. Чтобы осуществлять трудовое воспитание современному воспитателю важно знать:

? в чем своеобразие трудовой деятельности дошкольника;

? в чем отличие труда ребенка от труда взрослых людей;

? всякий ли труд воспитывает и развивает;

? в чем сходства и различия игры и труда;

? как освоение ребенком позиции субъекта труда влияет на эффективность
воспитания самостоятельности, трудолюбия, ценностного отношения к труду;

? философское положение о труде как средстве удовлетворения потребностей
человека (духовных и физических) которые включают:

- знания о своеобразии труда детей:

- взаимосвязь (игра в труд, трудовые действия в игре, игровые действия в труде,
реальный доступный детям труд, обусловленный нравственно ценными мотивами);

- субъективная и объективная значимость результатов труда (объективно -
результат имеет значение для самого ребенка или группы детей;

- знания о становлении компонентов труда (цель, результат, процесс действия,
контроль, оценка), о своеобразии мотивов, побуждающих включиться в труд (интерес к
процессу преобразований, к результату, имеющему значимость для самого ребенка, для



его игры, желание приобрести новые навыки, умения пользоваться инструментами, простейшими механизмами, желание помочь взрослому, другу, мотив общественной пользы, осознание пользы труда.

• Опора на положение педагогики и психологии о воспитании в деятельности.
Включение в деятельность помогает избежать «нравственного формализма», т.е.
такого положения, когда ребенок знает о пользе труда, но эти знания не становятся
мотивом его деятельности. В то же время не следует понимать, что включение в труд
непременно приводит к успеху в воспитании. Чтобы труд не остался «нейтральным» в
деле воспитания, необходимо соблюдение ряда условий.

• Методические основы сообщения детям знаний о труде взрослых предложены
разными авторами, так, на основе системного подхода к определению знании о
труде В.И. Логинова предложила следующий путь: знания о труде, как деятельности,
удовлетворяющей потребности человека; знания о структуре трудового процесса
(цели, необходимых материалов, последовательность производимых операций,
достижение результата). Поэтапная демонстрация трудового процесса, установление
связи между результатами и целью. Е.И.Радина предложила путь, начинающийся с
показа действий человека труда, демонстрации «чудесных превращений» объекта
труда. Переключение внимания детей на красоту, ловкость движений труженика и
интерпретация этих движений, как отражение отношения к труду (создание образа
труженика), оценка результатов труда, их значимость для людей.

• Формируются представления об особенностях труда (наличие трудового усилия,
получение результата, который может быть оценен с точки зрения качества и
затраченного времени на его изготовление), о значимости результатов.

• Формируются знания, расширяется кругозор, закрепляется представления о
сенсорных эталонах.

• Участие в труде позволяет детям продемонстрировать свои умения, получить
положительную оценку, оказать помощь сверстникам.

Наши рекомендации