Срок реализации программы 9 лет
Направленность:спортивная
Возраст детей: 10-18 лет
Разработчики программы:
Бурляева Т.В. – инструктр-методист
высшей квалификационной категории;
Шевцов А.В..– тренер-преподаватель
высшей -квалификационной категории
Г. Богучар 2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 3
Учебный план.. 8
1.Продолжительность и объемы реализации Программы по предметным областям. 8
2. Соотношение объемов тренировочного процесса по разделам обучения.. 10
II. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ... 11
1.Содержание и методика работы по предметным областям, этапам подготовки 12
1.1. Содержание и методика работы по этапам подготовки: 12
1.2.Содержание и методика работы по предметным областям подготовки.. 17
III. Практическая подготовка.. 22
1. Физическая подготовка.. 22
2. Техническая подготовка.. 25
3. Тактическая подготовка.. 27
4. Психологическая подготовка.. 28
5. Воспитательная работа.. 29
6. Восстановительные мероприятия.. 31
7. Антидопинговые мероприятия.. 32
8. Инструкторская и судейская практика.. 32
9. Требования техники безопасности в процессе реализации программы... 33
10. Объем максимальных тренировочных нагрузок.. 38
Содержание тренировочных занятий.. 38
IV.CИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ.. 43
1. Комплексы контрольных упражнений для оценки результатов освоения программы... 43
2. Методические указания по организации промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.. 44
V. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ... 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 53
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная предпрофессиональная программа «Греко-римская борьба» (далее Программа) составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273 –ФЗ, Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 29 августа 2013г. №1008, Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 12 сентября 2013г. №730, Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта спортивная борьба (приказ Министерства спорта РФ от 27 марта 2013г. № 145). Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010г.
В данной Программе представлены модель построения системы многолетней тренировки, учебный план отделения греко-римской борьбы, примерные планы-графики учебного процесса на каждый год обучения, варианты распределения занятий в недельном микроцикле в зависимости от периода и условий подготовки, схемы отдельных микроциклов и тренировочных занятий разной направленности. В этих документах определена общая последовательность изучения программного материала, что позволит тренерам МКУ ДО «Богучарская ДЮСШ» придерживаться в своей работе единого стратегического направления в учебно-тренировочном процессе.
Программа направлена на:
-отбор одаренных детей; -создание условий для физического образования, воспитания и развития детей;
-формирование знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта, в том числе в избранном виде спорта;
-подготовку к освоению этапов спортивной подготовки, в том числе в дальнейшем по программам спортивной подготовки;
-подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные организации, реализующие профессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта;
-организацию досуга и формирование потребности в поддержании здорового образа жизни.
При разработке настоящей Программы использованы нормативные требования по физической и спортивно-технической подготовке юных спортсменов, полученные на основе научно-методических материалов и рекомендаций последних лет по подготовке спортивного резерва, а также с учетом результатов исследований и методических разработок тренеров-преподавателей МКУ ДО «Богучарская ДЮСШ» по подготовке квалифицированных спортсменов.
Ø Цель данной программы:Формирование физически и нравственно развитойличности, способной активно использовать ценности физической культуры и спорта для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха .
Задачи:
1. Соблюдение всех принципов спортивной тренировки;
2. Создание ситуации, позволяющей включаться в процесс обучения детям любого возраста и степени подготовленности;
3. Воспитание сознательной дисциплины и организованности, чувство коллективизма, дружбы и товарищества, сильной воли и твѐрдого характера.
Выполнение задач, поставленных программой, предусматривает:
ü систематическое проведение практических и теоретических занятий;
ü обязательное выполнение учебного плана, приѐмных и переводных контрольных нормативов;
ü регулярное участие в соревнованиях;
ü осуществление восстановительно-профилактических мероприятий;
ü прохождение судейской практики;
ü привитие юным спортсменам навыков соблюдения спортивной этики, организованности, дисциплины, преданности своему коллективу;
ü чѐткую организацию учебно-тренировочного процесса, использование данных науки и передовой практики, как важнейших условий совершенствования спортивного мастерства и волевых качеств занимающихся;
ü привлечение родительского актива к регулярному участию в организации учебно-воспитательной работы центра.
ØХарактеристика вида спорта – греко-римская борьба
Греко-римская борьба – один из самых древних и любимых народом видов спорта. Истоки ее зарождения уходят в глубину веков. Еще в первобытнообщинном строе человеку приходилось вступать в единоборства. Занятия греко-римской борьбы предъявляют к занимающимся специфические требования и оказывают комплексное воздействие на их организм. Особое влияние занятия греко-римской борьбы оказывают на воспитание личности борцов детско-юношеского возраста. Занимаясь греко-римской борьбой, можно научиться преодолевать свои слабости и недостатки, изменять себя и познавать свои возможности.
Структура системы многолетней подготовки
Данная Программа предназначена для подготовки борцов в группах начальной подготовки 3 года обучения (НП), тренировочных группах 5 лет обучения (ТГ) и группах совершенствования спортивного мастерства до 2-х лет обучения.
Этап начальной подготовки.На этап начальной подготовки зачисляются лица,желающие заниматься греко-римской борьбой, и не имеющие медицинских противопоказаний, имеющие письменное разрешение врача. Минимальный возраст для зачисления в группу начальной подготовки первого года обучения 10 лет. Продолжительность этапа начальной подготовки –3 года.
На тренировочном этапе–Этап начальной спортивной специализации(до2-хлет обучения), направлен на: повышение уровня разносторонней физической и функциональной подготовленности, овладение основами техники греко-римской борьбы, приобретение соревновательного опыта путем участия в соревнованиях по греко-римской борьбе, уточнение спортивной специализации.
Тренировочный этап–Этап углубленной тренировки(свыше2-х лет обучения),направлен на: совершенствование техники греко-римской, развитие специальных физических качеств, повышение уровня функциональной подготовленности, освоение допустимых тренировочных и соревновательных нагрузок, накопление соревновательного опыта.
На этапе совершенствование спортивного мастерства.Программапредусматривает: повышение функциональных возможностей организма спортсмена; совершенствование специальных физических качеств, технико-тактической и психологической подготовки; стабильность демонстрации высоких спортивных результатов на региональных и всероссийских официальных спортивных - соревнованиях; поддержание высокого уровня мотивации; сохранение здоровья.
Годичное циклирование тренировок. Современное представление опланировании подготовки связано с еѐ определенной структурой, в которой выделяют: микроциклы, мезоциклы и макроциклы.
Микроцикломтренировки называют совокупность нескольких тренировочныхзанятий, которые вместе с восстановительными днями составляют относительно законченный повторяющийся фрагмент общей конструкции тренировочного процесса. Как правило, длительность микроцикла составляет одну неделю.
В спортивных единоборствах по направленности тренировочных воздействий принято выделять шесть блоков построения недельных микроциклов: развивающий физический (РФ); развивающий технический (РТ); контрольный (К); подводящий (П); соревновательный (С); восстановительный (В).
Мезоцикл–структура средних циклов тренировки,включающих относительнозаконченный ряд микроциклов. Строительными блоками мезоцикла служат микроциклы различного типа. В практике средний цикл тренировки содержит от двух до шести микроциклов.
Макроциклтренировки предполагает три последовательных фазы–приобретения, сохранения (относительной стабилизации) и некоторой утраты спортивной формы. Построение макроцикла основывается на периодизации круглогодичной тренировки.
На тренировочном этапе годичный цикл подготовки включает подготовительный, соревновательный и переходный периоды. До 2-х лет обучения основное внимание уделяется разносторонней физической подготовке, повышению уровня функциональных возможностей, дальнейшему расширению арсенала технико-тактических навыков и приемов.
При планировании различных циклов свыше 2-х лет обучения в подготовительном периоде средствами ОФП решаются задачи повышения уровня разносторонней физической и функциональной подготовленности и на этой базе повышение уровня специальной физической работоспособности. Продолжительность подготовительного периода 6-9 недель. Этот период разделяется на два этапа – общей подготовки и специальной подготовки. Распределение тренировочных средств осуществляется с помощью недельных микроциклов, В них предусматривается определенная последовательность и повторяемость занятий разной направленности и нагрузки.
На первом этапе подготовительного периода ставится задача повышение уровня общей физической подготовки, развития силы, быстроты, выносливости, двигательных навыков; овладение основными элементами борьбы: падениями, самостраховкой, захватами, передвижениями и т.д.; накопление теоретических знаний. Для данного этапа характерен достаточно большой объем тренировочной нагрузки.
На втором этапе продолжается развитие физических качеств, совершенствование техники борьбы, изучаются элементы тактики, организуются учебные, учебно-тренировочные и контрольные схватки. Большое внимание уделяется развитию моральных и волевых качеств.
В соревновательном периоде основная задача – участие в подводящих, контрольных и основных соревнованиях. Успешный результат в соревнованиях обеспечиывае6тся стабильно высоким уровнем общей и специальной подготовленности учащимися, поэтому соотношение средств подготовки должно соответствовать значимости соревнований.
На этапе совершенствования спортивного мастерства годичный цикл также разделяется на подготовительный, соревновательный и переходный периоды. Процесс обучения направлен на повышение функциональных возможностей организма спортсменов; совершенствование специальных физических качеств, технико-тактической и психологической подготовки; стабильность демонстрации высоких спортивных результатов на региональных и всероссийских официальных спортивных соревнований; поддержание высокого уровня спортивной мотивации; сохранение здоровья.
Особенности формирования групп и определения объема недельной тренировочной нагрузки занимающихся с учетом этапов (периодов)
подготовки (в академических часах)
Наименование этапа | Год обучения | Минимальный возраст для зачисления | Максимальное число учащихся | Максимальное количество учебных часов в неделю | |
НП | |||||
УТГ | |||||
СС | |||||
Учебный план