Ребенок с отклонениями в развитии в структуре семьи.
Разные семьи отличаются друг от друга по своей структуре: по своему составу, культурному и идеологическому стилю каждая семья является уникальной.
Модели семейных взаимодействийДети с ограниченными возможностями живут и развиваются в контексте семьи, где любое событие, происходящее с одним человеком, непременно затрагивает остальных. Семейные взаимоотношения можно рассматривать в системе четырех понятий: подсистемы, сплоченности, адаптивности, коммуникации.Внутри каждой семьи выделяют четыре подсистемы: •> Супружеская (муж — жена)♦ Родительская (родитель — ребенок) ♦>Сибсовая (брат — сестра)♦♦♦ Расширенная семейная (экстрасемейная) — взаимодействие с друзьями, профессионалами и др. Ребенок с отклонениями в развитии нарушает все четыре подсистемы. При этом нарушение хотя бы одной из подсистем вызывает изменение и во всех остальных.
Семьи, имеющие слабые границы между подсистемами, являются сильно переплетенными и обычно характеризуются гиперопекой друг друга.
Семья, имеющая ребенка-инвалида, испытывает сильный страх перед самостоятельными действиями ребенка, что мешает развитию у него способности действовать и жить независимо.
Семья, как известно, является для ребенка наименее ограничивающим, наиболее мягким социальным окружением. Ситуация, когда в семье есть ребенок с особенностями развития, может привести к созданию более жесткого окружения, необходимого членам семьи для выполнения своих функций. Присутствие ребенка с нарушениями в развитии в сочетании с другими факторами может сократить возможности для заработка и отдыха. Специалисты, работающие с детьми, порой создают дополнительный стресс для семьи, когда возлагают на родителей такие обязанности, с которыми те не в силах справиться.
52.Виды семей и их отношение к ребенку с отклонениями в развитии.
Дети с нарушенным развитием (проблемы в развитии, недостатки психофизического развития, отклонения в развитии) – это дети, имеющие отклонения от нормативного развития психических функций, вследствие врожденной недостаточности или приобретенного органического поражения сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата или центральной нервной системы
Классификация, предложенная В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым (1990):
1) дети, имеющие сенсорные нарушения (зрение и слух);
2) дети, имеющие интеллектуальные нарушения (задержка психического развития и умственная отсталость);
3) дети, имеющие нарушения речи;
4) дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата;
5) дети с комплексными, комбинированными расстройствами;
6) дети с искаженным (дисгармоничным) развитием [Ростовых Е.И.].
В.В. Лебединский (2003) выделил шесть видов дизонтогенеза. Классификация отклонений в развитии:
1. Психическое недоразвитие, т.е. умственная отсталость.
2. Задержанное развитие — полиформная группа, в которую входят инфантилизм, нарушения школьных навыков, недостаточность высших корковых функций и т. д.
3. Повреждение психического развития, т.е. ребенок имеет довольно длительный период нормального развития, который нарушается заболеваниями (главным образом, центральной нервной системы) или травмами.
4. Дифицитарное развитие. К нему относятся нарушения слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата.
5. Искаженное развитие — совмещение задержанного развития и недоразвития.
6. Дисгармоническое развитие — нарушенное формирование личности (различные формы психопатий) [Лебединский, В.В.].
Как правило, к ребенку с аномальным развитием, предъявляются заниженные требования и запросы. Зачастую проявляется чрезмерная гиперопека и права на проявление собственной активности у него нет. А это закрепляет за ребенком инфантильность, несамостоятельность, неуверенность в себе и своих силах, что приводит к трудностям в общении и социальной адаптации [Т.В. Городова. Семья как ядро]. Правильное развитие ребенка становится невыполнимым, если в семье имеется психологический дискомфорт. У него формируются беспомощность, чувство эмоциональной изоляции и угрозы со стороны потенциально враждебно настроенного окружения [Коломинский Я. П., Панько Е. А., Игумнов С].
В некоторых семьях можно наблюдать такие формы отношения к ребенку с отклонением в развитии, которые нарушают адекватный процесс социализации. Например, когда родители подсознательно «отвергают» своего ребенка. То есть родители недостаточно взаимодействуют со своим ребенком, отсутствует интерес к нему, может проявляться грубое отношение или даже физическое наказание. Ребенок из-за этого думает не только о том, что он «не такой как все», но и том, что он не достоин любви и внимания. В итоге у него развивается неуверенность в себе, заниженная самооценка, наблюдается пониженный фон настроения [Кожанова Т.М.].
Родители, воспитывающие ребенка с нарушениями слуха, делятся на две группы: родители с нормальным слухом и родители, которые также страдают нарушениями функции слуха. В зависимости от этого можно выделить несколько типов отношений родителей к ребенку: нереалистическое отношение, полное принятие, сверхопека и безразличие. Для родителей с нарушениями зрения характерна такая же ситуация. То есть, если к рождению незрячего или плоховидящего ребенка в семье незрячих родителей относятся с пониманием, то появление слепого ребенка у здоровых родителей приводит к нарушению детско-родительских взаимоотношений.
53.Психологические особенности детей-воспитанников закрытых учреждений (психологический «портрет» ребенка-сироты, воспитывающегося в закрытом учреждении).
Говоря о психологических особенностях детей воспитывающихся в условиях детского дома, следует сказать, что в основном, это дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Как правило, в детских домах воспитывается неоднородный контингент детей: часто в одной группе находятся дети и нормально развивающиеся, и с различными степенями задержки психического и речевого развития.
Дошкольный возраст.Дети-сироты дошкольного возраста, как правило, попадают в детский дом из семей, где родители лишены родительских прав, либо из домов малютки.
Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность.
Дети, воспитывающие в условиях детского дома, не владеют игровой деятельностью; с интересом следуют за игровыми действиями воспитателя, выполняют его указания, охотно принимают все предложения, но включиться в игру, быть ее равноправным участником не могут.
Младший школьный возраст. Приход ребенка в школу связан с перестройкой всей системы отношений ребенка с действительностью, изменяется ход его жизни и деятельности. Но для детей из детского дома не только новое посещение школы, а также переход из одного закрытого учреждения в другое. У младших школьников из детских домов, как правило, не сформирован мотив к учебной деятельности, недостаточно развита способность изучать предметы.
Подростковый возраст.Подростковый возраст относится к числу переходных и критических периодов онтогенеза. Подросток, воспитывающийся в условиях детского дома, сложнее проходит (переживает) данный этап. Его начинает смущать, что он из детского дома, он старается отделиться от группы детей, в кино или в магазин, ходят по одному или 2-3 подростка.
54.Психологические особенности детей – воспитанников закрытых учреждений (психологические механизмы формирования синдрома «детского госпитализма»).
Госпитализм - это сочетание психических и соматических расстройств, возникших в связи с длительным пребыванием человека в госпитале, лишенного связи с близкими людьми и с домом. Госпитализм — это неблагоприятные, важнее психические, условия госпитальной атмосферы. Госпитализму больше подвержены дети и пожилые люди.
Разлука с матерью – это основная причина развития госпитализма. Явления госпитализма могут наблюдаться не только при длительном пребывании в больницах, но и дома. Стертые симптомы госпитализма проявятся там, где воспитание и уход за ребенком происходит при частичном отсутствии матери или при не достаточном внимании и нелюбви матери к своему ребенку.
Госпитализм является следствием нахождения ребенка без мамы в детских воспитательных и лечебных учреждениях с длительным пребыванием.
Факторами, приводящими к феномену госпитализма, являются: недостаток человеческого внимания и заботы, эмоционального контакта, бедность психологического окружения. У детей постепенно формируется эмоциональная недостаточность и пассивность.
Синдром госпитализманаблюдается не у всех, длительно находящихся в стационаре. Степень выраженности и клинические проявления симптомов госпитализма зависят от предрасположенности к заболеваниям, преморбидного фона.
Признаки синдрома госпитализма:задержка темпов моторного развития, задержка темпов речевого развития; обеднение положительных эмоций, негативизм; навязчивые движения; отставание от сверстников в росте и весе; неустойчивость к инфекциям, снижение иммунитета; нарушение адаптации к новым условиям.
55.Основные направления работы психолога закрытого детского учреждения.
Основные направления, принципы и методы работы психолога в детском доме или школе-интернате в основном совпадают с таковыми в обычной школе. Здесь также необходима и диагностическая, и коррекционная, и развивающая, и профилактическая деятельность. Вместе с тем в работе практического психолога в детском учреждении интернатного типа есть своя специфика, продиктованная, с одной стороны, условиями обучения и воспитания детей в таких учреждениях, а с другой стороны, особенностями их психического развития, личности и поведения.
1.Готовность к школьному обучению.
Развитие мышления.
3.Развитие и коррекция через игру( специальные предметы (игрушки) для развития мышления).
4.Самосознание. (отношение к себе).