Глава ii. ребенок с отклонениями в развитии и поведении-объект и субъект коррекционно-педагогической деятельности

• Понятия «норма» и «аномалия» в психическом и личностном развитии ребенка • Возрастные и индиви­дуальные особенности детей с отклонениями в развитии и поведении • Причины и условия деформации лично­стного развития ребенка

ПОНЯТИЯ «НОРМА» И «АНОМАЛИЯ»

В ПСИХИЧЕСКОМ И ЛИЧНОСТНОМ

РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

Проблема «норма»- «аномалия»как междисциплинарная проблема

Понятие «аномалия» в переводе с греческого означает откло­нение от нормы, от общей закономерности, неправильность в развитии. В таком значении это понятие существует в педагогиче­ской и психологической науках.

Вопрос об аномалиях в развитии психических процессов, в по­ведении человека может рассматриваться только в контексте зна­ний о нормальных параметрах этих процессов и поведения. Про­блема нормы и ее вариантов - одна из самых сложных в совре­менной психологической науке. Она включает в себя такие вопро­сы, как норма реакции (моторной, сенсорной), норма когнитив­ных функций (восприятия, памяти, мышления и др.), норма регу­ляции, эмоциональная норма, норма личности и т.д. Сюда же относятся вопросы половых и возрастных различий. Одно из ос­новных значений термина «норма» (лат. погта) - установленная мера, средняя величина чего-либо] Понятие нормы относительно постоянно. Его содержание зависит от культуры и существенно меняется со временем.



глава ii. ребенок с отклонениями в развитии и поведении-объект и субъект коррекционно-педагогической деятельности - student2.ru Проблема критериев нормы, нормального развития человека приобретает особую актуальность в контексте коррекционно-развивающей деятельности, решения задач воспитания и перевос­питания. В практической психологии и педагогике сегодня «рабо­тающими» являются понятие предметная норма - знания, умения и действия, необходимые ученику для овладения данным пред­метным содержанием программы (отражается в стандартах обра­зования); Ьоциально-возрастиая норма — показатели интеллекту­ального и личностного развития школьника (психологические новообразования), которые должны сложиться к концу опреде­ленного возрастного этапа; индивидуальная норма - проявляется в индивидуальных особенностях развития и саморазвития ребенка (А.К.Маркова). Категория нормы психического развития, по убе­ждению практиков, позволяет определить подходы к решению коррекционно-развивающих задач.

Проблема психологической нормы - междисциплинарная. Ею занимаются различные отрасли психологической науки: диффе­ренциальная психология, психология развития (детская), педаго­гическая психология, психология личности, нейропсихология и др. Соответственно существуют и различные подходы к этой про­блеме. Обратимся к наиболее значимым, на наш взгляд, позици­ям, представленным в нейропсихологии, детской психологии, психологии личности.

Современная отечественная нейропсихология, созданная тру­дами выдающегося отечественного неиропснхолога А.Р.Лурия и его учеников, опирается на одно из центральных положений тео­рии мозговой ориентации высших психических функций о том, что мозг при реализации любой психической функции работает как парный орган. Иначе говоря, при осуществлении любой пси­хической функции «задействованы» оба полушария головного мозга, но каждое играет свою роль. Мозг функционирует как еди­ная интегративная система, субстрат психических процессов. А межполушарная асимметрия обусловливает особенности протека­ния различных психических процессов.

В психологии в большинстве случаев используется понятие ле-во-правополушарность, рассматриваемое как лево-праворукость, т.е. предпочтение правой, левой руки или их равенство в различ­ных актах. Многочисленными зарубежными и отечественными исследованиями получены факты, свидетельствующие о связи по-лушарности (рукости) с эмоционально-личностными и познава­тельными особенностями человека. Так, отмечена связь между ру-костью и уровнем невротизации. Мужчины-правши имеют более низкие показатели нейротизма, чем левши и амбидекстры (равен­ство рук). Леворукие мужчины отличаются большей эмоциональ-

ностью, но имеют более низкие показатели социальной адаптиро­ванное™ и уровня самоконтроля по сравнению с праворукими.

Установлена связь ручной доминантности с познавательными процессами. Есть данные о том, что лица с доминированием левой руки чаще обнаруживают художественный тип мышления по срав­нению с праворукими. Они решают одни и те же задачи (интел­лектуальные и др.) различными способами. Причем лица с домини­рующим левым полушарием более успешно решают вербально-логические задачи, а правым - наглядно-образные познавательные задачи (Е.Д.Хомская). Многообразие и неоднозначность экспе­риментальных данных свидетельствуют о сложности проблемы, но вместе с тем за многочисленными фактами, связанными с правшеством-левшеством, стоит сложная психологическая реаль­ность, имеющая немаловажное практическое значение.

Связь типа межполушарной организации мозга с индивиду­альными особенностями психических процессов и состояний че­ловека в течение длительного времени исследовалась группой ученых МГУ под руководством профессора Е.Д.Хомской. Уста­новлена закономерная связь типа доминирования не только с особенностями протекания того или иного психического процесса или состояния, но и с целым комплексом психических функций и эмоционально-личностных качеств. Каждое полушарие имеет свою стратегию, свой способ переработки информации и регуля­ции психических процессов. Стратегия переработки информации левым полушарием характеризуется как вербально-логическая, абстрактно-схематическая, аналитическая, сознательная. Способы же регуляции психических процессов и состояний характеризуют­ся произвольностью и вербальностью. Правому полушарию свой­ственны наглядно-образная, непосредственно-конкретная, проте­кающая, скорее, на бессознательном уровне (интуитивная) страте­гия переработки информации и непроизвольный, образный спо­соб регуляции психических процессов. Ученые говорят об относи­тельности в преобладании того или иного «набора» стратегий, поскольку правое и левое полушария функционируют всегда со­вместно. Но вместе с тем люди с различным типом доминирова­ния различаются по ряду психологических показателей. Это осо­бенности регуляции познавательных, эмоциональных и двига­тельных процессов. Так, у «чистых» правшей в эмоционально-лич­ностной сфере положительные эмоциональные системы преобла­дают над отрицательными, что проявляется и в эмоциональной реактивности, и в самооценке своего эмоционального состояния.

У леворуких и левшей двигательные, познавательные и эмо­циональные процессы протекают более замедленно, механизмы произвольного контроля психических процессов менее успешны.





глава ii. ребенок с отклонениями в развитии и поведении-объект и субъект коррекционно-педагогической деятельности - student2.ru В эмоционально-личностной сфере преобладают функции отри­цательной эмоциональной системы над положительной. Они ост­ро реагируют на отрицательные факторы. В их эмоциональном фоне преобладают негативные состояния, они склонны к отрица­тельным эмоциям при описании своего эмоционального статуса, недостаточно адекватно оценивают свое состояние здоровья, пе­реоценивают или недооценивают его (Е.Д.Хомская).

Нейропсихологический подход к решению проблемы индиви­дуальных различий дает возможность, по мнению авторов, клас­сифицировать индивидуальные различия одновременно многих психических процессов и свойств.

Сложной педагогической проблемой является проблема лево-рукости. (Однозначного ответа на вопросы, что является причи­ной леворукости и чем леворукий отличается от праворукого, нет.) Но леворукость, по мнению специалистов, не является пато­логией. Нельзя связывать низкие умственные способности с лево-рукостью, хотя и существуют данные о большом проценте левшей среди умственно отсталых детей и детей с трудностями обучения чтению и письму. В этом случае леворукость может быть резуль­татом патологии, как и умственная отсталость и различные труд­ности в обучении, а не причиной этих нарушений. У здорового левши могут быть блестящие способности.

По мнению ряда специалистов, при обучении леворуких детей необходимо учитывать их индивидуальные особенности, что должно найти отражение в методике их обучения. Для учителя важно определить ведущую руку ребенка, что может быть ослож­нено рядом причин, одна из которых - переучивание в дошколь­ном возрасте. У переученного в дошкольном возрасте левши мо­гут возникнуть трудности в обучении, причины которых учителю непонятны. В определении ведущей руки не так все просто. Есть дети, которые одинаково хорошо владеют и правой, и левой ру­кой. Таких людей называют амбидекстрами. Случается и так, что бытовые действия ребенок выполняет левой рукой (причесывается и пр.) - «бытовое функциональное превосходство», а пишет, рисует правой - «графическое функциональное превосходство». В связи с этим могут быть различные варианты левшества - правшества. Фи­зиолог М.М.Безруких и врач-психоневролог С.П.Ефимова в сво­ей книге для учителя приводят следующие варианты.

Дети - ярко выраженные бытовые левши, но графические ам-бидекстры. Эти дети переучены родителями с раннего детства. Процесс обучения письму у них идет легче, подчеркивают специа­листы, если они будут писать левой рукой.

Дети - ярко выраженные бытовые правши, но пишут и рисуют левой рукой или одинаково правой и левой. Пишут и рисуют ле-

вой рукой по причине травмы правой руки, нарушения ее мотор­ных функций. Но могло иметь место и переучивание в дошколь­ном возрасте. Таких детей целесообразнее учить писать правой рукой, если были травма и нарушение моторных функций левой I руки, а при переучивании - левой.

Поскольку леворукость ребенка не является отклонением от нормы, а есть проявление индивидуальности в пределах нормы, то насильственное переучивание леворуких детей в дошкольном возрасте, и особенно в процессе обучения детей в школе (обучение письму, рисованию, выполнению сложных бытовых действий правой рукой), вместе с другими отрицательными воздействиями может быть причиной тяжелых психических заболеваний ребенка. Категорически противопоказано «двойное» переучивание после первой четверти I класса, когда ребенка-левшу, научившегося писать правой рукой, при столкновении его с трудностями обуче­ния курсивному письму вновь переучивают, принуждают сменить руку. Подобная тактика, отмечают специалисты, может вызвать тяжелое нервное заболевание - писчий спазм. «Портрет» школьни­ка, предрасположенного к писчему спазму, приводит детский пси­хиатр М. И. Буянов.

Это человек очень исполнительный и очень педантичный, порой даже бо­лезненно аккуратный. Он очень внимателен к письму, выводит каждую букву, пишет очень медленно. Когда его заставляют писать быстрее, либо когда во время письма приходится нервничать, то в правой руке появляется вначале легкая дрожь, затем она усиливается, и вскоре школьник уже не может вывес­ти ни одной буквы. Дрожь возникает не только от скорости письма, к которой человек не привык, но и от ссор, конфликтов, непонимания, раздражения, от обид, унижения, чувства досады.

Писчий спазм - это невроз. Встречается он чаще всего начиная с IV-V класса. В начальных классах чаще всего диагностируется особое расстройство, называемое дисграфией, при которой нару­шается способность к пространственному синтезу. Ребенок с тру­дом учится писать, во всем остальном он, как правило, здоров.

Переучивание, смена руки могут быть одной из причин подоб­ных расстройств. Но у леворуких детей гораздо чаще, чем у пра-воруких, встречаются трудности в обучении письму. Эти трудно­сти достаточно подробно описаны в литературе. Например, у леворуких детей чаще, чем у праворуких, отмечаются зеркальное письмо, выраженные нарушения почерка, тремор, неправильное начертание букв (оптические ошибки), у них медленнее скорость и хуже связность письма. Особого внимания требуют леворукие дети, которые держат при письме ручку или карандаш над строч­кой, при этом рука находится в инвертированном положении и согнута в виде крючка. Однозначного объяснения причин такого





явления в науке нет. Но, по наблюдениям специалистов, инверти­рованное положение ручки очень часто встречается как у левору-ких, так и у праворуких детей. Такое положение ручки необходи­мо исправлять, поскольку оно вызывает у ребенка очень сильное мышечное напряжение. Однако не стоит настаивать на исправле­нии положения ручки у леворукого ребенка. Следует также быть более снисходительным к качеству его письма.

Должны быть соблюдены и некоторые организационные тре­бования, важные для леворукого ребенка в школе и дома. Так, при письме, рисовании, чтении свет должен падать с правой сто­роны. Расположение столов и классной доски не позволяет поса­дить леворукого ребенка лицом к классу, поэтому целесообразно посадить его у окна слева. Там лучше освещенность, к тому же он не будет мешать соседу.

На уроках труда также необходимо подумать, где посадить та­кого ребенка, чтобы он не толкал соседа, как расположить инст­рументы и как их заточить. На уроках физической культуры в поле зрения учителя должно быть развитие координации как ле­вой (рабочей), так и правой руки (М.М. Безруких, 1991).

Наши рекомендации