Роль семьи в реабилитации и социализации детей и подростков с отклонениями в развитии

Семья — своеобразный микросоциум, испытывающий на себе груз разнообразных внутренних и внешних влияний; общность нескольких человек в совместном, организуемом ими жизненном пространстве. Среди важных функций се­мьи особо выделяется функция социализации,направлен­ная на развитие личности и социальное интегрирование, т.е. нахождение места семьи, ее членов в обществе, в трудовой сфере.

В Конвенции ООН о правах ребенка, которая вступила в силу в нашей стране в 1990 году, подчеркивается, что семье как основной ячейке общества и естественной среде для ро­ста и благополучия всех ее членов и особенно детей должна быть предоставлена необходимая защита и содействие.

Появление в семье ребенка с отклонениями в развитии сразу ставит ее на уровень семей, испытывающих серьезные социальные затруднения, приводит к возникновению или обострению внутренних проблем, реформирует межличнос­тные отношения между членами семьи, нарушает ее соци­альные связи. Многолетние настойчивые усилия родителей по устранению или компенсации того или иного первичного нарушения в развитии своего ребенка и по профилактике его последствий, их терпение и выдержка, стимулируемые лю­бовью к ребенку, помимо непосредственного результата — улучшения состояния ребенка — имеют и социально значи­мый результат — социальную адаптацию ребенка и его ин­теграцию в общество.

Сегодня дети с отклонениями в развитии и их семьи ос­тро нуждаются в социальной и моральной поддержке все­го общества, в защите и помощи со стороны государства и различных служб: социальной, медицинской, педагоги­ческой, психологической. Только взаимосогласованные дей­ствия семьи и общества могут способствовать реабилитации

Роль семьи в реабилитации и социализации детей и подростков...

и адаптации детей с проблемами в развитии к своему соци­альному окружению.

Узнав о рождении ребенка с каким-либо отклонением, родители испытывают подчас противоречивые чувства — от недоверия и нежелания соглашаться с мнением врачей до полного отчаяния. То, как семья воспринимает ситуацию, когда развитие ребенка нарушено, способна ли она запро­сить и получить помощь, определяет в значительной мере выбранный ею путь. Стратегия поведения, которую семья избирает в ситуации кризиса, связана с ее жизненной фи­лософией. Например, «Мы владеем ситуацией, несмотря ни на что» или «Будь, что будет, все равно от судьбы не уй­дешь». Такой фатализм может сформировать пассивность в отношении лечения, образования и включения ребенка в об­щество, но может быть и следствием стрессовой ситуации, когда сил у семьи оказывается недостаточно. Сохранить здо­ровую атмосферу семьи поможет достойное принятие осо­бенностей жизни в семье, связанных с воспитанием ребен­ка с отклонениями в развитии, недопустимость семейной атмосферы отчаяния, пессимизма, безнадежности, приво­дящей к ущербности всех членов семьи, к ее распаду и от­далению родственников.

У семьи, в которой растет ребенок с отклонениями в развитии, множество проблем: незнание родителями про­явлений различных отклонений в развитии, перспектив развития ребенка, страх за его дальнейшую судьбу; пси­хологическая дезадаптация родителей; поиски ответов на вопросы: кто виноват в рождении такого ребенка?; отказы­ваться ли от больного ребенка и помещать ли его в стацио­нарное учреждение?— и др. Появление в семье ребенка с ограниченными возможностями нарушает процесс разви-тия семьи, дестабилизирует внутрисемейные отношения, со-здает угрозу распада семьи. С появлением ребенка-инвали-да возникают многие проблемы материального характера и социального статуса родителей, осложняется взаимосвязь семьи и общества.

Ситуацию ухудшает отсутствие или недостаточность со-циальной и морально-психологической поддержки таких семей, хотя в последние годы в стране наметилась тенден-





Глава 3. Особенности коррекции речи детей...

ция к улучшению. Совершенствуется нормативно-правовая база социальной поддержки семей, имеющих детей с откло­нениями в развитии, развивается сеть реабилитационных центров для детей и подростков с ограничениями жизнеде­ятельности, вводятся в систему социальной защиты работ­ники социальных служб, готовятся социальные работники для осуществления различных видов поддержки семей, име­ющих детей с проблемами в развитии, и др.

Очевидна необходимость действенного просвещения ро­дителей, имеющих детей с отклонениями в развитии, орга­низация ассоциации родителей детей с особыми нуждами, издание специальной литературы, привлечение благотвори­тельных организаций, расширение сети негосударственных учреждений в помощь государственным для более полного охвата детей с проблемами в развитии реабилитационны­ми мероприятиями. Только правильное отношение обще­ства к проблемам такой семьи, развитая сеть социальной помощи могут обеспечить нормальную психологическую об­становку в каждой семье, имеющей ребенка с отклонения­ми в развитии.

Особенности жизненного стиля каждой семьи, семейные взаимоотношения видоизменяются с течением времени. Ус­тановлено, что семьи, воспитывающие детей с отклонения­ми в развитии, особенно тяжело переживают некоторые кри­зисные периоды развития семейных отношений(12).

Первый период связан с осознанием того, что ребенок болен, с получением точного диагноза, эмоциональной адаптацией, информированием других членов семьи о слу­чившемся. Некоторые отклонения становятся очевидны­ми вскоре после рождения ребенка, другие диагностиру­ются в более старшем возрасте. Первой реакцией семьи на диагноз врачей может быть шок, невроз, отчаяние, деп­рессия, поиски виновных в происшедшем, после чего се­мья переживает стадию активизации своих ресурсов для разрешения возникшей критической ситуации.

Второй период определяется спецификой развития ребен­ка в первые годы жизни. Хронический или эпизодический характер отклонений в развитии ребенка, их тип и степень выраженности, реакция семьи на них могут иметь опреде-

Роль семьи в реабилитации и социализации детей и подростков...

ляющее значение в формировании семейных взаимоотно­шений и поведения. В этот период семейный кризис углуб­ляется значительными финансовыми и временными затра­тами на услуги, необходимые ребенку, осознанием того, что интересы нашего общества часто не согласуются с интере­сами проблемных семей.

Третий период испытаний для семьи — поступление ре­бенка в школу, уточнение формы обучения (в обычной или специальной школе, школе-интернате), хлопоты по устрой­ству внешкольной деятельности. Семья как бы «выходит на публику», проблемы возрастают. Характер и степень затруд­нений, переживаемых родителями, зависят от типа и степе­ни выраженности отклонений в развитии ребенка и готовно­сти школьной системы обеспечить адекватное образование и адаптацию детей с проблемами в развитии.

Четвертый период начинается с переходом ребенка в под­ростковый возраст. Семья привыкает к хронической природе заболевания: возникают проблемы, связанные с изоляцией от сверстников и одиночеством, с профориентацией, планирова­нием будущей занятости ребенка, сексуальные проблемы. Это время болезненных переживаний и размышлений подрост­ка о своем положении в семье, обществе.

Пятый этап семейных сложностей — начало взрослой жизни; семья озабочена дезадаптацией ребенка-инвалида, де­фицитом возможностей для его социализации; поисками под­ходящего места обучения или проживания повзрослевшего ребенка. Проблемы занятости инвалидов и финансового обес­печения их самостоятельного проживания создают в семье ат­мосферу глубокой озабоченности и тревоги в этот период.

Шестой период развития семейных отношений — взрос­лая жизнь члена семьи с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Обеспечение инвалида жильем, рабо­той, медицинской помощью, организация его досуга, соци­альное обслуживание — круг проблем и интересов родите­лей на этом этапе. Родители тревожатся о том времени, когда они сами уже не смогут заботиться о своем ребенке. Происходит перестройка взаимоотношений между супруга­ми в случаях раздельного проживания с повзрослевшим чле-ом семьи (12).





Глава 3. Особенности коррекции речи детей...

Важной задачей полноценной интеграции детей и подро­стков с выраженными отклонениями развития в общество является изменение и формирование нового общественного сознания по отношению к инвалидам и детям с проблемами в развитии, воспитание общества в духе гуманного, равно­правного отношения ко всем его членам.

Чтобы справиться с испытаниями, семье нетипичного ребенка недостаточно медицинских, образовательных и со­циальных услуг, оказываемых обществом. Контакты с ши­роким окружением (соседями, детьми во дворе, сотрудника­ми, профессиональными работниками различного рода), встречи с семьями, имеющими подобные проблемы, семей­ное совместное творчество, организация семейных праздни­ков, спортивных занятий и игр могут сыграть позитивную роль в жизни семьи, содействовать преодолению социальной недостаточности и адаптации в обществе.

Комплексная реабилитация с ее социальными, медицин­скими, психологическими, педагогическими, профориента-ционными элементами, направленная как на ребенка с от­клонениями в развитии, так и на его семью, способствует социализации ребенка и членов проблемной семьи. Недаром основоположница семейного консультирования Вирджиния Сатир считает, что, если мы хотим изменить мир, нужно из­менить семью.

При воспитании ребенка с нарушением физического или психического развития родители повседневно сталкиваются с многочисленными проблемами, которые вызваны как по­ражениями центральной нервной системы ребенка, так и возникающими в связи с этим нарушениями познаватель­ной деятельности, эмоциональной, сенсорной, двигательной и речевой сферы, а также с трудностями в семейных взаимо­отношениях, семейном укладе.

Для ребенка с отклонениями в развитии необходима дли­тельная, постоянная, требующая особой подготовки помощь близких, их любовь, терпение и выдержка. Не стоит огорчаться и отчаиваться, если результаты их усилий сразу почти не замет­ны, они обязательно появятся, но при этом семье понадобится квалифицированная помощь и советы специалистов: врачей, пе­дагогов, логопедов, психологов, социальных работников и др.

Роль семьи в реабилитации и социализации детей и подростков...

Для того чтобы родители могли быть хорошими помощ­никами специалистам, важно, чтобы они не замыкались на своих проблемах, не культивировали в себе комплекс вины, оставались активными членами общества, находились в тес­ном контакте с сотрудниками специализированных учреж­дений, постоянно расширяли контакты ребенка с окружаю­щим миром.

Немаловажно в воспитании больного ребенка сохранить разумное равновесие. С одной стороны, он не должен чувство­вать себя исключительным. Нередко в проблемных семьях здоровому ребенку уделяют мало внимания, требуют, чтобы он всегда уступал больному, не жаловался на его неадекват­ные поступки. Все это неблагоприятно отражается на разви­тии личности как больного, так и здорового ребенка, а также на психологическом климате семьи.

С другой стороны, совершенно недопустимо, чтобы ребе­нок ощущал себя обделенным, обиженным, чтобы родители травмировали его несправедливыми наказаниями, замеча­ниями.

Родители должны суметь найти естественно-непринуж­денную линию поведения, тон общения. Каков бы ни был дефект у ребенка, они должны постоянно помнить, что лече­ние ребенка с ограниченными возможностями — это дли­тельный процесс, осуществляющийся с проведением специ­альных педагогических занятий, логопедической работы, занятий лечебной физкультурой.

Особое значение для воспитания ребенка с ограниченны­ми возможностями имеет характер его взаимоотношений с матерью. Мать ребенка или лицо, ее заменяющее, необхо­димо научить специальным навыкам ухода за ребенком с учетом специфики его заболевания, основным приемам мас­сажа, лечебной гимнастики, приемам речевой терапии. Ре­бенок с отклонениями в развитии должен чувствовать, что близкие его любят и понимают, не считают хуже других де­тей, всегда готовы придти на помощь. Такое отношение фор­мирует у ребенка чувство безопасности, доброжелательное отношение к окружающим, стремление вступать с ними в контакт, помогает ему раскрыть и реализовать свои потен­циальные способности. Еще раз оговоримся — разумеется,

Глава 3. Особенности коррекции речи детей...

речь не идет о необходимости баловать ребенка, во всем ему «потакать», приспосабливать всю жизнедеятельность семьи к специальным потребностям ребенка, особенно если он единственный в семье. Необходимо стремиться к созданию атмосферы общности, в которой интересы всех членов семьи будут уважаться (24).

Еще до рождения ребенка между взрослыми складыва­ется определенный тип отношений, который впоследствии в основном проецируется и на отношения с ребенком, и на тип его воспитания. Многими авторами изучалась пробле­ма влияния конфликтов в супружеских отношениях на раз­витие ребенка: исследовались непосредственно детско-ро-дительские отношения, типы воспитания в семье, позволяющие говорить о дисгармонии семейного воспита­ния. Это дало возможность выделить четыре родительские установки и соответствующие им типы поведения: «приня­тие и любовь», «явное отвержение», «излишняя требова­тельность», «чрезмерная опека». Между поведением роди­телей и поведением детей прослеживается определенная зависимость: «принятие и любовь» порождают в ребенке чувство безопасности и способствуют гармоничному разви­тию личности, «явное отвержение» ведет к агрессивности и эмоциональному недоразвитию.

Характерные ошибки в семейном воспитании фиксиру­ются в сфере взаимоотношений родителей и ребенка и могут выражаться в виде таких проявлений, как: неприятие ребен­ка как такового или его индивидуальности, своеобразия; непонимание личностного развития ребенка и неадекватная оценка его действий и поступков; негибкость родителей в отношениях с детьми; непоследовательность в обращении с детьми; несогласованность требований родителей и др.

Ошибочными типами воспитания являются: воспита­ние ребенка с отклонениями в развитии по типу гипоопеки с дефицитом внимания к ребенку, контроля за его поведением (по сути, предоставление его самому себе); по типу гиперопе­ки в форме чрезмерного потворствования, стремления осво­бодить ребенка от малейших трудностей и проблем; воспита­ние с эмоциональной отверженностью ребенка; воспитание в атмосфере культа болезни; противоречивое воспитание.

Роль семьи в реабилитации и социализации детей и подростков...

Семейное воспитание и обучение ребенка с отклонениями в развитии является коррекционным, т.е. направленным на преодоление уже имеющихся нарушений и на предупрежде­ние возможности их возникновения в дальнейшем. Невоз­можно переоценить роль родителей и других членов семьи в процессе становления и развития общения и речи детей.

Своевременное овладение правильной речью имеет важ­ное значение для формирования полноценной личности ре­бенка, успешного обучения его в школе. Недоразвитие рече­вых средств снижает уровень общения, способствует возникновению психологических особенностей (замкнутос­ти, робости, нерешительности, стеснительности); порождает специфические черты общего и речевого поведения (ограни­ченную контактность, замедленную включаемость в ситуа­цию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь), приводит к снижению коммуникативной активности (Ю.Ф. Гаркуша, Е.М. Мастюкова, С.А. Миронова и др.). Существует и обратная зависимость - при недоста­точном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется (Л.Г. Галигузова, И.В. Дубровина, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова). Несовершенство коммуника­тивных умений, речевая инактивность не обеспечивают про­цесс свободного общения и, в свою очередь, не способствуют развитию речемыслительной и познавательной деятельнос­ти детей, препятствуют овладению ими знаниями.

За короткий период раннего и дошкольного детства ребе­нок овладевает тремя типами общения:

эмоциональное общение — первое полугодие жизни;

общение на основе понимания — со второго полугодия жизни;

общение на основе речи — с 1,5-2 лет.

При правильном развитии речи ребенок раннего возраста быстро переходит к речевому типу общения. В дошкольном возрасте интенсивно развивается речь как функция и сред­ство мышления, как специфически родовое качество челове­ка. Речь ребенка является главным орудием общения и обоб­щения опыта деятельности. В общении со взрослым ребенок учится ее воспринимать и понимать, овладевает активной речью. Речь рассматривается как мотивированная, целенап-





Глава 3. Особенности коррекции речи детей...

равленная деятельность, опосредованная знаками языка, главной функцией которой является коммуникативная — ее назначение быть средством общения.

Овладение речью выступает как «спонтанное» развитие (А.В. Запорожец) в процессе общения и взаимодействия ре­бенка с окружающими людьми, при котором он проявляет природную активность в познании и «деятельности», освое­нии окружающего, а взрослый создает условия для этого. Взрослый выступает как образец и носитель тех свойств и способностей, которыми ребенку предстоит овладеть.

Обучать ребенка речи — значит помогать ему усваивать «материю языка», обеспечить понимание смысла знаков языка - лексического и грамматического (тренировать ин­теллект), учить умению оценивать реальность с помощью лексических и грамматических знаков (тренировать эмоции и чувства), облегчать запоминание литературной нормы, т.е. традиции употребления (сочетаемости и возможности взаи­мозаменяемости) языковых знаков, их звукового и графи­ческого оформления, тренировать память.

Речь усваивается детьми по подражанию, поэтому куль­тура речи ребенка прямо зависит от культуры речи его ок­ружения. Речь родителей должна быть грамматически пра­вильной, фонетически чистой, лексически богатой и образной. В семье необходимо создать условия для полно­ценного речевого общения детей, так как речь детей рас­сматривается как основное средство общения, выражения мыслей и чувств, установления взаимоотношений с окру­жающими, планирования и организации совместной дея­тельности.

Обучение ребенка с отклонениями в развитии требует от родителей большого терпения, прежде всего это относится к стимуляции речи ребенка. Речь ребенка можно стимулиро­вать посредством подражания звукам. Во время таких игро­вых занятий важно, чтобы выражение лица взрослого, его улыбка, голос вызывали у ребенка положительные эмоции, радость от общения. Родителям следует научиться говорить с ребенком громко, четко и уверенно, сопровождая вначале свою речь жестами. Все инструкции должны быть макси­мально конкретными и основываться на имеющихся у ре-

Роль семьи в реабилитации и социализации детей и подростков...

бенка знаниях и представлениях, их выполнение нужно по­ощрять. При обучении речи важно, чтобы ребенок усвоил значения слов, а для этого в процессе называния предмета ребенок должен видеть его, манипулировать с ним. Родите­лям необходимо помнить, что ребенок должен заучивать и повторять слова, выражения и действия взрослых не меха­нически, а только осмысленно. Все проводимые с ребенком занятия должны активно воздействовать на его не только интеллектуальную, сенсомоторную и речевую сферу, но так­же на его эмоции. Жизнь малыша надо наполнить красотой природы, игрой, сказками, музыкой.

Роль общения в психическом развитии и социальной адаптациидетей. Основой психического развития ребенка является его общение со взрослым, поэтому так важно, что­бы ребенок общался со взрослыми людьми, в первую оче­редь, с родителями. От того, каким было детство человека, во многом зависит его мировоззрение, отношение к действи­тельности, характер и даже дальнейшая судьба.

Общение — процесс взаимодействия конкретных лично­стей, определенным образом отражающих друг друга, отно­сящихся друг к другу и воздействующих друг на друга.

Родителями создается определенная атмосфера общения в семье, где с первых дней рождения ребенка происходит развитие личности малыша. Контакты со взрослыми реша­ющим образом определяют направление и темпы развития ребенка. Именно в процессе общения ребенок получает раз­нообразную информацию. Самостоятельно постичь суть ок­ружающего мира ребенку невозможно. С помощью взрослого совершаются первые шаги в социализации ребенка. В связи с этим возникает важная проблема — проблема общения ре­бенка с другими людьми и роль этого общения в психологи­ческом развитии детей на разных генетических ступенях. Характер общения ребенка со взрослыми и сверстниками изменяется и усложняется, приобретая форму то непосред­ственного эмоционального контакта в процессе совместной деятельности, то общения чисто речевого. Развитие обще­ния, усложнение и обогащение его форм открывает перед ребенком все новые возможности усвоения от окружающих различного рода знаний и умений, что имеет первостепенное





Глава 3. Особенности коррекции речи детей...

Роль семьи в реабилитации и социализации детей и подростков...



значение для всего хода психического развития и для фор­мирования личности в целом.

Взаимность в общении со взрослыми начинает проявлять­ся у младенца в 2 месяца. Ребенок развивает особую актив­ность, объектом которой является взрослый, и стремится привлечь внимание взрослого, чтобы самому стать объектом такой же активности с его стороны. Эту первую в жизни ре­бенка форму общения со взрослым М.И. Лисина (21) назвала ситуативно-личностной или непосредственно-эмоциональ­ной. Ее появлению предшествует немалая работа и взрослого, и ребенка. Новорожденный приходит в мир взрослого без по­требностей в общении и без умения общаться. С первых дней рождения взрослый организовывает атмосферу общения, на­лаживает с малышом сигнальную связь, постоянно переделы­вает его поведение, выделяя и усиливая в нем одни действия, применяя и оттормаживая другие.

К 2-2,5 месяцам у ребенка под влиянием взрослого и при его помощи складывается коммуникативная потребность со всеми четырьмя ее признаками: интересом к взрослому; эмо­циональным отношением к нему; инициативностью в нала­живании контактов со взрослыми и чувствительностью к его оценкам. Эта первая форма проявляется в виде «комплекса оживления», т.е. эмоционально положительной реакции ребенка на взрослого, сопровождающейся улыбкой, актив­ными движениями, фиксированием взгляда на лице взрос­лого. Все это свидетельствует о том, что ребенок перешел на новый этап развития. В полгода возникает ситуативно-дело­вая форма общения со взрослыми. Вторую половину младен­чества отличают качественные изменения в отношениях ре­бенка к окружающему миру — различные формы подражания, появление ненасытной потребности в манипу­ляциях предметами.

Первый год жизни — становление субъекта, сделавшего первый шаг на пути формирования личности. Познаватель­ная деятельность ребенка направлена не только на внешний мир, но и на самого себя. Ребенок требует внимания и при­знания со стороны взрослого. В младенчестве ребенок отно­сится к сверстнику как к очень интересному предмету: изу­чает и ощупывает его, не видит в нем человека.

От года до трех лет наступает новый этап в развитии лич­ности ребенка - раннее детство. Деятельность ребенка со взрослым можно охарактеризовать как совместную. Малыш хочет, чтобы старшие вместе с ним включались в его жиз­ненное пространство, он требует от них участия в своих де­лах, и предметные действия ребенка становятся совместны­ми действиями ребенка и взрослого — совместной деятельностью, в которой элемент содействия взрослого яв­ляется ведущим.

В первые год-полтора, на доречевом уровне развития, де­тям требуется помощь в предметных действиях. Малыш не ограничивается ожиданием помощи старшего. Теперь он хочет действовать, как взрослый, копировать его.

В рамках ситуативно-деловой формы общения со взрослым, действуя по его образцу, в условиях делового сотрудничества с ним, дети овладевают и речью. Ситуативно-деловая форма общения имеет важное значение для развития личности ре­бенка. Задержка на непосредственно эмоциональном этапе об­щения со взрослым чревата осложнениями в развитии малы­ша, трудностями адаптации к новым условиям жизни.

К трем годам ребенок может уже самостоятельно есть, умываться, одеваться. У него возникает потребность в само­стоятельности, стремлении действовать независимо от взрослых, без их помощи преодолевать трудности даже в сфере, еще недоступной ребенку. Это находит свое выраже­ние в словах «Я сам». Возникновение стремления к самосто­ятельности означает появление новой формы желаний, не­посредственно не совпадающих с желаниями взрослых, что подтверждается настойчивым «Я хочу». Противоречие меж­ду «хочу» и «надо» ставит ребенка перед необходимостью выбора, вызывает противоречивые эмоциональные пережи­вания, ведущие к обострению кризиса 3 лет. Наличие кризи­са свидетельствует о необходимости создания новых отноше­ний ребенка и взрослого, новых форм общения. Общение взрослого и ребенка во многом предопределяет общение со сверстниками. Опыт общения со взрослыми реализуется в общении с другими детьми.

В первой половине дошкольного детства (3-5 лет) у ребен­ка наблюдается новая форма общения — общение со взрос-





Глава 3. Особенности коррекции речи детей...

Роль семьи в реабилитации и социализации детей и подростков...



лым, которая характеризуется сотрудничеством ребенка и взрослого в познавательной деятельности. М.И. Лисина на­зывала это «теоретическим сотрудничеством». Развитие любознательности заставляет малыша ставить перед собой все более сложные вопросы. «Почемучки» обращаются к взрослому за ответом или за оценкой своих собственных раз­мышлений. На уровне внеситуативно-познавательного об­щения дети испытывают острую потребность в уважении старших, проявляют повышенную чувствительность к отно­шению взрослого. Ребенок не уверен, боится, что будут сме­яться над ним. Поэтому здесь важно серьезное отношение взрослого к вопросам детей.

Отношение родителей к неуспеху и успеху ребенка спо­собствует развитию у него самооценки, притязания на при­знание. Переоценка или недооценка способностей ребенка родителями влияет на его отношения со сверстниками, на особенности его личности. Отчужденное отношение взросло­го к ребенку значительно снижает его социальную актив­ность: ребенок может замыкаться в себе, становится скован­ным, неуверенным, готовым расплакаться по любому поводу и выплескивать свою агрессию на сверстников. Стабильно позитивные взаимоотношения с родителями помогают ре­бенку скорее вступить в контакт с окружающими детьми и другими взрослыми.

Общение со сверстниками становится все более привле­кательным для ребенка, оформляется ситуативно-деловая форма общения со сверстниками (4-5 лет). Сюжетно-роле-вая игра является ведущей деятельностью в этом периоде. Взаимоотношения взрослых начинают обыгрываться свер­стниками, и для них очень важно сотрудничество друг с другом, установление правил игры, их соблюдение, распре­деление ролей, однако регулятором игры еще остается взрослый. Переход от соучастия к сотрудничеству — замет­ный прогресс в сфере коммуникативной деятельности со сверстниками.

В рамках ситуативно-делового общения ребенок стре­мится стать объектом интереса и оценки своих товарищей. Ребенок стремится утвердиться в своих лучших качествах, возникает потребность в признании и уважении его други-

ми. Отставание в развитии этой формы общения со сверст­никами заметно влияет на развитие личности ребенка. Дети тяжело переживают свои неудачи, становятся пассив­ными, замкнутыми, агрессивными. Взрослый должен сво­евременно увидеть проблему ребенка, чтобы помочь спра­виться с ней.

В возрасте 5-7 лет у детей наблюдается иная форма обще­ния со взрослыми — внеситуативно-личностная. Беседы ре­бенка и взрослого сосредоточены на взрослом мире, для дошкольника важно знать, «как нужно», он стремится к взаимопониманию и сопереживанию со взрослыми. Сквозь призму представлений взрослых ребенок воспринимает свои поступки и поступки окружающих людей. Родители и дру­гие взрослые становятся для него образцом поведения. Та­кая позиция является благоприятным условием для воспитания, обучения и подготовки детей к школе.

К 6-7 годам ребенок начинает осознавать себя в качестве социального индивида и у него возникает потребность в но­вой жизненной позиции и в общественно значимой деятель­ности, обеспечивающей эту позицию. Это приводит к кризи­су 7 лет. Школьное обучение дает возможность разрешить кризис и реализовать это стремление к самоутверждению. Вместе с тем взрослым необходимо уловить момент появле­ния новой черты в формировании личности ребенка, пере­смотреть отношение к нему, всячески поощряя его самосто­ятельность, культивируя в нем недавно обретенную «внутреннюю позицию», необходимую в дальнейшем на всех этапах его жизненного пути.

В старшем дошкольном возрасте общение со сверстника­ми имеет внеситуативно-деловую форму. Эта форма общения способствует развитию осознания своих обязанностей и по­ступков и их последствий, что является необходимым усло­вием для последующей учебной и трудовой деятельности.

В разговорах дошкольников с познавательными мотива­ми общения преобладают темы о живой природе, предмет­ном мире, а дошкольники с личностными мотивами прояв­ляют основной интерес к людям и говорят о себе, своих родителях, товарищах, расспрашивают взрослых об их жиз­ни, работе, семье. И хотя у детей с четвертой формой обще-

8—1329

Глава 3. Особенности коррекции речи детей...

ния сотрудничество с взрослым тоже носит «теоретический» характер (вопросы, обсуждения, споры) и вплетено в позна­вательную деятельность, здесь обнаруживается сосредото­ченность ребенка на социальном окружении, на так называ­емом «мире людей», а не предметов.

К 6-7 годам старший дошкольник переходит к новому виду деятельности — к учебной. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе - это сумма всех его достижений за предшествующие периоды психического развития. Среди основных показателей психологической готовности к школь­ному обучению можно выделить:

1) готовность психических процессов, т.е. определенный уровень их развития;

2) эмоционально-мотивационная готовность;

3) наличие произвольности, волевого поведения;

4) сформированность общения.

Наши рекомендации