Методическое пособие для вожатого
Методическое пособие для вожатого
Особенности технологии моделирования и конструирования программ деятельности лагерей.
Примеры субъектных проявлений ребенка.
Программы деятельности летних детских лагерей.
Структура смены..
Дорога в лагерь.
Организационно-хозяйственный час.
Задачи ОРГПЕРИОДА..
Планирование оргпериода.
Несколько дружеских советов.
Дети в лагере. Возрастные особенности.
Маленькие дети (4-8 лет)
Игры для маленьких.
9-11 лет.
12-15 лет.
Игры на знакомство.
Развивающие игры..
Игры на сплочение.
Игры на выявление лидера.
Спокойные игры..
Большие игры..
Основы медицины и техники безопасности.
Первая доврачебная помощь.
Краткий перечень.
Песни.
Бременские музыканты..
Алые паруса.
Перевал.
Овечка.
Изгиб гитары желтой.
Октябренек Алешка.
Непогода.
Кораблик детства.
Если у вас нет собаки.
Рекомендуемая литература.
Вступление
Это маленькое пособие призвано помочь вожатому найти общий язык со своим отрядом. Став вожатым, вы столкнетесь с совершенно новой жизнью, которая идет по своим законам, вы увидите детский летний лагерь не глазами ребенка, а глазами взрослого, организатора, творца, если хотите, и одновременно глазами человека, ответственного за жизнь и здоровье детей.
В этом пособии вы найдете игры на все случаи жизни и короткие ценные практические советы, а также раздел, касающийся экстремальных случаев. Успех в работе вожатого зависит только от него самого. У хорошего, заводного вожатого, у которого всегда есть "в кармане" игры и веселые розыгрыши, который внимательно следит за ребятами, старается их понять, не бывает "плохого отряда" или "плохих детей". Все в ваших руках! Дерзайте!
Особенности технологии моделирования и конструирования программ деятельности лагерей.
Результат работы детского учреждения определяется качеством формирования и развития личности ребенка и степенью совершенствования педагогического мастерства. При использовании технологии моделирования и конструирования в программы деятельности детских оздоровительно-образовательных лагерей необходимо заложить наиболее существенные связи, спроектировать категории целей в эмоционально-личностной области развития ребенка в ходе воспитательного процесса, предусмотреть критерии его результативности в субъектном проявлении ребенка.
Примеры субъектных проявлений ребенка
Основные цели воспитательного процесса | Субъектные проявления ребенка |
1. Восприятие Готовность и способность ребенка воспринимать те или иные явления, символы окружающего мира. Субкатегории: осознание, внимание, желание или готовность образуют диапазон восхождения от пассивной позиции до более активной | Ребенок осознает эстетические факторы в одежде, интерьере, архитектуре, живописи; проявляет восприимчивость к проблемам и потребностям других людей, к потребностям общественной жизни |
2. Реагирование (отклик) Активные проявления, исходящие от самого ребенка. На данном уровне он не просто воспринимает, но и откликается на то или иное явление, внешний символ, проявляет интерес к предмету, явлению или деятельности. Субкатегории: подчиненный отклик, добровольный отклик, удовлетворение от реагирования | Ребенок подчиняется внутрилагерному распорядку и правилам поведения; участвует в обсуждении вопросов в коллективе; самостоятельно знакомится с информацией об общественных событиях; добровольно вызывается выполнить задание; проявляет интерес к деятельности; действует активно |
3. Усвоение ценностных ориентаций Различные уровни усвоения ценностных ориентаций (отношения к тем или иным объектам, явлениям или видам деятельности), принятие ценностной ориентации (в обиходе это соответствует понятию «мнение»), предпочтение ценностной ориентации — приверженность и убежденность | Ребенок проявляет настойчивое желание овладеть необходимыми навыками; целенаправленно изучает различные точки зрения, с тем чтобы вынести собственное суждение; демонстрирует убежденность, отстаивая тот или иной идеал |
4. Формирование ценностных ориентаций Осмысление и соединение различных ценностных ориентаций, разрешение возможных противоречий между ними и формирование системы ценностей на основе наиболее значимых и устойчивых. Субкатегории: концептуализация ценностной ориентации, то есть осмысление своего отношения и организация системы ценностей | Ребенок пытается определить основные черты своего любимого произведения искусства; принимает на себя ответственность за свое поведение; понимает свои возможности и ограничения; строит жизненные планы в соответствии с осознаваемыми им самим собственными способностями, интересами и убеждениями |
5. Распространение ценностной ориентации или их комплекса на деятельность Достижение уровня усвоения ценностей, на котором они устойчиво определяют поведение индивида, входят в привычный образ действий или жизненный стиль. Обобщенный характер ценностных ориентаций и их соединение в целостное мировоззрение. Субкатегории: обобщенная установка и полное усвоение, распространение ценностных ориентаций на деятельность | Ребенок устойчиво проявляет самостоятельность в деятельности; показывает стремление к сотрудничеству в групповой деятельности; демонстрирует готовность к пересмотру своих суждений и изменению образа действий в свете убедительных аргументов; постоянно использует навыки личной гигиены и здорового образа жизни, формулирует устойчивое и последовательное жизненное кредо |
В процессе моделирования и конструирования программ необходимо учитывать определенные принципы:
гармонизация личности и среды — ориентация воспитания на максимальную самореализацию личности, гармонизацию ее устремлений и изменяющейся социально-политической реальности на основе активизации внутренних ресурсов человека (личности);
гуманизация — обеспечение благоприятных условий освоения общечеловеческих социально-культурных ценностей, предполагающих создание оптимальной среды для воспитания, труда, быта, отдыха детей;
альтернативность — обеспечение многообразия типов программ;
приоритетность — выбор приоритетных направлений деятельности;
саморазвитие — создание условий и механизмов саморазвития лагеря.
Технологический процесс создания программ деятельности детского оздоровительно-образовательного учреждения состоит из двух этапов: моделирования и конструирования.
Первый этап —моделирование.
Модели можно классифицировать по двум признакам: по характеру или качественным особенностям инструмента моделирования и по объекту (предмету) моделирования. В первом случае имеют в виду метод представления объекта или метод (инструментарий) его исследования, во втором — объект с точки зрения его содержания.
По базисной организации детских оздоровительно-образовательных лагерей модели делятся на многопрофильные и специализированные.
По форме организации досуга в лагере модели подразделяются на три группы: для стационарного, туристического или комбинированного отдыха.
По задачам лагерей модели классифицируются на предназначенные для отдыха, корректировки здоровья детей, семейного отдыха, развития специальных способностей ребенка.
В модели определяются также необходимые и достаточные условия ее реализации.
После определения модели по базису, форме, задачам и разработки ее содержания начинается второй этап —конструирование.
Этот процесс подразумевает упорядоченность модели в логический ряд с общим замыслом детского оздоровительно-образовательного лагеря, социально-правовым обоснованием, основными ориентирами социально-педагогической и культурно-досуговой деятельности, необходимыми и достаточными условиями, педагогическими и экономическими ресурсами.
В основе конструирования программ лежит также задача решения проблем воспитания и состояния здоровья современных детей: несформированность гражданских патриотических позиций, умаление чувства национального достоинства, уменьшение значимости духовных ценностей в сравнении с прагматическими и рациональными; ориентация подростков на высокооплачиваемые сферы трудовой деятельности в ущерб другим; недостаточно высокий престиж педагогической профессии; рост криминогенности в среде подростков; низкий уровень активности; неразвитость лидерских качеств; повышение тревожности, усиление чувства их неуверенности и неопределенности относительно своего будущего; рост числа простудных заболеваний, болезней желудочно-кишечного тракта, ухудшение зрения, увеличение числа детей, страдающих школьными неврозами, школьной дезадаптацией, и др.
Решение любой проблемы — это комплекс согласованных во времени и пространстве идей и действий, обеспечивающих трансформацию существующей системы в желаемую.
Актуальные проблемы воспитания и состояния здоровья детей можно оптимально решать, используя технологию моделирования и конструирования программ деятельности летних лагерей.
Для выявления рассогласований систем (определения проблем) необходим алгоритм действий:
- оценка реального состояния процесса и его результата;
- сопоставление полученного результата с запланированным;
- установление масштаба рассогласования между запланированным и реально полученным результатом;
- сопоставление выявленных отклонений с допустимыми и определение необходимости в проведении последующего анализа.
Далее обозначается актуальность возникшей проблемы по следующим показателям: влияние на результаты системы; наличие объективных средств для решения проблемы; сохранение проблемы в будущем.
Затем разрабатывается соответствующая программа деятельности.
При этом необходимо заметить, что выполнение конкретной программы не всегда дает запланированный педагогический результат
Программы деятельности летних
детских лагерей.
Предлагаемые в таблицах программы деятельности детских лагерей ориентированы на создание в них социально-значимой психолого-педагогической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программы универсальны, так как могут использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
«Экологическая тропа»
Показатель | Характеристика |
Цель программы | Повышение уровня экологических и природоохранительных знаний, нацеливание на участие в решении современных экологических проблем посильными для ребят способами. |
Задачи программы | Формирование культуры поведения в окружающей среде. Обучение наблюдению за природными объектами и процессами. Создание условий для стимулирования чувственно-эмоциональной сферы личности ребенка. |
Содержание деятельности, основные понятия, методические рекомендации | Маршрут экологической тропы желательно выбрать таким образом, чтобы на нем встречались уголки естественной и преобразованной природы для сравнения и оценки их состояния, подтверждения необходимости гармоничного взаимодействия человека и природы. Пополняются знания об экологической тропе, происходит знакомство с нормами и правилами экологически грамотного поведения, приобретаются туристские навыки. Организация экологической тропы включает: 1) разработку научно-теоретических обоснований; 2) оборудование тропы малыми формами архитектуры; 3) разработку содержания экскурсий, подготовку экскурсоводов. При отборе экскурсионных объектов для наблюдений учитываются: экологическая выразительность (соснового, березового, смешанного леса), уникальность объектов (охраняемые, ядовитые растения), антропогенность (оленьи кормушки, грибы-трутовики), информативность («каповая» береза, «кузница» дятла). |
Содержание деятельности, основные понятия, методические рекомендации | Протяженность тропы около двух километров, продолжительность экскурсии 2—2,5 ч. 10 остановок. По всему маршруту устанавливаются экологические дорожные знаки, которые показывают, где расположиться на отдых, предостерегают об опасности разведения костров, требуют соблюдения тишины. Работа на тропе включает: практическую деятельность ребят по ее благоустройству; охрану природных объектов; экскурсионно-пропагандистскую работу; экспериментальную и исследовательскую работу на природе. |
Прогнозирование возможных (ожидаемых) позитивных результатов | Появляются интерес к получению экологической информации, стремление и желание разобраться в создавшейся экологической проблеме. Формируются навыки научно-технической работы, пропаганды экологических знаний, организации разнообразных природоохранительных акций, работы в коллективе. Раскрепощается эмоциональная сфера личности. Приобретаются основные навыки, необходимые туристу. Происходит оздоровительный процесс. |
Прогнозирование возможных (ожидаемых) негативных результатов | Появление негативных настроений в связи с низкой экологической культурой и нанесение своими действиями вреда окружающей природе. |
Прогнозирование компенсации возможных (ожидаемых) негативных результатов | Демонстрация конкретных, реальных положительных результатов взаимодействия ребенка с окружающей средой. Организация встреч со специалистами, прогрессивно мыслящей общественностью, административными структурами. |
Ресурсное обеспечение | Натурные объекты (выходы пород, скалы, рельеф, водоемы, почвы, животный мир, растения). Антропогенные объекты (мосты, магистрали, трубопроводы, ЛЭП, архитектурные сооружения, водоисточники). Специальные щиты и знаки (носители предписывающей информации). |
«Экология, здоровье, культура»
Показатель | Характеристика |
Цель программы | Формирование мотивации (потребности) на внутреннюю работу с собой, на максимальную жизненную ориентацию: «создать самого себя» |
Задачи программы | Ознакомление с различными эзотерическими, философскими, психологическими концепциями, работающими в русле развития жилищного потенциала человека. Обучение основам психофизической саморегуляции и естественного оздоровления. Обучение навыкам формирования собственной программы личностного развития |
Содержание деятельности, основные понятия, методические рекомендации | Программа адресована старшим школьникам, находящимся в переходном, критическом возрасте, когда авторитарное воспитание, столь необходимое до 13—14 лет, уступает иной парадигме. В этом возрасте появляется возможность рефлексивного отношения к себе и к миру, выбора жизненного пути. Это время формирования в человеке духовности и внутренней целостности. Программа содержит в минимальном варианте 26 часов теоретических и практических занятий, Основные понятия: валеология, здоровье, болезнь, естественное оздоровление, натуропатия, вегетарианство, психосоматика, естественные и искусственные биостимуляторы, физкультура, спорт |
Прогнозирование возможных (ожидаемых) позитивных результатов | Овладение навыками психофизической саморегуляции, умение правильно провести однодвухдневное голодание, оценить качество продукта и степень его энергетической пользы, правильно сочетать продукты, овладение элементарными навыками нетрадиционного лечения простых заболеваний (головная боль, усталость, простуда и т.п.), умение составлять программы самолечения (под наблюдением специалиста) |
Прогнозирование компенсации возможных (ожидаемых) негативных результатов | Работа в малых группах. Индивидуальный подход. Корректировка поведения на каждом этапе взаимного общения ребенка со специалистом |
Ресурсное обеспечение | Программой руководит специалист, имеющий соответствующие образование и подготовку: валеолог, биолог, преподаватель физкультуры, эколог, специалист по гигиене, социальный педагог, медицинский работник, психолог и любой другой специалист, владеющий знаниями в области телесного и душевного здоровья. Оптимум — микрокоманда специалистов — профессионалов в своей области, работающих в едином смысловом ключе |
«Лесная школа»
Показатель | Характеристика |
Цель программы | Формирование ответственного отношения к природе. Оздоровление детей с помощью природно-климатических условий. |
Задачи программы | Ознакомление детей с жизнью соседей по планете — растений и животных. Овладение навыками поведения в окружающей природной среде и простейшими способами самостоятельного постижения природных закономерностей. Раскрытие творческих способностей, свободного воображения и фантазии. |
Содержание деятельности, основные понятия, методические рекомендации | Программа предназначена для детей 7—10 лет. В процессе деятельности предполагаются участие детей в экологических играх, сказках и спектаклях, постановка опытов, экскурсии и наблюдения в природе. Оптимальная численность группы 7—12 человек. В этом случае обеспечиваются активный эмоциональный контакт, высокий уровень внимания, свобода поведения. Программа реализуется через игру, способную побудить детскую любознательность, вовлечь в активное освоение окружающего мира. При выборе игр приоритет отдается тем, которые направлены не на конкуренцию и соперничество, а на развитие сотрудничества и взаимопомощи. |
Прогнозирование возможных (ожидаемых) позитивных результатов | Развитие воображения, творческих способностей, умение общаться с миром природы, не нанося ему вреда. |
Прогнозирование возможных (ожидаемых) негативных результатов | Противоречие между новыми сведениями и информацией об окружающем мире, полученной от родителей. Создание небольших замкнутых групп, не общающихся друг с другом. |
Прогнозирование компенсации возможных (ожидаемых) негативных результатов | При семейном заезде — привлечение родителей к совместной деятельности, поддержание родительского авторитета, мягкая коррекция. Игровые формы деятельности, направленные на сотрудничество. |
Ресурсное обеспечение | Специалисты, работающие с детьми, должны хорошо знать и любить природу. Уголок живой природы |
«Волшебная страна»
(по мотивам сказочных повестей А.М. Волкова)
Показатель | Характеристика |
Задачи программы | Развитие творческих способностей и формирование культуры чтения произведений. |
Содержание деятельности, основные понятия, методические рекомендации | Функцию интеллектуально-координационного центра (штаба) по организации программы выполняет творческий совет или совет дела (взрослые и дети). В деятельность совета входят: 1) работа с вожатыми; 2) реализация учебного блока («вертушка», «лаборатории»), предполагающая работу с отрядами; 3) работа по подготовке дел отряда и лагеря в соответствии с программой. Отряды включаются в игру с первого дня (парад визиток, флаги, костюмы: имена и т.д.). Очень важно, чтобы у взрослых была активная творческая позиция. Программа рассчитана на любой возраст. Центр может называться «Изумрудный город», а его члены могут взять в качестве псевдонимов имена героев повести А.Волкова. |
Содержание деятельности, основные понятия, методические рекомендации | Словарь программы «Волшебная страна» является одним из неотъемлемых ее компонентов, слагаемым успеха: «провинция» - отряд, «жители» - дети, «феи и маги» - вожатые, «резиденция» - отрядное место и т.п. |
Прогнозирование возможных (ожидаемых) позитивных результатов | Знакомство с творчеством А. Волкова, раскрытие творческого потенциала детей, воспитание на примерах добра и зла, развитие фантазии и воображения. |
Прогнозирование возможных (ожидаемых) негативных результатов | Программу можно реализовать только при знании литературного источника. |
Ресурсное обеспечение | Минимальная библиотека и методический фонд. Кино- и видеоматериалы. Небольшая костюмерная и подручные материалы. |
При конструировании программ необходимо прогнозировать возможные (ожидаемые) позитивные и негативные результаты и их компенсацию.
Структура смены
Дорога в лагерь
Итак, вы уже видели детей на медосмотре. И, может быть, даже кого-то из них сможете узнать. И теперь со своей сумкой и яркой табличкой с номером отряда вы стоите у автобуса или у электрички и ждете прихода детей. Вы правильно сделали, что пришли раньше назначенного времени. Те, кто больше всех боялись опоздать, уже здесь. Вы приветливо встречаете детей, отмечаете их в своем списке, отвечаете на последние вопросы родителей. После команды на посадку, ваш отряд во главе с вами организованно занимает свои места, расположив сумки и чемоданы так, чтобы они не мешали. И об этом, и о том, чтобы провожающие случайно не уехали с вами, придется позаботиться вам. Если вы едете в автобусе, не забудьте выяснить у ребят, кто из них плохо переносит этот вид транспорта. И в дороге не упускайте этих ребят из виду.
Дорога в лагерь очень важная часть смены. Если сейчас вы не завладеете вниманием детей, не покажете им, что вы их лидер, друг, папа и мама на ближайшие 24 дня, вам позже очень сложно будет завоевать расположение детей. Ни в коем случае не оставляйте детей одних, не давайте им скучать.
Чтобы они не скучали в дороге, подумайте заранее, чем вы их займете. Приготовьте несколько игр. Это могут быть игры-кричалки, игры на знакомство и т.п. Хорошо, если вы умеете играть на гитаре, но даже без гитары можно разучить с детьми две-три простые песни. Расскажите ребятам о лагере, в который они едут, о его законах и традициях, если таковые есть. Если ребята напряжены, неохотно участвуют в играх, не отчаивайтесь. Постарайтесь их расшевелить, развеселить. Если вы сейчас опустите руки, дальше вы уже это не наверстаете. Не надо спрашивать детей: “Вы хотите играть?” Велика вероятность, что в ответ вы услышите: “Нет!” Лучше всего не давать им опомниться. Даже взрослые ребята с удовольствием играют, если умело их “завести”. Вот несколько игр.
- Ребята, сейчас мы с вами будем знакомиться. Все очень просто. Сейчас каждый из вас громко-громко крикнет свое имя.
По команде дети кричат, вы комментируете, какие имена вы расслышали. “Кричалки” очень раскрепощают детей.
- Сейчас вы будете изображать радиоэфир. А я буду регулировать громкость. Можно петь, разговаривать, издавать любые звуки, но если я опускаю руку, радио умолкает.
Также хорошо поиграть с детьми в игры, где они должны повторять за вами слова и движения.
Например, спойте на мотив “Сердце красавицы” следующие слова:
Чайничек с крышечкой,
Крышечка с шишечкой,
Шишечка с дырочкой,
В дырочку пар идет,
Пар идет в дырочку,
Дырочка в шишечке,
Шишечка в крышечке,
Крышечка в чайничке.
Для слов “чайничек”, “крышечка”, “шишечка”, “дырочка”, “пар идет” нужно придумать жесты. Песню нужно одновременно петь и показывать руками. Затем уберите слово “чайничек”. Не произносите его, только показывайте. Затем не произносите уже 2 слова, потом 3 и т.д. В конце концов вам придется молча показать песню руками. Есть аналогичная игра “Летит, летит по небу шар, По небу шар летит, Но знаем мы - до неба шар никак не долетит”, которую многие из вас знают с детства. Главное - играть вожатый должен темпераментно, заразительно, уверенно, чтобы дети не смотрели друг на друга, не чувствовали себя глупо и получали от игры настоящее удовольствие. В первые дни у ребят возникает множество вопросов. Можно устроить для них пресс-конференцию с вожатыми. Разделите их на группы по 5-7 человек. Пусть каждая группа придумает себе название газеты или журнала, редакцией которого они будут в этой игре. Дальше редакции по очереди задают любые вопросы, а вожатые отвечают. Можно продолжить игру, предложив редакциям сделать выпуск своей газеты Сочинить можно в дороге, а оформить - в лагере. Не забудьте оставить на это время.
Задачи ОРГПЕРИОДА
Оргпериодом называют первые 3 дня пребывания детей в лагере.
Чтобы процесс вхождения детей в новую (недомашнюю) жизнь прошел плавно и безболезненно надо: как можно скорее познакомить детей друг с другом, для чего провести игры и отрядные дела, способствующие интенсивному знакомству. В первые дни лучше проводить такие игры и отрядные дела, в которых отряд делится на группы. Если это делать с помощью жеребьевки, то эти группы будут разными по составу, и отряд как бы перетасуется за оргпериод.
Планирование оргпериода
Чтобы все это осуществить, нужно спланировать первые три дня буквально по минутам. Если не будет плана - будет суматоха и неразбериха, раздражение и разочарование. Причем, спланировать оргпериод желательно в спокойной обстановке вместе с напарником накануне смены. Потом, конечно, придется кое-что изменить по ходу событий. Но, как известно, удается лишь та импровизация, которая была хорошо подготовлена. Очень важно, чтобы в первые дни у ребят не было времени для безделья, чтобы все было четко и организованно. В первый день после расселения советуем вам провести экскурсию по лагерю. Обследуйте все вместе каждый уголок. Хорошо, если вы расскажете ребятам что-нибудь из истории лагеря. Затем проведите с ними первое отрядное дело. Оно должно быть интересным, иначе потом ребята неохотно будут откликаться на отрядные дела. Лучше, если это будет небольшое, на час дело. Например:
- Сейчас мы с вами отправимся в космос. У нас есть 5 космических кораблей. Каждый из вас вытянет билет на один из них (все вытягивают заранее заготовленные билеты 5 разных цветов). А теперь займите свои места, сядьте по цветам. Мы летим на другую планету.
В ходе этого полета экипажи кораблей выполняют различные задания. После объявления очередного задания не забудьте сказать, сколько времени вы выделяете на его выполнение. Можно выбрать жюри, в конце игры объявить победителей и вручить призы.
Задания могут быть такими:
1. Придумать название вашего космического корабля и каждому члену экипажа - должность, на самом деле не существующую (5 мин).
2. Нарисовать свой корабль (оценивается участие всех) (5 мин).
3. Сочинить стихотворение - девиз вашего экипажа. Известны последние слова: ракета, летит, комета, метеорит (7-8 мин).
4. Восстановить записи бортжурнала. Каждому экипажу дать листочек с первой и последней строчкой. Например, первой команде, “И вот, наконец, все сборы окончены, и мы... И мы благополучно пролетели стратосферу... Никто не знал, что будет дальше...” и т.д. Должен получится общий связный рассказ (7-8 мин).
5. “Невесомость” - конкурс капитанов. Капитаны садятся в ряд. Их задача - передать друг другу мячик или апельсин сначала руками, затем ступнями, коленями, подбородками. Если мячик упал - виноватый выходит из игры или получает штрафные баллы.
6. Мы прилетели на другую планету и попали на праздник. Придумать этот праздник и показать, как его празднуют (10-15 мин).
Дальше - подведение итогов.
Если до ужина еще осталось время, займитесь оформлением палат и отрядного места. Постарайтесь, чтобы каждый ребенок остался доволен полученным от вас заданием. Эти задания должны быть небольшими на двух-трех человек (нарисовать рисунок, сделать гирлянду, оформить место для свечки, сделать почтовый ящик, таблички на палаты с именами и т.д.). В первый день ребята еще плохо знакомы, поэтому им еще трудно было бы общаться в больших группах, где вероятность “выпадения” кого-то из ребят из работы группы выше. И конечно, работы должно хватить на всех.
После ужина проведите с ребятами “Огонек знакомств”. О нем отдельно.
Не забудьте, что в первый день ребятам наверняка понадобится больше времени для подготовки ко сну. Да и в обычные дни отводите на это не меньше получаса. Если вы задержите подготовку ко сну, наверняка задержится и отбой, и тогда вам очень трудно будет сделать его организованным.
Каждый день, проведенный ребенком в лагере, должен быть непохожим на другие. Вы должны постоянно придумывать что-то новое, не давать им скучать. Пусть они с первых же дней поймут, что им просто придется жить интересно. Если вы мужественно выдержите эти три дня, не надорвете голос, не упадете от недосыпания в обморок и успеете хотя бы по 3 минуты побеседовать с каждым ребенком, дальше у вас все пойдет, как по маслу.
Несколько дружеских советов
Как быстро запомнить имена детей?
Имена детей необходимо запомнить хотя бы затем, чтобы не испытывать постоянное чувство неловкости в те моменты, когда вам нужно обратиться к ребенку. Существуют приемы быстрого запоминания. Первый из них - “визитки”, которые вы прикрепили на грудь детям в первый же день. Они значительно облегчают общение в первые часы. Вы подходите к ребенку, бросаете взгляд на визитку и спокойно обращаетесь по имени, не терзая себя и ребенка фразами: “Э, так как тебя...”. Эти “шпаргалки” недолговечны, уже к вечеру второго дня сохраняются лишь у немногих. Поэтому подстрахуйте себя. Например, составьте схему детских палат, где на месте каждой кровати напишите имя ребенка. А еще запомнить имена детей можно в игре. Во время игры ребенок проявляет особенности своего темперамента и характера. А как говорит опыт, мы лучше запоминаем человека, если обладаем информацией не только о его внешности, но и о характере, поступках.
Первые дни должны стать временем усиленного накопления такой информации. А для этого надо как можно активнее включать детей в разнообразную деятельность. Есть и специальные игры на запоминание имен, с помощью которых не только вожатые смогут запомнить детей, но и ребята могут быстрее познакомиться друг с другом. Например, “Снежный ком” ... Или еще одна игра на запоминание имен.
Тормоз-тормоз
Перед началом игры каждый сидящий в кругу напоминает всем свое имя. Все стараются друг друга запомнить. Затем все вместе начинают хлопать в ладоши, два раза - в ладоши, два раза - по коленкам, в ритм. Хлопки не должны останавливаться. Первый игрок должен назвать два имени - свое и любого сидящего в кругу - на хлопки в ладоши. Услышавший свое имя пропускает один или два интервала (по предварительной договоренности) и тоже на два хлопка в ладоши называет свое имя и другое. Так как в кругу может быть несколько человек с одним именем, договоритесь, чтобы играющие смотрели на того, чье имя называют. Главное - не сбить общий ритм хлопков и не остановиться. Затем можно усложнить игру, исключив интервалы. Например, раз-два, Света-Лена, раз-два, Лена-Миша, раз-два, Миша-Оля и т.д.
Если кто-то из участников ошибся и не успел вовремя вступить, его имя заменяют на прозвище. Обычно первый получает прозвище "тормоз" или "чайник". Таким образом, теперь этому человеку нужно называть не свое имя, а прозвище.
Отрядные традиции
Ребятам любого возраста очень нравится, если их отряд отличается от других. Какие-то отличительные знаки, атрибуты, свои кричалки, свой собственный, ни на кого не похожий способ шагать - все это ребята придумывают с удовольствием, нужно только помочь им начать. Хорошо бы в первый же день придумать интересное название отряда. Исходите из известной строчки “как вы яхту назовете, так она и поплывет”. Имя у отряда должно быть красивым, говорящим само за себя. Исходя из названия, можно оформить отрядное место.
Существует много форм работы с отрядом. Одна из них - чередование творческих поручений (ЧТП). С ее помощью можно разнообразить ежедневную жизнь, организовать отряд и быстрее сдружить ребят.
В начале смены отряд делится на постоянные группы. Это можно сделать с помощью жеребьевки или игры. Например, с помощью социометрии или игры “лидер”. У вас есть пять лидеров. Вы объявляете, что сейчас вы разделитесь на пять экипажей кораблей. Капитаны встают в ряд и по очереди набирают себе команду. Сначала боцманов, затем лоцманов, радистов, коков, матросов. Последние - юнги. (Вариации: дерево {корень, ствол, листья, цветок}). Лучше, если не один человек набирает группу, а первый - второго, второй - третьего и т.д. В этом случае вы учтете желание детей быть вместе, и группы, скорее всего, получатся равноценными. После деления на группы лучше провести с ними маленькое КТД (творческое дело) или просто дать небольшое задание. И уже потом объявить, что в этом составе группа будет работать всю смену. Пусть ребята выберут название группы, исходя из названия отряда, и командира, который будет следить за тем, чтобы никто в группе не был обижен, чтобы каждый был включен в работу. Также командир отвечает за выполнение поручения.
Поручения должны быть постоянными, в течение смены, но если какое-то из них не срабатывает, его стоит заменить. Меняются поручения по кругу через день или каждый день, на ваше усмотрение.
Предлагаем вам следующие поручения по ЧТП
Группа “Хозяева”. Эта группа в течение дня следит за чистотой в корпусе и вокруг него, приносит питьевую воду, разливает суп на обеде, принимает гостей, если таковые есть.
Группа “Уют”. За период своей работы группа “Уют” должна внести какой-либо вклад в оформление отрядного места, сделать его чуть-чуть уютнее, домашнее, красивее.
Группа “Сюрприз”. Уже исходя из названия ясно, что отряд не должен догадываться о том, что задумала эта группа. В течение дня, или на вечернем “огоньке” ребята этой группы должны удивить отряд каким-нибудь приятным сюрпризом. Маленькое творческое выступление, или подарки всем - все, что угодно. Может быть, у кого-то день рождения - группа “Сюрприз” должна позаботиться о поздравлении.
Группа “Мастер”. Эта группа должна пополнить отрядный запас сувениров, которыми вы награждаете ребят в ходе отрядных дел. Пусть это будут 3-4 поделки, но они должны быть хорошо сделаны.
Группа “Летопись”. Чтобы о смене осталась долгая память, можно вести летопись отряда. Группа, которая сегодня выполняет это поручение, должна описать вчерашний день, красочно оформить страничку летописи.
Группа “ЧП”. Всех поручений не предугадать. Эта группа выполняет любое возникшее в ходе дня поручение. Готовит дрова для вечернего костра или рисует приветственный плакат к родительскому дню - это должен придумать вожатый.
ЧТП - это система работы. Если вы берете эту форму, не забывайте каждый день час-полтора выделять на работу по группам и на каждой утренней планерке напоминайте группам, какое поручение они сегодня выполняют. На вечернем “огоньке” обязательно обсуждается работа каждой группы. Работа не должна остаться без внимания. Если вы решите ввести соревнование в отряде, то работу по ЧТП можно оценивать. Но соревноваться стоит в том случае, если вы можете в итоге что-то предложить ребятам, как-то наградить их в конце смены. Лучше, если ребята будут работать не за баллы, а из интереса.
Маленькие дети (4-8 лет)
Дети такие же, как мы, только немного другие.
В этой фразе мы выразили основную, на наш взгляд, мысль этого раздела. Не совсем понятно? Тогда попытаемся объяснить. Ребенок, сколько бы лет ему ни было - личность. Если принять это утверждение, то понять остальное гораздо проще. Принимайте детей такими, какие они есть. Не нужно относиться к ним как ко взрослым, в лучшем случае маленький ребенок вас просто не поймет. Но и считать их пришельцами с другой планет<