Методическое пособие для преподавателей

УДК 364.01

ББК 65,27

Авторы:

Р.Н. Жаворонков, Н.В. Путило, О.Н. Владимирова, В.Л. Баранков, А.Л. Благодир., Н.С. Волкова, Т.С. Глазырин, И.В. Горяйнов, О.Ю. Еремина, Е.Г. Иваненко, Д.И. Махник, Т.Е. Мельник, И.В. Плюгина, Е.В. Пуляева, Ф.В. Цомартова, Ю.И. Шуплецова

Ответственный редактор:

Р.Н. Жаворонков, доктор юридических наук, доцент кафедры трудового права и права социального обеспечения Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА)

Рецензенты:

Т.С. Гусева, доктор юридических наук, Советник Управления конституционных основ трудового законодательства и социальной защиты Конституционного Суда Российской Федерации

И.В. Мкртумова, доктор социологических наук, профессор, Заместитель директора по научно-аналитической работе Института дополнительного профессионального образования работников социальной сферы Департамента социальной защиты населения г.Москвы

М54 Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи /Р.Н. Жаворонков, Н.В. Путило, О.Н. Владимирова и др.; Министерство труда и социальной защиты населения Российской Федерации. – В 2-х Ч. - М., 2015. - 555 с.

ISBN

Методическое пособие разработано в рамках государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015 годы Фондом содействия научным исследованиям проблем инвалидности в соответствии с Государственным контрактом от 19 июня 2015 г. № 15-К-13-109.

Пособие предназначено для обучения, инструктирования сотрудников учреждений и организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи, в связи с принятием Федерального закона от 1 декабря 2014г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов». Часть I пособия содержит материалы лекций по 18 темам, список рекомендуемой литературы, иллюстративный материал и вопросы для тестового контроля. Часть 2 является Сборником нормативных правовых актов по теме пособия.

Электронная версия «Методического пособия для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи» представлена в формате Microsoft Word и может быть использована на ПЭВМ, имеющем соответствующее программное обеспечение, лицами, обладающими навыками работы с документами в формате Microsoft Word.

ISBNФонд содействия научным исследованиям

проблем инвалидности, 2015

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации

Фонд содействия научным исследованиям проблем инвалидности

Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи

Часть I

Глава 3

Этика общения с инвалидами

Глава 4

Общие подходы к обеспечению доступности для инвалидов объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности

Глава 5

Глава 6

Глава 7

Обеспечение доступности для инвалидов услуг

Глава 8

Обеспечение доступности для инвалидов участия

В выборах и референдуме

В соответствии с частью 2 статьи 32 Конституции РФ граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Методическое пособие для преподавателей - student2.ru

Опыт работы с инвалидами представлен на сайте Избирательной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа – ЮГРЫ в рубрике «Работа с инвалидами» http://www.ikhmao.ru

Гарантии права инвалидов быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления (пассивного избирательного права) заключаются в регламентации содействия лицу, являющемуся инвалидом и в связи с этим не имеющему возможности самостоятельно написать заявление о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу, заверить подписной лист, заполнить или заверить иные документы, предусмотренные законом, в случае выдвижения данного лица в качестве кандидата, в том числе в составе списка кандидатов. В этом случае данное лицо вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, однако полномочия лица, оказывающего помощь в заполнении или заверении документов, должны быть нотариально удостоверены.[80]

Предусмотренные нормативными актами меры, направленные на обеспечение реализации права инвалидов избирать (активного избирательного права) можно разделить на следующие группы:

1. Порядок сбора информации об инвалидах, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии с законодательством сведения о численности на соответствующей территории избирателей, участников референдума, являющихся инвалидами, с указанием групп инвалидности представляются по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года Пенсионным фондом РФ по субъектам РФ - в Центральную избирательную комиссию РФ (далее – ЦИК); по муниципальным образованиям - в избирательные комиссии субъектов РФ.[81]

Кроме того, избирательная комиссия субъекта РФ представляет по запросу избирательной комиссии муниципального образования сведения о численности на соответствующей территории избирателей, участников референдума, являющихся инвалидами, с указанием групп инвалидности.[82]

2. Порядок информирования избирателей, участников референдума, являющихся инвалидами.

Методическое пособие для преподавателей - student2.ru Методическое пособие для преподавателей - student2.ru Избирательные комиссии осуществляют информирование избирателей, участников референдума, в том числе через средства массовой информации, о ходе подготовки и проведения выборов, референдумов, о сроках и порядке совершения избирательных действий, действий по участию в референдуме, о законодательстве Российской Федерации о выборах и референдумах, о кандидатах, об избирательных объединениях, а также принимают необходимые меры по информированию избирателей, участников референдума, являющихся инвалидами.[83]

Также в целях информирования избирателей, участников референдума, являющихся инвалидами по зрению, на информационном стенде в помещении для голосования размещаются следующие материалы, выполненные крупным шрифтом и (или) с применением рельефно-точечного шрифта Брайля:

информация обо всех кандидатах, списках кандидатов, избирательных объединениях, внесенных в бюллетень:

а) биографические данные кандидатов в объеме, установленном комиссией, организующей выборы, но не меньшем, чем объем биографических данных, внесенных в бюллетень;

б) если кандидат, список кандидатов выдвинуты избирательным объединением, - слова «выдвинут избирательным объединением» с указанием наименования этого избирательного объединения;

в) если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру, - слово «самовыдвижение»;

г) сведения о доходах и об имуществе кандидатов в объеме, установленном организующей выборы избирательной комиссией;

д) информацию о фактах представления кандидатами недостоверных сведений, если такая информация имеется.[84]

При проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ для информирования граждан, являющихся инвалидами по зрению, на информационном стенде размещаются следующие материалы, выполненные крупным шрифтом и (или) с применением рельефно-точечного шрифта Брайля:

а) наименование политической партии;

б) сведения из финансовых отчетов политических партий, а также о результатах проверки этих отчетов в объеме, установленном ЦИК;

в) биографические данные зарегистрированных кандидатов, включенных в общефедеральные части федеральных списков кандидатов и в соответствующие региональные группы кандидатов, в объеме, установленном ЦИК, но не меньшем, чем в объеме, установленном для публикации зарегистрированных федеральных списков кандидатов;

г) сведения о доходах и об имуществе зарегистрированных кандидатов, включенных в общефедеральные части федеральных списков кандидатов и в соответствующие региональные группы кандидатов, в объеме, установленном ЦИК;

д) информацию о фактах представления оказавшихся недостоверными сведений о зарегистрированных кандидатах (если такая информация имеется).

е) в случае наличия у кого-либо из зарегистрированных кандидатов неснятой и непогашенной судимости в материалах, размещаемых на информационном стенде, указываются сведения о судимости кандидата.

ж) извлечения из уголовного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях, касающиеся ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах.[85]

При проведении выборов Президента Российской Федерации для информирования граждан, являющихся инвалидами по зрению, на информационном стенде размещаются следующие материалы, выполненные крупным шрифтом и (или) с применением рельефно-точечного шрифта Брайля:

а) биографические данные кандидатов в объеме, установленном ЦИК, но не меньшем, чем объем биографических данных, внесенных в избирательный бюллетень;

б) если кандидат выдвинут политической партией, слова «выдвинут политической партией» с указанием наименования соответствующей политической партии;

в) если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру, слово «самовыдвижение»;

г) сведения о доходах и об имуществе кандидатов и их супругов в объеме, установленном ЦИК;

д) информацию о фактах недостоверности представленных кандидатами сведений (если такая информация имеется);

е) сведения из финансовых отчетов политических партий, выдвинувших зарегистрированных кандидатов, а также сведения о результатах проверки этих отчетов в объеме, установленном ЦИК;

ж) если у зарегистрированного кандидата имелась или имеется судимость, в информационных материалах указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости;

з) на информационном стенде размещаются извлечения из уголовного и административного законодательства Российской Федерации, устанавливающего ответственность за нарушение избирательных прав граждан Российской Федерации.[86]

Избирательные участки, участки референдума, на информационных стендах которых размещаются такие материалы, определяются решением организующей выборы, референдум комиссии, а на выборах в федеральные органы государственной власти - решением избирательной комиссии субъекта РФ.[87]

3. Обеспечение доступности помещений для голосования и беспрепятственного доступа к данному помещению избирателей, участников референдума, являющихся инвалидами, и голосования в нем.

Методическое пособие для преподавателей - student2.ru Согласно последним изменениям, внесенным в нормативно-правовые акты, с 1 января 2016 г. при оборудовании помещения для голосования должны обеспечиваться предусмотренные законодательством РФ условия для беспрепятственного доступа к данному помещению избирателей, участников референдума, являющихся инвалидами, и голосования в нем.[88] При этом следует руководствоваться общими требованиями к обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.[89]

Методическое пособие для преподавателей - student2.ru

Также с 1 января 2016 г. при проведении голосования должно осуществляться оказание помощи инвалидам в целях реализации ими активного избирательного права с соблюдением требований, предусмотренных федеральными законами.[90]

Методическое пособие для преподавателей - student2.ru 4. Обеспечение возможности голосования избирателей, участников референдума, являющихся инвалидами, в помещении для голосования.

Методическое пособие для преподавателей - student2.ru В помощь избирателям, участникам референдума, являющимся инвалидами по зрению, по решению соответствующей комиссии изготавливаются специальные трафареты для самостоятельного заполнения бюллетеня, в том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля. При этом избирательные участки, участки референдума, для которых изготавливаются такие трафареты, определяются решением организующей выборы, референдум комиссии, а на выборах в федеральные органы государственной власти - решением избирательной комиссии субъекта РФ.[91]

Кроме того, избиратель, участник референдума, не имеющие возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня или заполнить бюллетень, принять участие в электронном голосовании, вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, участника референдума, не являющихся членом комиссии, зарегистрированным кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, членом или уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения, наблюдателем. В таком случае избиратель, участник референдума устно извещает комиссию о своем намерении воспользоваться помощью для заполнения бюллетеня, участия в электронном голосовании. При этом в соответствующей (соответствующих) графе (графах) списка избирателей, участников референдума указываются фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт, лица, оказывающего помощь избирателю, участнику референдума.[92]

5. Обеспечение возможности голосования избирателей, участников референдума, являющихся инвалидами, вне помещения для голосования.

Наряду с голосованием непосредственно в помещении для голосования, избирательное законодательство РФ предусматривает возможность голосования вне такого помещения.[93]

Участковая комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, участникам референдума, которые внесены в список избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума и не могут самостоятельно по уважительным причинам (по Методическое пособие для преподавателей - student2.ru состоянию здоровья, инвалидности) прибыть в помещение для голосования. При этом голосование вне помещения для голосования проводится только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе переданного при содействии других лиц) избирателя, участника референдума о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования.

Участковая комиссия регистрирует все поданные заявления (устные обращения) в специальном реестре, в котором указываются время поступления данного обращения, фамилия, имя, отчество избирателя, участника референдума, заявившего о своем желании проголосовать вне помещения для голосования, адрес его места жительства, а также подпись члена комиссии, принявшего обращение. Если обращение передано при содействии другого лица, в реестре также указываются фамилия, имя, отчество и адрес места жительства этого лица. По прибытии членов комиссии к избирателю, участнику референдума данное обращение подтверждается письменным заявлением.

Следует иметь в виду, что в заявлении (устном обращении) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должна быть указана причина, по которой избиратель, участник референдума не может прибыть в помещение для голосования, а также должны содержаться фамилия, имя и отчество избирателя, участника референдума и адрес его места жительства.

Подача вышеуказанных заявлений (устных обращений) допускается не ранее чем за 10 дней до дня голосования, но не позднее чем за шесть часов до окончания времени голосования.

Также немаловажно отметить следующую особенность, связанную с обеспечением возможности голосования избирателей, участников референдума, являющихся инвалидами, вне помещения для голосования. В случае, если на территории избирательного участка, участка референдума зарегистрировано более 50 избирателей, участников референдума старше 80 лет и (или) инвалидов, решением соответствующей комиссии количество используемых переносных ящиков для голосования вне помещения для голосования, может быть увеличено, но не более чем на 1 переносной ящик.

Кроме того, в случае, если избиратель, участник референдума вследствие инвалидности или по состоянию здоровья не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня или заполнить бюллетень вне помещения для голосования, он вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, участника референдума в порядке, аналогичном оказанию такого рода содействия, предусмотренного для голосования в помещении для голосования.

Глава 9

Глава 10

Глава 11

Глава 12

Глава 13

Музеи

Применительно к музеям СП 59.13330.2012. содержит следующие требования.

С учетом потребностей посетителей-инвалидов для музеев с выставочной площадью до 2000 м рекомендуется расположение экспозиции в одном уровне.

Зону постоянной экспозиции рекомендуется создавать с анфиладным или кольцевым маршрутом движения. Тупиковая планировка нежелательна.

Пандусы следует использовать для организации последовательного движения и одновременного осмотра экспозиции.

При невозможности использовать визуальную информацию для инвалидов по зрению в помещениях с особыми требованиями к художественному решению интерьеров, в экспозиционных залах художественных музеев, выставок и т.п. допускается применять другие компенсирующие мероприятия.

Навесная витрина должна находиться на высоте, доступной для визуального восприятия с кресла-коляски (низ на отметке не более 0,85 м от уровня пола). Горизонтальная витрина должна иметь под собой пространство для подъезда инвалида в кресле-коляске. У витрин на высоте 0,8 м необходимо устройство горизонтального поручня со скругленными углами. Для инвалидов с дефектами зрения вокруг экспозиционного стола следует предусмотреть предупредительную фактурную цветную полосу шириной от 0,6 до 0,8 м в уровне пола.

Повышенные требования к доступности музеев установлены СП 138.13330.2012.

Все виды музеев должны быть доступны для всех категорий посетителей, включая инвалидов. В отдельных случаях, когда мемориальные и другие типы музеев невозможно адаптировать для посетителей инвалидов (на креслах-колясках, слепых), следует создавать специальные экспозиционные зоны вне здания или помещения, дающие представление указанным категориям инвалидов о содержании основной экспозиции.

Методическое пособие для преподавателей - student2.ru

Информация о доступности для инвалидов посещения музея Эрмитаж размещена на сайте http://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage /visitus/recommended-trips

Для посетителей-инвалидов рекомендуется обеспечивать доступность основных функциональных блоков музеев в соответствии с приведенной ниже табл. 14.

Таблица 14

Доступность основных функциональных блоков музеев

Функция Место Доступность для инвалидов
Содержание экспонатов:    
Показ Экспозиционные и выставочные залы Для всех групп
Сбор и хранение Фондохранилища и реставрационные мастерские В исключительных случаях
Изучение Рабочие комнаты Желательно оборудование специальных комнат
Обслуживание посетителей:    
Прием Вестибюль, кинолекционный зал, кружковые комнаты Для всех групп
Показ Экспозиционные и выставочные залы Для всех групп
Информация Информационные службы, библиотека Для всех групп (с использованием специального оборудования)

В крупных музеях в уровне вестибюля должен быть предусмотрен медпункт для оказания экстренней помощи посетителям, в том числе маломобильным.

Библиотеки

Права инвалидов на библиотечное обслуживание, безбарьерный и беспрепятственный доступ к зданиям библиотек установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Федеральным законом от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле». Указанными законодательными актами закрепляются обязанности библиотек по обслуживанию инвалидов.

Согласно СП 59.13330.2012 проходы в читальном зале библиотеки должны иметь ширину не менее 1,2 м. Размер рабочего места инвалида (без учета поверхности стола) должен быть 1,5 0,9 м.
Рекомендуются принимать оптимальные габариты площади поверхности стола читателя с недостатками зрения для работы с секретарем-чтецом - 1,5 0,7 м в кабинах, полукабинах или кабинетах.

В зоне обслуживания лиц с недостатками зрения читательские места и стеллажи со специальной литературой рекомендуется оборудовать добавочным освещением. Необходимо предусматривать высокий уровень естественной освещенности этой читательской зоны (КЕО - 2,5%), а уровень искусственного освещения читательского стола - не менее 1000 лк.

В СП 138.13330.2012. содержатся рекомендации как в отношении библиотек образовательных организаций, так и для иных библиотек.

Так, в части библиотек образовательных организаций рекомендации касаются обустройства мест в читальном зале, мест выдачи книг и книжных стеллажей. В читальном зале библиотеки следует предусматривать обособленные, но рядом с проходом, зоны для размещения специальных мест: для учащихся-инвалидов, передвигающихся в креслах-колясках и использующих иные индивидуальные средства реабилитации при ходьбе, и, отдельно, для учащихся с нарушением зрения. Рабочее место для инвалидов по зрению должно иметь дополнительное периметральное освещение, а также дополнительное место для чтеца и предусматривать возможность размещения тифлотехнических средств. Места в читальном зале для учащихся-инвалидов рекомендуется предусматривать в виде индивидуальных полукабин, изолированных барьерами. Размеры зоны рабочего места на одного ребенка-инвалида на кресле-коляске составляют не менее 1,8x0,9 м. Проход между рабочими столами для свободного проезда и подъезда к столу должен быть не менее 0,9 м, т.е. размеры рабочей зоны вместе с проходом – 1,8x1,8 м.

Часть стойки-барьера выдачи книг в абонементе в общеобразовательных учреждениях рекомендуется устраивать высотой не более 0,7 м.

Книги, находящиеся в открытом доступе, и картотеку желательно, по возможности, располагать в пределах зоны досягаемости (вытянутой руки) учащегося-инвалида на кресле-коляске, т.е. не выше 1,2 м при ширине прохода у стеллажей или у картотеки не менее 1,2 м.

В отношении других библиотек в Своде правил также основное внимание уделяется обустройству читальных залов. В основу функционально-планировочного решения библиотек рекомендуется закладывать принцип совместного обслуживания всех категорий инвалидов, не выделяя специализированные помещения для какой-либо одной группы.

Планировочные требования к среде обитания инвалидов заключаются в том, чтобы она способствовала социальной интеграции, реализации возможностей интеллектуальных контактов инвалидов. Помещения читальных залов библиотек следует располагать, как правило, в одном уровне, многоуровневое расположение допускается только для крупных библиотек.

В Своде правил предполагается, что количество читательских мест для инвалидов должно составлять не менее 5% от общего числа читательских мест в библиотеках Централизованной библиотечной сети, в том числе для обслуживания инвалидов на креслах-колясках – не менее 4 специальных мест. В читальных залах и в зонах читальных залов рекомендуется места, отведенные для читателей-инвалидов, размещать в непосредственной близости к кафедрам выдачи литературы или рядом с местом дежурного библиотекаря.

В соответствии со Сводом правил специальную зону для работы инвалидов в читальных залах рекомендуется оборудовать следующим образом: четыре читательских места за одноместными столами пригодные для работы инвалидов на колясках, специальные стеллажи с наклонными полками для размещения как обычной литературы, так и книг с шрифтом Брайля (не менее двух стеллажей вблизи читательских мест). В зоне должны находиться несколько банкеток, кресел или стульев. Желательно наличие одного каталожного столика с каталогом, выполненным шрифтом Брайля.

В отношении читателей с нарушением зрения в Своде правил рекомендуется в отделениях городских библиотек для обслуживания читателей с нарушением зрения выделять фонд не менее 2,5 тыс. экз. литературы со шрифтом Брайля или аудиокниг, общей площадью 32 кв. м. Для обслуживания читателей - инвалидов по зрению, пользующихся специализированным книжным фондом, рекомендуется предусматривать либо специализированный отдел, либо выделять часть читального зала. Количество мест для читателей с нарушением зрения рекомендуется предусматривать не менее 4 в виде кабин, кабинетов с возможностью размещения секретаря-чтеца и тифлотехнических средств (цифровые проигрыватели МР3, электронные лупы, принтеры со шрифтом Брайля, компьютеры для слепых с речевыми программами и т.п.). В зоне обслуживания слепых и слабовидящих читательские места и специальные стеллажи с литературой со шрифтом Брайля рекомендуется оборудовать добавочным освещением. При размещении читательских мест и фондов открытого доступа для читателей, обладающих слабым зрением, необходимо предусматривать высокий уровень естественной освещенности этой читательской зоны (КЕО - 2,5%), а уровень освещения читательского стола не менее 1000 лк.

В Своде правил содержатся также отдельные рекомендации относительного пространственного устройства библиотек при предоставлении услуг для читателей с нарушением слуха. Для них предлагается предусмотреть помещения аудиовизуального обслуживания и помещения для групповой работы. Данные помещения должны быть изолированы планировочно, а также техническими средствами. Помещение должно быть радиофицировано, оборудовано аппаратурой для прослушивания музыки, креслами и, при необходимости, столами. Ряд кресел следует оборудовать специальным устройством для снятия мышечного напряжения с рук для инвалидов с полной потерей зрения.

Согласно Своду правил в универсальных научно-технических библиотеках (областных и республиканских) рекомендуется предусматривать возможность получения в единой зоне всего необходимого инвалиду объема информационных услуг – организацию автоматизированной системы каталога, отражающего фонды библиотеки, получение необходимых справочно-библиографических данных на компьютере, размещение фонда для слепых и слабовидящих.

Особенности библиотечного обслуживания инвалидов регулируются Федеральным законом «О библиотечном деле», который предусматривает следующее:

· слепые, слабовидящие имеют право на библиотечное обслуживание и получение экземпляров документов в специальных доступных форматах на различных носителях информации в специальных государственных библиотеках и других общедоступных библиотеках;

· пользователи библиотек, которые не могут посещать библиотеку в силу физических недостатков, имеют право получать документы из фондов общедоступных библиотек через заочные или внестационарные формы обслуживания, обеспечиваемые финансированием за счет средств соответствующих бюджетов и средств федеральных программ.[145]

Следует помнить, что это не только права инвалидов, но этим правам соответствуют и определенные обязанности государства, муниципальных образований и самих библиотек. Так Российская Федерация за счет федерального бюджета обязуется обеспечивать выпуск литературы для инвалидов по зрению. В законе установлены гарантии бюджетного финансирования и приобретения периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературы для инвалидов, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля. Для библиотек, находящихся в ведении Российской Федерации, и федеральных государственных образовательных организаций такое финансирование осуществляется за счет федерального бюджета, для библиотек, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, библиотек муниципальных образовательных организаций – бюджетов субъектов Российской Федерации, для муниципальных библиотек – бюджетов муниципальных образований.[146]

Что касается внестационарного библиотечного обслуживания лиц с физическими недостатками, а к таковым, безусловно, относятся инвалиды, то, исходя из Федерального закона «О библиотечном деле», данное право является безусловным, т.е. его реализация не оговорена какими-то дополнительными основаниями. Соответственно, на основании заявления такого читателя библиотеки обязаны обеспечить заочную или надомную форму библиотечного обслуживания.

Особо следует остановиться на возможности предоставления слепым и слабовидящим экземпляров произведений в цифровой форме вне читальных залов библиотек, не нарушая при этом авторские права авторов данных произведений. Согласно новой редакции ст. 1274 Гражданского кодекса РФ, вступившей в силу с 01.01.2015 г., библиотеки могут предоставлять слепым и слабовидящим экземпляры произведений, созданные в специальных форматах, во временное безвозмездное пользование с выдачей на дом, а также путем предоставления доступа к ним через информационно-телекоммуникационные сети. Перечень специальных форматов, а также перечень библиотек, предоставляющих доступ через информационно-телекоммуникационные сети к экземплярам произведений, созданных в специальных форматах, и порядок предоставления такого доступа определяются Правительством РФ.

Методическое пособие для преподавателей - student2.ru

В Тверской ордена «Знак почета» областной универсальной научной библиотеке им.А.М.Горького для улучшения условий библиотечного обслуживания людей с ограниченными возможностями выполнен комплекс организационных и технических мероприятий http://www.tverlib.ru/ds/index.html

Глава 14

Глава 15

Обеспечение доступности для инвалидов общего образования

В российском законодательстве используется термин «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», который обозначает физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.[155] В данную категорию обучающихся включаются инвалиды, для обучения которых необходимо создание специальных условий.

Общие положения.

Согласно статье 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – обучающиеся с ОВЗ) осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ следует понимать особые требования к материально-технической составляющей образовательной организации, организации образовательного процесса, содержанию образовательных программ, адаптированные под возможности обучающихся с ОВЗ и обеспечивающие получение ими полноценного образования соответствующего уровня.

Согласно указанному Федеральному закону специальные условия для получения образования подразумевают условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя:

- использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания,

- использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,

- использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования,

- предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь,

- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,

- обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Итоговая аттестация.

Итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образованиядля обучающихся с ОВЗ[166]:

- проводится в форме письменных и устных экзаменов с использованием текстов, тем, заданий, билетов (государственный выпускной экзамен);

- продолжительность экзамена для обучающихся с ОВЗ, обучающихся детей-инвалидов и инвалидов увеличивается на 1,5 часа по сравнению с общей продолжительностью;

- для проведения итоговой аттестации для обучающихся с ОВЗ, обучающихся детей-инвалидов и инвалидов образовательная организация оборудуется с учетом их индивидуальных особенностей. Должна быть обеспечена возможность беспрепятственного доступа обучающихся в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений);

- при проведении экзамена присутствуют ассистенты, оказывающие указанным обучающимся необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей, помогающие им занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание;

- обучающиеся с учетом их индивидуальных особенностей в процессе сдачи экзамена пользуются необходимыми им техническими средствами. Для слабослышащих обучающихся аудитории для проведения экзамена оборудуются звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования. Для глухих и слабослышащих обучающихся привлекается ассистент-сурдопереводчик.

Итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образованиядля обучающихся с ОВЗ[167]:

- проводится в форме государственного выпускного экзамена с использованием текстов, тем, заданий, билетов;

- как условие допуска к аттестации для обучающихся с ОВЗ или детей-инвалидов и инвалидов проводится итоговое изложение, продолжительность которого увеличивается на 1,5 часа;

- организация проведения итоговой аттестации должна учитывать состояние здоровья, особенности психофизического развития обучающихся с ОВЗ. Должна быть обеспечена возможность беспрепятственного доступа таких обучающихся в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений);

- при проведении экзамена присутствуют ассистенты, оказывающие необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных возможностей обучающихся; допускается использование в процессе сдачи экзамена необходимых технических средств;

- для слабослышащих обучающихся <

Наши рекомендации