Адаптивный Ребенок и Свободный ребенок.
Став взрослым, человек часто воспроизводит способы поведения, которым следовал в детстве,чтобы оправдать ожидания родителей. Когда он поступает подобным образом, то находится в части Адаптивного Ребенка соответствующего эго-состояния. В данном случае мы имеет дело с позитивным Адаптивным Ребенком. И наоборот, человек находится в негативном Адаптивном Ребенке, когда проигрывает детские паттерны поведения, более не соответствующие взрослой ситуации.
Иногда в детстве человек поступал вопреки родительским требованиям. В этом случае он не адаптировался к ожиданиям родителей и не бунтовал против них, он просто вел себя как хотел. Когда, будучи уже взрослым, он находится в эго-состоянии Ребенка, то иногда ведет себя так же свободно, как в детстве. В этом случае он находится в части Свободного Ребенка своего эго-состояния Ребенка. Иногда для описания этой части эго-состояния используется термин Естественный Ребенок.
Позитивный и негативный Свободный Ребенок. Паттерны поведения Свободного ребенка также можно разделить на позитивные и негативные. Находясь в данном эго-состоянии, человек не обращает внимания на родительские правила и ограничения. Иногда подобное поведение может быть полезно для взрослого человека(тогда оно классифицируется как позитивное). В ряде случаев поведение Свободного Ребенка явно негативно.
Таким образом, функциональная модель эго-состояния Ребенка подразделяется на Адаптивного и свободного Ребенка.
Контролирующий Родитель и Воспитывающий Родитель.В детстве родители говорят ребенку, что он должен, а чего не должен делать, контролируют и критикуют его. Когда человек поступает подобным образом, повторяя своих родителей, то он находится в Контролирующем (критикующей) Родителе.
В других случаях родители оберегают и заботятся о ребенке. Когда человек воспроизводит такое поведение своих родителей, то находится в Воспитывающем (Заботливом) Родителе.
Как и в случае с Ребенком, с функциональной точки зрения мы разделяем эго-состояние Родителя на две части.
Позитивный и негативный Контролирующий и Воспитывающей Родитель. Мы находимся в позитивном Контролирующем Родителе, когда наши родительские директивы по отношению к другим людям искренне направлены на их защиту или поддержание их здоровья. Негативный контролирующий Родитель описывает родительские образцы поведения, игнорирующие другого человека. Поведение позитивного Воспитывающего Родителя заключается в заботе и помощи, оказываемой с уважением. В рамках негативного Воспитывающего Родителя помощь оказывается с позиции превосходства и безразличия.
Взрослый. В функциональной модели Взрослый обычно не подразделяется на составные части. Любое поведение характеризуется как взрослое, если является реакцией на ситуацию «здесь и сейчас» с использованием всех ресурсов взрослой личности.Чтобы определить, в каком функциональном эго-состоянии вы находитесь, необходимо проанализировать ваше поведение. Исходя из этого, вышеперечисленные функциональные подразделения можно также называть поведенческими описаниями.
Эрик Берн приводит способы распознавания эго-состояний.
Поведенческий анализ – наблюдение за поведением человека и составление выводов о текущем эго-состоянии на основе полученных данных. При наблюдении можно слышать и видеть слова, тон голоса, жесты, положение тела, выражение лица.
В основе социального диагноза лежит идея, согласно которой другие люди обращаются ко мне, находясь в эго-состоянии, которое дополняет мое эго-состояние. Следовательно, выяснив эго-состояние, в котором они находятся, вы можете узнать об эго-состоянии, в котором пребываете сами.
При историческом диагнозе клиенту задается вопрос о том, каким он был в детском возрасте. Мы спрашиваем о родителях и значимых фигурах.
Иногда человек может принять содержание эго-состояния Ребенка или Родителя за содержание Взрослого. В этом случае считается, что Взрослый контамирован (загрязнен). Проимсходит как будто вторжение одного эго-состояния в границы другого. Контамация Родителем происходит тогда, когда Родительские девизы ошибочно принимаются за реальности Взрослого. В случае, когда они принимаются за реальные факты, Берн называет их предрассудками.
При контамации Ребенкомвзрослое мышление затуманивается заблуждениями (детскими представлениями): речь идет о фантазиях, принимаемых за реальную действительность.
Двойная контамация происходит, когда человек проигрывает какой-либо Родительский девиз, безоговорочно соглашается с ним (как Ребенок) и ошибочно воспринимает его за действительность. Например: Р – «Людям нельзя доверять» в сочетании с Д. «Я никому никогда не верю». Берн считал, что иногда человек выключает одно или более из своих эго-состояний и называл этот процесс исключением.
Транзакции. Транзакцияимеет место тогда, когда один человек предлагает другому какой-либо вид коммуникации (общения), а тот ему отвечает. Началокоммуникации называется стимулом, ответ реакцией. Таким образом, транзакцию можно определить как «транзакционный стимул+транзакционная реакция». Берн считал транзакцию «основной единицей социального взаимодействия». Общение между людьми всегда принимает форму подобных цепочек транзакций.
Параллельные (дополняющие) транзакции. Параллельная транзакция – это транзакция, в которой транзакционные векторы параллельны друг другу, а эго-состояние, в которое они направлены, является источником реакции (нарисовать схему).