Ребенок инвалид – это ребенок с особыми образовательными потребностями.

Ребенок с особыми образовательными потребностями — это ребенок с нарушениями, вследствие которых к нему нужно применять особые образовательные программы, отличные от стандартных.

В обучении детей с особыми образовательными потребностями применяется 3 подхода:

· Дифференцированное обучение детей с особыми образоват-ми потребностями в специальных коррекционных учреждениях 8 видов

· Интегрированное обучение в специальных классах с 1 по 8 вид в общеобразовательных школах

· Инклюзивное образование, когда в состав общеобразовательных классов включаются дети с особыми образоват-ми потребностями

Направления работы социального педагога  

· изучение психологического климата в семье

· устранение конфликтных ситуаций между родителями и детьми, членами семьи

· воспитание правильного отношения у родителей и др. детей к ребенку с огр. возможностями

· содействие в оказании материальной и бытовой помощи семье

· помощь в организации оздоровления родителей вместе с детьми в лагерях, санаториях

· организация информационно-просветительских услуг род. с привлечением специалистов необходимого профиля.

Формы работы социального педагога  

· Индивидуальная социально-педагогическая работа (беседа, консультирование, патронаж, социальное обслуживание на дому и т.д.)

· Групповая социально-педагогическая работа (групповые консультации, тренинги для группы родителей, имеющих схожие проблемы в воспитании ребенка, создание групп взаимопомощи и т.д.)

Тема: Технология работы социального педагога с детьми, оставшимися без попечения родителей

1. Понятие детей, оставшихся без попечения родителей:

Дети, оставшиеся без попечения родителей - это дети-сироты и так называемые «социальные сироты» — дети, которые имеют биологических родителей, но в силу разного рода обстоятельств не живут с ними. Для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существуют специальные образовательные и социальные учреждения. К ним относятся: дома-ребенка, детские дома, школы-интернаты, различные центры.

Категории детей: относятся дети, родители у которых: умерли; лишены родительских прав; если, родители ограничены в родительских правах; если, родители признаны безвестно отсутсвующими; родители недеспособны; отбывают наказания в местах лишения свободы; родители обвиняются в совершении преступления и находятся под стражей; родители отклоняются от воспитания детей;

Различают такие категории детей:

1) Дети- сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

2) Социальный сирота – ребенок, имеющий биологических родителей, но они по каким – либо причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем;

3) Брошенные дети – дети, не живущие в домах своих родителей и юридических опекунов или в другом жилище из – за нежелания или безразличия родителей или опекунов.

Устройство детей осуществяется в двух направлениях: усыновление и государственное попечение.

Усыновление включает в себя: приемная семья, опекунская семья, семья усыновителей. Государственное попечение же включает в себя: временная приемная семья, приют, дом ребенка ( до 3 лет ), детский дом ( с 3 до 18 лет ), школа-интернат.

2. Существует ряд законов, которые обеспечивают защиту и поддержку детей, оставшихся без попечения родителей, на основе которых и строится работа специалистов, в частности социального педагога:

- ФЗ от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ
"О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

- ФЗ от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»

- Архангельской области существует областной закон от 19.11.2010 N 226-17-ОЗ «Об организации и осуществлении деятельности по Опеке и попечительству в Архангельской области»

- Семейный Кодекс РФ, Гражданский Кодекс РФ, Конституцию РФ, Конвенцию о правах ребенка и т.д.

3. Деятельность социального педагога:

- Социальный педагог использует такие формы работы как, беседа, анкетирование, сбор информации о ребенке, наблюдение, игры, упражнения, тренинги, интервьюирование, взаимодействие с различными службами и учреждениями, занимающимися поддержкой данной категории детей.

- Ребенок, поступая в школу или в детский сад, сразу попадает под контроль социального педагога, и на протяжении всего нахождения ребенка в учреждении, педагог должен активно сотрудничать с ним, так как такой ребенок, относится к группе риска. Социальный педагог помогает службам по опеки и попечительству устраивать детей, оставшихся без попечения родителей, предпочтение отдается преимущественно семейному воспитанию. В случаях, когда устройство ребенка в семью не представляется возможным, дети передаются на воспитание в соответствующие учреждения: воспитательные, лечебные, учреждения социальной защиты населения на полное государственное обеспечение.

Наши рекомендации