Л. Бассет также выделяет еще два вида сопротивления.

-страх поражения. Некоторые люди чувствуют себя настолько неуверенно, что если бы им пришлось потерпеть поражение, то неудача задела бы их слишком сильно и причинила бы острую боль;

- страх потери. Меняя себя или обстоятельства своей жизни, человек может не без оснований предполагать, что ему придется пережить потерю значимых отношений, привычной работы и т.д. Страх утраты того, что в настоящее время дорого и составляет ценную часть его жизни, может вызвать сильнейшее сопротивление и даже отказ от перемен.

Тем не менее, сопротивление клиента говорит вовсе не о нежелании меняться, а о его страхе перед переменами. Поэтому работа с сопротивлением – это еще одна важная задача консультанта на протяжении всего консультативного сопровождения клиента.

Дж. Бьюдженталь утверждает, что работа с сопротивлением должна базироваться на следующих исходных установках консультанта:

-простое вербальное описание (обратная связь) клиенту его паттерна сопротивления, скорее всего будет неэффективным;

-открытие перед клиентом самого факта и психологической цены сопротивления – это ключ к помощи клиенту в его изменении;

-осознание, рождающееся в многократном опыте глубоких непосредственных переживаний, может быть очень ценным;

-осознание самих паттернов сопротивления менее ценно, чем осознание потребностей, которым оно служит.

Бьюдженталь предлагает шесть последовательных шагов, помогающих клиенту отказаться от сопротивления:

- отслеживание. Консультант идентифицирует какой-либо паттерн, выражающий сопротивление, который кажется наиболее доступным для осознания клиентом. Например: «Вы изменили тему».

Консультант снова и снова выделяет паттерны сопротивления по мере их появления. Когда отслеживание проводится в течение некоторого времени, полезно вводить комментарии, которые показывают клиенту, как часто он прибегает к сопротивлению. Например: «Вы замолкаете всякий раз, когда мы заговариваем о ваших отношениях с матерью».

- разъяснение эффектов сопротивления. После некоторого периода отслеживания консультант демонстрирует клиенту, как проявление его сопротивления в каждом конкретном случае влияют на снижение эмоциональной вовлеченности. Консультант указывает только на непосредственные эффекты, ограниченные данным моментом. Если на этом этапе работы с сопротивлением высказать клиенту скрытые мотивы его сопротивления, то это только породит защиту или даже спор.

- разъяснение неслучайности. Спустя некоторое время, когда консультант уже разъяснил эффекты сопротивления и клиент ясно увидел, что вновь и вновь повторяет одно и то же поведение, можно воспользовавшись очередным проявлением сопротивления, показать ему, что данный эффект не является случайностью.

- демонстрация альтернатив. Этот шаг требует осторожности. У консультанта может возникнуть соблазн сразу указать на функции и цели консультанта. Однако клиент может еще не быть готов к этому. Консультант лишь показывает возможность другого варианта поведения.

- разъяснение функций сопротивления. Теперь, когда клиент осознает свои паттерны, понимает неслучайность их проявления и ему известны альтернативы, консультант обязательно должен показать полезную сторону такого сопротивления. Это нужно, чтобы клиент увидел в словах психолога не обвинение, а сообщение о том, что его реакции необязательно плохи и что он может выбирать между разными моделями поведения.

- освобождение и перемещение. Постепенно в результате неоднократного воспроизведения перечисленных пяти шагов в процессе консультативного сопровождения клиент сам начнет распознавать признаки сопротивления. А поскольку сопротивление-бессознательных проект, то по мере осознавания сопротивления сила будет ослабевать. Однако не следует заблуждаться, что, нейтрализовав один вид сопротивления, консультант не столкнется с другим. На самом деле типы сопротивления наслаиваются друг на друга.

Анализ может не принести никакой пользы, если пациент не чувствует, что аналитик солидарен с ним и безоговорочно принимает обоснованность его жалоб, что он дает достаточное время (в некоторых случаях этот период бывает очень долгим), чтобы пережить сожаление или печаль по поводу исходного изъяна или утраты, приведших к образованию дефекта или шрама в его психической структуре. Некоторым пациентам необходим значительный отрезок времени для завершения процесса печали(лучше предоставить это естественному течению).

Далее мы рассмотрим теоретические положения и техники четырех направлений психотерапии, наиболее эффективно применяемые в работе с клиентами-жертвами.

ТРАНЗАКТНЫЙ АНАЛИЗ.

Транзактный анализ (ТА) (от лат. Транзакция – расчленение) – психотерапевтическая методика группового и личностного роста, разработанная Эриком Берном. Главной особенностью ТА является ориентировка на изменение личности. Понимание проблем не рассматривается как конечная цель. Их осознаниепредставляет собой инструментдля дальнейшего изменения личности, которое состоит из принятия решения об изменении и последующего активного процесса его реализации. Если вы специально не изучали ТА, то могли узнать про него исходя из литературы и тренингов М. Литвака. Все его тренинги – это адаптированная под массового читателя методика ТА.

Наши рекомендации