Божественное мужское содержит в себе божественную Аниму (женское начало).
Если говорить о божественном мужском начале, отраженном в архетипической функции Священника, то влияние божественной Анимы незримо проявляется в том, что Священник умеет прощать, он чуток и внимателен, скромен и ненавязчив.
Эта чуткость и мягкость, способность к принятию и состраданию являются свойствами божественного женского, они открывают мужским энергиям доступ к наиболее глубоким слоям человеческой Души. Так высшее женское начало служит мужскому. Наш внутренний Священник, как проявление осознанности Духа, как точка осознания нашего Божественного Я, дает личности силу покоя как силу высшего знания и сознания — совместного с высшим началом знания.
Функция Священника так же, как и функция Целителя, включена в более масштабный архетип Великого Учителя.
Инициации на тему "Творец", "Мудрец", "Великий мастер", "Великий Учитель", "Духовный Учитель" всегда ресурсны и часто содержат сюжеты, в которых устанавливаются отношения благоденствия как в мужско-женских союзах, так и в масштабах целых государств.
Божественное мужское служит божественной женственности. Р. Джонсон в своей книге "ОН. Глубинные аспекты мужской психологии" упоминает о том, что Гете к концу своей жизни осознал, в чем заключается истинное назначение мужчины - в служении женщине, и тогда женщина будет служить ему.
Служение своей глубинной женственности как естественное следование своей Душе — путь к истинной гармонии для мужского начала.
На уровне Творца созидательная мужская сила восходит к абсолютному пику — постижению Души и Духа.
Если реальный мужчина имеет зрелого внутреннего Творца, то он хорошо осведомлен о тайных движениях Души его реальной женщины.
В этом случае она вполне может чувствовать себя богиней.
У такой женщины ее внутренний высший мужской аспект, ее Творец также является достаточно осознанным. Дети у зрелых родителей отличаются высоким творческим потенциалом и чуткостью.
Становится более понятным, почему жене в Библии отписаны только две функции — помогать мужу и подчиняться ему. Для женщины помогать и подчиняться своему Разведчику и Защитнику, Кормильцу и Генералу, Королю (Царю-отцу), Целителю и Творцу означает не что иное, как жить в благоденствии, то есть — в земном Раю.
В любых инициациях на тему "Божественного мужского" участники могут испытывать трансцендентные переживания — им представляются световые потоки, столбы света, разноцветные сферы и т. п. Присутствие таких феноменов в ходе инициационного сюжета обладает огромной позитивной трансформирующей силой.
Божественное женское (Богиня, Душа)
Для работы на седьмой архетипической женской ступени используется персонифицированный образ Богини. Это уровень высшего сознания женственности.
С одной стороны, как мы уже отмечали, существует описанная К. Г. Юнгом архетипическая картина погружения божественного сознания в слои проявленного мира, когда Яйцо Творения (Уроборос) "раскалывается" на Божественное мужское и Божественное женское начала. С другой стороны, важно помнить, что, эволюционируя, женское начало, как прекрасный побег, поднимается, растет от земного материнского уровня все выше и выше, достигая однажды высоких ступеней — могущества Божественной женской силы.
В сюжетах инициаций на тему "Богиня" эти два процесса встречаются и отражаются в эпизодах, когда богиня, спускаясь на землю и получая опыт земной жизни, в то же время не теряет своих божественных сил и высшей осознанности. Она привносит в земную жизнь волшебство исполнения замыслов, легкость решения задач, свет и радость созидательной любви. Трудно переоценить богатство ресурсов, содержащихся в сюжетах на эту тему. Все без исключения реальные женщины — участницы инициаций на тему "Богиня", — представляя себя богиней, сначала наслаждались высокой степенью могущества, полнотой энергий и возможностей в высшем мире, а затем неизменно изъявляли желание спуститься с небес и жить земной жизнью, став женой обыкновенного мужчины. При этом все они непременно хотели сохранить силы и возможности небожительницы.
Так, в сюжете одной из участниц инициаций, богиня огня, спустившись на колеснице, запряженной летающими конями, увидела играющего на флейте пастуха. Богиня оставила колесницу на берегу озера, приняла облик земной женщины и подошла к своему избраннику. Вскоре влюбленные стали мужем и женой. Тем не менее, богиня всегда следила, чтобы ее колесница оставалась на месте, чтобы иметь возможность в любой момент вернуться в свой небесной мир, чтобы получить там необходимую поддержку и силы для решения задач земной жизни.
Работая с архетипической темой "Богиня" можно наблюдать, как раскрывается высшее предназначение женских энергий — их вечное космическое служение Божественному мужскому началу. В сюжетах инициаций на тему "Богиня", представляясь земной женой, Богиня нередко помогает супругу с неземной скоростью осознать и преодолеть возникающие трудности. Например, во внутреннем сюжете 40-летней женщины богиня вовремя оказалась рядом с раненным возлюбленным и исцелила его смертельные раны в кратчайший срок. В другом примере богиня, наоборот, помогая любимому исцелится от ран, ощутила неземное терпение и поняла, что может ждать исцеления, сколько угодно долго, так как ей, как бессмертной богине, некуда спешить — она обладает запасом сил и времени, равных вечности.
Контакт с божественными женскими энергиями во все времена воспевается поэтами, любимцами муз — божественная женственность дарит им вдохновение и озарения. Богиня как проявленный образ Души находится под вечным покровительством Духа — Божественного мужского начала.
Вечный Дух, сила которого включенна в природу функции Богини, дает ей высшую степень защищенности и тем самым делает ее автономию безусловной. Поэтому Богиня неуязвима, бессмертна и всегда молода. Богиня управляет силами природы и космоса, и решает задачи посредством осознанного внутреннего действия — мысли и чувства. Ее Анимус — Божественный Логос. Он представляет собой мысль как высшую мужскую волю, обеспечивая Богине необходимые силы и средства для осуществления ее замыслов.
Плоды союза высших мужского и женского начал — это божественная любовь, служение, миссионерство, меценатство, героизм, озарения — те моменты взлетов человеческого духа, которые движут цивилизации, остаются в коллективном сознании в виде нетленных знаний, архетипических образов и сюжетов.
Функции Богини отличаются от функций Феи тем, что последняя осуществляет конкретную адресную помощь, действуя для этого непосредственно в земном мире. Богиня же символизирует наиболее высокие уровни сознания. Как небожительница она с помощью одной только мысли может мгновенно решить проблемы, на решение которых Фее понадобится больше времени и усилий. Когда Богиня спускается на землю для решения особых задач — происходят судьбоносные перемены большого масштаба. Находясь в контакте с вечным Духом, Богиня (Душа) действует не только мгновенно, но и безошибочно.
Богиня обладает силой воссоздавать, воскрешать мужское начало, если оно претерпело разрушения. Так, в египетской мифологии известен сюжет о богине Изиде, собравшей рассеченный злодеем на 26 кусков труп ее супруга Осириса. В сказочных сюжетах тоже нередко встречается тема восстановления-исцеления женским персонажем тела убитого возлюбленного с помощью мертвой воды, а затем оживление его с помощью живой воды. Воссоздающая, возрождающая сила женского начала, запечатленная в том числе и в образе исцеляющей воды, имеет божественную природу и может быть использована любой реальной женщиной, которая инициирует в себе эти свойства женственности. В результате контакта с божественной женственностью мужские силы могут получать незримую, но поистине волшебную поддержку.
Божественная женственность способна не только воскрешать, но и инициировать растущее мужское начало, выводя его на уровень божественного сознания. Вот что говорит об этом один из античных мифов: "Деметра (богиня плодородия) взяла на свое попечение младенца Демофоонта, последнего сына [царя] Келея и Метаниры… Деметра нянчила Демофоонта, но не кормила и не поила его всем тем, что пьет и ест смертный ребенок, а пестовала как бога. Натирала благовонными мазями, а ночью погружала в огонь очага, чтобы стал он бессмертным. Но однажды Метанира увидела этот обряд и закричала в страхе. Деметра разгневалась, приняла свой божественный облик, обвинила Метаниру в обычном скудоумии смертных и сказала, что если бы ей не помешали, она бы сделала младшего царского сына бессмертным" [1].
Как видим, земное материнское понимание того, как растить мужское начало, отличается от божественного. Земная часть матери с ее инстинктом сохранения жизни находится в противоречии с божественным материнским сознанием. Деметра погружала младенца в огонь, так как огонь символизирует Дух. Погруженный в огонь как в область высшей мужской осознанности, будущий царь соединялся со знанием о своем предназначении. Кроме того, мужская зрелость невозможна без интеграции в целостную структуру личности духовного понимания смерти. Каждый герой побеждет, в первую очередь, свой страх смерти. Это делает его неуязвимым. Только преодолев страх смерти, люди оказываются способными выполнять задачи нечеловеческой сложности. Принятие своей смерти выступает для героя как признание приоритета духовной стороны жизни над земной ее стороной. Духовные задачи могут быть масшабными и нередко выходят за пределы одной человеческой жизни. Понимание их масшабности является божественным осознанием. Именно этот уровень сознания пыталась инициировать Деметра в царском сыне, погружая его в огонь.
Таким образом, реальная женщина, развивая божественное начало своей женственности, может достичь такого уровня зрелости, когда сможет инициировать любого мужчину, излучая особое принятие и создавая среду, которая сделает мужчину взрослее и/или исцелит его.
Помогая маленькому или взрослому мужчине увидеть реальные моменты проявления его мужского духа, мужской духовной и земной силы, женщина, как и Деметра, способна сделать "царского сына бессмертным".