Познавательные психические процессы
Ощущения | Восприятия | Память | Воображение | Мышление |
Отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств. | Отражение предметов и явлений, непосредственно воздействующих на ораны чувств в целом, в совокупности свойств и признаков этих предметов. | Отражение прошлого опыта или запечатление, сохранение и воспроизведение чего-либо. | Отражение будущего, создание нового образа на основе прошлого опыта. | Высшая форма отражательной деятельности, позволяющая понять сущность предметов и явлений, их взаимосвязь, закономерность развития. |
С помощью этих процессов мир в сознании отражается таким, каким он представляется человеку в данный момент, они позволяют возобновить в сознании прошлое, строить образные модели, обеспечивают решение задач, используя знания.
Познавательная деятельность начинается с ощущений, в результате которых в главном мозге отражаются отдельные свойства окружающих явлений и предметов. Благодаря органам чувств человек слышит звуки, различает запахи, цвета. Ощущение - простейший психический процесс, чувственное познание мира.
Ощущение - это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.
Органы чувств - это те механизмы, с помощью которых информация об окружающей среде поступает в кору головного мозга. С помощью ощущений отражаются основные внешние признаки предметов и явлений (цвет, форма, величина, особенности поверхности предметов, звук, вкус и др.) и состояние внутренних органов (мышечные ощущения, боль и др.).
Физиологической основой ощущений является деятельность анализаторов, которые состоят из:
а) рецепторов, воспринимающих раздражение нервных аппаратов и находящихся на периферии центральной нервной системы;
б) проводящих, центростремительных (афферентных) нервных путей, по которым возбуждение, возникающее в рецепторах, передается в соответствующие участки коры больших полушарий головного мозга человека;
в) в центральных корковых отделов анализаторов, где происходит «обработка» нервных сигналов, поступающих от рецепторов. Действуя на воспринимающий орган (рецептор), различные раздражения (цвет, звук, прикосновение, движение и др.) вызывают возбуждение в рецепторе.
Это возбуждение от рецептора по центростремительным нервам передается в центральную часть анализатора, в кору головного мозга человека. Здесь у каждого анализатора есть центральная часть, вокруг которой располагается масса нервных клеток. Ядро каждого анализатора выполняет, анализирует и синтезирует поступающие с периферии сигналы.
Нервные клетки каждого анализатора, входящие в его ядро, располагаются в той части головного мозга, где есть «входы» центростремительных нервов, идущих от рецепторов.
В коре головного мозга каждому анализатору отведена отдельная область. Область зрительного анализатора, например, находится в затылочных долях коры головного мозга; область слухового анализатора локализуется в средней части верхней височной извилины, двигательная чувствительность – в центральной извилине.
Способность иметь ощущение называется чувствительностью. У всех людей разная степень чувствительности. Она зависит (ее определяют):
ü индивидуальные особенности организма;
ü возраст;
ü переутомление;
ü заболевания;
ü снижение чувствительности при алкоголизме;
ü влияют гормоны и вещества, вырабатываемые организмом.
ü Все ощущения имеют общие закономерности:
ü пороги ощущений;
ü адаптация;
ü контраст;
ü сенсибилизация;
ü последовательные образы.
Пороги ощущений. Нижний порог ощущения - та минимальная величина или сила раздражителя, которая способна вызвать в анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возникновения ощущения. Чем меньше величина этого порога, тем выше чувствительность данного анализатора. Верхний порог ощущения - та максимальная величина раздражителя, сверх которой это раздражение перестает ощущаться.
Человек слышит, например, 20 ООО колебаний в 1 секунду.
Абсолютный порог ощущения у различных людей неодинаков. Величина порога ощущений меняется с возрастом.
Так, у стариков абсолютный верхний порог слышимости тонов составляет около 15 ООО колебаний в 1 секунду.
На величину абсолютного порога может влиять характер деятельности человека, его функциональное состояние, сила и длительность раздражения и др.
Разностный порог ощущения (порог различения) - та минимальная разница в интенсивности двух однородных раздражителей, которую человек способен ощутить.
Адаптация - повышение или понижение чувствительности анализаторов в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей.
Смысл адаптации - привыкание и возможность обеспечить реакцию на новые раздражители. Если человек после яркого света попадает в темноту, то в первое время он ничего не видит. А через несколько секунд начинает различать контуры предметов, а затем и их детали.
При заболеваниях адаптация снижается.
Контраст ощущений - это явление состоит в том, что слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим одновременно действующим раздражителям, а сильные уменьшают эту чувствительность.
Например, серый треугольник на черном фоне кажется светлее, чем на белом.
Сенсибилизация - повышение чувствительности анализаторов в результате взаимодействия ощущений. Часто она происходит в одном анализаторе при нарушении деятельности другого. Так, у слепых людей резко возрастает тактильная или обонятельная чувствительность, у глухонемых — повышается зрительная чувствительность.
Последовательные образы - это продолжение ощущения, когда действие раздражителя уже прекратилось.
Например, после выхода из вагона метро нам несколько секунд кажется, что мы еще движемся в поезде.
Рецепторы, находящиеся на поверхности тела, называются экстерорецепторы (зрительные, слуховые, кожные, обонятельные).
Во внутренних органах - интерорецепторами, рецепторы мышц и связок - проприорецепторами.
Органы чувств - это единственные каналы, по которым внешний мир проникает в человеческое сознание. Суть ощущения - субъективные образы объективного мира. Ощущения различают по качеству, силе и длительности. Каждое ощущение сопровождается положительной или отрицательной эмоциональной реакцией.
Различают следующие виды ощущений:
экстерорецептивные (внешние ощущения);
интерорецептивные ощущения (внутренние ощущения);
проприоцептивные ощущения.
Экстерорецептивные ощущения отражают свойства предметов и явлений внешней среды.
С помощью зрительных ощущений человек способен различать до 180 тонов цвета и более 10 ООО оттенков между ними.
С помощью слуховых ощущений человек воспринимает речь других людей, контролирует многие виды работ, наслаждается музыкой и т.д.
Обонятельные ощущения помогают человеку различать распространенные в воздухе летучие вещества и запахи.
Вкусовые ощущения определяют качественные особенности принимаемой человеком пищи и находятся в большой зависимости от чувства голода.
Температурные ощущения - это ощущения тепла и холода.
Тактильные ощущения совместно с мышечно-двигательными составляют осязание, с помощью которого человек отражает качественные особенности предметов - их гладкость, шероховатость, плотность, а также прикосновение предмета к телу, место и размер раздражаемого участка кожи.
Интерорецептивные ощущения отражают состояние внутренних органов.
Болевые ощущения сигнализируют о повреждениях и раздражениях органов человека, являются своеобразным проявление защитных функций организма. Интенсивность болевых ощущений бывает различной, достигая в отдельных случаях большой силы, что может даже привести к возникновению шокового состояния. Болевые ощущения проявляются в снах.
Ощущения равновесия обеспечивают вертикальное положение человеческого тела. Ощущение равновесия возникает в результате функциональной деятельности вестибулярного анализатора.
Ощущения ускорения - это ощущения, отражающие развивающиеся при движении человека центробежные и центростремительные силы.
Проприоцептивные ощущения - это ощущения, отражающие движение нашего тела.
С помощью мышечно-двигательных ощущений человек получает информацию: о положении тела в пространстве, о взаимном расположении всех его частей, о движении тела и его частей, о сокращении, растяжении и расслаблении мышц и т.п.
Нарушения ощущений весьма многообразны:
Гиперестезия - повышенная чувствительность, повышенная восприимчивость больным тех раздражителей, которые в обычном состоянии человеком подчас не фиксируются. Больные начинают ощущать собственную одежду, которая раздражает их. Подобные состояния типичны для невротических состояний.
Гипестезия — пониженная чувствительность к внешним раздражителям. Окружающий мир с его красками, звуками, иными чувственными раздражителями воспринимается больным как сквозь пелену, отдаленно. Это расстройство встречается, в частности, при депрессиях.
Анестезия - отсутствие чувствительности.
Сенестопатия - труднолокализуемые, тягостные, как правило, не поддающиеся точному описанию, ощущения, не имеющие в своей основе какой-либо соматической патологии.
Парестезия - ощущения жжения, покалывания, стягивания.
Ощущение кожного зуда. Может быть при многих заболеваниях (неврозы, органические поражения центральной нервной системы и периферической нервной системы, болезни почек, крови, кожи и т.д.). Неблагоприятно влияет на психику пациента.
Ощущение боли. Боль возникает как при непосредственном воздействии на тело внешних раздражителей, так и при изменениях в самом организме, вызываемых различными патологическими процессами.
Боль может возникать или усиливаться по условно-рефлекторному механизму и быть психогенно обусловленной.
Боль - ценное приобретение эволюции животного мира.
Сильная боль может привести к нарушениям сна, различным невротическим реакциям. Исключительно велико клиническое значение боли как симптома нарушения нормального течения физиологических процессов, поскольку ряд патологических процессов человеческого организма дает о себе знать в болевых ощущениях еще до появления внешних симптомов заболевания.
Следующим этапом познавательной деятельности является восприятие.
Восприятие - воспроизведение в сознании целостного образа со всеми его свойствами и качествами.
Восприятие — это отражение предмета в целом с его узнаванием. Воспринятые образы закрепляются и сохраняются в головном мозге.
Восприятие - это активный процесс. Человек воспринимает мир в деятельности, в процессе труда, что углубляет и совершенствует его восприятие.
Восприятие - яркое, четкое, целостное, произвольно не изменяется, относится к настоящему времени.
У каждого человека индивидуальное восприятие по быстроте, глубине, полноте, точности, тонкости, эмоциональной насыщенности.
В процессе восприятия происходит синтез ощущений с подключением прошлого опыта, знаний и умений. Физиологической основой восприятия являются условные рефлекторные связи и деятельность межанализаторных систем. Восприятие можно различать по степени активности личности. Способность к устойчивому и целеустремленному восприятию как черта личности называется наблюдательностью. Огромное значение для медработника имеет постоянное развитие наблюдательности за болезненными проявлениями.
К основным характеристикам восприятия относятся константность, предметность, целостность, обобщенность.
Константность - это относительная независимость образа от условий восприятия, проявляющаяся в его неизменности: форма, цвет и размер предметов воспринимаются нами как постоянные, несмотря на то, что сигналы, поступающие от этих предметов в органы чувств, непрерывно меняются. Значение константности очень велико. Не будь этого свойства, при всяком нашем движении, при каждом изменении расстояния до предмета, при малейшем повороте головы или перемене освещения практически непрерывно изменялись бы все основные признаки, по которым человек узнает предмет.
Важной характеристикой восприятия является его предметность. Предметность восприятия проявляется в том, что объект воспринимается нами как абсолютное в пространстве и во времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко данное свойство проявляется в феномене выделения фигуры из фона. При этом вся наблюдаемая человеком действительность разделяется на две неравные по значимости части: одна воспринимается как конкретное, четко очерченное, расположенное на переднем плане замкнутое целое, а другая - фон, как более амфорное, неопределенное, расположенное позади предмета и неограниченное поле. Таким, образом, воспринимаемая реальность всегда разделяется как бы на два слоя: на фигуру - образ предмета и фон - образ окружающего предмет пространства.
При анализе целостности восприятия можно выделить два взаимосвязанных аспекта: объединение разных элементов в целое и независимость образованной целостности (в определенных границах) от качества элементов. При этом восприятие целого влияет и на восприятие частей. Несколько правил группировки частей в целое: правило подобия - чем больше части картины похожи друг на друга по какому-либо зрительно воспринимаемому качеству, с тем большей вероятностью они будут восприниматься как расположенные вместе; в единую целостную структуру объединяются также элементы с так называемой «хорошей формой», т.е. обладающие симметрией или периодичностью; правило «общей судьбы» - множество элементов, движущихся с одинаковой скоростью и по одной траектории, воспринимаются целостно - как единый движущийся объект (это правило применимо тогда, когда объекты неподвижны, но движется наблюдатель); правило близости: в любом поле, содержащем несколько объектов, те из них, которые расположены наиболее близко друг к другу, визуально могут восприниматься целостно, как один объект.
Еще одной важной характеристикой восприятия является его обобщенность. Оно обозначает отношение каждого образа к некоторому классу объектов. Значение обобщенности проявляется, например, в способности человека свободно читать текст, независимо от шрифта или подчерка, которым он написан. Обобщенность восприятия позволяет не только классифицировать и узнавать предметы и явления, но и предсказывать некоторые свойства, непосредственно не воспринимаемые. Коль скоро объект по отдельным своим качествам отнесен к данному классу, то с определенной вероятностью можно сказать, что он обладает и другими свойствами, характерными для этого класса.
Между всеми перечисленными характеристиками восприятия есть некоторое функциональное сходство. Константность, предметность и обобщенность придают образу важную черту - независимость в некоторых пределах от условий восприятия и искажений.
На качество восприятия оказывают значительное влияние такие психические функции, как мышление и эмоции. Например, больной в подавленном состоянии, при депрессии все воспринимает более тусклым; человеку в хорошем настроении все представляется в более ярких и радужных красках. Очень наглядно это проявляется при восприятии времени. Если нам хорошо и приятно, то время бежит быстро. Если мы вынуждены ждать или находимся в плохом настроении - оно тянется бесконечно.
В клинической практике ощущения и восприятия имеют большое значение. Наблюдательность врача, медсестры поможет уловить изменения цвета лица больного, особенности мимики, походки и других признаков, что может иметь диагностическое значение.
Для терапевта, например, важным является чувствительность слухового анализатора (выслушивание тонов сердца и особенностей дыхания), для дерматовенеролога и инфекциониста - зрительного (особенности сыпи), для хирурга - тактильной чувствительности (манипулирование на ощупь) и т.д.
Медработник должен знать о влиянии различного рода ощущений на состояние человека. Например, красный цвет оказывает возбуждающее действие, зеленый и синий - успокаивающее, черный и серый - угнетающее. Особенности звукового воздействия давно используются для музыкотерапии.
Расстройства восприятий
Причины: инфекционные агенты, отравления, интоксикации.
1. Иллюзии- это искаженное восприятие реального объекта.
Иллюзии подразделяются на зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные и вкусовые. Они могут наблюдаться и у здоровых людей, особенно в тех случаях, когда восприятие окружающего бывает неотчетливым (полумрак, шумная обстановка) или человек находится в состоянии эмоционального напряжения (ожидание, страх, особенно то и другое одновременно).
2. Галлюцинации — болезненное восприятие без реального объекта.
При галлюцинациях человек видит, слышит, ощущает при отсутствии реального раздражителя. Галлюцинации, как и иллюзии, подразделяются по органам чувств. Чаще наблюдаются зрительные, слуховые и обонятельные галлюцинации.
3. Агнозии- это нарушения узнавания предмета.
4. Дереализация- искаженное восприятие объектов окружающего мира. Больные узнают окружающую обстановку, но она кажется им «какой-то не такой», все воспринимается как через толстое стекло, измененное.
Воображение - это мысленное создание новых, раннее не имевших места представлений, образов и восприятий. Человек может вообразить по рассказам других людей то, чего не существует в действительности. Воображение позволяет человеку отрываться от непосредственной обстановки и ситуации и переноситься в будущее, прогнозировать развитие того или иного процесса. У людей с болезненным воображением могут рисоваться мрачные картины исхода его болезни, появляться чувства безнадежности и безысходности. Чем больше у человека практического опыта и теоретических знаний, тем богаче и точнее его воображение.
Представление - это воспроизведение следов бывших восприятий.
Представлением называется возникающие в сознании человека образы предметов и явлений, которые воспринимались им ранее. Представления возникают в результате переработки и осмысления прошлого опыта, поэтому они носят более обобщенный характер, чем восприятия. Представления составляют основное содержание наших знаний и навыков, поэтому они играют большую роль в процессе обучения. У многих больных может быть неправильное представление о своей болезни, зачастую пугающее их, вселяющее страх и опасения за жизнь и здоровье. Задачей медперсонала является умение доступно и понятно информировать больного о его заболевании, вселяя в него уверенность в выздоровление.
Память и внимание
Значимость темы обусловлена тем, что практически в любом медицинском учреждении встречаются больные с нарушением памяти и внимания. Это, как правило, лица пожилого и старческого возраста. Поэтому эта тема важна практически для представителей всех медицинских специальностей.
Велико значение памяти и внимания в жизни человека и его профессиональной деятельности.
«Память - это преодоление отсутствия». П. Жане.
И.М. Сеченов оценивал память как основное условие психической жизни, как «краеугольный камень психического развития».
Память лежит в основе любого психического явления. Личность, ее отношения, навыки, привычки, надежды, желания, притязания существуют благодаря памяти. Распад следов памяти - распад личности.
Задача психологии состоит, прежде всего, в том, чтобы показать сущность памяти как проявления сознания личности.
Память и внимание как психические явления не только дар природы, но и результат целенаправленного воспитания, поэтому средний медработник должен развивать и тренировать память и внимание - эти важные психические функции, которые ему, несомненно, пригодятся при изучении других наук, всех клинических дисциплин, сестринского дела и в дальнейшей практической деятельности.
Умение психологически грамотно, на современном научном уровне организовать взаимодействие с пациентом обеспечит возможность участия среднего медицинского персонала в психотерапевтической и реабилитационной работе с пациентами
Вся учебная информация в данной теме построена на интеграции знаний о главных психических процессах человека и их особенностях, в связи с пониманием человеком своей болезни и состояния своего здоровья.
Память, определение и характеристика
Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
Память - основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.
Физиологической основой памяти является система условных рефлексов. Память - общемозговая функция, в которой участвуют все разделы головного мозга, а также подкорковые образования, но самое большое значение имеют височные доли головного мозга.
Основные процессы памяти:
ü заучивание;
ü сохранение;
ü воспроизведение;
ü узнавание;
ü забывание.
Важным условием для запоминания являются:
ü желание;
ü осмысление;
ü повторение;
ü проговаривание вслух.
Виды памяти
Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией).
Произвольная память (информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов).
Эффективность произвольной памяти зависит:
- от целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить). Если цель - выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после экзамена многое забудется, если цель — выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается;
- от приемов заучивания. Приемы заучивания бывают:
а) механическое дословное многократное повторение - работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие. Механическая память — это память, основанная на повторении материала без его осмысливания;
б) логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами - работает логическая память (смысловая) - вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, лучше, чем у механической памяти (см. схему);
в) образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) - работает образная память. Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая,
моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная.
Эти типы памяти в той или иной степени выраженности имеются у каждого человека. Виды памяти обусловлены генетически.
Этапы логического запоминания
г) мнемические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания).
Выделяют также кратковременную память, промежуточную память, долговременную, оперативную память.
Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 минут), после чего информация может забыться полностью или перейти в долговременную память, но при условии 1-2-кратного повторения информации. Кратковременная память (КП) ограничена по объему, при однократном предъявлении в КП помещается в среднем 7+ 2. Это логическая формула памяти человека, то есть в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации.
Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации: бывает двух типов;
ДП с сознательным доступом (то есть человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию);
ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни человека).
Оперативная память - вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности.
Промежуточная памятьобеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводя ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате чего нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижается внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.
Для долговременной памяти с сознательным доступом свойственна закономерность забывания: забывается все ненужное, второстепенное, а также определенный процент и нужной информации.
Для уменьшения забывания необходимо:
1) понимание, осмысление информации (механически выученная, но непонятая до конца информация забывается быстро и почти полностью);
2) повторение информации (первое повторение нужно через 40 минут после заучивания, так как через час в памяти остается только 50% механически заученной информации). Необходимо чаще повторять в первые дни после заучивания, так как в эти дни максимальны потери от забывания.
Наиболее важными качествами памяти являются:
· быстрота запоминания;
· объем усвоенного;
· прочность сохранения;
· точность воспроизведения информации.
Профессионализация памяти, овладение техникой практического навыка, упражнения в запоминании характеризуют влияние деятельности на развитие памяти.
Нарушения памяти
При различных заболеваниях могут страдать отдельные компоненты памяти: запоминание, удержание, воспроизведение.
1. Гипомнезия - снижение, ослабление памяти. Наблюдается при сильном переутомлении, при астенических состояниях, у пожилых людей, при атеросклерозе сосудов головного мозга, в результате тяжелых перенесенных заболеваний.
2. Амнезия - выпадение памяти, отсутствие памяти. Наблюдается в результате травм мозга, очень сильных отравлений, при старческих психозах. Различают ретроградную амнезию, когда выпадают из памяти события, предшествующие заболеванию, травме, и антероградную амнезию, когда выпадает из памяти то, что было после заболевания. При органических заболеваниях головного мозга могут быть частичные амнезии, когда поражается какой-либо вид памяти. Различают тотальную амнезию, когда из памяти выпадают события до и после бессознательного состояния,
3. Парамнезии - ошибки, обманы памяти. Их подразделяют на:
· конфабуляции — пробелы памяти замещаются событиями и фактами, не имевшими места в действительности, то есть вымыслами, причем это происходит помимо желания больных обмануть, ввести в заблуждение. Наблюдается при старческом психозе, при хроническом алкоголизме, прогрессирующем параличе, сифилисе мозга;
· псевдореминисценции - патология памяти, при которой происходит сдвиг событий во времени, больные события прошлого переносят в настоящее. Это нередко наблюдается у больных со старческим психозом.
4. Гипермнезия - повышенная способность к запоминанию, обострение воспоминаний в воспроизведении мельчайших деталей давно прошедших впечатлений, но недостаточное запоминание текущих событий. Наблюдается при маниакально-депрессивном психозе и маниакальном состоянии при шизофрении. Не всегда гипермнезию следует относить только к болезненным нарушениям памяти. Гипермнезия иногда произвольно создается педагогом или психологом для целей оптимизации памяти в условиях суггестопедического интенсивного обучения.