Тема 1. Общее представление о специальной психологии.
Тема 1. Общее представление о специальной психологии.
ПЛАН
1. Предмет специальной психологии.
2. Цели и задачи специальной психологии. Методология специальной психологии.
3. История развития специальной психологии.
4. Факторы, влияющие на дисгармоничное психическое развитие ребенка.
Предмет специальной психологии. Цели и задачи специальной психологии. Методология специальной психологии.
Содержание курса: специальная психология как отрасль клинической психологии.
Специальная психология – наука о закономерностях психического дисонтогенеза. Дисонтогенез - любое отклонение от нормального психического онтогенетического развития.
Объект специальной психологии– психическое развитие ребенка .
Предмет – законы психического дисонтогенеза .
Этиоло́гия (греч. aitía, причина + lógos, слово, учение[1]) — раздел медицины, изучающий причины и условия возникновения болезней.
В профессиональной медицинской среде термин «этиология» употребляется также как синоним «причины»
Патогене́з (греч. πάθος — страдание, болезнь и γένεσις — происхождение, возникновение) — механизм зарождения и развития болезни и отдельных её проявлений. Рассматривается на различных уровнях — от молекулярных нарушений до организма в целом. Изучая патогенез, медики выявляют, как, каким образом развивается болезнь.
Под анозогнозией в психиатрии понимается такое состояние больного, когда тот не осознает наличия у него психического расстройства (либо дефекта), при этом он может выступать против проведения соответствующего лечения. Анозогнозия в одних случаях может указывать на тяжелое психическое расстройство с нарушением критики
Методологические основы специальной психологии были заложены Л,С Выготским , сформулировавшим принципы отражающие законы психического онтогенеза .
1) Прижизненное опосредованное и произвольное формирование высших психических функций.
2) Зависимость строения психических процессов от способов их формирования: разные пути формирования ВПФ в зависимости от характера повреждения функции, возможность формирования обходным путем .
3) Механизмы направления психической деятельности при дисонтогенезе подобны механизмам формирования психики в норме .
4) Психический дефект формирующийся в процессе дисонтогенеза имеет сложное многоуровневое строение и охватывает все стороны психической жизни .
Задачи стоящие перед специальной психологией:
Теоретические-
1) Проблема нормы и патологии. Общепсихологические задачи. Выработка критериев для разграничения нормы и патологии. Кроме того предполагается описание психологической структуры нормы. Изучая возможные дисциплины возможно описание психологической структуры нормы , это возможно через отрицание отклонений. Но это до сих пор актуальная задача. Задача трансформации критериев , дифференциации нормального и аномального онтогенеза и построение психологической структуры нормального развития .
2) Выделение специфических законов, механизмов формирования нарушений психики. Существуют единые законы развития для аномального и нормального развития, но есть специфичные закономерности для аномалий развития. Общие механизмы : нарушение функций общения , нарушение процесса социализации , нарушение усвоения универсальных социальных знаний . Общие закономерности действуют при всех типах дисонтогенеза . Есть специфические закономерности , характерные для определенного вида дисонтогенеза .
3) Выявление структуры дефекта и механизмов его формирования при различных вариантах дисонтогенеза. В структуре дефекта выяснение соотношения первичных и вторичных составляющих.
Практические –
4)Клинико-диагностическая - описание структуры дефекта зависит от использования диагностических методик .
4) Воздействие – коррекция отклонений в развитии.
5) Экспертная оценка, оценка уровня развития ребенка с помощью количественных методик .
Психология аномального развития и другие отрасли психологии, науки .
Место психологии аномального развития .
Дисциплина наиболее связана с другими отраслями клинической психологии , нейропсихологией , психосоматикой , патопсихологией детского возраста.Связь с возрастной психологией , психологической педагогикой – то есть другие области , изучающие онтогенез . Область междисциплинарного исследования – медицина , психиатрия , невро- и психопатология детского возраста . Педагогика , социология , этнология , дефектология ( сурдо и тифло- педагогика ).
Психология аномального развития тесно связана с другими науками изучающими аномальное развитие , это имеет историческую обусловленность и корнями уходит в психиатрию и дефектологию .
Этиологические критерии ЗПР
ЗПР. Обратимое замедление темпа психического развития, замедление обнаруживается при поступлении в школу. Выражается в недостаточности общего запаса знаний , ограниченности представлений , незрелости мышления , низкой интеллектуальной целенаправленности, преобладание игровых интересов, быстрая пресыщаемость интеллектуальной деятельностью . В отличии от олигофрении отличается сообразительностью в пределах имеющихся знаний . Более продуктивно используют помощь взрослых . Экспертная оценка 60% неуспевающих в школе показала наличие ЗПР(ММД) . Диагноз ЗПР ставиться ребенку до 12 лет. После диагноз снимается , при достижении возрастной нормы , или ставиться диагноз патохарактерологическое формирование личности. После 12 летнего возраста ребенок не может быть переведен в специальную школу для детей с ЗПР .
Этиология ; конституцианальные факторы , хронические соматические заболевания , органическая недостаточность ЦНС резидуального характера ( пост , натальные , пренатальные , генетические нарушения ) , психогенные факторы – неблагоприятные условия воспитания . Систематизация ЗПР Власова , Певзнер выделяет два варианта ЗПР: 1. возникновение вследствие психического и психофизического инфантилизма. Недоразвитие эмоционально волевой сферы , может быть осложнено недоразвитием познавательной сферы и речи . 2.вследствии астенических и цереброастенических состояний ( общемозговые дисфункции , длительные заболевания ).
Этиологические критерии, выделяется 4 варианта З.П.Р. (Лебединская)
1. конституционального происхождения – гармонический психофизический и психический инфантилизм. Инфантильная психика сочетается с инфантильным телосложением. Детская пластичность мимики и моторики. Развитие эмоциональной сферы соответствует более раннему возрастному этапу. Эмоции яркие и живые, в поведении преобладают эмоциональные реакции. В деятельности доминирует игровой интерес, отмечается внушаемость и не самостоятельность. Неутомимость в игре, могут играть часами. В игре много элементов творчества и фантазии. В интеллектуальной деятельности быстро наступает пресыщение. Проблемы возникают при поступлении в школу, нет интереса к учебе, не сформированы представления о дисциплине, затрудненно формирование социальной позиции школьника. Эмоциональная незрелость затрудняет адаптацию ребенка в коллективе. Возможно патохарактерологическое формирование личности по не устойчивому типу. Эти особенности могут наследоваться, конституциональный семейный анамнез, кто то из родителей тоже медленно взрослел.
2. З.П.Р. – соматогенного происхождения, эмоциональная не зрелость обусловлена длительным хроническим заболеванием, пороками физического развития внутренних органов, после операций, при сахарном диабете, бронхиальной астме, патологии желудочно- кишечного тракта. Физическая и психическая астенизация, формируется робость, боязливость, не уверенность в себе, не способность к самостоятельному принятию решения, зависимость и беинициативность. Этому способствует режим жестких ограничений и контроля, фактор искусственной инфантилизации, гиперопека.
3. З.П.Р. – психогенного происхождения, следствие не благоприятных условий воспитания. В силу психогенной ситуации, сила зависит от времени воздействия – чем раньше и чем тяжелее интенсивность воздействия, тем тяжелее задержка, тем более вероятно характерное формирование личности. Не благоприятные условия: гиперопека, безнадзорность, в результате которой З.П.Р. может привести к патологическому развитию личности по не устойчивому типу. Проявляется в импульсивности, не способности сдерживать свои эмоции и желания, не сформировано чувство долга и ответственности. Гиперопека формирует эгоцентризм, установки тормозящие развитие воли, жестокое и грубое отношение с ребенком приводит к невротическому развитию личности. З.П.Р. проявляется в отсутствии инициативы, не самостоятельности и робости.
4. Церебрально- органического генеза: возникает вследствие патологии беременности , родов, инфекций, интоксикаций, травм в первый год жизни. Отличается от олигофрении тяжестью поражения и временным интервалом поражения. Раннее воздействие приводит к развитию олигофрении, чем позже тем чаще задержка, проявляется в незрелости в сочетании повреждением нервной системы. В структуре церебрально-органической формы почти всегда наблюдается ряд энцефалопатических расстройств – психопатоподобная и неврозоподобная симптоматика, проявления психорганического синдрома, свидетельствующие о повреждении нервной системы. 50-90 % задержки психического развития имеют неврологическую симптоматику, гипертензионный синдром, нарушение нервной иннервации и проявления вегетативной сосудистой дистонии. Эмоционально-волевая не зрелость проявляется в органическом инфантилизме, не яркости и живости эмоций, эмоции достаточно примитивны, не похожи на ребенка более младшего возраста. Грубая внушаемость связана с органическим дефектом, не способностью к критике. Преобладают игровые интересы, игра достаточно однообразна, нет творчества, фантазии. Игра по правилам распадается на отдельные фрагменты. В учебной ситуации ориентируются не на содержание учебной задачи, а на поведение и отношение учителя, получая хорошие оценки радуются, предпочитают выполнять большое количество трудных задач, чем одну. Предпочтение игровой деятельности.
Клинико-психологическая картина зависит от преобладающего фона настроения.
1. эйфорический фон. Наблюдается импульсивность, психомоторная расторможенность, внешне имитируют детскую не посредственность и жизнерадостность, отмечается не способность к волевому усилию и систематической деятельности. Непоседливы на уроке, ходят. При наказании, когда ругают обещают исправиться, учиться не хотят.
2. дисфорический, с пониженным фоном настроения. Склонность к робости, страхам, не самостоятельные, без инициативны. Преобладают игровые интересы, с трудом привыкают к обстановке и к коллективу. Ведут себя более правильно, сильно переживают из-за школьных неудач. Дети на которых преподаватель меньше всего обращает внимания и буквально тянет за уши по программе. Склонность к формированию невротических наслоений, усугубляющих течение З.П.Р.. Не зрелость познавательной деятельности характеризуется определенной иерархической структурой нарушений, при олигофрении страдают высшие психические функции, при задержке психического развития страдает не мышление , а вспомогательные функции; память, внимание, пространственные представления, гнозис, сенсорные и моторные проявления, отставание в речевом развитии, освоении навыков чтения, письма и счета, отставание в формировании вербально- логического мышления. Познавательная активность возникает вследствие энцефалопатических расстройств. Характерна астения, истощаемость нервной системы , не способность к интеллектуальной реализации, двигательная расторможенность.
Тестовые задания при З.П.Р. , особенности выполнения.
1. низкая познавательная активность при предъявлении познавательных задач, ребенок старается уйти любым способом, предлагает другие темы для обсуждения, прямой отказ, явный негативизм, уход в игровую деятельность.
2. внимание – отмечается сужение поля внимания, фрагментарное выполнение отдельных заданий, не устойчивость внимания, недостаточность произвольного регулирования. Яркие внешние стимулы отвлекают от выполнения задания, полевое поведение.
3. развитие памяти – характеризуется снижением продуктивности непроизвольного и особенно произвольного внимания. Объем кратковременной и долговременной памяти не большой ( из 10 слов запоминается 5), заучивание не дает успешности, а только ухудшение результата. Отсроченное воспроизведение, задание выполняется с искажениями, привнесение новых слов. Низкий уровень произвольного запоминания связан с ограниченной познавательной активностью и не умением использовать вспомогательные мнемические приемы, отмечаются трудности смысловой переработки запоминаемой информации. Недостаточность переработки сенсорной информации ведет к отсутствию целостности восприятия, системы признаков объекта, то есть ребенок может не узнавать знакомый предмет в непривычном ракурсе. Наблюдается инертность мышления, недостаточность переключения при выполнении одной деятельности и ее перехода к другой. Отставание в развитии наглядно- действенного мышления минимально, недостаточность наглядно- образного мышления, очевидна задержка формирования вербально- логического мышления, с отставанием в речевом развитии; не сформирована обобщающая функция слова. Отставание в развитии проявляется в не сформированности мыслительных операций ( сравнение, обобщение, группировка, классификация). Степень выраженности и характер эмоциональных и интеллектуальных нарушений не одинаков у разных детей с задержкой психического развития.
Условно принято выделять две группы детей с задержкой психического развития:
а) церебрально-органического генеза. где преобладают явления органического инфантилизма, эмоционально-волевые нарушения. Имеют не грубую энцефалопатическую симптоматику, церебростенический синдром. Отмечаются легкие неврозоподобные явления, психомоторная возбудимость, присущ инфантильный психический облик.
б) преобладают нарушения познавательной деятельности. Черты не зрелости сочетаются с признаками повреждений, возможны психопатологические расстройства, расторможенность, дурашливость, агрессивность, повышение влечений – прожорливость, склонность к онанизму. Выраженные неврозоподобные и церебростенические расстройства; эпилептиформные и апатико- адинамические нарушения.
ПЛАН
1. Модель дефицитарного психического развития связанного с недостаточностью зрения и слуха
2. Нарушение двигательной сферы
3. Модель органической деменции.
4. Типы органической деменции
ПЛАН
1. Сфера деятельности клинического психолога
2. Динамика эмоционального развития родителей в процессе консультационного процесса
3. Этапы консультационного процесса – Семаго.
4. Родительские группы для развития имеющих детей с проблемами развития.
Темы сообщений.
1. Концепция А.Р.Лурия о 3 функциональных блоках мозга и ее значение для анализа задержек психического развития.
2. Трудности письма и их анализ с точки зрения принципа системности строения ВПФ.
3. Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью.
4. Умственная отсталость и ее отграничение от сходных состояний.
5. Особенности синтаксической организации высказывания у детей с задержкой речевого развития.
6. Особенности словаря у детей с задержкой речевого развития.
7. Состояние ВПФ у детей с сенсорной депривацией.
8. Категории детей с отклонениями в развитии и отрасли специальной (коррекционной) педагогики.
9. Принцип системного строения психических функций и его значение для специальной психологии.
10. Системное строение функции письма.
11. Принцип динамической организации и локализации ВПФ и его значение для специальной психологии.
12. Изменение системного строения функции письма в ходе обучения: первоклассник и студент.
13. Классификация задержек психического развития в свете концепции А.Р.Лурия о 3 функциональных блоках мозга.
14. Олигофрения: причины и степени нарушений.
15. Вторичные нарушения ВПФ при сенсорной депривации.
16. Подход к диагностике аномалий психического развития Л.С.Выготского.
17. Задачи психолога в психолого-медико-педагогической службе.
18. Принципы коррекционно-развивающей работы с детьми.
19. Роль раннего вмешательства в коррекции отклоняющегося развития детей.
1. Рекомендуемая литература (основная)
Тема 1. Общее представление о специальной психологии.
ПЛАН
1. Предмет специальной психологии.
2. Цели и задачи специальной психологии. Методология специальной психологии.
3. История развития специальной психологии.
4. Факторы, влияющие на дисгармоничное психическое развитие ребенка.
Предмет специальной психологии. Цели и задачи специальной психологии. Методология специальной психологии.
Содержание курса: специальная психология как отрасль клинической психологии.
Специальная психология – наука о закономерностях психического дисонтогенеза. Дисонтогенез - любое отклонение от нормального психического онтогенетического развития.
Объект специальной психологии– психическое развитие ребенка .
Предмет – законы психического дисонтогенеза .
Этиоло́гия (греч. aitía, причина + lógos, слово, учение[1]) — раздел медицины, изучающий причины и условия возникновения болезней.
В профессиональной медицинской среде термин «этиология» употребляется также как синоним «причины»
Патогене́з (греч. πάθος — страдание, болезнь и γένεσις — происхождение, возникновение) — механизм зарождения и развития болезни и отдельных её проявлений. Рассматривается на различных уровнях — от молекулярных нарушений до организма в целом. Изучая патогенез, медики выявляют, как, каким образом развивается болезнь.
Под анозогнозией в психиатрии понимается такое состояние больного, когда тот не осознает наличия у него психического расстройства (либо дефекта), при этом он может выступать против проведения соответствующего лечения. Анозогнозия в одних случаях может указывать на тяжелое психическое расстройство с нарушением критики
Методологические основы специальной психологии были заложены Л,С Выготским , сформулировавшим принципы отражающие законы психического онтогенеза .
1) Прижизненное опосредованное и произвольное формирование высших психических функций.
2) Зависимость строения психических процессов от способов их формирования: разные пути формирования ВПФ в зависимости от характера повреждения функции, возможность формирования обходным путем .
3) Механизмы направления психической деятельности при дисонтогенезе подобны механизмам формирования психики в норме .
4) Психический дефект формирующийся в процессе дисонтогенеза имеет сложное многоуровневое строение и охватывает все стороны психической жизни .
Задачи стоящие перед специальной психологией:
Теоретические-
1) Проблема нормы и патологии. Общепсихологические задачи. Выработка критериев для разграничения нормы и патологии. Кроме того предполагается описание психологической структуры нормы. Изучая возможные дисциплины возможно описание психологической структуры нормы , это возможно через отрицание отклонений. Но это до сих пор актуальная задача. Задача трансформации критериев , дифференциации нормального и аномального онтогенеза и построение психологической структуры нормального развития .
2) Выделение специфических законов, механизмов формирования нарушений психики. Существуют единые законы развития для аномального и нормального развития, но есть специфичные закономерности для аномалий развития. Общие механизмы : нарушение функций общения , нарушение процесса социализации , нарушение усвоения универсальных социальных знаний . Общие закономерности действуют при всех типах дисонтогенеза . Есть специфические закономерности , характерные для определенного вида дисонтогенеза .
3) Выявление структуры дефекта и механизмов его формирования при различных вариантах дисонтогенеза. В структуре дефекта выяснение соотношения первичных и вторичных составляющих.
Практические –
4)Клинико-диагностическая - описание структуры дефекта зависит от использования диагностических методик .
4) Воздействие – коррекция отклонений в развитии.
5) Экспертная оценка, оценка уровня развития ребенка с помощью количественных методик .
Психология аномального развития и другие отрасли психологии, науки .
Место психологии аномального развития .
Дисциплина наиболее связана с другими отраслями клинической психологии , нейропсихологией , психосоматикой , патопсихологией детского возраста.Связь с возрастной психологией , психологической педагогикой – то есть другие области , изучающие онтогенез . Область междисциплинарного исследования – медицина , психиатрия , невро- и психопатология детского возраста . Педагогика , социология , этнология , дефектология ( сурдо и тифло- педагогика ).
Психология аномального развития тесно связана с другими науками изучающими аномальное развитие , это имеет историческую обусловленность и корнями уходит в психиатрию и дефектологию .