Общее представление о психологии

Лекция №1

Часть I Введение в психологию

Глава 1 Предмет психологии, ее задачи и методы

§ 1. Общее представление о психологии. Что означает слово «психоло­гия». Что такое психика. Какие явления относятся к разряду психических. Чем психические явления отличаются 'от других явлений, существующих вмире. Где изучаются психические явления и где в жизни людей используют­ся знания о них. Какими знаниями о психике располагают люди. Какие ви­ды психологических знаний называются научными, житейскими и практи­ческими.

§ 2. Психологические знания в жизни людей. Где и как применяются пси­хологические знания в сфере образования. Как используются психологические знания в медицине. Каково значение психологических знаний в экономике, по­литике, области права, других сферах человеческой деятельности.

§ 3. Научная психология. Что изучает психология как наука. Когда и как возникла научная психология. Чем психология как наука отличается от дру­гих наук. Какие отрасли научной психологии существуют в настоящее вре­мя. Что отличает научные психологические знания от ненаучных. Где при­меняются научные психологические знания.

§ 4. Практическая психология. Что такое практическая психология. Как возникла и развивалась практическая психология. Чем занимаются практиче­ские психологи. Что представляют собой методы практической психологии. Где используются практические психологические знания и умения.

§ 5. Методы изучения психических явлений. Что называется методами научного познания. Каким образом можно изучать психические явления. Каковы основные группы методов научного изучения и практического познания психических явлений.

Общее представление о психологии

Что означает слово «психология».Буквально это слово означает «знание о душе» или «наука о душе». Первая часть этого слова указывает на особый мир явлений, находящихся в сознании человека и не похожих на те явления, которые че­ловек видит невооруженным глазом в окружающем его мире. Вторая часть этого слова показывает, что речь идет или о представлениях людей об этих явлениях, сложившихся в ре­зультате накопления жизненного опыта, или об особой науке, которая возникла и существует для получения точных, досто­верных знаний об этих явлениях.

Общее представление о психологии - student2.ru Общее представление о психологии - student2.ru Слово «психология»греческого происхождения. Древняя Греция явилась первой европейской страной, в которой со­бранные в древности (прежде всего в Древней Азии и на Древнем Востоке) знания впервые были осознаны и представ­лены как научные. Многие из вновь возникших наук полу­чили названия, которые так же, как и слово «психология», заканчиваются на «-логия», например: астрология, филоло­гия, биология, зоология. Греческое слово «логос» в переводе на русский язык означает «мысль», «разум». Следовательно, термин «психология», появившийся намного позднее соот­ветствующей системы научных знаний, на русский язык можно перевести как «разумная мысль о душе».

В настоящее время слово «психология» означает и науку о соответствующих явлениях, и сами эти явления, которые называют душевными или психическими, а иногда обозна­чают общими словами «душа»или «психика».В повседнев­ном языке для обозначения соответствующих явлений ис­пользуются оба термина, ученые же предпочитают пользо­ваться только термином «психика».

Что такое психика. Какие явления относятся к разря­ду психических.К разряду психических явлений, объединя­емых термином психика, относят четыре группы явлений, которые включают в себя: психические процессы (иногда по отношению к ним также применяют и другие названия, на­пример, «психологические процессы», «психические функ­ции»), психические состояния, психические свойства чело­века и так называемые массовидные явления психики.

Психические процессы включают в себя ощущения, вос­приятие, внимание, воображение, память, мышление и речь человека. С помощью этих процессов человек познает себя и окружающий мир, поэтому они также называются познава­тельными или когнитивными1 процессами.

1 Слово «когнитивный» в переводе с английского языка на русский означает «познавательный», «связанный с познанием», «относящийся к знаниям».

Психические состояния характеризуют те внутренние пе­реживания, которые имеются у человека в данный момент времени. К ним относятся эмоции, изменчивые состояния внимания2, различного рода переживания, состояния удо­вольствия, неудовольствия, покоя, беспокойства и др., возникающие у человека в процессе удовлетворения его потребно­стей, преодоления препятствий на пути к достижению цели.

2 Особой строгости в отнесении тех или иных психических явлений к группе процессов, состояний и свойств не существует, поэтому, например, внимание одновременно характеризуют и как процесс, и как состояние психики челове­ка. Точно так же, например, чувства человека одновременно выступают и как
его состояния, и как его психические (психологические) свойства

Психическими свойствами (другое их название индивиду­альные или личностные свойства человека) называют более или менее устойчивые психологические особенности челове­ка, которые остаются с ним в течение всей жизни, более или менее постоянно проявляются в его поведении и отличают данного человека от других людей, характеризуя индивиду­ально своеобразное именно для него поведение. Это, напри­мер, способности, темперамент, воля, характер, чувства, по­требности, мотивы поведения, устойчивые отношения чело­века к себе, к окружающим людям, к тому, что происходит вокруг него1.

Такие отношения в психологии называются социальными установками.

Термин «массовидные явления психики» относится к та­ким явлениям, которые по своим свойствам напоминают психические явления, но в отличие от них, в частности, в отличие от перечисленных выше процессов, состояний и свойств относятся не к отдельно взятому человеку, а к груп­пам людей. Это, например, мода, паника, слухи, обществен­ное мнение. Эти явления специально изучаются в науке, на­зываемой социальной психологией.

Чем психические явления отличаются от других явле­ний, существующих в мире.Ответ на данный вопрос дать непросто, так как психические явления трудно сравнивать с другими известными науке явлениями, например, физиче­скими, химическими, биологическими, математическими. Кроме того, психические явления с очень большим трудом поддаются научному изучению.

Все современные знания о психических явлениях высту­пают как косвенные, то есть полученные не путем прямого наблюдения за ними, а через признаки, в которых они про­являются, например поведенческие, речевые. Тем не менее наука о психологии человека, существующая и успешно раз­вивающаяся уже около 2,5 тыс. лет, позволяет иметь точ­ные, вполне достоверные и надежные знания об этих не­обычных явлениях.

Психические явления невозможно полностью отождест­вить ни с одним из известных материальных процессов, которые изучаются в науках о природе. Они находятся как бы внутри человека, в то время как другие явления, изучаемые естественными науками, могут существовать как в самом че­ловеке (физиологические процессы), так и вне его (физиче­ские и химические процессы).

Психические явления идеальны, то есть они существуют лишь в виде идей в сознании людей и в той части их психи­ки, которую современные психологи называют бессознатель­ной1.

1 Бессознательное — это то, что существует в психике человека в виде ощу­щений, образов, идей и т.п., реально управляет психикой и поведением чело­века, но в каждый момент времени человеком не осознается. О бессознатель­ных психических явлениях мы поговорим подробнее в следующих главах учеб­ника.

Это, правда, не значит, что в реальном мире этим, то есть психическим, явлениям ничто материальное не соответ­ствует. Напротив, материалистически мыслящие ученые — а таких ученых в настоящее время большинство — призна­ют, что психика самым тесным образом связана с работой материального органа тела — мозга, а также с происходя­щими в нем вполне материальными процессами. Признание психических явлений как идеальных означает лишь то, что психические явления и процессы невозможно напрямую изучать с помощью методов, которыми для познания инте­ресующих их явлений пользуются представители естествен­ных наук: физики, математики, биологии, химии, геогра­фии и других.

Психические явления не существуют вне явлений жизни. Это утверждение почти никто из современных ученых не ос­паривает, хотя в древние времена многие ученые полагали, что душа (аналог того, что сейчас называется психикой) мо­жет существовать сама по себе, вне материальных тел и жи­вых организмов. Психические явления — по крайней мере, так думают современные ученые — присущи лишь высшим живым существам — человеку и животным, в то время как другие явления можно обнаружить почти везде в существу­ющем мире, в том числе в неживом.

Где изучаются психические явления и где в жизни лю­дей используются знания о них.Встречая человека, начи­ная разговаривать с ним, мы, как правило, обращаем внима­ние не только на его внешность, но и пытаемся познать его психологические особенности. Это необходимо для того, что бы лучше понимать, что говорит и делает данный человек, умело помогать ему, убеждать, располагать к себе, добивать­ся взаимопонимания в решении разнообразных вопросов, оказывать, если в этом есть необходимость, на него влияние.

Так, например, если мы имеем дело с ребенком и перед нами стоит задача хорошо обучить и воспитать его, то нуж­но знать психологические особенности ребенка (у детей раз­ного возраста они различные), его индивидуальность (у каж­дого ребенка свои особенности). Если к врачу приходит па­циент, то возникает необходимость знать и понимать психо­логию больного. Без этого вряд ли врач сможет добиться ус­пешного лечения человека. К каждому больному нужен свой психологический подход. Об этом знали и писали еще древ­неегипетские и древнегреческие врачи.

Руководителю необходимо оказывать влияние на подчи­ненного, пользуясь не только данной законом властью, но и другими доступными средствами, в том числе психологиче­скими. Словом, почти всегда и почти везде, где приходится иметь дело с людьми, вступать с ними в общение, знание психологии оказывается необходимым.

Психология человека интересует и тех, кто стремится по­лучить точные, достоверные знания о людях, об их взаимо­отношениях, о человеческой истории, культуре. Это, в част­ности, ученые, представляющие науки об обществе и науки о человеке, в том числе сами психологи, чьей главной зада­чей как раз и является познание психологии человека.

Все, о чем говорилось выше, интересует человечество дав­но, с возникновения человеческой истории и культуры, уже несколько тысяч лет. Поэтому закономерен вопрос:

Какими знаниями о психике располагают люди.Отве­тить на этот вопрос одновременно и просто, и непросто. Про­сто ответить потому, что психология как наука появилась в то историческое время, о котором мы располагаем дошедши­ми до нас достоверными документальными источниками. Это начало второй половины I тыс. до н.э. Если же иметь в виду новейший, современный уровень научного психологи­ческого знания, экспериментального и математически точ­ного, то его накопление началось всего лишь около 150 лет назад в трудах немецких ученых и их последователей.

Общее представление о психологии - student2.ru Общее представление о психологии - student2.ru Общее представление о психологии - student2.ru Общее представление о психологии - student2.ru Трудно найти убедительный ответ на данный вопрос пото­му, что психологические знания людей не ограничиваются тем, что известно только ученым. Можно предположить, что люди в целом знают о психологии намного больше, чем са­ми ученые-психологи. Это связано с тем, что люди получа­ют знания о психологии через богатый жизненный опыт, ко­торый, естественно, у всего человечества в целом намного больше, богаче и разнообразнее, чем у сравнительно неболь­шой группы ученых-психологов. (Даже в США, где профес­сиональных психологов больше, чем в других странах мира, их не более 1%.)

Чем же отличаются знания, которыми располагает совре­менная наука, от знаний, которыми располагают обычные люди, а также от знаний, которыми пользуются психологи-практики или практические психологи? Разницу в этих зна­ниях мы попытаемся выяснить, отвечая на вопрос:

Какие виды психологических знаний называются на­учными, житейскими и практическими. Научными назы­вают такие знания о психологии людей, которые считаются достаточно правильными и точными, причем их правиль­ность можно доказать, пользуясь достоверными фактами и современной логикой научного доказательства, а точность обеспечить за счет применения соответствующих математи­ческих расчетов.

Научные знания о психологии человека представлены в современной научной литературе, в выступлениях ученых на различных научных собраниях.

Житейскими называют знания, которые научно не про­верены, получены путем жизненного опыта. Их имеет каж­дый человек, однако они недостаточно надежны и достовер­ны. Эти знания неискушенный в психологии человек может получить, наблюдая и сравнивая с тем, что происходит в его собственном сознании или в душе. В таком наблюдении мно­го субъективности1.

1 Слово «субъективность» имеет несколько разных значений. В данном слу­чае оно означает «необъективность», то есть недостоверность, неточность или несоответствие реальной действительности. Несмотря на то что субъективность самонаблюдения за психическими явлениями в настоящее время признается большинством ученых-психологов, когда-то этот метод познания психических явлений под названием «интроспекция» считался вполне надежным и единст­венно научным. Это было еще относительно недавно, в конце XIX в.

Практическими называют психологические знания, ко­торые используются для оказания прямого психологического воздействия на самих себя и на других людей. Практиче­ские психологические знания, в свою очередь, могут быть и научными, и житейскими. К ним обычно не предъявляют таких строгих требований, какие предъявляются к научным психологическим знаниям. Главное в этих знаниях — быть полезными в работе с людьми, и если это так, то на их на­учную обоснованность, как правило, особого внимания не обращают.

Наши рекомендации